Общие логико-математические основы формирования у дошкольников элементарных математических представлений
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ І МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Тема 1.1 Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины Предмет и объект методики. Содержание основных понятий: элементарные математические представления, умения и навыки, предматематическое и предлогическое развитие, математические способности и основания для их проявления у детей дошкольного возраста. Цель и задачи методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Связь с другими науками.
Тема 1.2 Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста Этапы становления и развития теории и методики формирования элементарных математических представлений у детей до школы: – накопление эмпирических данных передовыми отечественными (Я.Накционович, Е.Полоцкая, С.Полоцкий, Ф.Скорина, С.Будны, Л.Магницкий, К.Нарбут, К.Ушинский, Л.Толстой, Л.Тихеева, Л.Шлегер, З.Пигулевская, Н.Бакст, Л.Глаголева и др.) и зарубежными педагогами прошлого (Я.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори, Ж.Пиаже и др.) Определение ими содержания, методов, приемов работы с детьми, дидактических материалов в зависимости от педагогических взглядов и идей; – создание первой научно обоснованной программы предматематической подготовки детей (Ф.Блехер); – первые фундаментальные научные педагогические и психологические исследования, которые повлияли на разработку концептуальных идей предматематической подготовки и развития дошкольника (К.Лебединцев, Н.Менчинская, Г.Костюк и др.);
– теоретическая и методическая концепция А.Леушиной; – создание научных школ, которые разрабатывали вопросы методологических, физиологических, психологических и педагогических основ формирования и развития элементарных представлений у дошкольников; – современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей и др. в трудах отечественных (П.Гальперин, В.Давыдов, Г.Корнеева, З.Михайлова, А.Столяр, А.Соловьева, Г. и А.Кравцовы, А.Белошистая, Т.Будько, А.Носова, И.Житко, Л.Петерсон, А.Артемов и др.) и зарубежных педагогов (Ж. и Ф.Папи, М.Фидлер, Д.Альтхауз, Э.Дум, Р.Грин, В.Лаксон, Т.Игнатова, Д.Галобова и др.). – Тема 1.3 Значение, цель и задачи формирования и развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Значение формирования элементарных математических представлений у дошкольников в аспектах их общего развития, предлогической и предматематической подготовки к школе. Цель знакомства детей с элементами математики. Задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников разного возраста. Сравнительная характеристика образовательных задач (раздел «Математика) отечественных и зарубежных программ. Содержание раздела «Математика» государственной национальной базисной программы «Пралеска» и ГОСТ «Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность». Контрольные вопросы: 1. Перечислите структурные элементы методической системы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. 2. Назовите формы организации обучения детей математике. 3. Перечислите педагогов 16 – начала 20 веков, внесших вклад в разработку проблемы обучения детей дошкольного возраста математике
4. Назовите создателя первой научно обоснованной программы предматематической подготовки детей. 5. Дайте определение монографическому и вычислительному методам. 6. Назовите сторонников монографического и вычислительного метода. 7. Перечислите ученых, которые занимались психолого-педагогическими исследованиями в области теории и методики ФЭМП у дошкольников в последней четверти 20-го века. 8. Назовите белорусских педагогов, занимающихся исследованиями в области теории и методики ФЭМП у дошкольников. 9. Дайте определение понятию «формирование элементарных математических представлений». 10. Дайте определение понятию «математическое развитие». 11. Сформулируйте предмет исследования методики ФЭМП. 12..Назовите авторов разделов по математике в программах «Пралеска», «Детство», «Радуга». Литературные источники Основная 1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с. 2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с. 3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с. Дополнительная 1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с. 3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с. 4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с. 5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель) РАЗДЕЛ ІІ ОБЩИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|