В условиях контекста возможна и волнообразная и восходящие-нисходящая мелодика.
17.03.2017 Д/з: 1) Проанализировать программу ДОУ для детей с нормальным речевым развитием (Гербова, Ушакова) в программе выделить разделы, касающиеся формирование у детей произносительной и интонационной стороны речи Копировать с ссылками 2) повторить: этапы формирования правильного звукопроизношения 3) подобрать сказки с повторяющимся речевым ритмом 4) выписать 2-х сложные и 3-х сложные виды ударения 5) определения темпа, ритма, паузы. 6) конспект занятия по технологии и обследовании и формировании произносительной и интонационной сторон речи (любая лексическая тема) 7) детский стих наизусть с обязательной паузой в конце стихотворной строки (4 строчки) 8) подготовить обследование интонационной стороны речи Вопросы для зачёта: 1) Теория интонации, понятие и теория просодики. 2) Понятие произносительная сторона речи 3) Формирование интонационной стороны речи у детей в ходе нормального речевого развития 4) Особенности оформления высказывания при разных речевых нарушениях 5) Нормальное и отклоняющееся развитие произносительной стороны речи 6) Обследование интонационной и произносительной стороны речи (карты, выделение в этих картах разделов) 7) Специфика формирования произносительной и интонационной стороны речи при различных речевых нарушениях. Зеркала и зондозаменители Книги: 1) Шевцова «Технология формирования интонационной стороны речи» 2) Лингвистическая литература по интонации. Черемисина, Черистович 3) Ковалец «Азбука эмоций» 4) «Эмоции и чувства» 5) «Наши эмоции» - настольные игры 6) «Маленький гений» - пособие (А5) 7) «Наши эмоции» - фотографии детей 9) Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
Авторы: Филичева, Чиркина, Туманова 9) Нищева «Преодоление ОНР для детей от 4 до 7 лет 10) Лопатина «Программы для детей с нарушениями речи» (Филичева) Интонация – совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые выражения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Компоненты интонации: 1) мелодика; 2) ударение; 3) темп; определение знать 4) тембр; 5) паузы Некоторые исследователи считают ритм компонентом интонации, другие – что ритм управляет интонацией при порождении речи. - Маша и медведь - теремок - рукавичка - Красная шапочка - Нюрочка-девчурочка - Заюшкина избушка - Лиса и журавль - Курочка ряба - Три медведя - Репка - Пых - Телефон - Гуси-лебеди - Три поросёнка - Как коза избушку построила - Волк и семеро козлят Ударение Высота, сила, тембр, модуляция Интонация реализуется за счёт изменения акустических параметров голоса. Особенно значимы – частота диапазона голоса, интенсивность и длительность звучания. Своеобразная силовая и тональная вершина слова (критическая точка, через которую осуществляются интонационные движения фразы). Смысловые ударения: - логическое; - синтагматическое; - фразовое Словесное ударения Синтагматическое и фразовое ударение служит для выделения в составе синтагмы и предложения наиболее коммуникативно-важного слова. Ударение носит смысловой и инонациональный характер. Ударное слово – основа выражения подтекста и средоточия эмоций. Специфика логического ударения в особой семантике в мере выделения акцентируемого слова. Логическое ударение связано с логическим членением. Оно максимально сильно акцентируется, чётко выделяется силой и интервалом высотой тона и выполняет функцию выделения психологического сказуемого нового во фразе и/или элементов скрытого либо явного противопоставления.
Оно не закреплено за определённой позицией Позиция зависит от планируемого говорящим содержания высказывания. В зависимости от коммуникативного задания, логическим ударением может быть выделено любое слово в предложении. Большое значение эмфатическое ударение. Это средство двух аспектного, логического и эмоционально-эмперессивного значения слова. Главное – выражение чувства. Акустические проявления, удлинение гласного в выделяемом слове. Наряду с передачей эмоциональной семантики может содержать и познавательный смысл. Это разновидность ударения, как и логическое, придаст выделенному слову коммуникативную весомость и большое эмоциональное значение. Произносительная сторона речи: · Одним из разделов общей культуры речи, характеризующийся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или её произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). · Фонетическая оформление речи, комплекс речедвигательных навыков, навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесное ударение и фразовые интонации со всеми средствами соблюдения норм орфоэпии. Объединяет такие компоненты, как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодику, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Мелодика. Синтаксические функции мелодики: · различие предпочтений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); · синтагматическая функция; · выделение водных слов; · выделение обращения; · обособленных слов; · мелодики одночленности и двучленности предложения; · однородных членов; · выражение семантико-синтактических выражений · завершенности/незавершенности · различение по наличию или отсутствию эмоциональной окраски (!) Мелодика – звуковая кривая, возникающая из последовательности звуковых высот. Это тональный контур речи. Достигается модуляцией высоты основного тона голоса при произнесении частей предложения, предложения из верх разовых единств (ряд предложений тесно связанных семантико-синтактически, если они составляют особый фоноабзац).
Т.О. тональный контур служит для выражения смысловых, синтактических и эмоционально-экспрессивные. В русской речи свойственно в различных сочетаниях игре основных тональных контура по направленности движений тона: 1) нисходящая мелодика – относительное понижение основного тона, движение тона сверху вниз; 2) восходящая мелодика – разнообразное повышение основного тона; 3) восходящая-нисходящая – излом мелодической кривой 4) ровная мелодика – относительно однотонная, проявляет в одинаковой и почти одинаковой высоты основного тона В условиях контекста возможна и волнообразная и восходящие-нисходящая мелодика. В каждом языке особая мелодическая система и набор мелодических структур, специфика которых определяется связью мелодики, синтеза с основными глубинными семантико-синтетическими и коммуникативно-синтаксическими. Ритмика и мелодика речи обусловлена связью мелодики с ритмом, синтагмы и предложения. Тембр. 1) эмоциональная окраска речи; 2) индивидуальная окраска фонем (звука); 3) индивидуальная окраска голоса (обеспечивается всем контекстам просодических средств). Тембр определяет акустические характеристики для интонации. В интонации тембром называют дополнительную окраску звучания (удивление/радость в голосе). Тембр и ярусы мелодики – паралингвистические компоненты интонации, не допускающие на современном этапе развития энтомологии лингвистической интерпретации. На значимой и лингвистического анализа текста. позволяет дифференцировать звуки. Тембр голоса – различает голоса людей, даже с одинаковой высотой и силой голоса. Тембр речи – функциональные изменения голоса, проявляется на уровне фразы в соответствии с речевой задачей, т.е. тембр речи охватывает широкий спектр ритмико-интонационных характеристик, включает: долготу, степень модулированности голоса, способ подачи голоса, также при описании можно указывать на полётность, наличие или отсутсвие формирования голоса, а также на охриплость, осиплость, жёсткой подачи голоса. Специальный и художественный.
Бархатный, богатый, мягкий, густой, светлый, тусклый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|