Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие культурно-исторического типа человека и личностные образцы разных эпох в истории европейской культуры.




Осваивая культуру общества, индивид никогда не усваивает ее полностью, а только частично и преимущественно культуру общества, в котором живет. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об индивидуальной культуре личности как части культуры общества, усвоеннойиндивидом с учетом особенностей его интеллекта, творческих способностей, психическоготипа, особенностей биографии. С другой стороны, каждый человек формируется как социокультурное существо, усваивая и транслируя важнейшие особенности культуры своего общества и эпохи. Поэтому можно говорить о существовании различных культурно-исторических типах человека. Своеобразие этих типов человека наиболее ярко показывают личностные образцы разных эпох, которые формируются на каждом этапе социокультурного развития, в каждой культурной системе со всем многобразием и своеобразием ее форм, отношений, связей.

Личностный образец – это представление общества о человеке, о том, каким он должен быть, какими качествами обладать и чем руководствоваться в своей жизни. Это – некоторый, открыто одобряемый обществом эталон человеческих качеств, который становится целью воспитания и образования в этом обществе. В определенном смысле, это – личностная ипостась культуры, обращенная непосредственно к индивиду и помогающая ему вписаться в систему данной культуры.

О феномене личностного образца на ранних этапах человеческой истории говорить не приходится, так как в рамках синкретизма мифологического сознания человек еще не выделялся из природы и общества, о чем речь шла выше. Показательно, что в языках древних народов отсутствует местоимение «Я». О человеке могли говорить и он сам о себе говорил лишь в третьем лице, называя «имя». Это была своеобразная форма отношения к себе как к другому – взгляд со стороны, «глазами другого», а точнее «глазами общины». При этом «имя» идентифицировалось с определенным набором качеств человека, которые необходимы были для выживания общины (социально значимые качества): физическая сила и выносливость, смекалка, род занятий, следование обычаям и т.д. На другие свойства индивида внимание не обращалось, и потому они как бы и не существовали.

В ходе культурно-исторического развития постепенно начинается процесс индивидуализации, то есть обособление жизни индивида, которая уже не полностью тождественна жизни коллектива: у индивида свое место в разделении труда, в нарождающейся иерархии общества и т.д. Соответственно начинается и осознание этого положения. Подобные изменения нашли свое отражение в эволюции мифологических образов в эпосе. Мифологические герои предперсональны и выступают олицетворением различных явлений мира и выражением общинных чувств и чаяний. Герои богатырского типа (Геракл и другие) совершали свои подвиги чаще всего благодаря своей «сверхчеловечности», которая проявлялась в (1) в исключительности рождения (от богов, зверей и т.д.); (2) исключительности свойств еще в колыбели; (3) неистовости характера, которая толкала их на столкновение с богами, властями, на нарушение существующего порядка и т.д. В итоге эти герои и создавали основы родовой общественной жизни.

В эпосе эти же персонажи индивидуализируются и социализируются: исчезает природная неистовость, их поведение приобретает более социально-упорядоченный вид; более тесной становится их связь с историческими событиями; детальнее описывается их характеры, поступки и т.д. – это уже воплощение высших возможных достижений человеческого рода в целом. «Герой» выступает как человек, коему предназначено совершать действия, недоступные каждому «простому смертному» (героем не становятся, а рождаются). Эти действия и качества не могут быть предметом прямого подражания, повторения, но они становятся предметом всеобщего почитания и стремлений. «Герой» - своеобразный личностный образец, это – «человек в высшей мере». Чрезвычайно интересны в этом отношении персонажи поэм Гомера. В гомеровских образах, взятых исходно из древних мифов, отражается эпоха самого поэта, ее культура, люди, личностные образцы. В описании событий далекого прошлого ясно вырисовывается личностный образец эпохи «военной демократии» в Древней Греции – образ идеального воина:

· «благородный» по происхождению;

· в силу принадлежности к «благородным» он красив, умен, «лучший»;

· «красота» его выражается в чисто физических характеристиках, необходимых воину в сражении – силен, вынослив, прекрасно владеет оружием и т.д.;

· ему свойственна отвага, стремление к славе, то есть необходимо внешнее признание, как

подтверждение личностных качеств;

· забота о чести как следование правилам «благородной войны» (соблюдай перемирие, пощади побежденного, не оставляй погибших непохороненными – даже врагов и т.д.);

· богатство, которое проявляется, прежде всего, во владении общественно-значимыми ценностями эпохи «железного века»- скот, земля, предметы из железа – и в образе жизни, который является демонстрацией статуса (например, огромное количество прислуги в доме Одиссея есть лишь демонстрация богатства и статуса, так как жена Одиссея Пенелопа работает вместе со служанками).

 

Таким образом, личностный образец в эту эпоху фиксирует внимание исключительно на воинских качествах, причем в их внешнем проявлении через поступок, физическое действие. Если индивидуальное существование уже и начинает осознаваться, то пока только как физическое, телесное и коллективно заданное. О становлении собственно индивидуального самосознания как самооценки и внимания к внутреннему миру можно говорить лишь в эпоху развитой античной культуры. В условиях полисной организации общества в Древней Греции начинает развиваться активность индивида в общественной жизни (о чем уже говорилось выше), и соответственно у человека появляется ощущение индивидуальной возможности влиять на ход событий. Понимание социальной значимости своего существования, своей деятельности, которая приобретает все более состязательный и творческий характер – предпосылка к развитию «внутреннего мира человека», внимания к этому миру. В этих условиях личностный образец начинает играть особенно важную роль, направляя духовную жизнь индивида и общества – определяя систему образования и воспитания, расставляя акценты в канонах художественного творчества, предопределяя проблемы философско-этических размышлений. Этот образец выступал в некоторых модификациях, но имел и нечто общее, самое существенное и характерное в эту эпоху культурно-исторического развития – это был образец полисного гражданина, так как полис выступал как воплощение космического порядка. Согласно этому личностному образцу полисный гражданин был:

· полисный патриот;

· равноправный гражданин с чувством собственного

достоинства и уверенностью в своих силах;

· прекрасный воин и атлет;

· великолепный оратор;

· человек грамотный и уважающий мудрость;

· гармоничный человек, в жизни которого сочетаются: индивидуально-природное жизнелюбие и служение полису, стремление к знанию и преклонение пред красотой, разумность и эмоциональность и т.д., то есть это человек, который участвует в различных сферах жизни полиса как воплощения Космоса.

 

Главная особенность личностного образца и всей культуры античности – мировоззренческая ориентация на идеал «естественности». Люди естественно формировались в самой практике политической, социально-экономической и культурной жизни. В отличие от этого средневековая европейская культура связала свои личностные образцы с христианским идеалом человека «не от мира сего». Христианство, как идеологическое и мировоззренческое ядро средневековой культуры, возникло задолго до феодальных отношений, которые были социально-экономическим основанием жизни средневекового мира. Христианство поэтому отражало не «естественный порядок» развития феодального общества, а «беспорядок» агонизирующего рабовладельческого общества поздней античности. И выход из этого состояния оно видело не в проявлении «естественности», а в торжестве чего-то ему противостоящего, антагонистом ему являющегося и идущего «не от мира сего». Применительно к образу человека, эта мировоззренческая ориентация выразилась в отрицании всех античных ценностей человеческой жизни. Человек оказывался исходно не гармоничным существом, а разорванным на два противоборствующих начала: тело и душа, и в этом противоборстве приоритет безоговорочно отдавался началу духовному. Красота и величие человека теперь выражаются в торжестве его духа над телом в земном страдании – в проявлении свойств, вызревших не в естественной, ориентированной на земные радости и заботы, а в духовном опыте ее презрения и преодоления, отрешенности от нее.

Наиболее последовательно эта ситуация проявилась в культуре Византии – самого благополучного государства раннего средневековья, преемника славы, богатства и некоторых культурных традиций императорского Рима. Это было мощное теократическое государство, способное обеспечить высокий интеллектуальный уровень своей идеологии и контроль над духовной жизнью общества, ориентированной на ценности христианства. Само теократическое государство воспринималось тут как воплощение «божественного порядка», противостоящего «естественному ходу вещей» - гибели античного Рима. Этот «божественный порядок» воплощался в жестких канонах иконописи, в порядке слов в написанной фразе - во всех канонах жизни государства, деятельности и мышления человека. В этом «заданном» порядке незыблемым являлось верховенство человека, посланного «сверху» (Богом, императором и т.д.) – верховенство не только правовое, но и духовное. Такому человеку не рекомендуется иметь человеческих привязанностей, которые есть проявление земного, естественного, греховного… Он – апофеоз отрешенности от земной жизни, общества, телесности – то есть «чистая духовность». Диковинным логическим пределом (образцом) такого состояния была фигура ранневизантийского придворного евнуха. Евнух и выступал главным личностным образцом, которому хоть и не следовали полностью, но на который ориентировались как на идеал.

В культуре западноевропейского средневековья эта ориентация на «неестественность» была смягчена отсутствием теократической власти, многообразием культурных традиций (в том числе варварских, языческих), большим разнообразием культурно-исторических форм разных народов и их отражений в духовном мире. Христианский идеал человека тут более наглядно трансформировался в личностные образцы различных сословий, которые были значительно ближе к процессам и заботам земной человеческой жизни. Особенно это касалось личностного образца в рыцарской культуре средневековой Европы. Рыцарь – воин, и потому все христианские ценности здесь должны были быть приспособлены (трансформированы) в добродетели воина – защитника христианской веры и церкви.

Классический вариант такой трансформации – кодекс рыцарской чести, включающий такие добродетели:

· благородство (принадлежность к древнему роду, так как все существующее долгое время отмечено

особой Божественной волей);

· сила и храбрость, необходимые для защиты веры и церкви;

· красота как символическая красота костюма и доспехов (тип ткани, цвет драгоценных камней,

декоративный рисунок – все имело символическое значение в рамках христианской картины мира);

· верность (вере, слову и т. д.), ради которой должно было претерпеть земные телесные страдания;

· щедрость как искупление воинского грабежа;

· служение Прекрасной Даме как вариант любви духовной, «страдающей», возвышающей; и т.д.

 

В эпоху Возрождения произошел своеобразный возврат к античному идеалу «естественности», но в христианском варианте. Идеология гуманизма, признавая человека «венцом Божественного творения», реабилитировала телесную, земную, естественную сторону человеческой жизни. Человек от Бога наделен качествами, которые делают его богоподобным: разум, свобода выбора, способность к творчеству, индивидуальность и т.д. И человек «призван» Богом проявить эти качества в земной жизни, реализовать их в земных делах. Таким образом, следование Божественному промыслу («высший порядок») предполагает признание ценности земного бытия человека, приобретает более «естественный» характер ренессансного личностного образца Человека-творца.

В результате Реформации XYI века формируется «буржуазный вариант» христианства и пуританский образец человека, связанный с принципом «мирского предназначения» и «мирского аскетизма». Со временем этот образец трансформировался, освобождаясь от средневековой оболочки сектанской религиозности, в более светский буржуазный личностный образец – образец «человека, всем обязанного самому себе». Красочно описан этот личностный образец в образе Робинзона Крузо в знаменитом романе-манифесте Д.Дефо. Его главными чертами являлись:

· Он не теряется ни в какой ситуации, живет в полном убеждении: «все, что ни делается, все к лучшему». И это не проявление фатализма (смирения перед судьбой), а уверенность в разумности мира, его устройства; он очень рационален и оценивает в любой ситуации все «за» и «против», то есть все положительные и отрицательные моменты – и положительных для него всегда оказывается больше, а следовательно «мир разумен»!

· Его отличает готовность и способность к действию и вера, что упорный, систематический и правильно организованный труд (прежде всего труд преобразовательный и предпринимательский) обязательно приведет к успеху. Собственно роман Д.Дефо и есть увлекательный романтический рассказ об этом.

· Он индивидуалист, то есть свободный человек, который сам определяет свою жизнь, преследуя свои собственные интересы, но он несет и полную ответственность за эту жизнь и ее итоги, за благополучие свое и своей семьи.

· Стержень его активности и главная цель – богатство, жажда денег (он стяжатель по натуре), но, преследуя эту цель, он совершает полезные для общества дела.

· Он очень практичен и утилитарен, все воспринимает с точки зрения практической пользы и выгоды. Это проявляется в отношении ко всем явлениям жизни: именно поэтому он абсолютно безразличен к красоте природы и искусству, абстрактному знанию и фундаментальной науке; утилитарен и в отношении к религии – мысль о Боге помогает ему жить, поэтому он верующий, но не навязывает своей религии другим (он считает, что дикари свободны в выборе своей веры, даже если едят своих соплеменников); из соображений удобства он придерживается основ христианской морали как главных моральных ориентиров своего общества.

· Он «разумный эгоист» и «разумный гуманист»: готов помочь людям, если это не противоречит его собственным интересам. Например, покинув свой остров, Робинзон Крузо позже возвращается (у него там плантации) для того, чтобы привезти поселенцам женщин и коров, так как сам страдал от их отсутствия.

Этот ранний личностный образец буржуазной эпохи позже неоднократно менялся, приобретая более цивилизованный, просвещенный и эстетизированный вид, но суть его сохранялась, так как полностью соответствовала устоям общественной жизни капиталистического общества, стимулируя стремительный прогресс производства, техники, науки, культуры в целом – но в той мере, в какой это было связано с развитием частного богатства как условия свободы личности, ее автономии в обществе. Как писал один из основателей Соединенных Штатов Америки, Бенджамин Франклин: «Пустому мешку трудно стоять прямо»!

Таким образом, задаваемые обществом личностные образцы позволяют конкретной культуре воспроизводить самое себя. Как мы увидели, европейской культуре удалось найти такую меру в соотнесенности необходимого и возможного в этом процессе, которая, с одной стороны, обеспечивала преемственность, устойчивость европейской культуры, а с другой – давала простор самостоятельности, самодеятельности личности, что выступало источником ее развития. Принципиально важно то, что эти образцы не навязывались как строго обязательные, а как бы рекомендовались в качестве желательных и служили своего рода ориентиром в осуществлении человеком свободы его воли. Как правило, личностные образцы существовали в форме философских и религиозных учений о человеке, педагогических доктрин и особенно в виде художественных образов, многомерность и неоднозначность которых допускала возможность его интерпретации, сосуществования различных нюансов в понимании. Отсюда даже наличие единого образца не убивало всего жизненного разнообразия.

Особенно это наглядно в личностных образцах современного общества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...