Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение нового способа действия.

Организационный этап. Сообщение темы урока

Учитель говорит, что на уроке учащиеся продолжат знакомство с буквой Ю, узнают о ее новой работе, будут читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

 

Актуализация опорных знаний

Повторение изученных букв. Учитель указкой выбирает букву на схеме «Карта города букв», учащиеся называют звуки. При указании на буквы, которые обозначают согласные звуки, учащиеся называют два звука — твердый и мягкий. При указании на буквы Я, Ю учащиеся называют два звука — [й'а], [й'у]

 

Чтение слов с буквами Я, Ю.

— Чем похожи буквы Я и Ю? (Обозначают два звука —согласный и гласный.)

— В каких случаях буквы Я и Ю обозначает два звука? (В начале слов и после букв гласных звуков.)

Чтение слов на доске.

Як        юг

Яма      юла

Баян    уют

Язык   юбка

Доярка юный

Ярмарка юннат

— Какую работу выполняет буква Я, если стоит после букв согласных звуков? (Обозначает гласный звук [а] и указывает на то, что согласный звук — мягкий.)

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Имя  рябина

Мята пряник

Лисята святыня

Лосята пустыня

— Интересно, какую работу будет выполнять буква Ю после согласных? Задача урока — найти ответ на этот вопрос.

 

3. Изучение нового материала. Введение буквы Ю для обозначения звука [у] и мягкости предшествующего согласного

Обозначение звуков буквами. Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает учащимся отгадать загадку.

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

Учащиеся под руководством учителя составляют звуковую модель слова-отгадки лук: обозначают звуки буквами из разрезной азбуки. Работа выполняется коллективно.

 

Игра «День — ночь». Учитель командует: «Ночь!» — учащиеся закрывают глаза. Учитель меняет на звуковой модели слова лук карточку для обозначения первого звука: синий кружок убирает, ставит зеленый. «День!» — учащиеся открывают

глаза, ищут, что изменилось.

Учитель подводит учащихся к постановке проблемы: В слове лук первый согласный звук был твердым, звонким. Мы обозначали его на схеме синим кружком. Какой звук обозначается зеленым кружком? (Мягкий согласный звук.) Назовите мягкий согласный звук — пару звука [л]. (Звук [л'].) Меняем в слове твердый звук [л] на другой — мягкий звук [л']. Какое слово получилось? (Люк.)

— Нужно ли менять буквы? (Да.) Будем менять первую букву? (Нет.) Почему? (Буква Л обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л'].) Интересно получается: изменили

первый согласный звук, а букву, которая его обозначала, менять не надо!

— В слове еще есть буквы У и К. Какую букву оставим, а какую нужно убрать? (Букву К оставим, букву У убираем.)

— Давайте вместе разбираться, почему буква У не может работать в слове. Гласный звук [у] изменился? (Нет.) Какую работу еще выполняет буква У, когда она стоит после буквы согласных звуков? (Указывает, что согласный звук — твердый.) Правильно, а в слове люк первый согласный мягкий. Значит, нужна другая буква!

— С какой проблемой мы столкнулись? (Учитель помогает сформулировать проблему: «Мы не знаем, какую букву использовать для обозначения звука [у] после мягкого согласного звука».

Знакомство с новой ролью буквы Ю.

— Какая еще буква умеет обозначать гласный звук [у]? (Буква Ю.) Конечно, в начале слова и после гласных буква Ю обозначает согласный звук [й'] и гласный звук [у].

— Буква Ю умеет выполнять и другую работу. После согласных она обозначает гласный звук [у] и показывает, что предыдущая буква обозначает не твердый, а мягкий согласный звук. Буква Ю командует: «Передо мной произноси мягкий согласный звук!»

Введение нового способа действия.

— Звук [у] после мягкого согласного звука обозначают буквой Ю. (Учитель добавляет карточку с буквой Ю в слово «люк».)

— Запомните правило: после твердого согласного звук [у] обозначаем буквой у, а после мягкого — буквой Ю. (Учащиеся хором повторяют.)

Учитель вводит способ действия:

— Буква Ю умеет командовать согласными, если стоит в слоге после них: «Произноси мягкий согласный звук!»

— Прочитаем все вместе слово люк. (Учитель ведет указкой, учащиеся вместе с учителем хором читают слово.)

Фиксация новых знаний на опорной схеме. На доске — изображения Тима и Тома, схемы «Работа букв гласных звуков» (по аналогии со схемами в букваре, с. 42). Учитель добавляет букву Ю к буквам — друзьям волшебника Тима, размещая ее в один столбик с буквами Я, И (см. букварь, с. 123). Комментирует:

— Буква Ю помогает буквам, которые обозначают согласные звуки. Если нужно показать, что в слове согласный звук — мягкий, после буквы согласного звука становится буква Ю.

Учитель предлагает учащимся с опорой на схемы рассказать, какие еще буквы помогают согласным обозначать твердые и мягкие звуки. Учащиеся хором читают буквы гласных звуков (на схемах).

 

4. Повторение и закрепление полученных знаний. Чтение слогов и слов с буквой Ю после согласных

Закрепление представлений о работе изученных букв. Учитель предлагает учащимся открыть с. 111, найти домик буквы Ю и рассказать, какую работу выполняют буквы — жильцы нижнего этажа.

 

Обобщение знаний с опорой на схему. Работа организуется с учебным материалом на с. 112. Учитель просит учащихся по схеме, расположенной над слогами, рассказать о работе букв У и Ю. Учащиеся читают схему:

— Буква У выполняет две работы: обозначает гласный звук [у] и указывает на твердый согласный звук.

— Буква Ю выполняет две работы: обозначает гласный звук [у] и указывает на мягкий согласный звук.

 

Чтение слогов с буквами У и Ю:

• чтение столбика слогов с буквой У;

• чтение слогов парами: му— мю и далее по аналогии;

• чтение столбика слогов с буквой Ю.

Чтение слов с буквой Ю. Закрепление полученных знаний. Учитель организует сопоставление слов с буквами У, Ю: лук — люк, суда — сюда, руки — брюки, круг — крюк.

Учащиеся читают слова, сравнивают работу выделенных букв — называют звук, который они обозначают. Делают вывод: гласные звуки в словах одинаковые, а буквы — разные.

Учитель поясняет, как этот вывод в букваре зафиксирован на схеме: между условными знаками звуков (красными кружками) стоит знак равенства, а между буквами знак равенства перечеркнут.

 

Отработка навыка чтения слов. Учащиеся читают чистоговорки: самостоятельно вполголоса; вслух.

Упражнение

в увеличении темпа чтения.

Учитель обращает внимание на правильность проговаривания каждого слова.

 

Работа с текстом

Организуется работа с текстом «Юннаты» (с. 112—113):

• чтение текста учителем;

• проверка первичного восприятия;

• самостоятельное чтение текста учащимися вполголоса;

• чтение текста вслух по одному предложению (текст прочитывается один раз);

• чтение вопросов Читайки и ответы на них;

• ответы на вопросы учителя по содержанию текста;

• соотнесение текста и иллюстраций;

• беседа об отношении героев рассказа к животным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...