Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прагматическая концепция истины.

Философия, по их мнению, должна стать общим методом решения жизненных проблем, встающих перед человеком. Истинными могут быть названы только те из них, которые имеют благоприятные для субъекта, ими обладающего, последствия, только те, которые оказались полезными, выгодными для этого субъекта. Для прагматистов истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него. Прагматистская концепция истины не опровергает, а, скорее, предполагает справедливость корреспондентской концепции истины. Для того чтобы некоторое знание, убеждение, верование были истинны в прагматистском смысле они должны соответствовать своему предмету, ситуации к которой они относятся.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — разделение суждений (утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их истинности; аналитическими наз. такие суждения, истинность которых устанавливается путём чисто логич. анализа (терминов, элементарных высказываний), синтетическими наз. такие, истинность которых обосновывается посредством обращения к внеш. информации, к знаниям о внелогич. действительности.

Истинность аналитического суждения всегда априорна. Она устанавливается одним только логическим или семантическим (по смыслу терминов) анализом.. Истинность синтетических суждений, напротив, априорна лишь тогда, когда она определяется «конструктивным фактором» построения понятий.

Появление математической логики позволило уточнить идею аналитичности на основе общего понятия о логических законах (общезначимых формул логического языка). Аналитическими стали называть высказывания, которые истинны либо в силу их логической формы, либо в силу их сводимости к такой форме путем уточнения значения терминов. Вместе с тем с возникновением аналитической философии подверглась критике и кантовская идея синтетических априорных суждений, а тезис об относительности понятий «аналитический» и «синтетический», по существу, стал общим местом в дискуссиях прагматической ориентации. В частности, У Куайн, отмечая определенную разумность самой классификации, указывает на ее зависимость от языка, в котором такая классификация принимается, и делает вывод, что, по сути, деление суждений на аналитические и синтетические есть «метафизический символ веры».

ЧУВСТВЕННОСТЬ способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения. 1) способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств, актуализируется в формах ощущения, восприятия, представления; содержание сознания, доставляемое формами чувственности; 2) способность переживать аффективные состояния — эмоции (удовольствие, страдание, гнев и т. п.); 3) склонность к плотским наслаждениям. Чувственное — это осуществляемое посредством органов чувств “чувственное познание”, доставляемое чувственностью — “чувственное знание”; телесное, плотское — “чувственное наслаждение”.

РАЗУМ — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение Р. и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то Р. направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение Р. как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно, будучи связываемо со способностью Р. постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок.

РАССУДОК — тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения предмета мышлением. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, Р. осуществляет, прежде всего, упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. В то же время абсолютизация в Р. определенности и устойчивости форм мысли и их упорядочивающей функции приводит к известной скованности рассудочного мышления, к опасности его догматизации и к необходимости корректировать эти недостатки в реальном, живом познании многообразия действительности.

ЗНАНИЕ — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Дефиниция термина «3.» является фундаментальной проблемой, решение которой отличает философию от науки и от иных форм рефлексии о познании, а также одну теоретико-познавательную кон цепцию от другой.

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

Н. ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., — постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

ПОЗНАНИЕ — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой деятельностью. В П. выделяют два уровня: чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное П., а в рамках последнего — П. природы и П. общества. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т. п. Общее учение о П. дает философская теория П.

РАЦИОНАЛИЗМ (разумность) - это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Отличительной особенностью рационализма от других мировоззренческих позиций является требование достаточных обоснований и доказательств при установлении истины о фактах объективной реальности. Рациональная картина мира - это картина мира естественнонаучная, поскольку именно наука является сферой рационального познания и объективного изучения реальности.

Кроме того, рационализм - это мировоззрение отказа от вредных, суеверных, легкомысленных, сомнительных, необоснованных и ложных представлений, отсекаемых по принципу "бритвы Оккама" ввиду их неуместности, сомнительности и необоснованности. К таким представлениям относятся не только эзотерическо-духовные представления, такие, например, как вера в наличие души, бога или домовых, но и так называемые "вредные привычки", деструктивные хобби (например, убийства животных) и сомнительные стереотипы мышления (мнения-"штампы", основанные на невежестве и предрассудках).

ЭМПИРИЗМ— это направление в эпистемологии (гносеологии), согласно которому все знание возникает в результате чувственного восприятия и опирается на него.

ФАЛИБИЛИЗМ (от англ. fallible - подверженный ошибкам, ненадежный) - тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития - метод проб и ошибок. Наиболее известными сторонниками Ф. были Пирс и Поппер.

ПАРТИКУЛЯРИЗМ стремление к частным моментам, обособлению. Партикуляризм встречается в различных областях. В русском языке данный термин наиболее широко используется в политике и обозначает — преследование отдельными частями государства личных интересов, в ущерб интересам общегосударственным.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ Трансценденция (существительное) и Трансценде́нтный (прилагательное) (от лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий недоступное теоретическому познанию, не основанное на эмпирическом опыте. Трансцендента́льное (от лат. transcendenatis — выходящий за пределы) — связанное независимыми от опыта и предшествующими ему (априорными) условиями возможного опыта, прежде всего — с изначально присущими сознанию априорными формами познания. Современное употребление слова трансцендентальное идёт от Канта (Критика чистого разума). И если проще, то трансцендентное это что-то непознаваемое, а трансцендентальное это то, что позволяет познать трансцендентное.

трансцендентное - это абстракции, которыми человек может оперировать в своем мышлении (истина, добро и зло).

трансцендентальное - это то, что человек не в состоянии осмыслить или выразить словами, но, возможно, может испытывать смутные переживания по этому поводу. например, рай как место пребывания.

БЫТИЕ понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

СУЩЕСТВОВАНИЕ на уровне здравого смысла, а также научного и прагматического мышления существовать - значит просто быть в наличии, иметь место как факт, но в экзистенциализме существовать означает для разумного существа иметь соотнесенность своей жизни с Бытием, ясно осознавать, понимать и реализовывать конкретный смысл своего бытия в каждый ее момент, настойчиво осуществлять смысл жизни в своих поступках и делах: "Существование - это способ быть" (Г.Марсель), а быть - значит жить подлинными ценностями и святынями, а не игрой видимостей, изменчивых и несостоятельных.

СУЩНОСТЬ идейный смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи

ЯВЛЕНИЕ вообще всё, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого.

СУБСТАНЦИЯ первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей.

АКЦИДЕНЦИЯ случайное, почти всегда несущественное свойство вещи. В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции) и означает происшедшие от процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, что она есть.

ДЕТЕРМИНИЗМ общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире.

ПРИЧИНА явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления

СЛЕДСТВИЕ то, что следует, вытекает из чего-л.; вывод. // Суждение, выводимое из одного или нескольких суждений по определенным правилам (в логике).

ТЕЛЕОЛОГИЯ учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии...

НОМИНАЛИЗМ направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов; признавая первичность вещей в вторичность понятий, борясь против схоластического реализма (см. реализм 3), н. был первым выражением материализма (маркс) в средние века; однако н. не в состоянии был дать правильное объяснение взаимоотношения между вещью и понятием, между общим и единичным.

РЕАЛИЗМ философская позиция, утверждающая существование независимой от познавательной и коммуникативной деятельности реальности, но тем не менее, так или иначе данной человеку в ощущениях, мыслях и языке.

СОЗНАНИЕ Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека. Способность осмысленно воспринимать окружающее.

МЫШЛЕНИЕ высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

МАТЕРИЯ Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.

МОНИЗМ – философская позиция, согласно которой существует только одна реальность.

ДУАЛИЗМ – философская позиция, согласно которой, существует две независимых реальных природы – ментальная и материальная.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, утверждающая существование множество различных по природе объектов.

ХОЛИЗМ - идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности»; основоположник - Я. Смэтс.

АТОМИЗМ - атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.

РЕДУКЦИОНАЛИЗМ - методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей (меристический или демокритовский Р) и частей к специфике целого (холистический или платонический Р)

ИДЕАЛИЗМ - это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности - сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту.

МАТЕРИАЛИЗМ -философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...