Основные свойства управленческих решений
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Осн. свойства УР: а) всегда направлено на разрешение проблемы; б)снимает или снижает напряженность в деятельности людей (оно отвечает на вопрос: что делать?); в) обладает силой концентрации усилий на разрешение проблемы; г)является организационным фактором совместной деятельности, оно несет упорядочение и ответственность. К др. свойствам относят: 1) обоснованность - всесторонняя сбалансированность по срокам, ресурсам и целям: если выбраны неверно цели, ошибка проявится быстро, и коррективы внести легко. Исполнители должны быть убеждены, что решение обосновано; 2) своевременность – принятие УР в оптимальные сроки; 3) экономичность – высокие конечные результаты при наименьших затратах; 4) эффективность - принятие решения должно наиболее полно обеспечивать достижение поставленной организацией цели; 5) осуществимость – для реализации УР должны быть все необходимые возможности.
Осн. требования к управленческим решениям Осн. требования к управленческим решениям: а) целенаправленность, т.е. соответствие его цели, отвечающей на вопрос: почему принимается решение, каково его значение в развитии организации, каким образом оно ведет к достижению цели?; б) адресность, т.е. отвечает на вопрос: кому оно предназначено, кто реализует решения и отвечает за его реализацию?; в) организационная четкость УР; г) конкретность УР; д) своевременность; е) полномочность УР (отражает восприятие его организацией с позиций исполнительства, важности, ответственности (исполнителем, группой и т.д.); ж) исполнимость (т.е. наличие или предоставление необх. рес-ов, учет ситуации или компетентных возможностей персонала); з) контролируемость; и) ресурсоемкость (для различных решений необходимы различные ресурсы и в разном количестве и соотношении; к) функциональная определенность (УР явл. осн. элементом каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля, поскольку их осуществление также требует принятия решения); л) срок действия; м) система ответственности (все зависит от типа решения, его важности, характера и содержания); н) технология разработки и практического осуществления (это оценка того, как вписывается технологическая схема управленческого решения в общую технологию менеджмента, насколько она рациональна по критериям последовательности операций, экономии времени, использования методов, технических средств и т.д.); о) аргументация (раскрывает необходимость, полезность решения, показывает его своевременность и особенность, способствует лучшему восприятию и осознанию решения персоналом); п) формулировка (отражает энергию деятельности, подход к проблеме, отношение к персоналу).
Опред-е типологии и что она включает. Типология - научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Применительно к управленческим решениям типология - инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения. Типология управленческих решений включает: а) Объектные решения - все виды решений, которые в принципе могут приниматься предпринимателем (решения об объемах производства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям); б) Организационные решения - выбор мероприятий по управлению реализацией объектных решений; в) Коммуникационные решения - решения о передаче определенной информации руководителю или другому члену организации, не связанному по иерархической лестнице с носителем информации.
Классиф. УР по орг-му оформлению и степени разработки. По организационному оформлению: формальные и неформальные, в виде приказа или распоряжения, консультации (совета) или жесткого требования, опирающегося на ответственность. УР м.б. направлены в ту или иную сферу управления или деят-ти: внешнюю или внутреннюю, фин., эконом., соц., организационную. По степени разработки: запрограммированные и незапрограм. реш. Запрограм. реш. - принимаются в результате опред. последовательности шагов по стандартным методикам или правилам, которые разрабатываются заранее и применяются в типовых (обычно повторяющихся) ситуациях.
Классиф. УР по степени обоснования и возможности реализации. По степени обоснования: а) интуитивные принимаются людьми на основе ощущения того, что они правильные; б) логические основанные на суждениях, обусловленные знаниями и прошлым опытом человека; в) рациональные основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку механизмы - интуиция, логика и расчет. По возможности реализации: а) допустимые, которые удовлетворяют всем ограничениям (ресурсные, временные, правовые, организационные, этические и т.д.) и могут быть реализованы на практике; б) недопустимое, которое не может быть реализовано и не имеет никакой практической ценности.
Классиф. УР по степени достижения цели управления. Концепция максимизации полезности. По степени достижения цели управления: а) неразумные - недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления; б) удовлетворительные - такие варианты действий, которые приводят к достижению цели упр-я организацией (обесп. приемлемый, но не обязательно наилучший результат); в) оптимальные, которые обеспечивают макс. степень достижения цели упр-я (наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив).
Концепция максимизации полезности - требует исследования всего множества альтернатив, их оценивания и выбора наилучшей, даже если удовлетворительное решение уже найдено (имеет смысл, если ожидаемый эффект оправдывает затраты ресурсов и времени на поиск самого решения).
Классификация УР по признаку инновационности. Рутинные - хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Селективные - предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. Адаптивные - принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации (руководитель ищет новое решение известной проблемы). Инновационные - принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|