Особенности развития русской философской мысли конца XIX – начала XX века. Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Лев Шестов, Николай Бердяев, Михаил Бакунин, Владимир Ленин.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - крупнейший русский, религиозный, христианский философ, заложивший основу религиозной русской философии. Философия В.С.Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик русской религиозной философской традиции. Большинство крупных философов считаются последователями В.C.Соловьева. К Соловьевскому этапу следует, относить творчество Трубецких, раннего Флоренского, раннего Бердяева. Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает ей всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое Высшее "вбирает в себя" низшее. Вот как выступает всеединство у Соловьева: божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего единство творца и творения. Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через него самого. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным. Если нет Бога, нет ни смысла, ни высшей правды, ни цели. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека.
Для социального переустройства общества, по Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России оно связано с утверждением "Русской идеи", взгляды на которую у него во многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть "русской идеи" - осуществление царства божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева. («Философия свободы», «Смысл творчества»). В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л.Шестов (1866-1938) Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры, Шестов доходит до того, что даже малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы, называет богоотступничеством. («Афины и Иерусалим», «Апофеоз беспочвенности»).
Современная западная философия. Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1844–1900) являются основными представителями неоидеализма. Характерная черта неоидеализма – иррационализм, т.е. учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения» и др.). Для неоидеализма объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали и др. В рамках неоидеализма появляются методы познания, отличные от тех, которые предлагает позитивизм. Так, философия Шопенгауэра считает, что познание идет, возможно, лишь на основе человеческих представлений, а для философии Ф. Ницше важнейшим методом раскрытия сущности общественного явления оказывается переход человеческого в природное и др.
Идеи Рассела получили свое более полное и более крайнее выражение в "Логико-философском трактате" его ученика Людвига Витгенштейна. В нем Витгенштейн выдвигает идею о том, что мир обладает атомарной структурой и состоит из фактов. Факт делает предложение истинным. Факт – нечто происходящее в человеческом мире, т. е. в мире, открытом для человека. Факты не зависят друг от друга, все связи и отношения между ними – чисто внешние. Если мы хотим узнать об истинности или ложности предложения, мы должны указать на факт, о котором он говорит. Если факт существует, то предложение истинно, если не существует, то ложно. На этом и строится логический атомизм. По мнению Рассела для избегания парадоксов структура мира, нашего языка должна совпадать со структурой логики. Витгенштейн доводит эту мысль до конца. Он считает, что предложение есть не что иное, как образ, или изображение, или логическая фотография факта. Рассел и Витгенштейн видят задачу философии в отделении науки от ненауки. Они стремятся совместить два представления об истинности: истинно то, что соотносится с реальностью, и истинно то, что логически правильно выводится из другого суждения. Но Витгенштейн в своих работах приходит к выводу, что совмещение невозможно. Т.к. от многозначности естественного языка никуда не деться. Поэтому на позднем этапе своих работ Витгенштейн обращается от сконструированного по законам логики языка к естественному языку человеческого общения. Т.к. человеческий язык более естественен и боле доступен, и что бы мы ни исследовали рано или поздно мы вернемся к этому языку, понятному нам. Но от многозначности человеческого языка никуда не деться. Таким образом, возникновение парадоксов неизбежно, как неизбежна многозначность языка. Но при совершении каких-то научных исследований, для избегания, этих самых парадоксов, нужно пользоваться искусственным, более логическим языком науки.
Мир по Витгенштейну - совокупность вещей и явлений, которые невозможно точно описать. Он был убежден в том, что «о чем нельзя говорить, о том нужно молчать».
Логический позитивизм-направление неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское Общество эмпирической философии (Рейхенбах, К. Гемпель и др.). В кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. приобретает значительное влияние и выступает как идейная основа неопозитивистской философии науки. Основоположники логического позитивизма выдвигают задачу разработки последовательно научной философии и претендуют на осуществление «революции в философии», которая окончательно преодолела бы т. н. метафизику, к которой они относили подавляющую часть всей прежней философии. В этой своей антиметафизической направленности логический позитивизм выступает преемником классического «первого позитивизма» 19 в. На формирование идей логического позитивизма непосредственное влияние оказал также «второй позитивизм» Э. Маха. Для логического позитивизма был характерен ярко выраженный сциентизм. Однако по существу логический позитивизм не является нейтральным в своей философской позиции в отношении природы знания и истолковывает последнее последовательно в духе узкого эмпиризма и феноменализма, идущего от Беркли и Юма (что позволяет, в частности, его критикам говорить о «гносеологической метафизике» логического позитивизма). Вместе с тем он отказывается от характерного для прежнего позитивизма психологического и биологического подхода к познанию и пытается сочетать феноменалистский эмпиризм с методом логического анализа языка науки, использующего аппарат современной математической логики. Эта идея заимствуется логическим позитивизмом в 1920-х гг. прежде всего из «Логикофилософского трактата» Л. Витгенштейна. Синтез логицизма с эмпиристско-феноменалистической гносеологией, сводящей содержание всякого подлинного знания о мире к выражению т. н. непосредственно данного (т. е. по существу сенсорной информации) и составляет исходную идейную основу этого направления. Подлинно научная философия возможна только как логический анализ языка науки, который в своей критической функции должен быть направлен на устранение «метафизики», а в своей позитивной функции — на исследование логического строения научного знания с целью выявления «непосредственно данного» или эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Конечная цель такого исследования усматривалась в реорганизации научного знания в системе «единой науки», которая в соответствии с позитивистско-феноменалистическим представлением о природе познания должна была бы давать описание непосредственно данного и в которой стирались бы различия между отдельными науками о мире — физикой, биологией, психологией, социологией и т. д., как по типу содержания понятий, так и по способу их образования. На основе принципа сводимости всякого действительного осмысленного знания к «непосредственно данному», выражение которого в т. н. протокольных предложениях обеспечивает возможность исчерпывающей эмпирической проверяемости всех утверждений, несущих реальную информацию о мире, логический позитивизм формулирует т. н. принцип верифщируемости (см. Верификацтнизм, Оправдание теории), рассматриваемый как критерий познавательного значения утверждений. Логика и математика в отличие от всех других т. н. реальных или фактуальных наук — о природе, обществе, человеке — истолковываются в качестве т. н. формальной науки — не как знания о мире, а как система аналитических высказываний, формулирующих правила работы с предложениями и терминами языка науки.
До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.
Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений. Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а также более глубинное изучение структуры личности, так как исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке. И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался ᴨȇред необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Итак, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют сᴨȇцифическое содержание психики. В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был ᴨȇрвооткрывателем. Он подчеркивал, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. Для Фрейда, бессознательное было вопросом факта, сферой человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности. Его в ᴨȇрвую очередь интересует конкретное содержание бессознательного. Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет: 1. Скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может ᴨȇрестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным. 2. Вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе сᴨȇциальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ. Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в психике бессознательных представлений. Полемизируя с философами, которые давали отрицательный ответ на этот самый вопрос и считали, что следовало бы говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях, Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о бессознательной душевной деятельности. Книга-опыт никогда не сводится к буквальному, дословному содержанию, сколь богатым или даже неисчерпаемым оно бы ни казалось; в книгеопыте всегда содержится некий остаток, неустранимый никаким, даже самым изощренным толкованием, этот несократимый остаток заключает в себе неизъяснимые в слове боли, тревоги, заботы, в которых рождались слова, строки, параграфы, вступления и заключения, иначе говоря, та «доля неведомого, откуда ведет происхождение всякое произведение» (Морис Бланшо). Самое важное в этой доле то, что в ней осталось от автора, от его индивидуального опыта, ибо, завершив книгу, оставив в ней крупицы себя, он переходит к иным творческим и экзистенциальным возможностям. По завершении книги-опыта автор «умирает», вместе с тем — становится другим, в нем что-то отмирает, в завершенной книге остается частичка его субъективности, а сам автор ищет других возможностей своего «я», обращается к другой книге, погружается в другой опыт. Рассказывая о своем опыте, оставшемся в «Истории безумия», Фуко признавался: «Опыт есть нечто такое, что проделываешь в одиночку, и однако же полностью он осуществим лишь постольку, поскольку выходит за рамки чистой субъективности туда, где другие смогут, не скажу в точности его повторить, но, по меньшей мере, с ним столкнуться или пересечься» Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многим не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют с ним преемственность. Как и неопозитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания. Одним из самых видных постпозитивистов считается современный английский философ Карл Поппер. В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии. В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Философия постепенно превратилась в служанку политики. Это становиться возможным в условиях: -отсутствия свободы интеллектуального творчества -жестокого контроля со стороны государства и правящей партии -использования философии для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития. Основные этапы философии в СССР. 1-й этап с 1922 - 1930 гг. Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма». Какие проблемы решались? 1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов. 2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском способе производства. 3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как спор между механистами и диалектиками. -механисты (во главе с Н.И. Бухариным) - подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом - защищали автономию естественных наук против философской диктатуры. - в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем революцию. -Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую диалектику главной сутью марксизма. Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений), Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший культурно- историческую теорию развития психики. 2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский. Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма. Тем не менее в этот период: 1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где развивается идея ноосферы. 2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов. 3) Возникает целый ряд формальных философских структур: - на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты - с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии». 3-й этап 1953 - 1991 гг. Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого: -с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических; -в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»; -с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|