Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, результатом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595), которая узаконила и усилила католическую реакцию. Видный представитель эпохи вольнодумства — Франциск Скорина (ок.1490-1541). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образование, Франциск Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представители духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, которая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что свои взгляды он распространял на белорусском языке, тем самым содействуя развитию национальной культуры.
Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530-1593). Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить "глупости переписчиков" и "хитрость еретиков" как "ошибки прежних переводчиков". Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения. Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634— 1689) в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский был наказан смертью за распространение атеистических мыслей. Его рукопись "О существовании Бога", которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена. Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С.Щадурский, К.Нарбут, Б.Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры.
Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.) Маркс и Энгельс в студенческие годы были гегелианцами, однако под влиянием Фейербаха переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику. 1. Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии. 2. Исторический материализм. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций.
3. В теории познания Маркс вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания. Маркс сосредоточил внимание на анализе процессов отчуждения в обществе. Отчуждение – это процесс, в результате которого результаты деятельности человека становятся «господином» человека. Главным источником отчуждения является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе. Скоро появилось неокантианство и неогегельянство. В неокантианстве основой были своеобразие социальных явлений и способы познания этих социальных явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа.
Позитивизм Основоположник – французский философ О. Конт. Первоначально кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Философию и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур. Философии. Конт считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии: 1. Мировоззрение мифологическое 2. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).
3. Позитивная стадия Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться (?) к метафизике; философия –, допускается, инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки. Позитивизм прошёл три стадии: 1) Позитивизм О. Конта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г. 2) Спенсера.Эмпириокритицизм (Махизм): Основоположник – Э. Мах. Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос. 3) Неопозитивизм. Основоположник – Бертран Рассел, Карнап. Экзистенциализм Философия экзистенциализма продолжила иррационалистическую линию. Экзистенциализм возник в первые десятилетия XX века; представители: М.Хайдеггер, К.Асперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др. В экзистенциализме выражены идеи гуманитарной интеллигенции. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Предшественниками экзистенциалистов в 19 веке были датские философы Кьеркегор, Гусель (он основоположник феминологии). Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития: 1) чувственная (символ-Дон Жуан) 2) этическая (чувство долга) 3) стадия страдания Внутренний человеческий мир уникален и непостижим, наука не способна проникнуть в него и объективно отразить. Гусель разработал концепцию сознания как интенциональность – как смысл наделения. Экзистенциализм различает следующие существования:
А. Подлинное существование. Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Подлинное существование трансцендентно. Внутренний мир человека нельзя определить. Важнейшая идея – сартровский тезис: сущность предшествует существованию по отношению к вещам, существование предшествует сущности по отношению к человеку. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает. Б. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзистенциализм бывает: · Религиозный (Хейдер, Шестов): только в стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”. · Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в кризисных ситуациях (на границе жизни и смерти) Экзистенциализм настаивает на том, что человек в любой ситуации должен сохранять свою человечность. Экзестенциализм поднимает проблемы стандартизации, невелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку. Экзистенциализм одна из самых модных на западе в середине XX века философских школ. Ее крупные представители М. Фадегер и К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю во Франции; Н. Аббаньяно в Италии; У. Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э. Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора. Согласно экзистенциализму задача философии заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чужом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и не постижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. №24 НЕОТОМИЗМ - официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан единенственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия), к-рый и ныне является международным центром Н., широко распространенного в странах католического вероисповедания (Франция, Италия, ФРГ, США, страны Лат. Америки). Представители Н. - Маритен (Франция), И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Австрия), Ю. Бохеньский и др. Неотомистская философия служит идейной опорой клерикализма. Основу неотомистского учения составляет принцип: „Философия - служанка богословия". Н. - теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают чистое бытие", понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства религиозных догм неотомисты широко используют фальсифицированные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснов анием всех философских категорий. Значительное место в Н. занимает религиозное истолкование совр. естественнонаучных теорий. В целом философия Н. представляет собой теологизированную метафизику. По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика заметно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соединены осн. элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ватиканского собора, наметилась новая ориентация Н. на приобщение его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идеями экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. течений совр. философского идеализма. С т. зр. Н. исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. С т. зр. социальной философии Н., секуляризация угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации, а потому гл. роль в нормальном, естественном развитии об-ва призваны сыграть религия и церковь.
ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. реrsоnа - личность) - идеалистическое течение, использовавшее мотивы монадологии Лейбница и получившее распространение в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в. Отличительной чертой П. является признание „личности" первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем „личность" понимается как духовный первоэлемент бытия. Научно-материалистическому миропониманию П. противопоставляет концепцию, согласно к-рой природа — совокупность духов - лич-ностей" (Плюрализм). „Верховная личность" в П. - это всемогущий бог (П. в конечном счете выступает как разновидность теизма). Основателем П. в США был Б. Боун К П. в США примыкали также М. Кал-кинс А. Кнудсон Его гл. представители в амер. философии: лидер калифорнийской школы Р. Флюеллинг и лидер бостонской школы Э. Брайтмен Все они тесно связывают П. с протестантской теологией. В Англии наиболее известным представителем П. был X. Керр в Германии - психолог В. Штерн Однако в их учениях нет характерной для амер. персоналистов прямой связи с теологией. Осн. социальная задача, согласно П., заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы преобразовать „личность", т. е. способствовать ее „духовному самосовершенствованию". Особую позицию занимает группа фр. персоналистов; ее основатели: Э. Мунье Ж. Лак-руа Эта группа мелкобуржуазной интеллигенции, объединившаяся вокруг журнала „Еsprit"представляет левые католические круги, к-рые участвовали во фр. движении Сопротивления, а в 70-х гг. выступили в защиту мира и буржуазной демократии. №25 Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан (1901—1981), Жак Деррида Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них. Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному "Я", "социальному и политическому бессознательному".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|