Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия русского космизма.

Это философское направление сложилось в конце XIX века. Основы «русского космизма» заложены в творчестве Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского (1857–1935) и В. И. Вернадского (1863–1945).

Течения в «русском космизме»: 1) Религиозно-философское направление представляют В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев. 2) Естественнонаучное направление отражено в творчестве К. Э. Циолковского, Н. А. Умова (1846–1915), В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского (1897–1964). 3)Поэтически-художественное направление связывают с именами В. Ф. Одоевского, Ф. И. Тютчева, А. Л. Чижевского.

Для «русского космизма» характерна ориентация на идею космоцентризма (антропокосмизма), убежденность в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Смысловое содержание космоса выступает как основание этического культурно-исторического самоопределения человека и человечества. Для многих представителей этого течения показательно принятие идеи эволюционизма, органическое восприятие мира. На первый план ими ставится практически-деятельное начало человека.

Особое место в разработке идей русского космизма занимает Н. Ф. Федоров. Для него космос – это христианский космос. В силу падшести человека и природа становится его врагом, силой враждебной и смертоносной. Чтобы избежать этого, необходимо заняться регуляцией природы. Главной задачей при этом выступает воскрешение отцов. Отсюда главная идея космизма Федорова – это мотив дела, воплощения христианского мифа в рукотворную реальность. Главное сочинение мыслителя – «Философия общего дела».

Сторонники эмоционального подхода в «русском космизме» проникнуты убеждением в космической роли человека как разума («ноосфера»), сознания природы. Те, кто в большей мере тяготел к его религиозным формам, верили в провиденциальный замысел Бога о человеке, в необходимость человеческого участия в Божественном домостроительстве, в восстановлении падшего естества мира и человека.В трудах этих мыслителей обосновывается необходимость религионизации науки, сотрудничества веры и знания.

Представители: А. К. Горской и Н. А. Сетницкий. Эти философы стояли на позициях христианского эволюционизма, утверждающего факт продолжающегося творения, истории. Они считали, что только путем индивидуального спасения можно вырваться из мира. Преображение мира требует не только внутреннего делания, но и внешнего труда. Г. и С. полагали, что сегодня можно говорить «о совершившемся или близком к завершению внешнем объединении человечества на всей нашей планете». Такое объединение предполагает отмену этнических и национальных сил и постановку «вопроса о смысле культуры и, в частности, вопроса о замене стихийного бессознательного возникновения ее осмысленным и планомерным созиданием». Перед человечеством лежит обязанность преобразования всего космоса, всего общества, всей человеческой природы. Но для этого мир должен приготовиться к повсеместному принятию Евангелия, и эти подготовительные процессы в жизни человечества должны смениться эпохой деятельности его в теле и деле Христовом.

В наши дни идеи «русского космизма» привлекают внимание не только философов. Они получают все более широкое распространение в общественном сознании, вызывают значительный интерес за пределами России.

17) Основные этапы развития философской мысли в Белоруссии. ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. Формирование философии Беларуси, связана с принятием хрис­тианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христиан­ского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, Ефросиньей (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси про­изошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусско­го первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры.

Черты: 1) антропоцентризм, т. е. идею само­достаточности человеческого бытия, когда в центре внимания фи­лософов выступала проблема исторического предназначения че­ловека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о без­граничных возможностях человека в деле практического пре­образования природы, общества на началах разума; 3) натура­лизм, выступавший в качестве основополагающего принципа ин­теграции мироздания и самого человека.

Для Бе­ларуси была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, обсужде­ние философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательской деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. Протестантизм сни­зил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, ли­шил ее монополии на толкование Священного писания, был от­крыт путь к развитию свободной мысли. Получила распростра­нение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления. Радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний) - критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению), личная вера и Божественное откровение, явленном в Священном писании. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитар­но-демократические идеи Евангелия. Умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий) - выработка компромиссных форм соединения, согласо­вания античной, философской традиции с ценностями средневеко­вой христианской и гуманистически-ренессансной культур, осваивали платонизм, аристотелизм, этические и полити­ческие учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, философское знание должно было выступить в качестве ору­дия социальных преобразований. Атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский) - заимствовали и осмысливали античные решения проблемы про­исхождения мира, античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индиви­дуальный разум и опыт в качестве средств познания. Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения.

 

18) Философская мысль белорусского Возрождения. В период Возрождения оформляются идеалы, заложившие основы духовности и национального самосознания нашего народа. Наиболее значительной фигурой этой эпохи сегодня единодушно признается Франциск Скорина (ок. 1490–1541). Он – первый белорусский первопечатник, гуманист и ученый. Характерная особенность этикогуманистического мировоззрения Скорины – патриотизм. Скорина – основатель национальнопатриотической традиции в истории белорусcкой культуры и общественной жизни.

Философская и общественно-политическая мысль белорусско­го Возрождения включает 3 этапа: 1. Философия раннего Возрождения, начало ХУ1 - 50-60-е гг. ХУ1 в. В социально-экономическом плане это был период интен­сификации ремесленного производства, торговли, роста и возвы­шения городов, усиления межклассовых и межсословных проти­воречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономичес­кой и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпо­хи - идея рационального переустройства общества. 2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина XVI в. широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные те­ологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей ра­ционализма, политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан). 3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец XVI-XVII вв.). Содержание этого периода обозна­чено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их на­ционально-политического самоопределения. Это было время ут­верждения схоластического типа философствования. Гуманисти­ческие тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барок­ко и схоластики.

Представители: Сымон Будны, Василь Тяпинский, Андрей Волан. С конфессиональной точки зрения их философские идеи вписывались в рамки того движения протестантизма, которое на белорусских землях воплотилось в попытки создания евангелическореформаторской церкви, независимой, с одной стороны, от Рима, а, с другой, – от Константинополя и Москвы. Сымон Будны пишет «О главнейших положениях христианской веры» В нем предлагается оригинальная версия происхождения христианства. Согласно ей, богом в христианской религии является лишь Боготец, Святой же Дух – только сила божья. Что касается Иисуса Христа, то он – простой человек, возведенный в божеский сан благодаря его высоким моральным достоинствам и несомненным заслугам в пропаганде христианского учения. По существу это была не столько теологическая, сколько типично рационалистическая интерпретация христианства, разрушавшая его основополагающий догмат святой Троицы. Андрей Волан. правовая тематика. основатель светского направления в социальнополитической мысли Беларуси и Литвы. Он объявлял право выражением коллективной воли народа, своего рода высшим разумом, заложенным в природе. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это, в свою очередь, станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан. Лев Сапега убежден, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа.

С середины XVIII в. в Беларуси ослабевают позиции схоластики. Выразителями этих настроений становятся философыэклектики Антон Скарульский, Бенедикт Добшевич, Казимир Нарбут. Их философские взгляды далеко неоднозначны. Скарульский не принимал гелиоцентрическую систему Н. Коперника, механику И. Ньютона, с позиций канонизированного аристотелизма критиковал философские учения Г. Лейбница и П. Гассенди. Добшевич, напротив, одним из первых эклектиков решился признать теорию Коперника. И вообще он был конформистом, стремящимся, по высказыванию одного из современников, «наследовать философию Нового времени», не придерживаясь взглядов ни одного из ее представителей, а использовать их взгляды. Нарбут заявил, что «наука Коперника очень хорошо согласуется с законами физики и астрономическими наблюдениями». В определенном смысле Нарбут – переходная фигура. В его творчестве прослеживается смещение белорусской мысли того времени от схоластики к раннему Просвещению, от эклектики к философии Нового времени.

 

19)Философия и развитие белорусского национального самосознания в 19 – 20 вв. В первой половине XIX в. наблюдает­ся закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвину­тый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи нацио­нально-культурного и государственного возрождения. Однако в це­лом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Об­щественно-политическая мысль полнилась идеями поиска нацио­нальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С се­редины XIX в. осмысление этого круга идей осуществлялось в худо­жественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Марцинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В XX в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается оче­редной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволю­ция протекала далее в контексте советской философии. Распад Советского Союза и образование суверенной Республи­ки Беларусь дали новые импульсы поискам национальной иден­тификации белорусов, стимулировали обращение к националь­ной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в бе­лорусской философской культуре. В ХIХ в. отечественная философия находилась под влиянием романтизма, герменевтики, демократических идей (филоматы, филареты – А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан, И. Домейко, В. Врублевский, К. Калиновский).

В ХХ ст. в системе высшего образования господствовала марксистская философия (Д. Широканов, Ю. Харин, Е. Волчек, А. Зеленков). В шестидесятых годах на основе работ В. Степина, связанных с методологией науки, сформировалась Минская школа (Е. Петушкова, А. Елсуков, Л. Кузнецова, Я. Яскевич, В. Лукашевич, А. Осипов). Были актуализированы исследования оснований современной науки (научная картина мира, идеалы и нормы научной деятельности, философские принципы и категории, научная аргументация).

В постчернобыльскую эпоху актуальными стали вопросы, связанные с экологией (П. Водопьянов), гуманизацией инженерной деятельности (В. Старжинский), модернизацией деятельности (А. Лойко).

 

20) Основные проблемы в философии марксизма. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX в. и является составной частью марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии: 1) предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.); 2) бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); 3) крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; 4) нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); 5) кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем: 1)на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); 2)производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; 3)указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; 4)базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

Надстройки выделяются общественно-экономические формациипервобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – экономика основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей; феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства (труд высшего уровня, позволяющий производить новый товар. Для производства нового товара необходима сила, обслуживающая их, - «рабочая сила»); отчуждение; прибавочная стоимость( Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости); эксплуатация человека человеком.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: -основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); -сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; - важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека; -развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

 

 

21)Философия позитивизма. Позитивизм- направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

П. возникает в 30-40-х годах 19 века во Франции. Родоначальником этого течения является Огюст Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной.

Стадии: На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая – метафизическая з аменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную.
Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. Он утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х годах 20 века. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека.

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания.

Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории - критический рационализм. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.

 

22) Философия экзестенциализма. Экзистенциализм (философия существования) - иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции. Возник э. накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл., которые возникают из самого факта сущ. человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ. и его движение к небытию.

Э объявл предметом философии бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл. неопределимым., и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.Характ. чертой чел. сущ. является то, что он не сам выбирает условия своего сущ., он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел. сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ. чел., состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Внеш. мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел. сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл. о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш. индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв. личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое сущ-е.

Теоретические истоки: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора, иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше, интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона, феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета. В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная - К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

 

23) Религиозная философия 20в в контексте европейской культуры. Религия - одна из наиболее древних форм духовной культуры. Ре­лигия (лат. religare - связь, связывать) представляет собой совокуп­ность взглядов, обрядов, культов, воплощающих важнейшие социаль­ные ценности; центром их является вера в существование сверхъесте­ственного существа - Бога или богов.

Религия - системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, культы и организации. Внутри религиозного сознания выделяют религиозную психологию и идеологию. Религиоз­ный культ - это совокупность всех видов действий, связанных с прак­тическим и духовным воздействием на Бога. Основным типом религи­озной организации является церковь - социальный институт, фунди­рующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи последних со светскими организациями.

Существует целый ряд концепций, объясняющих сущность и про­исхождение религии, авторами которых являются И. Кант, Г. Гегель, У. Джемс, Ф. Шлейермахер, Э. Дюркгейм, 3. Фрейд, Ф. Ницше и др. В философии религии и религиоведении выделяют такие этапы исто­рической эволюции религии, как этап естественной религии, этап ре­лигии закона, этап религии искупления.

Наиболее распространенной и авторитетной в ХХ в. появилась философская концепция неотомизма. представители Ж.Маритен, Е.Жильсон и американский философ Ю.Бохеньський. Идеи: 1)философия представляет собой редкую для ХХ в. позицию последовательного реализма (мир вещей нам предоставлен реально, ведь Бог как Творец мира на интриговал и не пытался ввести человека в заблуждение.) 2)единство в человеке души и тела (познание начинается с ощущения, из реальных контактов человека с действительностью, но эти контакты наконец должны активизировать наш разум, потенцию познавательного акта переводит в действительность).

Авторитетным направлением религиозной философии была также протестантская теология, которая получила название негативной, поскольку резко подчеркивала принципиальную несопоставимость Бога и мира, а через это и невозможность умственного постижения Бога. Основателем "диалектической теологии" К.Барт. Идея: 1)Бог недостижим для мира и вне Его нет человеческого с Ним диалога. Поэтому за человеком остается лишь одно – вера.Такие же исходные тезисы присутствуют и в философии П.Тиллиха, который, развивая их, пришел к выводу, что в мире человека существует принципиальная разорванность между сущностью и существованием. 2) человеческой характеристикой выступает забота о смысле бытия, ощущение такой заботы и ее сознательная реализация и делает человека религиозным. Р.Бультман предоставил идеям протестантской теологии экзистенциальной интерпретации - существование представляет собой первый уровень жизни, и оно может быть истинным или ложным. Поднять человека над этим уровнем может только вера.
Среди философских течений религиозного толка следует упомянуть также теософию (О.Блаватська, Р.Штайнер) - религии всего мира ведут разговоры об одном и том же - о выявлении божественного в отношении человека, однако разговоры эти отличаются языках образами, полнотой и степенью внутренней связи. С этого тезиса вытекала также теософская пропаганда экуменизма - движения за объединение всех религий мира., учения "живой этики" (О.Рерих) - материальность всего существующего, правда, проводя различение тонкой материи и грубой. В человеческом естестве живая этика насчитывала семь слоев сущностей, иерархически сходили к божественной телесности, поэтому жизненная задача человека усматривалось в том, чтобы пройти путем самосовершенствования и подчинить свою жизнь высшем слоя. и русскую религиозную философию (Бердяев, П.Флоренский) - выводит человеческие качества с особого места человека в творении мира Богом, из основной функции человека, связанной со сбором рассеянного в мире первичной энергии положительного бытийного созидания. На основе такого подхода к миру и человека решались проблемы свободы воли, творчества, социальной жизни, предпринимались многочисленные исследования в направлениях персонализма, антропологии, теории познания, эстетики и др.. Особую роль представители этой философии отводили так называемой "софийности" мира, выводя божественную премудрость, воплощенную в творении и в деяниях Христа, почти на уровень особой божественной ипостаси.

 

24)Психоанализ и философия (Фрейд, Юнг). Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основы психоанализа как философской концепции заложены Зигмундом Фрейдом. Другие представители этого направления - Карл Юнг, Альфред Адлер, неофрейдисты Вильгельм Пайх, Герберд Маркузе, Эрих Фромм. Психоанализ (психологический анализ личности) - теория, раскрывающая роль бессознательного в жизни человека и развития человечества, а также метод лечения психических заболеваний.

Классическая психоаналитическая теория состоит из трех частей: 1) теории бессознательного; 2)теории детской сексуальности; 3)теории снов. Структура человеческой психики содержит сознание "Я", "сверх-Я", которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных "внутрь" психики индивида социально значимых безличностных идеальных принципов, а также "Оно", бессознательное. Сознание, по мнению Фрейда, полностью зависит от бессознательного, получает от него сигналы, которые могут быть реализованы, прорвавшись сквозь "цензор" "сверх-Я" или вытеснены, подавлены. Реализация, рационализация бессознательного в форме сублимации является деятельность в сфере культуры, особенно творчества. Подавлены инстинкты, импульсы (прежде всего сексуальные) приводят к неврозам, психических болезней.

Структура бессознательного включает в себя: 1) инцест, покаяние, грех, страх, отцеубийство, наказания ("миф о первоначальной орду", "эдипов комплекс") 2) уровень с личностного рода, от орды до современного человека. Мифы, сохраненные в памяти человечества, дают возможность переживать в онтогенезе филогенез, 3) уровень перехода в бессознательное в возрасте 5-8 лет, 4) уровень инстинктов: воли к власти, либидо, воля к смерти (танатос), тщеславие, агрессивность.Чтобы проникнуть в бессознательное, Фрейд разработал целую систему инструментария: гипноз, ассоциативное мышление, сновидения и др.. По Фрейду, культура, есть социальные институты, религия, искусство, ритуалы - является коллективное бессознательное, основная функция которой является сохранение стабильности общества.

Юнг, последователь Фрейда, разрабатывает учение об архетипах коллективного бессознательного: за порогом сознания лежат вечные проформы, проявляющиеся в разные времена и в самых культурах. Они как бы хранятся в бессознательном и передаются от поколения к поколению.

Бессознательные процессы являются автономными, они выходят на поверхность в транс, видениях, образах, создаваемых поэтами и художниками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...