Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логические и психологические основы риторики

Задания по дисциплине «Риторика»

Из истории риторики. Задание 1. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным?

 

«Оратор должен заботиться о трех вещах - что сказать, где сказать и как сказать...Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй — определениями, третий — понятиями о правоте и неправоте. <...>А с какой заботою он расположит все, что найдет! — ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет внимани­ем, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...> Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.«Как сказать?» - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....> Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. <...> Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.»

Требования к поведению говорящего Задание 1. Ознакомьтесь с описанием двух речевых ситуаций. Проанализируйте поведение их участников. Каковы причины успеха «молодых людей» в первом примере и коммуникативной неудачи продавца меда во втором?

Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли дверь и они.На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью: - Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности. Стоимость работ от … до … в зависимости от используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону (вручили визитные карточки). Оплата — после сдачи работы заказчику.

Мужчина средних лет проходит по торговому ряду, где продается мед. Подойдя к молодому продавцу, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта баночка?» А продавец, поднеся открытую баночку к носу покупателя, сказал: «Понюхайте, какой ароматный мед и совсем недорого». На что первый отвечал: «Что вы мне суете под нос, я не собака, чтобы нюхом определять». И прекратил разговор, купив мед у другого продавца, который сразу ответил на вопрос о цене.

Задание 2. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.

«Может, я скажу не совсем удачно, но…». «Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…». «Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить». «Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году». «Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?». «Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…». «Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…». «Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»

Логические и психологические основы риторики

Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция); 2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.

Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и право (стремление людей к правде и справедливости).

Задание 1. Прочитайте диалог героев романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», где Паниковский предлагает Балаганову украсть гири у Корейко, утверждая, что они золотые. К какой форме речевого воздействия прибегает Паниковский?

- А вдруг они не золотые? — спросил любимый сын лейтенанта Шмидта, которому очень хотелось, чтобы Паниковский возможно скорее развеял его сомнения. - А какие же они, по-вашему? — иронически спросил нарушитель конвенции. - Да, - сказал Балаганов, моргая рыжими ресницами, - теперь мне ясно. Смотрите, пожалуйста, старик — и все раскрыл!

Задание 2. Ознакомьтесь с речью адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек. Она была предана суду присяжных, так как являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие аргументы и выразительные средства использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы, приведенные Ф.Н. Плевако, назвать корректными?

«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».

Задание 3. Разделите следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные:

1. Точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них.

2. Умозаключения, основанные на двух и более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего.

3. Доводы личного характера.

4. Суждения на основе подтасованных фактов.

5. Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, исполняющиеся в реальной жизни.

6. Ссылки на потерявшие силу решения.

7. Экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов.

8. Ссылки на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.

9. Ссылки на непроверенные источники.

10. Доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений.

11. Цитаты из публичных заявлений, книг признанных в той или иной сфере авторитетов.

12. Суждения, построенные на алогизмах (алогизм - рассуждение, противоречащее логике).

13. Подложные и фальсифицированные факты.

14. Показания свидетелей и очевидцев событий.

15. Выводы из неполных статистических данных.

16. Ложные заявления и показания.

17. Статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистиками.

18. Выводы, сделанные на основании фиктивных документов

Композиция ораторской речи Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяют зачин (его цель — привлечь внимание) и завязку (ее цель — заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения — усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержаться напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.

Задание 1. Ниже приводятся первые абзацы речей различных ораторов. Отметьте известные вам элементы композиции. I. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишен жизни. Он лишился жизни, не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу (А.Ф. Кони).

II. Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины ХVII столетия. Мы видели, какие результаты имела Тридцатилетняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т.Н. Грановский).

III. Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам... Я повел бы туристов к березе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно... (К.И. Чуковский).

IV. Милостивые господа!I Первое издание трагедии Шекспира «Гамлет» и первая часть сервантесовского «Дон-Кихота» явились в один и тот же год, в самом начале ХVII столетия.Эта случайность нам показалась знаменательною; сближение двух названных нами произведений навело нас на целый ряд мыслей. Мы просим позволения поделиться с вами этими мыслями и заранее рассчитываем на вашу снисходительность. «Кто хочет понять поэта, должен вступить в его область», — сказал Гете; прозаик лишен всяких прав на подобное требование; но он может надеяться, что его читатели — или слушатели — захотят сопутствовать ему в его странствованиях — в его изысканиях (И.С. Тургенев).

V. В разборе Начальной летописи наше внимание сосредоточится на самом составителе свода, на том, что внес он своего в собирательную работу сведения разнородного материала, вошедшего в состав свода. Ему принадлежат хронологическая основа свода, способ обработки источников и взглядов на исторические явления, проведенный по всему своду (В.О. Ключевский).

Задание 2. Прочитайте концовки нескольких речей. В чем их особенности?

I. Я заканчиваю. Не сетуйте, что я на такое долгое время остановился на личности В.П. Сербского, вам ведь совершенно чужого человека, которого большинство из вас не знает даже по имени. Перед вами прошли, хотя и кратко очерченные, его жизнь и деятельность, и на примере этой жизни и этой деятелъности я попытался не абстрактно, не общими фразами и рассуждениями, а живым примером показать, чем может быть практическая психиатрия, чем может быть практическая жизнь русского психиатра (П.Б. Ганнушкин).

II. Криун отсутствует. Вы должны простить ему это. С того момента, как его бесчувственного вытащили из воды с искалеченными ногами, и до сегодняшнего дня протекло четыре месяца: для него это была одна сплошная нравственная пытка. Его отсутствие во время прений избавило его, по крайней мере, от тех ударов, которые носили на себе все характерные черты ударов, которые наносятся лежачему. Я не прошу у вас ни милости, ни снисхождения для него. Я твердо верю, что русское общество своим чутким сердцем давно уже поняло, что в лице Криуна оно имеет дело с гораздо более несчастным нежели виновным человеком (Н.П. Карабчевский из речи в защиту капитана 2-го ранга К.К. Криуна).

III. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства (Из Нобелевской речи И.А. Бунина).

Задание3. Проанализируйте готовые рекламные тексты, включенные в телевизионную рекламу. Почему можно считать ошибочным ниже приводимые начала рекламных презентаций?

«Это изделие недорогое, и вам его вполне можно приобрести». «Я сегодня для того здесь, чтобы вы выбрали нужный товар». «Я уже сделала свой выбор, и сейчас предлагаю сделать его вам». «Если вам это интересно, я расскажу о нашем новом товаре». «Я хочу предложить вам книгу о том, как стать здоровым человеком».

Тропы и риторические фигуры Задание 1. Прочитайте предложения, определите, какими средствами выразительности являются выделенные словосочетания.

1. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин) 2. Пришёл, увидел, победил. (Ю. Цезарь) 3. В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин) 4. Уж роща отряжает последние листы с нагих своих ветвей. (А. Пушкин) 5. Неуютная, жидкая лунность… (С. Есенин) 6. Наметали стог выше тучи. (И. Крылов) 7. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 8. Кто виноват и что делать? 9. Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пульсом. (К. Федин о Л. Толстом)

Задание 2. Определите, какие тропы и стилистические фигуры использованы в следующих текстах.
1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 2) Игру его любил творец Макбета. 3) Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь
4) Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

5) «Не станет нас»! А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!

6) Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна.
7) Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой.
9) Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.

Задание 3. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода.

Задание 4. В речи Брута найдите тропы (речь построена на контрасте), придающие ей образность, выразительность, эмоциональность. «Римляне, сограждане и друзья! Выслушайте, почему я поступил так, и молчите, чтобы вам было слышно; верьте мне ради моей чести и положитесь на мою честь, чтобы поверить; судите меня по своему разумению и пробудите ваши чувства, чтобы вы смогли судить лучше. Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мертв и вы все жили свободными людьми? Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому; за доблести я чтил его; но он был властолюбив, и я убил его. За его любовь – слезы, за его удачи – радость; за его доблести – почет; за его властолюбие – смерть. Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Я жду ответа. Все: такого нет, Брут, нет. – Значит, я никого не оскорбил. Я поступил с Цезарем так, как вы поступили бы с Брутом. Причина его смерти записана в свитках Капитолия; слава его не умалена в том, в чем он был достоин, и вина его не преуменьшена в том, за что он поплатился смертью».

Задание 5. Прочитайте отрывок из рассказа А. Солженицына «Город на Неве». Найдите в тексте: а) эпитеты; б) метафоры; в) риторический вопрос; г) фразеологизм; д) антитезу. Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исакия. Львы, грифоны, сфинксы там и здесь… Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси… Сотни портиков, тысячи колонн… Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков окаменели в дворцы – желтоватые, шоколадные, зелёные… Страшно подумать: так и наши нескладные жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён – всё это тоже даст такую законченную, вечную красоту?

Редактирование текста. Найдите речевые ошибки в предложениях. Определите тип ошибки (например - нарушение лексической сочетаемости, тавтология, плеоназм, смешение паронимов, двусмысленность)

Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений. Любая проверка играет на пользу предприятию. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне. Важную роль призван выполнить новый Закон об образовании. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям. Я в этой алгебре ни гу-гу. В данной ситуации это обстоятельство не играет большого значения. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки. Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги связи. Это произведение обладает яркой авторской позицией. Люди простодушные предлагают желаемое за действительное. Систематическое чтение позволяет повысить кругозор. Он умеет брать быков за рога. То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс. Следует отметить следующие особенности. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу. Выбравшись из воды, я упал навзничь, уткнувшись лицом в горячий песок. Стоимость пребывания в этой больнице не финансируется государством. Он должен был выполнить клятву. В этом магазине уж слишком дорогие цены. Первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов. А теперь подведем выводы. Она была сильнее соперниц на голову. Он был не способен оказать протест. Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятен, то возрастает риск инвестирования. Расскажите нам о ваших планах на будущее. Нужен он мне как банный лист. Ввиду того, что закончился регламент времени, докладчик не успел ответить на все вопросы. Ясный ум и руководящие способности помогли руководителю организовать большую организацию. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставит под сомнение реальность выполнения данного задания. Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает недалеко от ворот. А теперь сказанное поясню словами. Начав работу, мы не можем отступить назад. Вы прослушали лекцию о методике подготовки к выступлению.


 

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Риторика».

 

1. Риторика: определение. Предмет и задачи риторики.

2. Древнегреческая риторика. Античный канон.

3. Развитие риторики в России.

4. Особенности ораторского искусства. Виды красноречия.

5. Навыки и умения, необходимые оратору.

6. Этапы подготовки к публичному выступлению.

7. Составление плана выступления. Виды планов.

8. Способы изложения материала.

9. Элементы композиции выступления. Цели и содержание вступления.

10. Элементы композиции выступления. Цели и правила работы над основной частью.

11. Аргументация. Виды и структура аргументов. Правила аргументации.

12. Заключение. Цели, приемы.

13. Информационное обеспечение выступления.

14. Работа над лаконичностью и точностью речи: выбор слова, исправление речевых ошибок

15. Работа над выразительностью речи. Средства выразительности (тропы, риторические фигуры)

16. Установка контакта с аудиторией. Поведение оратора.

17. Типичные риторические позиции оратора в ходе выступления. Типы аудиторий.

18. Способы удержания внимания

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...