Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Труд. Традиции. Искусство





Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.

Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В воспоминаниях повзрослевших детей - не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер. Чуваши, например, очень сдержаны в проявлении чувств. Поцелуев никто не видит. Мать, кормя младенца, целует макушку, начнет ребенок ходить - самая нежная ласка - гладить по голове, старше станет - по спинке нежно похлопает (чаще это делает бабушка, нежели мать). Есть пословица: «Чуваш целует дважды: в колыбельке и в гробу»



Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечест

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.

В семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в мелочах быта приобретают новые качества. Быт столь же многообразен в своих проявлениях, как и природа. В сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.

 

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.

Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании более значительна, чем можно себе это представить. К сожалению, в школьном воспитании искусство никогда не занимало и вряд ли займет то место, какое ему отводится в народной педагогике.

Народное искусство противостоит массовой культуре, формалистическим ухищрениям, уводящим людей от правды жизни. Насаждающаяся в стране антинародная культура может быть устранена только народным искусством.

Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей, например, это «Гимн объединения», «Песня благодарности», «Песня одиночества», «Песня-раздумье». Совершенно уникальна чувашская «Заячья песня»: идут, идут охотники, убьют, сдерут шкуру, продадут, купят водку, напьются, будут жен бить, дети будут плакать - «О, как мне жаль деток, как жаль их»... Погибая, заяц плачет о детях своих убийц. Поэтическая сила и нравственная высота песни бесспорны. Эти качества - неотъемлемая принадлежность лучших образов народного искусства. Всем известны образность и эмоциональность украинских песен, целомудрие, светлая грусть русской песни. Их знала и пела вся страна без различия территориальных и этнических границ. Их знали и любили и за рубежом.

Искусство - от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, - обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающих поколений. Его, как и труд, можно назвать цементирующим фактором воспитания в народной педагогике.

 

 

Пример-идеал

В примере-идеале как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики.

Пример природы - в ее очеловеченном восприятии применительно к детям, пожалуй даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечивают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Якуты, например, комаров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гармонии в природе.

Чувашский народ обожествляет, поэтизирует дуб, называет его батюшкой. У него только тело жесткое, а душа мягкая, посидит негодяй в тени дуба - на следующий день померкнет для него свет божий и начнет он сохнуть. Юманкка - дубочком называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род. Часто он оказывается единственным сыном в семье. И воспитывают, формируют его по примеру дуба: твердым и сильным - в делах, мягким и нежным - в душе.

Этнограф-этнолог Захарий Ефимович Черняков рассказал, как во время экскурсии по тундре захотелось прилечь... Саам, провожатый, опередив, предугадав преступный жест, - собрать под себя охапку мха, замахал руками: «Нельзя, невозможно. У нас так не делают. Иначе все исчезнет. А как же олени»... В тундре на сотни верст кругом один мох растет. Однако каждый отросточек мха, с трудом пробивающийся из мерзлой земли, для саама драгоценен, для него родная природа - и символ, и идеал.

У чувашей обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельные деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке здесь - трепетное отношение. Каждый уголок несет свою лирику и функционирует автономно. Однако гармония, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыпается на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.

Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со Вселенной.

Символический смысл несут и народные игры. В них оптимизм народа, его надежды на будущее. Пример-идеал, идеальные представления о человеке, лучшем сыне народа реализуются и в народных празднествах. Игры и праздники - уникальная форма жизнедеятельности детей и взрослых, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа. Так, например, в чувашском празднике Учук, проводимом после весеннего сева, много места занимают полевые моления, обращенные к божествам, покровительствующим плодородию. Праздник сопровождается песнями, плясками, играми, богатым угощением. Детям на празднике уделяется особенное внимание. Все происходит на лоне природы, в самом красивом месте окрестности.

Есть в народе и слова-символы, и дела-символы (народные дела-символы равнозначны событиям-символам), в них реально воплощаются личности-символы. При этом надо думать не только о великих исторических деятелях. Личности-символы, таланты высокой нравственности - рядом с нами.

Попутно нельзя не сказать о своеобразных условиях действия примера на личность, что ясно сознавалось в народной педагогике. Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, он накладывается на уже существующий базис - совесть и нравственность человека. Страшные последствия может иметь отрицательный пример, связанный с тотальным насилием, тем более если он ложится на неокрепшую психику юного человека. В народе это всегда очень хорошо понимали. «Постыдитесь говорить так при детях», «Какой пример вы подаете своему сыну (дочери)». При таких разговорах присутствовал каждый из нас, и не раз.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.

Народная педагогика сильна именно контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Например, природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства...

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.