Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение нового материала. Знакомство с буквой Ё

Организационный этап. Сообщение темы урока

Учитель обращается к учащимся:

— На уроке вы познакомитесь с новой особенной буквой, которая дружит с буквами Я, Ю и Е. У букв много общих секретов. Ваша задача — узнать, чем похожи и чем отличаются эти буквы.

 

Актуализация опорных знаний

Повторение изученных букв. Учитель указкой выбирает букву на схеме «Карта города букв», учащиеся называют звуки. При указании на буквы, которые обозначают согласные звуки, учащиеся называют два звука — твердый и мягкий. При указании на буквы Я,Ю, Е два звука: [й'а], [й'у], [й 'э].

— В каких случаях буквы Я, Ю, Е обозначают два звука? (В начале слов и после букв гласных звуков.)

— Какую работу выполняют эти буквы, если стоят после согласных? (Обозначают гласные звуки и указывают на то, что согласный звук — мягкий.)

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Учитель организует чтение слогов «согласный + гласный» по таблице (см. первый форзац букваря).

Слоги с буквой Е читаются приемом «снежный ком».

По усмотрению учителя организуется выборочное чтение слогов по демонстрационной слоговой таблице.

Учащиеся читают хором слова на доске или карточках, выполняют задание: читают первый столбик слов, затем — второй, только после этого составляют пары слов.

Задание «Найди пары»

ели                     спелые

небо                  звонкие

песни                высокие

озеро                 голубое

яблоки                глубокое

 

Изучение нового материала. Знакомство с буквой Ё

Выделение слова для звукового анализа. Учитель продолжает работу с прочитанными словами:

— Прочитайте слово — название водоема. (Озеро.)

— Прочитайте слово — название плодов фруктового дерева. (Яблоки.)

— Прочитайте слово — название деревьев. (Ели.)

— На какой праздник эти деревья попадают к нам домой? (Новый год.)

— Мы украшаем ель игрушками, гирляндами, огоньками, и получается нарядная новогодняя... (елка).

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная,забавная,

На Новый год я главная. (Ёлка.)

 

Звуковой анализ слов. Выделение и характеристика звуков [й'о]. Звуковой анализ слова ёлка, составление его звуковой модели.

Выделяя первые звуки слова, учитель предлагает провести эксперимент, чтобы узнать, как работает рот.

— Откройте рот, послушайте тишину. Скажите «о». Получилось сказать «о» с открытым ртом? (Да.)

— Откройте рот, послушайте тишину и скажите «ё». Получилось сказать «ё» с открытым ртом? (Нет.)

— Как работал рот? (Рот закрывался, потом открывался.)

— Какие звуки закрывают рот? (Согласные звуки.) Какие звуки открывают рот? (Гласные звуки.) Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся.) О чем говорит то, что вначале прикрываем рот, затем открываем? (Сначала произносим согласный звук, затем — гласный.)

Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает обозначить все звуки слова ёлка буквами.

— Какой первый звук в слове ёлка? Выделяйте его голосом, тяните хором: [й'-й'-й'-й'олка]. (Звук [ й ' ].)

— Если звук [й'] находится в начале слова, нужно быть внимательными! Помните, что звук [й'] в словах может обозначать разные буквы? Буква И работает в начале только нескольких слов. Эти слова вы уже знаете, их нужно запомнить. (Учащиеся читают на плакате слова: «йод», «йог», «йогурт», «йорк» .)

— Значит, нужна особая буква, которая умеет обозначать не один, а два звука. Будем искать букву сразу для двух звуков!

— Выделяйте голосом первые два звука, произносите их в слове более протяжно: [й'-й'-й'-й'-о-о-о-олка].

— Назовите первый звук. (Звук [й'].) Назовите второй звук. (Звук [о].) Произнесите вместе два первых звука. (Звуки [й'о].)

— Нам нужна особая буква для звуков [й 'о]. Буквы Я, Ю или Е подойдут? (Нет.) Почему? (Буква Я обозначает звуки [й'а], буква Ю — [й'у], буква Е — [ й ' э ]. Нам нужно найти букву для звуков [й'о].)

 

Введение буквы Ё для обозначения звуков [й'о].

— Если мы слышим рядом звуки [й'о], то будем обозначать эти два звука одной буквой Е. (Учитель показывает карточку с буквой Ё.)

— Буква Ё умеет обозначать в слове не один, а два звука — согласный звук [й'] и гласный звук [о]. Букву так и  зовут — буква «ё». Это ее имя.

Учитель открывает на схеме изображение буквы Ё или прикрепляет карточку с буквой на доску под зеленым и красным кружками. Проводит стрелки от буквы Ё к зеленому и красному кружкам.

— Покажем, что буква Ё выполняет сразу две работы — обозначает одновременно два звука: и согласный, и гласный. (Учитель ставит знак «+» между зеленым и красным

кружками.)

— Кто попробует прочитать схему? (Буква Ё обозначает два звука — согласный звук [й'] и гласный звук [о].)

Учитель объясняет способы действия:

— Чтобы назвать букву, нужно произнести ее имя — «ё».

— Чтобы прочитать одну букву, надо произнести два звука — [й'о].

Учитель рассказывает о том, где будет жить буква Ё в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв.

 

Анализ графического образа буквы Ё. Для проведения анализа используются изображения буквы Ё в букваре (с. 118 — схема; с. 119 — клавиатура, экран, тетрадь), демонстрационные плакаты «Образцы написания букв», иллюстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.

 

Сравнение большой и маленькой букв. Учащиеся сравнивают изображение большой и маленькой букв Ё, называют ее элементы.

Сравнение букв Е, е и Ё, ё.

Учитель читает стихи о букве Ё или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках.


Торт разрезали, и вот

Перед вами Е встает:

Глазки-вишенки блестят,

Буквой быть торт очень рад.

Е и Ё — родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

 

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула —

Получилась буква Ё.


— Какие предметы напоминает буква Ё? На что похожа буква?

 

Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлагает рассмотреть варианты печатной и письменной букв Е, сравнить их.

По усмотрению учителя организуется конструирование, печатание или рисование недостающих элементов буквы Е.

Обозначение звуков буквами. Учитель говорит, что теперь учащиеся готовы выполнить его задание — обозначить все звуки слова ёлка буквами. Задание выполняется коллективно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...