Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепление полученных знаний

Знакомство с буквой О

Введение буквы О для обозначения звука [о]. Учитель говорит:

—  Читайка на урок принесла букву, которая обозначает звук [о]. Имя этой буквы — «о».

Учитель открывает на схеме изображение буквы О или де­монстрирует букву на карточке и прикрепляет ее под красным кружком. Педагог проводит стрелку от буквы О к красному кружку.

—  Буква О обозначает гласный звук [о].

Учитель рассказывает о том, где будет жить буква О в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв.

Анализ графического образа буквы О. Для проведения анализа используются изображения буквы О в букваре (с. 34 — схема; с. 35 — клавиатура, экран, тетрадь), де­монстрационные плакаты «Образцы написания букв», ил­люстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.

Сравнение большой и маленькой букв. Учитель обращает внимание учащихся на изображение большой и маленькой букв О, предлагает обвести буквы пальчиком (подключение тактильной памяти).

Сравнение осуществляется по вопросам:

 Похожи друг на друга большая и маленькая буквы? (Да.) Чем они отличаются?

— (Размером.) Из каких элементов состоит буква О?

Учитель читает стихи о букве О или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках.

В этой букве нет угла,


Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан [4, с. 191]

Баранка рада: у нее

Есть в букваре сестрица — О.

JI. Заболоцкая

Посмотри на колесо,

А увидишь букву О.

A.  Шибаев [4, с. 191]

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

B.  Степанов [4, с. 191]

В букве этой нет угла,

Как баранка О кругла.


—  Какие предметы вам напоминает буква О? На что она похожа?

Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлага­ет рассмотреть варианты печатной и письменной букв О и сравнить их.

Примечание. По усмотрению учитель включает в урок дополнительные приемы для запоминания графического облика буквы О: конструирование; печатание; рисование недостающих элементов буквы или др.

Закрепление представлений о работе буквы О. Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки на с. 34 буква­ря — обруч (гимнастический и для волос), девочка. Органи­зуется беседа:

—  Что изображено на первом рисунке? (Обруч для гимна­стики; гимнастический обруч.) Что изображено на втором рисунке? (Обруч для волос, обруч-ободок.) Почему для двух рисунков дана одна схема? (Одно слово называет разные предметы.) Какой звук обозначен буквой О в слове обруч? (Гласный ударный звук [о].) Маленькая или большая буква работает для обозначения этого звука в слове? (Маленькая.)

—  Кто изображен на третьем рисунке? (Девочка.) При­думайте для нее имя. Какой первый звук должен быть в имени девочки? (Звук [о].) Почему? (Этот звук обозначен буквой О.) Буква  ?

— О — это значок для обозначения звука [о]. Как могут звать девочку? Придумайте имена с первым звуком [о]. (Учитель в качестве ответа принимает только имена, которые начинаются со звука [о]: Оля, Ольга.)

Примечание. Если читающие учащиеся будут предлагать имена не со звуком [о], а с буквой О (например, Оксана), учитель говорит, что в этом задании следует работать со звуками, а не с бук­вами. Предлагает произнести слово вслух, послушать его: [аксана]. При этом нужно похвалить внимательных учеников, которые умеют читать. В слове Оксана буква О есть, а вот звука [о] нет. Почему так происходит, учащиеся обязательно узнают позже. Если на уроке такая ситуация не возникла, искусственно ее создавать не нужно.

—  Маленькая или большая буква работает для обозначе­ния первого звука [о] в имени девочки? (Большая.)

Учитель предлагает встать учащимся, чьи имена или фамилии начинаются со звука [о]. Встают все учащиеся, имеющие первый звук [о] в имени или фамилии. Каждый, кто встал, называет свое имя или фамилию. Учащиеся прове­ряют, есть ли в этих словах первый звук [о]. При правильном ответе все хлопают в ладоши.

—  Маленькая или большая буква О вам понадобится для записи своего имени или фамилии? (Большая.)

—  Кто по схеме в букваре может рассказать о работе буквы О? (Учитель вызывает одного ученика, остальные учащиеся дополняют или уточняют его ответ.)

Закрепление полученных знаний

Развитие синтаксического строя речи, активизация словаря. Чтение изученных букв, подготовка к чтению слов в предложении. Учитель предлагает учащимся рассмо­треть рисунки двух девочек (с. 34), составить о них предло­жения. Учитель сообщает, что Читайка тоже составила пред­ложения по рисункам и записала их, используя изученные буквы.

Перед чтением предложения анализируются:

—  В предложениях есть слова, состоящие из одной буквы. Найдите и прочитайте только эти слова. (Учащиеся читают слова: из первого предложения — «У», из второго предло­жения — «А», «у»; из третьего предложения — «И», «у».) Какие изученные буквы встречаются в других словах? Про­читайте только эти буквы. Помните, чтобы прочитать букву, надо назвать звук, который она обозначает. (Учащиеся чита­ют буквы: из первого предложения — «О», «и», «о», «у»; из второго предложения — «И»; из третьего предложения — «И», «о», «у».) Какие знаки препинания стоят в конце пред­ложений? О чем сообщают эти знаки? С какой интонацией нужно читать предложения? Прочитайте их.

Учащиеся читают предложения по схемам и опорным словам.

У Оли обруч.

А у Иры?

И у Иры обруч!

Под руководством учителя отрабатывается нужная инто­нация предложений с учетом знаков препинания (.?!).

Звуковой анализ слов со звуком [о]. Для активизации познавательной деятельности учащихся проводится дидакти­ческая игра «Найди домики для слов — названий предметов» (с. 34). Учитель сообщает, что Нечитайкин просит у учащих­ся помощи, он не может выполнить следующее задание: все слова, называющие предметы на рисунках, нужно «заселить» в домики. Домиков мало, а предметов много.

Анализируются домики слов:

•  цвет домика;

•  количество звуков в словах;

•  место звука [о].

Учитель уточняет:

—  Как узнать место звука [о] в слове? (На место звука [о] указывает буква О.) Почему? (Буква О обозначает звук [о].)

Учащиеся подбирают слова.

Первый домик с розовой крышей: торт, зонт.

Второй домик с зеленой крышей: сок, сом.

Третий домик с желтой крышей: слон, стол.

Чтение изученных букв. Тренировка интонации чте­ния. Учащиеся рассматривают рисунок «Оса на носу» на с. 35 букваря.

Первый столбик для чтения. Учитель предлагает учащимся прочитать, что говорила девочка от испуга, когда оса села на нос. Обращает внимание на знаки препинания — точку и восклицательный знак.

Педагог следит, чтобы читающий ученик водил указкой или пальчиком по буквам и прочитывал именно те буквы, которые напечатаны в букваре.

Второй столбик для чтения. Педагог обращает внимание, что знак препинания изменился. Спрашивает, с какой интонаци­ей нужно читать буквы. (Вопросительный знак указывает на интонацию вопроса.)

Третий столбик для чтения. Учитель предлагает учащимся показать, как они научились читать букву О с разной интона­цией. Столбик прочитывается несколько раз для достижения наилучшего результата.

5. Развитие речи, обогащение словарного запаса. Подготовка к чтению слов и предложений

Подготовка, составление и чтение предложений.Учи­тель предлагает учащимся

составить и прочитать предло­жения с подсказками-рисунками (с. 35). Подготовительная работа по вопросам учителя:

— Рассмотрите картинки и назовите животных, изобра­женных на них. (Белка, сова, осы, мышь (мышка), аист.) Какие еще картинки изображены? (Домики животных.) Прочитайте предложения.

Учащиеся составляют и «читают» предложения с опорой на слова, схемы и рисунки.

У белки и совы дупло. И у ос дупло.

У мышки норка. И у ос норка.

У аиста гнездо. И у ос гнездо.

У ос и дупло, и норка, и гнездо.

Учитель следит, чтобы учащиеся «читали» по схеме слова: пели указкой или пальчиком под схемой слева направо, про­говаривали слово, ориентируясь на буквы.

—  У нас получился целый рассказ о домиках животных. Что интересного узнали, что вам запомнилось?

Повторное выборочное чтение по вопросам учителя.

—  Для каких животных дупло может стать домиком? Что узнали из прочитанных предложений? (В дупле могут жить белки, совы, осы.) Найдите и прочитайте предложения о доми­ке-дупле. (Учащиеся находят и читают два предложения: «У белки и совы дупло», «И у ос дупло».) Как называется домик мышки? (Норка.) Найдите и прочитайте предложение о домике мышки. Где живет аист? (Аист живет в гнезде.) Найдите и прочитайте предложение о домике аиста. Могут ли осы жить в норке? (Да.) Найдите и прочитайте предло­жение. Могут ли осы жить в гнезде? (Да.) Найдите и про­читайте предложение. Найдите и прочитайте предложение о всех домиках, в которых могут жить осы. (У ос и дупло, и норка, и гнездо.)

6. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов. Подведение итога урока

Учитель сообщает, что цель урока достигнута: учащиеся познакомились с буквой О, узнали, какую работу она выпол­няет, научились ее читать, передавать при чтении нужную интонацию.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...