Исследование индивидуального стиля деятельности в группах со сложившимся эмоциональным выгоранием и с несложившимся
С целью изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога, необходимо сравнить показатели структурных компонентов последнего у педагогов из первой группы и у педагогов из третьей группы. Для диагностики был использована «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. Для того чтобы удостоверится в статистически достоверных различиях между результатами первой и третьей групп, использовалась процедура вычисления критерия Стьюдента для неравночисленных выборок. Для проведения вычислений использовался пакет программ для математической обработки данных STATISTICA 6.0.
Таблица 2.3 - Различия между первой и третьей группам
Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный – контрольные действия. Таким образом, статистически значимыми являются показатели по следующим шкалам: подготовительный (I); организационный (II); коммуникативный (III); стимулирующий (VI); дисциплинирующий (V); контрольный (VIII). Рассмотрим более подробно количественные характеристики по данным шкалам. Обратимся сначала к результатам, полученным в третьей группе (синдром не сформировался):
По шкале подготовительный компонент в данной группе: - высокие показатели имеют – 13 человек, что составляет 68,4 %; - средние показатели – 3 человека, что составляет 15,8 %; - низкие показатели – 3 человека, что составляет 15,8 %. Высокие показатели по данному компоненту говорят о том, что педагог на должном уровне осуществляет как содержательную подготовку к занятиям (при составлении плана уроков учитывает результаты собственной деятельности на предыдущих уроках; при составлении плана уроков учитывает особенности возраста учащихся; при составлении плана уроков учитывает особенности каждого класса; при составлении плана уроков учитывает особенности групп слабых и сильных учащихся; настраивает на конкретный класс, зная его особенности; настраивает на отдельные группы учащихся, зная их особенности; при подготовке к уроку постоянно пополняет методический арсенал), так и саморегуляционную (идя на урок, оставляю свои проблемы «за порогом»; перед уроком настраивается на позитивный результат своей деятельности; перед уроком настраивается на позитивный результат деятельности учащихся, захожу в класс сразу после звонка, настроенный на работу; при плохом настроении перед уроком настраивает себя на ограничение негативного настроения). Рассмотрим показатели в первой группе (синдром сформировался хотя бы по одной из фаз). - высокие показатели – 4 человека, что составляет 50 %; - средние показатели – 3 человека, что составляет 37,5 %; - низкие показатели – 1 человек, что составляет 12,5 %. Видим, что по сравнению с показателями педагогов из первой группы, в третьей группе, - высокие показатели имеет меньшее количество человек, разница составляет 18 %; - разница в средних показателях составляет 21,7 % (в первой группе более высокий процент педагогов со средними показателями);
- педагогов с низкими показателями оказалось больше в третьей группе, но с очень небольшим перевесом (разница составляет 3,3 %).
Рисунок 2.5 - Сравнение показателей по подготовительному компоненту у педагогов первой и третьей групп
По организационному компоненту: В третьей группе: - высокие показатели – 11 человек, что составляет 57,9 %; - средние показатели – 6 человек, что составляет 31,6 %; - низкие показатели – 2 человека, что составляет 10,5 %. Высокие показатели означают о том, педагог выдвигает требования, направленные на организацию и поддержание порядка. Сюда входят следующие характеристики: предъявляет требования к поведению учащихся, договаривается с учащимися об их поведении, предупреждает учащихся о возможных последствиях и т.д. В первой группе: - высокие показатели – 1 человек, что составляет 12,5 %; - средние показатели – 7 человек, что составляет 87,5 %; - низкие показатели – 0. Таким образом, мы видим, что у подавляющего большинство педагогов данной группы не высокие показатели организационного компонента.
Рисунок 2.6 - Сравнение показателей по организационному компоненту у педагогов первой и третьей групп
По коммуникативному компоненту в третьей группе: - высокие показатели – 14 человек, что составляет 73, 7 %; - средние показатели – 5 человек, что составляет 26, 3 %; - низкие показатели – 0. В первой группе: - высокие показатели – 2 человека, что составляет 25 %; - средние показатели – 6 человек, что составляет 75 %; - низкие показатели – 0. Рисунок 2.7 - Сравнение показателей по коммуникативному компоненту у педагогов первой и третьей групп
По стимулирующему компоненту в третьей группе: - высокие показатели – 12 человек, что составляет 63,2 %; - средние показатели – 6 человек, что составляет 31,6 %; - низкие показатели – 1 человек, что составляет 5,2 %. В первой группе: - высокие показатели – 2 человека, что составляет 25 %; - средние показатели – 6 человек, что составляет 75 %; - низкие показатели – 0.
Рисунок 2.8 - Сравнение показателей по стимулирующему компоненту у педагогов первой и третьей групп
По дисциплинирующему компоненту в третьей группе:
- высокие показатели – 7 человек, что составляет 36,8 %; - средние показатели – 12 человек, что составляет 63,2 %; - низкие показатели – 0. В первой группе: - высокие показатели – 0; - средние показатели – 5 человек, что составляет 62,5 %; - низкие показатели – 3 человека, что составляет 37,5 %.
Рисунок 2.9 - Сравнение показателей по дисциплинирующему компоненту у педагогов первой и третьей групп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|