Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Никогда не исполнять нигде песен Юрия Шевчука,




Я обязуюсь всячески препятствовать их распространению.

Я подписал. Но я понимал, что если меня ругают, и не берут в комсомол, значит, я все делаю правильно» (В.В. Сидоров)

 

В конце 80-х СССР находится на грани распада. Люди больше не верят в советскую идеологию. Многое становится разрешено, в том числе и Юрий Шевчук, и в 1987 году ДДТ приезжает с концертом в Уфу.

После опыта ДДТ уфимские коллективы стали играть преимущественно собственные песни.

В 80-х в Уфе все еще процветало движение хиппи, однако к концу 80-х оно стало терять свою популярность, а в 90-х практически сошло на нет.

В 80-х в стране все еще был дефицит, но при желании уже можно было достать инструменты. Был очень популярен магазин «Мелодия», который находился на улице Коммунистической. В нем, помимо виниловых пластинок, продавались электрогитары. Они стояли очень дорого, и многие, не имея денег, просто ходили на них смотреть.

Единственным официальным местом в Уфе, где можно было купить или обменять записи зарубежных исполнителей (диски) был дворец культуры машиностроителей.

Конец 80-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. В стране проводятся официальные рок-фестивали, на которых исполнители смело играют собственные песни. Было снято несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом», «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. Знаковым явлением стал документальный фильм «Рок» (1987).

На рубеже веков

 

В 90-х в Уфе появилось большое количество альтернативных рок-групп. Их творчество сильно отличалось от их предшественников. Новая власть поощряет занятия музыкой. Проводятся многочисленные фестивали, группы имели некоторую поддержку.

К концу 1999 года в Уфе стала все активнее и активнее заявлять о себе музыкальная студия продюсерского центра «Навигатор», где многим группам совершенно бесплатно помогали записать свое студийное демо и, при определенном везении, могли помочь с записью и выпуском альбома. Достаточно наглядно этот принцип был продемонстрирован, когда появились альбомы группы «Нечто», когда на студии стали записываться такие команды, как «Нокдаун», В-15, «Неру», «Сезон Дождей», «Мери Джейн» и другие. Для многих студийная практика была в диковинку, но, в целом, процесс для всех был полезен и перспективен. Назревала необходимость весь этот багаж где-то и кому-то регулярно демонстрировать, нужна была постоянная рок-площадка, с качественно новым подходом к организации выступлений, рекламой, какой-то минимальной промо-деятельностью.

В октябре 2000 года «Навигатор» объявил о начавшейся подготовке к рок-фестивалю «Наш Формат», запустил на местном канале «ТВ - 6 Уфа» одноименную еженедельную 20-минутную телевизионную программу, а по понедельникам превратил собственный ночной клуб в самую большую рок-площадку города. Вход на выступления местных коллективов был бесплатным, но на приезжих музыкантов (поскольку им клуб оплачивал дорогу, проживание и небольшие гонорары) билет стоил 50 руб, студентам же - вдвое дешевле. Естественно, весь город забурлил, ажиотаж был достаточно сильный и вся рок-тусовка разделилась на два противоположных лагеря. Те, кто выступал в «Навигаторе» - автоматически получали ярлык «навигаторские», а те, кто по ряду причин не играл, но втайне стремился к этому - считались гордыми и непродажными. К числу последних долгое время также относились и ребята из группы Lumen.

Немаловажным событием в развитии рок-культуры Уфы стало открытие Магазина «Саунд»(2000г.), в котором не только продавались диски с качественной музыкой и рок атрибутика, но и собирались уфимские рокеры. Анатолий Выгныч, директор и продавец магазина, организовывал концерты в Уфе известных групп России и стран ближнего зарубежья.

В 90-2000х гг в Уфе появились всевозможные рок- фестивали, такие как: Фритоника, Zerberfest, Rock-line, Железный марш, Конец света, Золотой стандарт. На этих фестивалях молодые группы имели шанс показать себя.

Первый уфимский фестиваль Новой музыки – Фритоника- 95 был важным событием уфимской рок- культуры. Прошел он в 1995 году и был организован одноименным музыкальным магазином. На нём состоялся дебют группы «Нечто», которая заняла первое место.

С недавнего времени в Уфе проводится фестиваль тяжелой музыки “DMC Fest” (Ди-Эм-Си Фест). Идея его возникновения возникла вследствие недостатка в последнее время серьезных музыкальных мероприятий.

Концепция фестиваля: «Преподнести качественный музыкальный контент на лучшей площадке Уфы при доступном прайсе. Фестиваль планируется проводить ежегодно.
Лучшие группы Уфы, а также приглашенные гости, море драйва и положительных эмоций! Мы постараемся сделать этот концерт самым желанным мероприятием года в нише тяжелого рока»!

Большая часть музыкантов от выступлений не получает никакой прибыли, так как аренда залов очень дорогая и вся прибыль уходит на её оплату и организаторам концерта, так что молодые группы выступают ради идеи и развития.

В 1998г на праздновании дня города засветилась новая группа «Земфира», организованная в конце 97 года. Группу организовала выпускница уфимского училища искусств Земфира Рамазанова, которая работая на уфимской радиостанции "Европа плюс", по ночам записывает в студии свои первые песни: «Снег», «Синоптик», «Ракеты».
Летом группа записывает промо-кассету из 15 песен, которой заинтересовываются сразу несколько московских продюсеров. Одна из кассет попадает к Илье Лагутенко и Леониду Бурлакову, которые помогают Земфире записать ее первую пластинку. Эта сессия группы «Земфира» группы происходит в октябре 1998 года на «Мосфильме». Так группа выходит на российскую сцену.

 

Группа «Lumen»

 

История молодой уфимской группы Lumen началась летом 1996 года, когда пятеро школьников из стандартного «спального» микрорайона Сипайлово, воодушевленные творчеством Егора Летова, Виктора Цоя и Sex Pistols во чтобы-то ни стало решили стать музыкантами. Была очень нестабильная экономическая ситуация,- страна еще не оправилась после сумбурного перестроечного десятилетия, назревал глубокий кризис 1998 года, а в Сипайлово, являвшимся уже тогда своеобразным «городом в городе», вообще было не до молодежных проблем. А чем занимаются пятеро нескладных подростков, не интересовало никого, лишь бы наркотиками не увлекались. Поначалу ребята собирались по подъездам и пустырям, играли - просто учились владеть гитарой. «Сняли» весь репертуар «Кино», «Гражданской Обороны», «Алисы», а к концу 1997 года уже сочинили около десятка своих собственных песен.

12 февраля 1998 года для юной уфимской публики на маленьком сэйшне в Молодежном центре на ул. Ковшовой коллектив впервые играл под своим собственным названием - группа Lumen! Это был совсем короткий (не более 50 минут), но очень эмоциональный и честный концерт. Музыка Lumen была сырой, громкой и неровной, но это был искренний и свежий взгляд на рок-н-ролл, оригинальная и яркая подача музыки бунтарей.

С этого момента начала свой отчет новая история рок-музыки в Уфе. Подающая большие надежды группа «Нечто» начала свой долгий и кропотливый эксперимент со звуком, Земфира заставила обратить удивленный взгляд всей музыкальной общественности на столицу Башкирии, которую российская пресса мгновенно назвала родиной рок-звезд, новые команды стали стремительно создаваться из ничего и столь же быстро исчезать в никуда, но, как говориться, «процесс пошел».

 

Группа «Год змеи»

 

В 1998 году Алексей Марковников создал группу «Сезон». Группа добилась определённой популярности на региональном уровне, ездила с концертами по городам республики. Также усилиями Марковникова было создано «Рок-Кафе» в ДК «Химик», позже переехавшее в ДК УМПО, куда помимо «Сезона» приглашались и другие местные группы: «Сезон дождей», «Гнездо сарыча», «Lumen», «Ne.ru», «Калипсо».

Группа, образованная 8 марта 2001 года в одном из маленьких кафе города Уфы, получила название «Год Змеи».

1 мая 2001 года группа выступила на Первом городском открытом конкурсе молодёжной музыки «Майская Фритоника», где неожиданно выиграла Гран-При фестиваля и гитару «Fender».

В 2000-х годах появились такие группы как: «Коллекция дней», «Беременный трамвайчик», «Пупсы», «Элизабет смайл» и т.д.

 

Группа «Коллекция дней».

 

15 августа 2002 года в уфимском ночном клубе Навигатор состоялось первое публичное выступление группы со странным и философским названием «Коллекция Дней». В тот вечер публика разделилась на тех, кто «круто обломался» и тех, кто был приятно удивлен этому событию, потому что на сцене четвёрка молодых парней мочила то, чего от них не ждал никто из присутствующих, то, чего не подразумевало необычное название этой группы. Это был скоростной, бодрый и хулиганский панк-рок в лучших традициях современной американской панк-школы. Собравшись вместе в 2002 году, четыре парня открыли в себе невеликие, но заметные способности к музыке и решили развлекать себя и окружающих неугомонными ритмами и впечатывающимися в мозг мелодиями. После двух недель репетиций в одном из зданий уфимского училища искусств, парни были приглашены на фестиваль «Киносессия - 2002», посвященный памяти Виктора Цоя, это и было первым крещением "Коллекции Дней" на сцене. Почувствовав себя на ней, как дома, ребята твердо решили продолжать свое существование, занимаясь этим неприбыльным и антиприличным на первый взгляд делом. Не имея практически ничего из музыкальной аппаратуры, они одалживали у знакомых на свои репетиции практически все, вплоть до гитар и примочек, снимали различные помещения в самых жутких местах своего города, начиная с подростковых клубов и заканчивая заводами и гаражами. В декабре 2002 года ребята уже открывали в Уфе крупный и громкий фестиваль «Наш Формат», где участвовали известные российские команды «Tequillajazz», «Дети Пикассо» и лидеры московской панк-сцены группа «Наив». В тот день «Коллекция Дней» до седьмого пота разогрела изрядно промерзшую толпу, устроив с первых звуков своего выступления настоящее шоу. Барабанщик группы «Tequillajazz» Дусер после этого концерта в одном из интервью сказал о них следующее: «Я, конечно, такую музыку не слушаю, и уж точно не купил бы, но их рок мне нравится, потому что они настоящие!». После этого последовала серия концертов, где нужно и не нужно, парни сеяли свое зерно сумасшествия на каждом из своих шоу, завоевывая внимание и интерес к себе. Так в 2003 году группу берется поддерживать Виталий «Муха» Мухаметзянов, известный режиссер и клипмейкер. В августе 2004 года для «Коллекции Дней» наступает переломный момент. Ребята были приглашены в Москву панк-группой «Наив» для участия в шестом фестивале "Панки в городе-6", который проходил в Лужниках 27 августа. На фестивале участвовали такие группы, как «Элизиум», «1,5 кг отличного пюре», «Пурген», «Король и Шут», «Наив». Но за неделю до отъезда ребят в Москву произошла ужаснейшая трагедия. 15 августа бас-гитарист «Коллекции Дней» Ильдар «Дорик» Сафин вместе с друзьями попадает в страшную автокатастрофу, и, не приходя в сознание, умирает 17 августа в больнице. Невозможно описать насколько это была большая потеря и удар для всей команды. На его похоронах собрались все известные музыканты города Уфы. С трудом найдя в себе силы, ребята не сдаются и все же едут в Москву, где выступают отлично и очень мощно, посвящая весь свой сет погибшему другу, гитара которого была на сцене во время всего выступления группы "Коллекция дней". 2005 год для "Коллекции Дней" начинается с двух совместных концертов с группой «Наив». Выходят различные сборники с песнями ребят, в частности: «Панк-рупор», «Высший легион» и др. Также выходит в продажу концертный DVD с фестиваля "Панки в городе-6". В марте 2005-го года ребята в Уфе дают совместный концерт с московской группой «Тараканы!».

 

Заключение

 

Понятие рока в его первозданном виде на данный момент уже устарело, с нашей точки зрения. Сейчас появилось огромное количество разнообразных музыкальных направлений. Появились они в результате синтеза разнообразных стилей и желание каждой группы как то выделиться или внести что- то новое в культуру. Так возникло понятие альтернативного рока. Несмотря на обилие музыкальных школ и курсов многие молодые музыканты - самоучки. Это связано с тем, что музыкант - это не образование, а состояние души.

По результатам наших исследований можно сделать вывод, что русский, в том числе и уфимский, рок прошел огромный путь развития, и сильно изменился. Молодые исполнители сейчас не придерживаются традиций классического рока. Появились разные, не похожие друг на друга направления.

Большинство современных коллективов не могут точно назвать свое музыкальное направление.

Опрос современных музыкантов показал, что уфимский рок имеет свою историю развития, и своих ярких представителей.

Рок лучше других музыкальных направлений отражает дух времени. Это связанно с тем, что рок ни когда не был коммерческим искусством. Музыканты всегда играли именно о том, что было у них на душе, что их действительно волновало.

Проанализировав историю рок-музыки, мы пришли к выводу, что разные поколения музыкантов писали песни на разные темы.

В 60-70 годах преимущественно исполняли песни зарубежных исполнителей.

В 80-е писали революционные песни, очень распространена была тема войны, точнее стремление ее прекратить. Многие пели о родине, о любви к родной земле, и неприятии режима.

В 90-х многие группы пели о внутреннем мире человека, о его переживаниях. Тема патриотизма все еще звучала в песнях того времени, но была уже не так ярко выражена.

У современного поколения одной из самых популярных тем является тема деградации общества, отсутствия взаимопонимания между людьми.

Отрадно то, что как и нынешнее поколение музыкантов уважительно относится к своим предшественникам, так и старшее поколение в целом довольно своими последователями.

Современный рок отличается от классического ни только текстом, но и музыкой. Современные музыканты большое внимания уделяют сольным партиям, часто присутствует барабанное соло, чего не было раньше. Музыка стала более динамичной, яркой, насыщенной, но в тоже время очень агрессивной.

В ходе наших исследований мы также сделали вывод, что основная масса не понимает, что такое рок. Многие, говоря о роке имеют в виду громкую, кричащую, тяжелую музыку.

Проведя ряд опросов мы установили,что рок не особенно популярен у современной молодежи. 50% опрошенных слушают рок, но относят к рок-музыке, все то, где играют на гитарах и на барабанах.

Рок без духовного начала, смысла, содержания – это попса. Противная, слащавая, розовая, фонограммная попса. А попса имеет такое же отношение к настоящей музыке, как вокзальная девка к Джульетте. (В.В. Сидоров)

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что классический рок уже достиг своего апогея. Но это не значит, что он умер. Скорее он дал новые ветви развития музыкального искусства. Что из этого выйдет - пока не известно. Рок-н-ролл жив! Что автоматически открывает тему для последующих интересных исследований.

 

 

Список литературы

1. Уфа Rock`n`roll 70-е(Ринат Билялов, Игорь Налепин)

 

Респонденты (информаторы):

 

1. Рустэм Асамбаев, экс-гитарист «ДДТ», музыкант.

2. Николай Красненков, музыкант.

3. В.В.Сидоров, историк, путешественник, «бывший хиппи».

4. Виталий Инешин, солист группы «Коллекция Дней»

5. Артур Казыханов, бас-гитарист группы «Elizabeth Smile»

6. Анатолий Выгныч, директор рок - магазина «Саунд»

 

Приложения

 

Приложение 1.

Опрос

 

Среди учеников 8-11 классов средней школы №42 был проведен опрос. Для него были подготовлены листочки, на которых были перечислены основные музыкальные жанры:

 

· Рок

· Рэп

· Джаз

· Этническая музыка

· Классика

· Поп-музыка

· Регги

Задачей учащихся было отметить те из них, которые они предпочитают слушать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...