Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах




Основные исследовательские стратегии в постклассической философии

Развитие постклассической философии проявляется в трех основных стратегиях: социально-критической, феноменологической и аналитической.

Специфические особенности социально-критической стратегии.

Предметом рассмотрения в социально-критических теориях становятся конфликтные ситуации, вызванные противоречиями между различными социальными группами. При этом акцент смещен в сторону тех социальных групп, интересы которых оппозиционны доминирующим в обществе социальным структурам. Среди целей данной стратегии - стремление к демистификации наличных идеологических ориентиров, к изучению социальных противоречий и поиску способов борьбы за освобождение, что может сопровождаться сменой социального порядка. Социально-критическая стратегия философии наиболее полно и рельефно реализовалась в двух основных направлениях: марксистском и феминистском.

Марксизм утверждает, что характер общественного производства определяет природу социальной системы. В марксистской теории формулируется экономоцентрированный подход, связанный с поиском и вычленением базисных экономических суперструктур и соответствующих им идеологических отношений. Труд рассматривается как доминантная сфера деятельности общества. Также и угнетение как социальный институт вытекает в первую очередь из экономической системы, изменение которой предполагается путем социальной революции. Такое освобождение означает естественный прогресс истории, в ходе которого социальные противоречия разрешаются в более высоком социальном порядке. Феминистская критика разрабатывается в русле гендерных исследований социально-культурной реальности на основе акцентации половых различий субъектов культуры. Центральным понятием критики становится понятие «гендер» как социопол или социальная конструкция пола, в которой отображаются нормы, убеждения, стереотипы, ценности, лежащие в основании социального поведения представителей различных полов. Феминистская критика в философии представлена различными направлениями: либеральным, марксистским, радикальным, социалистическим и психоаналитическим (В. Вульф, Б. Фридэн, Дж. Митчелл, С. Файерстоун, С. де Бовуар, Н. Чодоров, Э. Бадентэр).

Феноменологическая стратегия философствования. Немецкий философ ХХ века Э. Гуссерль заложил основы масштабного проекта феноменологической философии, оказавшего большое влияние на современную философию и другие области социально-гуманитарного знания. Создавая проект новой «науки о духе» в рамках феноменологической традиции, Э. Гуссерль ввел понятие «жизненного мира» как суммы «непосредственных очевидностей». Жизненный мир культурно-историчен, субъективен, лежит в основании всех научных идеализаций. С введением этого понятия Э. Гуссерль связывал идею освобождения философии и науки от объективизма.

 

 

Основным предметом философской рефлексии в феноменологической традиции становится человек – в – мире. Философская рефлексия опосредует достижение радикальной самоответственной позиции, аутентичное личностное бытие человека.

Одним из наиболее ярких проявлений этой установки в философии ХХ века стала экзистенциальная философия. Философия экзистенциализма возникает накануне первой мировой войны в России. В этот период она представлена прежде всего трудами Л. Шестова и Н. Бердяева. После первой мировой войны экзистенциальную философию в Германии развивают М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер. В период и после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма получают свое воплощение и развитие в произведениях Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, А. Камю, С. де Бовуар и др. После второй мировой войны философия экзистенциализма получает широкое распространение по всему миру. Согласно экзистенциализму, экзистенция непостижима средствами рационалистической философии и наукой. Приблизиться к ее пониманию можно лишь в период своеобразных жизненных ситуаций, названных «пограничными». Именно «пограничные ситуации» - моменты глубочайших потрясений - способствуют прозрению человеком экзистенции как корня своего существа.

Основные характеристики аналитической стратегии. Будучи рационалистическим течением в постклассической философии, аналитическая традиция отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям. В рамках аналитической стратегии XX века задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации, причин понимания или непонимания его смыслового содержания. В развитии аналитической философии можно выделить два основных этапа. Для первого, логико-аналитического этапа характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фрегге, Б. Рассел, А. Тарский). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после философского «прагматического поворота», происходит расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель). Позитивистская ветвь аналитической философии проходит несколько этапов в своем развитии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (члены Венского кружка, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, К. Поппер).

Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах

Впервые термин “бытие” в философию ввел Парменид (5-4 в. до н.э.). Бытие это то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина. Впервые философия обозначила собственное поле – вопрос об отношении мышления и вещей (мира), был расширен круг философских задач – введена гносеологическая проблематика.Если Парменид делал упор на целостную картину, ставшее, стабильное, то Гераклит акцентировал внимание на становление, процесс, изменяемость. Гераклит различал бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой ложную, превратную поверхность вещей. Платон связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие – с косной материей.

В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто.Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу, с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяине.

В 17-18 веках бытие представлялось как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности.Для Нового времени характерен субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались субстанция (предельное основание бытия) и ее акциденции (свойства), преходящие, изменяемые (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, французские материалисты).В 20-21 в.в. бытие трактуется как вечно проясняемое раскрытие конкретного единства вещей и человека. Развитие научного знания позволяет понимать бытие под углом зрения таких категорий, как функция, отношение, система.

В современной философии и науке разрабатывается концепция самоорганизации природы и общества как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости – устойчивости, дезорганизации – организации, беспорядка – порядка, что предполагает постоянную проблематизацию жизни и соучастие человека через мир “повседневности” в творческо-традиционном потоке.

7. Субстанциональное. Через понятие субстрат разъясняется, из чего состоит Б, а понятием субстанции сводится все многообразное к какому-то общему основанию (материи, духу, идее и т.п.).Субст-я-лежит в основе всего и не нуждается в док-ве своего сущ-ния. Декарт:мир на 2 субстанции-духовные(неделимые) и материальные (делимые). 8. дуалистическое противопоставление двух начал: атомов и пустоты (Демокрит), формы и материи (Аристотель), тела и пустоты у Лукреция Кара, души и тела у человека, удвоения мира на посюсторонний и потусторонний в религии, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. 9. мономатериалистическое -Энгельс - единство мира состоит в его материальности. 10. В совокупную реальность Б входят не только матер. мир и его предметы, но и духовное, идеальное (п/п целостности материально-духовного процесса). 11. плюралистическое. Ни материю, природу, объект, ни сознание, мышление, субъект нельзя рассматривать в кач. единственной первоосновы сущего. Природа, человек, общество, идеи образуют множественное единство (Шеллинг). 11. комплексно-расширительный диалектический подход - выражается в признании совокупности характеристик Б. Философами Б осмысливается в связке с такими категориями, как пространство, время, качество, количество, мера, причинность, существование, становление (Гераклит и Гегель)12. Парменид: «Есть только Б, неБ нет совсем». НеБ часто ассоциировалось с пустотой. Для древних китайцев пустота – формообразующее начало вещей, отсутствие страданий. Строят дом, прорубают окна и двери. Пустота же в доме делает дом годным к потреблению. НеБ – переходная форма от одного уровня развития Б к другому, это еще не сложившееся, не сформировавшееся в данной ситуации потенциальное предБ, либо уже деградировавшееся, распавшееся наличное постБ. Реальный мир есть взаимодействие областей Б и неБ. Ничто – отсутствие чего-либо, выраж. в языке при помощи отрицания. Предмет существует, пока его изменения происходят в интервале опр. формы, до момента ее разрушения и превращения в нечто новое, иное. Иное тоже Б, но для прежнего предмета и его формы оно – гибель, ничто, смерть.13. антропологич. - объяснение мира через человека. Фома Аквинский: «Человек есть некоторым образом все». Фейербах также рассматривал Б через призму человека. Итак, Б трансформировалось в человекоразмерное, определяемое человеческими способностями воспринимать и действовать. Совр. рос. фил-ф Мелюхин: антропного принципа в прир. не сущ-ет, а есть лишь з-ны самоорг-ции неорганич. с-м, чел-к же явл. продуктом этой системн. эволюции. Наз. и друг. альтернативы: а) призн-е появл-я чел-ка невероятн. чудом; б) допущ-е ║ существ-я бесчисл. иных миров с друг. Физ. констант.

14. социально-трудовая трактовка Маркс и Энгельс - труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет Б человека в обществе. 15. В совр. Ф. разраб. концепция самоорганизации прир.ы и об-тва как пр-са взаимод-я противоре. тенденций: неустойч-ти – устойч-ти, дезорганизации – организации, беспорядка – порядка. Скорость перемен не должна превышать человеч. способности адаптироваться к ним без потери себя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...