Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рою тюк стираю плюс люстра рюкзак

Организационный этап. Сообщение темы урока

Учитель обращается к учащимся:

— На уроке вы познакомтесь с еще одной особенной буквой, которая дружит с буквами Я и Ю. У новой буквы будет много секретов. Ваша задача — узнать, чем похожи и чем отличаются эти буквы.

 

Актуализация опорных знаний

Повторение изученных букв. Учитель указкой выбирает букву на схеме «Карта города букв», учащиеся называют звуки. При указании на буквы, которые обозначают согласные звуки, учащиеся называют два звука — твердый и мягкий. При указании на буквы Я, Ю учащиеся называют два звука — [й'а], [ й ' у ].

— В каких случаях буквы Я, Ю обозначают два звука? (В начале слов и после букв гласных звуков.)

— Какую работу выполняют буквы Я, Ю, если стоят после букв согласных звуков? (Обозначают гласные звуки [а], [у] и указывают на то, что согласный звук — мягкий.)

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Учитель организует чтение слогов «согласный + гласный» по таблице (см. первый форзац букваря). Слоги с буквой Ю читаются приемом «снежный к о м».

По усмотрению учителя организуется выборочное чтение слогов по демонстрационной слоговой таблице.

Учащиеся читают хором слова на доске или карточках:

Пою нюх рисую утюг тюбик салют

Мою люк убираю изюм мюсли клюква

рою тюк стираю плюс люстра рюкзак

Проверка понимания учащимися лексического значения слов.

 

3. Изучение нового материала. Знакомство с буквой Е

Звуковой анализ слов. Выделение и характеристика звуков [й ' э]. Учитель продолжает работу с прочитанными словами:

— Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к еде. (Изюм, мюсли, клюква.)

— Кто из вас ел изюм? Скажите хором: «Мы ели изюм». Кто из вас ел мюсли? Скажите хором: «Мы ели мюсли». Кто из вас ел клюкву? Скажите хором: «Мы ели клюкву».

— Повторите хором слово ели. Сколько в слове слогов? (Два слога.) Назовите первый слог. (Первый слог — «е».)

— Сколько звуков в первом слоге? Протяните голосом, послушайте: [й'-й'-й'-э-э-э]. (Два звука.)

— Узнаем, как работает рот. Откройте рот, послушайте тишину. Скажите «э». Получилось сказать «э» с открытым ртом? (Да.)

— Откройте рот, послушайте тишину и скажите «е». Получилось сказать «е» с открытым ртом? (Нет.) Что происходило со ртом, когда вы говорили «е»? (Рот закрывался, потом открывался.)

— Какие звуки закрывают рот? (Согласные звуки.) Какие звуки открывают рот? (Гласные звуки.) Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся.) О чем говорит то, что вначале прикрываем рот, затем открываем? (Сначала произносим согласный звук, затем — гласный.)

— Обозначим звуки фишками. Какие значки нам нужны? (Зеленый кружок со звоночком и красный кружок.) Прочитайте первый слог по схеме.

Под руководством учителя составляется схема второго слога.

 

Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает учащимся обозначить все звуки слова ели буквами.

— Какой первый звук в слове ели? Выделяем его голосом, тянем хором: [ й ' - й ' - й ' - й ' э л ' и ]. Назовите первый звук (Звук [й҆].)

- Если звук [ й ' ] находится в начале слова, нужно быть внимательными! Помните, что звук [ й ' ] в словах могут обозначать разные буквы? Буква Й работает в начале только

нескольких слов.

На Й в начале очень мало слов.

Иод, йога, йогурт — вот и весь улов.

Учащиеся читают на плакате слова: йод, йог, йогурт, йорк.

— Значит, нужна особая буква, которая умеет обозначать не один, а два звука. Будем искать букву сразу для двух звуков!

— Назовите первый звук. (Звук [ й '].) Назовите второй звук. (Звук [э].) Произнесите вместе два первых звука. (Звуки [й'э].)

— Нам нужна особая буква для звуков [ й ' э ]. Буквы Я или Ю подойдут? (Нет.) Почему? (Буква Я обозначает звуки [й'а], буква Ю — [й'у]. Нам нужно найти букву для звуков [й'э].)

 

Введение буквы Е для обозначения звуков [й'э].

Если мы слышим рядом звуки [ й ' э ], то будем обозначать эти два звука одной буквой Е. (Учитель показывает карточку с буквой Е.)

— Буква Е умеет обозначать в слове не один, а два звука — согласный звук [ й ' ] и гласный звук [ э ]. Букву так и зовут — буква «е». Это ее имя.

Учитель открывает на схеме изображение буквы Е или прикрепляет карточку с буквой на доску под зеленым и красным кружками. Проводит стрелки от буквы Е к зеленому и красному кружкам.

— Покажем, что буква Е обозначает одновременно два звука: и согласный, и гласный. (Учитель ставит знак «+» между зеленым и красным кружками.)

— Кто попробует прочитать схему? (Буква Е обозначает два звука — согласный звук [й ' ] и гласный звук [э].)

Учитель объясняет способы действия:

— Чтобы назвать букву, нужно произнести ее имя — «е».

— Чтобы прочитать одну букву, надо произнести два звука — [ й ' э ].

Учитель рассказывает о том, где будет жить буква Е в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв.

 

Анализ графического образа буквы Е. Для проведения анализа используются изображения буквы Е в букваре (с. 114 — схема; с. 115 — клавиатура, экран, тетрадь), демонстрационные плакаты «Образцы написания букв», иллюстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.

 

Сравнение большой и маленькой букв. Учащиеся сравнивают изображение большой и маленькой букв Е, называют ее элементы.

Учитель читает стихи о букве Е или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках.

Е похожа на расческу,                                      На дворе — такая жалость! —

Хоть не сделать ей прическу.                           Наша лесенка сломалась.

Но на это Е не злится                                        Наша лесенка сломалась,

И всегда собой гордится.                                  Буква Е зато осталась.

Е на грядке пригодилась —

Вместо грабель потрудилась.

— Какие предметы напоминает буква Е?   На что похожа буква?

 

Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлагает рассмотреть варианты печатной и письменной букв Е, сравнить их.

По усмотрению учителя организуется конструирование, печатание или рисование недостающих элементов буквы Е.

Обозначение звуков буквами. Учитель говорит, что теперь учащиеся готовы выполнить его задание — обозначить все звуки слова ели буквами. Задание выполняется коллективно.

 

4. Повторение и закрепление полученных знаний. Расширение представлений о работе буквы Е

Анализ позиции звуков в слове, их обозначение буквой Е. Учитель предлагает учащимся подумать, какое еще значение имеет слово ели. Учащимся может помочь вопрос «Какие деревья в лесу зимой и летом одним цветом?». (Ели.)

Учащиеся рассматривают рисунки на с. 114 (ели (деревья), ели (название действия), девочка).

— Почему к двум разным словам дана одна схема? (Слово —одно, а его значения — разные.) Оказывается, одним словом можно назвать и предмет, и действие. Слово ели называет деревья и действие, которое выполняют несколько человек.

— Составьте разные предложения со словом ели: одно — о деревьях, другое — о том, что кто-то ест.

— Какие звуки обозначены буквой Е в слове? (Звуки [й'э].) Какое место занимают звуки [й'э] в слове ели? (Начало слова.)

— Какая буква работает для обозначения звуков [й'э] в слове — маленькая или большая? (Маленькая.)

— На третьем рисунке изображена девочка. Давайте придумаем для нее имя. Какие звуки должны быть в начале ее имени? (Звуки [й'э].)

— Почему вы так решили? (Эти звуки обозначены буквой Е.) Правильно! Вы уже знаете, что буква Е — это значок для обозначения звуков [й'э].

— Как могут звать эту девочку? (Учитель принимает все варианты имен, если они начинаются звуками [й'э]: Ева, Елена, Евгения, Екатерина и др.)

Есть ли у нас в классе ученики, чьи имена или фамилии начинаются со звуков [й'э]?

— Какая буква Е понадобится для записи имени или фамилии — маленькая или большая? (Большая буква Е.)

— Когда еще вы будете использовать большую букву? (Большая буква пишется в начале предложений. Названия городов, поселков и деревень пишутся с большой буквы.)

— По схеме в букваре расскажите о работе буквы Е.

Повторение изученных букв. Работа организуется с опорой на домики букв (с. 115). Учащиеся читают буквы — нажимают пальчиком на клавишу и озвучивают букву, произнося нужный звук. (Алфавитное название буквы не используется.) Если клавиша обведена двойной линией, надо назвать два звука.

Учащиеся рассказывают о домике, в котором поселилась новая буква Е. Это домик букв, обозначающих гласные звуки. Буква Е обозначает два звука, поэтому ее квартира (клавиша) обведена двойной линией.

 

Введение способа чтения буквы Е в начале слов. Учитель вводит способ действия:

— Чтобы прочитать букву Е в начале слова, нужно назвать звуки, которые буква Е обозначает — [й'э].

Чтение слов и предложений с буквой Е (с. 114).

Учащиеся рассматривают рисунки, читают предложения со словами — названиями действия. Под руководством учителя учащиеся называют место буквы Е в прочитанных словах. Учитель обращает внимание, что буква Е может сама образовывать слог или входить в состав слога с буквами, которые обозначают огласные звуки.

 

Чтение слов и предложений (буква Е в начале слов). Организуется работа с текстами о елях (с. 114):

• самостоятельное чтение текста вполголоса;

• чтение вслух по одному предложению (текст читается один раз);

• выборочное чтение по вопросам учителя;

• отработка вопросительной (восклицательной) интонации.

 

Введение способа чтения буквы Е после букв, обозначающих гласные звуки. Учитель вводит способ действия:

гласный звук, нужно назвать звуки, которые буква Е обозначает — [ й ' э ].

Чтение столбика слов на с. 115. Анализ позиции буквы Е в словах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...