Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О многом может сказать и жестикуляция собеседника.




Жесты по тому, что они обозначают, делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические, жесты честности и открытости, жесты обмана и сомнения, жесты чисто механические.

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные,
ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны.
Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания
— отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает
выражения: Не надо, не надо, прошу вас.

Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны:
Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони
рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный
характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился». Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей. Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек— ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров. Руки на бедрах — жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак. Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей. Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

По положению двух беседующих людей, их степени приближенности друг к другу выделяют виды личных пространств:

· общественное (расстояние между ними более 3,5 метров);

· социальное (от 3,5 до 1,5 метров);

· личное (от 1,5 метра до 40 см);

· интимное и сверхинтимное (от 40 см и ближе).

Классификация:
1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

13. Речевые средства воздействия в судебной речи.
Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средства. Однако каждое изобразительно-выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, а также выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность. Нормой судебной речи в дореволюционной России был её красивый образный язык. Этот язык Николай Платонович Карабчевский назвал «деловым языком, просты и нервным». Чтобы умело пользоваться этим языком, сначала определимся с понятиями, на семинарском занятии проанализируем использование изобразительно-выразительных средств в речах П.Н. Обнинского, Ф.П. Плевако, А.Ф. Кони, С.А. Андриевского и только затем попытаемся активизировать их, самостоятельно составляя обвинительные и защитительные речи.

 

ТРОПЫ И ФИГУРЫ

(Выразительные средства языка)

 

1. ТРОПЫ (реализуются на уровне слова или словосочетания):

Метафора – использование слов в переносном значении на основе аналогии, сходства явлений; скрытое сравнение (без как, словно, будто); есть то, что сопоставляют, то, с чем сопоставляют, и есть признак, по которому осуществляется сопоставление. Этот признак не называется, он подразумевается, часто расплывчато. ПРИМЕР: поймать тачку; аргументы бьют мимо цели; желтое яблоко луны.

(развернутая) – метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента текста;

(стертая) – общепринятая метафора, фигуральность которой уже не ощущается – ножка стула, осадок на душе.

Сравнение (сравнительный оборот) – сопоставление двух явлений ради пояснения одного при помощи другого (часто при помощи союзов как, словно, будто, сравнительного оборота). ПРИМЕР: бежал быстрее ветра, волком выть, посмотрит - рублем подарит.

(развернутое сравнение) – на уровне большого фрагмента текста.

Метонимия – переименование. Ассоциация по смежности: замещение имени предмета его признаком или именем другого смежного с ним предмета. В отличие от метафоры не характеризует предмет, а идентифицирует его. ПРИМЕР: Читать Пушкина; три тарелки съел; на золоте едал.

Синекдоха – намекать. Часть замещает целое. Чеширский кот, умевший исчезать так, что оставалась только одна улыбка – суть синекдохи. ПРИМЕР: я стою за соломенной шляпой; зарабатывать на хлеб.

Эпитет – образное определение (не путать с простым определением): ПРИМЕР: железная воля (ср.: железная дверь); твердый взгляд (ср.: твердый хлеб).

Гипербола (неуместно в судебной речи) – преувеличение. ПРИМЕР: Я вас не видел тысячу лет.

Литота – преуменьшение. ПРИМЕР: Мальчик с пальчик.

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. ПРИМЕР: Молчаливые горы.

Аллегория – иносказание, выражение чего-либо отвлеченного (абстрактного понятия: честь, достоинство, злоба) в конкретном образе. ПРИМЕР: Волк – аллегория злобы; лиса – хитрости. У бумажного тигра тоже бывают зубы (о бюрократии).

Эвфемизм – этикетный, приличный эквивалент нежелательного выражения. ПРИМЕР: испортил воздух; отойти в мир иной.

Ирония, Сарказм, Юмор – неуместны в судебной речи.

Оксюморон – остроумно-глупое. Объединяет необъединимые понятия. ПРИМЕР: Горячий снег, живой труп.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕНННАЯ ЛЕКСИКА

Оценочная лексика – Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, что; крохотный; тощий остов дряхлого коня.

Разговорная лексика / Книжная лексика (научный, официально-деловой, публицистический стиль) – ПРИМЕР: глаза / очи / зенки; архитектор / зодчий; изгнать/выгнать.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, семантически неделимые, устойчивой грамматической структуры с закрепленным порядком слов, понимаются небуквально. ПРИМЕР: как белка в колесе, коту под хвост, сдержать слово, время от времени.

Неологизмы – новые слова, не вошедшие с словарь литературного языка, или вошедшие недавно. ПРИМЕР: маникюрист.

(Индивидуально-авторские) - изобретены автором в конкретном тексте. Они контекстны, то есть не являются общеупотребительными. ПРИМЕР: Золотоносная женщина. Ее золотоноскость определяется количеством драгметалла на единицу площади тела (сарказм).

Устаревшие слова: историзмы – устарели и были заменены на новые. ПРИМЕР: чело – лоб; брадобрей - парикмахер; архаизмы – вышли из употребления вместе с понятиями. ПРИМЕР: денщик, нарком.

Профессионализмы (включают в себя термины – называют специальные понятия в сфере науки или производства. ПРИМЕР: абсцисса, аффрикаты) – необщеупотребительные слова, используются в сфере производства, техники, экономики…ПРИМЕР: счет-фактура, блок-схема, коносамент.

Канцеляризмы – штампы официально-делового стиля. ПРИМЕР: постулируется вывод, согласно заявлению, произведена работа по внедрению…, имеет следующие функции…

Синонимы – слова со сходным значением, часто различаются стилистически. ПРИМЕР: изъян / дефект / недостаток; построить / воздвигнуть.

Контекстные - имеют значение синонимов только в тексте. ПРИМЕР: любовь / возвеличение личности.

Антонимы – слова с противоположным значением. ПРИМЕР: любовь / ненависть; эгоизм / альтруизм.

Контекстные - имеют значение синонимов только в тексте. ПРИМЕР: любовь / порабощение.

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. ПРИМЕР: одеть / надеть; представить / предоставить.

Омонимы – слова, разные по значению, одинаковые по звучанию. ПРИМЕР: брак, клуб.

Заимствования и варваризмы – из других языков. ПРИМЕР: плафон, кредо, компромисс. Варваризмы – стилистический недочет, так как имеют полные русские аналоги. ПРИМЕР: превалировать – преобладать; экстраполировать - преувеличивать.

Диалектизмы – из народных говоров, самобытная лексика определенной местности. ПРИМЕР: хверма – ферма, у мене – у меня, бульба – картошка.

Жаргонизмы – слова, использующиеся узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий. ПРИМЕР: шпора, сдуть, симка…

Арготизмы – то же, но используются как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не поняли. ПРИМЕР: воровское арго: лох,обезъянник.

 

2. ФИГУРЫ (реализуются на уровне предложения):

Параллелизм (синтаксический) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, сходное расположение в них членов предложений. ПРИМЕР: Шелковая ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Хиазм – перекрестный параллелизм (есть момент антитезы как противопоставления). ПРИМЕР: Ездок был глуп. Умен был конь.

Анафора (лексический повтор) – единоначалие. ПРИМЕР: Суров закон. Суров, но справедлив.

Эпифора (лексический повтор) – повторение концовок предложений. ПРИМЕР: спереди посмотришь – русский, сзади – русский…А заглянешь внутрь – новый русский!

Симплока – повтор и начала и конца. ПРИМЕР: Во поле береза стояла. Во поле кудрявая стояла.

Антитеза -оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия. ПРИМЕР: Где стол был яств, там гроб стоит; жизнь коротка – искусство вечно.

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабевающее) значение. ПРИМЕР: Вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.

Инверсия – нарушенный порядок слов в предложении. ПРИМЕР: Аня в кино пошла.

Риторическое обращение – эмоциональное обращение, выражающее отношение автора к объекту. ПРИМЕР: Цветы! Я предан вам душой; Дамы и господа! Впрочем, тут, я вижу, только дамы (эмоция негодования).

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к явлению. (Умный человек не торопится на него отвечать: он часто провокационен, предполагает нетрадиционный ответ). ПРИМЕР: Русь! Куда несешься ты? Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи.

Риторическое восклицание – предложение присоединиться к эмоциям говорящего, часто им не разделяемые (ирония). ПРИМЕР: Превосходно! Работа целого коллектива пошла коту под хвост.

Аллитерация – повторение согласных (часто в поэзии или как журналистский прием). ПРИМЕР: крепкоголовые крепостники; перестройка, перестрелка, перекличка (газетный заголовок).

Ассонанс - повторение гласных (часто в поэзии или как журналистский прием). ПРИМЕР: Тиражи: виражи и миражи (газетный заголовок).

Парцелляция – обособление части (отдельных членов предложения) относительно целого (предложения). Обособляемые члены предложения структурно выделены (точками). ПРИМЕР: Решение вопроса откладывается на два дня… три дня… может, на четыре.

Амплификация – расширение (захламление деталями). Одно и то же рассматривается под разными углами зрения. ПРИМЕР: Странно тут вообще-то все…в сущности притон, а самое дорогое место в столице, испытательная площадка имен, состояний, связей, трамплин для эстрадных див, земля обетованная для всякого, кто случайно попал в поле зрения…, - славный такой столичный гадюшничек, не лучше и не хуже других, которые подешевле!

Эксплеция – загромождает смысл множеством вспомогательных слов, «распыляющих» формулировку. ПРИМЕР: В общем–то люди, если проявить критичность – допускаю, что даже избыточную, в массе своей, то есть рассматриваемые не по отдельности, а как толпа, довольно глупы.

Эллипсис – «пропадание» фрагментов высказывания. Эти фрагменты могут быть легко восстановлены из контекста. Много смысла через минимум текста. ПРИМЕР: Депутат – за лацканы его, зал – в смех, журналисты – за камеры; ты – мне, я – тебе.

Перифраз – описание предмета вместо названия, косвенное обозначение понятия через несколько. ПРИМЕР: точка, точка, запятая, минус, - рожица смешная; палка, палка, огуречик…

 

Яркие краски художественной литературы и изобразительно-выразительные средства использовались и используются мастерами судебной речи и позволяют создать эмоциональность, пафос, помогают убеждению судей.

Композиция судебной речи

Судебная речь является разновидностью убеждающей речи, где главным средством воздействия на слушателей является логическая аргументация. Это обстоятельство находит отражение и в ее композиционном построении. По мнению античных судебных ораторов, полная судебная речь должна содержать семь частей: вступление, предложение, разделение, изложение или повествование, доводы, патетическую часть, заключение. Такое членение на составляющие было обусловлено стремлением говорящего представить логическую аргументацию в наиболее доходчивой форме. Основной тезис оратора, или конкретная его цель, формулировался как короткое, ясное и четкое утверждение. Это утвердительное предложение (тезис) оратор обязан доказать, поэтому оно становилось заключением силлогизма. Если тезис оратора был сложным и его нельзя было выразить как простое суждение, оратор делил его на составляющие части, чтобы каждая из составляющих могла стать заключением силлогизма. В этом случае надо было доказывать несколько главных силлогизмов. Если тезис оратора нельзя выразить как простое суждение, главным силлогизмом становится дедуктивное умозаключение из сложных суждений. Такой подход к построению речи диктовал и отношение к собранному материалу: все, что имело отношение к доказательству основного тезиса оратора, должно было войти в речь, а все, не имеющее прямого отношения к доказательству, следовало исключить из текста.

Изящество в слове остается неизменным требованием, предъявляемым к судебному красноречию, поскольку только с его помощью удается овладеть вниманием слушателей, усилить доводы и выразительность каждой части речи.

Назовем теперь композиционные части данной речи, а затем обсудим каждую из них более подробно. Обычно речь начинается введением или вступлением, иногда эту часть называют приступом. Затем следует предложение - это ясно и кратко сформулированный основной тезис оратора, конкретная цель всей речи, которая обычно излагалась так, чтобы потом быть доказанной как силлогизм. За предложением следовало разделение. В этой час и основной тезис оратора делится на составляющие части и кратко объясняется весь порядок изложения речи. Затем оратор излагал свой взгляд на обсуждаемый вопрос. Эта часть речи называется повествованием или изложением.

Для обоснования своей позиции автор использовал доказательства, подтверждающие его точку зрения и опровергающие аргументы процессуальных противников. Последняя часть называлась «доводы». За доводами следовала патетическая часть, в которой оратор стремился воздействовать на чувства слушателей и таким образом усилить действие логических аргументов. Завершало речь заключение, где оратор или кратко повторял сказанное, или выводил следствия из уже доказанного утверждения, или стремился еще раз подействовать на чувства слушателей.

Не всякая речь содержит в себе все названные части, и не всегда они следуют одна за другой в таком порядке. Композиционная форма речи изменяется в соответствии с особенностями конкретной цели оратора, его центрального тезиса. Оратор может начать речь сразу с объяснения основного тезиса, исключив введение и разделение. Иногда большая посылка высказывается без доказательств как мысль известная, которую никто не станет оспаривать. Но полная речь всегда содержит в себе все названные композиционные части.

Затем следует предложение. Основное утверждение оратора просто для восприятия и потому оратор, стремящийся показать свое уважение к слушателям и тем самым вызвать с их стороны такие же ответные чувства, соединяет его с разделением. Таким приемом оратор подчеркивает свое стремление не отнимать у слушателей лишнего времени.

Разделение - это основной тезис оратора, конкретная цель его выступления, которая в этой части речи делится на составляющие части и излагается как одно или несколько утверждений. После того как оратор докажет эти утверждения, его речь считается законченной, и он должен перейти к заключению. Части этих утверждений (если эти утверждения являются сложными суждениями) определяют и указывают порядок изложения и доказательства.

Простой категорический силлогизм, с помощью которого доказывается утверждение (р) - умозаключение, определяющее то, как будут строиться все части данной речи. Меньшая его посылка - основа повествования, а большая является отправной точкой для доводов.

Закончив с патетической частью, оратор переходит к заключению. Здесь он кратко повторяет доводы, доказывавшиеся в речи. Обращает на себя внимание последний аргумент заключения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...