Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевое общение: основные единицы и принципы




Речевое общение

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

 

Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.

 

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Коммуникация - общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

 

Основные единицы речевого общения

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения - речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

1) словесную речь и то, что её сопровождает, т.е. дискурс;

2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.

Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.

Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническим считаются ситуации, когда время произнесения синхронно времени его восприятия, т.е. определен момент речи.

 

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Чтобы понять его суть, прежде всего следует уяснить, что такое речевая деятельность.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. В процессе (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, память - речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная,, когнитивная (понятийная) сферы. Речевая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Речь, высказывание - продукт речевой деятельности, её порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией.

 

Основные принципы:

Принцип кооперации

Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;

Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;

Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке, понятном собеседникам.

Принцип вежливости:

Общение прерывается по общему согласию;

Соблюдаются общие правила речевого этикета;

Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.

Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.

Принцип комбинирования речевых стилей.

Высокий речевой стиль – подчеркнуто «правильная» речь. Низкий речевой стиль – свободная речь, в том числе и приспосабливаемая к особенностям речи собеседника.

Влиятельный речевой стиль – использование форм прямого побуждения к действиям.

Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, демонстрирующих интересы говорящего: уклончивые, лингвистическое заикание (иногда привычка), просительные, вопросительные, эмоциональные.

Как правило, любой разговор идет в контексте развития отношений.

 

Основные типы речи

Информационная речь.

Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям

В ней не должно быть ничего спорного;

Она должна вызывать пытливость;

Она должна удовлетворять запросы слушателя;

Сообщение должно быть актуально.

Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу)

Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

Цель торжественной речи - создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

· говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

· помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

· не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

· не следует говорить чересчур медленно;

· в речи должны быть неожиданные переходы;

· подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

· разрешайте аудитории спорить с вами;

· не забывайте о юморе.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

Воодушевляющая речь - Агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Убеждающая речь - убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Призывающая к действию речь - слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда-нибудь или немедленно.

 

Критерии речи:

· Соответствует ли оно заявленной теме.

· Интересно выступление и не слишком ли оно длинное.

· Установлен ли контакт с аудиторией.

· Весь ли материал относится к теме.

· Примеры, статистика.

· Используются ли наглядные средства.

· Формулировка задач или призыв к действию.

· Вдохновило ли выступление слушателей.

· Манера держаться

· Жесты, мимика.

· Контакт с аудиторией.

· Звучание голоса, тон голоса.

· Темп речи.

 

 

Условия успешного общения

Эффективность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

 

Условия успешного общения:

 

· Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

· Настроенность на мир собеседника.

 

· Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) говорящего.

· Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события, (то есть, говорящий языковыми средствами всегда передает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

· Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

· Знание говорящим и норм этикетного речевого общения.

· Соответствие планов и схем речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...