Единичное, особенное, общее.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА Истор философия б. представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856). Основ. Направ. его философий были: • фил-я человека; (этикоценртична)• фил-я истории. Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Кол-е (общественное) сознание полностью определяет индивид-е, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отлич. человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. В основе историч. процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли - христианство. Христианство - стержень, двигатель истории.Что касается истории России, то Россия "выпала" из мирового истор процесса. Будущее России,, — вернуться в мировое истор. поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить истор миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из глав. факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, яв-ся географический. Главными причинами, вызвавшим Деспотическое самодержавие-необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России. Представители философского религиозного направления Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе гос-ва и отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философ взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: • путь человекобожества; • путь богочеловека. Путь человекобожества —Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога. Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Л.Н.Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем: • религия должна стать простой и доступной для народа; • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование; • главное зло на Земле - смерть и насилие; • в основе поведения человека должно быть сопротивление злу; • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование; Наиболее ярким представителем либерального направления я-ся B. C. Соловьев (1853 - 1900). Основными идеалами его философии были:идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший ур-нь нравст-ти-право, высший -любовь); • идея прогресса — как всеобщей связи поколений; • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться чел-во; • идея Бога как выражения добра; • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; • русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина). Философия Н. А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенц-я и религиозная направ-ть. М.б.выделено основ.полож. фил-и Бердяева: • высшей ценностью в окружающем мире является свобода; • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу сущ-я человека;•свобода человека подвергается угрозе извне; • данную угрозу несут в себе общество и гос-во, кот-е являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общ-во и гос-во стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать общ-ву и гос-ву ассимилировать себя; • ключевую роль в жизни человека играет также религия; • Бог должен быть нравст-м символом; • отнош. между Богом и человеком должны быть "на равных"; • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
Единичное, особенное, общее. Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего. Отдельное-относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т.е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного,то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каждой березе. Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее,животное, живое существо, материальное образование. Предельно широкое общее называется всеобщим. Единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенной. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славянин. Здесь понятие русский, есть особенное. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным. В этой теме необходимо критически проанализировать понимание общего метафизиками и идеалистами. Абсолютизация единичного, общего и отрыв их от вещей и материи служат одним из главных гносеологических источников идеализма. Этого вопроса мы касались при расс- мотрении реализма и номинализма. Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и явления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих законов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности при- менения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового общественного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфичес- ких формах, так как общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная эконо- мика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского характера. Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории иг- рают большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях подни- маемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так на- зываемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.
18) Философские понятия "содержание" и "форма" Содержанием называется вся совокупность сторон, свойств, признаков, связей предмета, явления или процесса. содержание производства складывается из единства, взаимодействия и функционирования составляющих. Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выражения содержания. Внешняя форма указывает на различие данного содержания от всего иного. Единство содержания и формы предполагает тем не менее их относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Единство содержания и формы обозначается категорией «структура». Содержание и форма неразрывны. Противоречивость единства формы и содержания. Неоднозначность связи формы и содержания. Оптимальность развития - при соответствии формы содержанию, а содержания – форме 19) Философские понятия "сущность" и "явление ".Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Сущность как-то проявляется. В сущности, нет ничего, что не проявлялось бы.Явление может, соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и "прозрачно", а в других наоборот. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Непосредственное одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отдельными явлениями. Категория видимости с одной стороны фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том или ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает полностью сущности. категория видимости отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектическое отрицание теоретическим знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным.
20) ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Взаимодействие П. и С. имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. П. и С. связаны генетическим типом отношений. Поиск причинно-следственных закономерностей является необходимым инструментом познания объекта или процесса Принцип причинности всегда был в центре философского и конкретно-научного интереса в силу своей мировоззренческой значимости, онтологического статуса, роли в организации познания. Исторически принцип причинности был первым универсальным объяснительным принципом в научном познании.
21. Необходимость и случайность. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность* необходимость связана с общим. Случайность, существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным. Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, обычно показывают, что оно оказывается необходимым результатом его работы. Таким образом, случайность есть внешнее по отношен к данному процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимост без случайностей ни в природе, ни в об-ве небывает. Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализац изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Это объясняется или судьбой (в мифологии и язычестве), или волей Бога (в христианстве или исламе), или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. Волюнтаризм - это призн преимущ-ва воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышл. Фатализм отриц наличие какой-либо альтернативы и возможность свобод выбора. Волюнтаризм подразумевает игнорирование природной, социальной и иной необходимости. 22. Возможность и действительность. В-ю называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи, Д порождать новое. Д-ю называют все реально существующее в объективном мире. Вместе с тем Д есть осуществленная В, ибо все, что существует в Д, когда-то было возможностью. В и Д тесно связаны между собой: если Дь есть реализованная В,то В порождается развитием самой Д-и. Вместе с тем она мож стать Д-ю. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практическ работе отрыв В от Д приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же Д от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы. В и Д нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую. классификация возможностей: реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций развития. Вторые обусловлены случайными, побочными по отношению к основным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те реальные возможности, для реализации которых еще существуют необходимые условия. Различие между этими видами возможностей относительно, так как разные абстрактные возможности находятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат зависит от вызревания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы. иначе они могут быть утрачены. Но даже конкретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные.
23. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипны с ним предметов. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Чтобы понять существо этого закона, следует, прежде всего, выяснить, что такое качество и количество. Качество проявляется в свойствах. Св-во характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектич единство качества и количества или такой интервал колич-х изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество. Развитие и есть прежде всего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему. Качественное изменение, в отличие от количественного, выражается понятием скачка. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.
25. Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительностии её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализмпонимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, то есть взаимопроникают. При раскрытии этого закона, Энгельс подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимном отрицании. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. Гегель при характеристике действия этого закона оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие– это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями. 26 Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека. Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.
28.Агностицизм и его критика. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. ἄγνωστος – непознаваемый) – фил. концепция, согласно кот. мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Идеи А. получили широкое распространение в 19 в. среди английских естествоиспытателей. Термин «А» был предложен в 1869 Т.Гексли. Гексли рассматривал А. в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. Сам Гексли всегда акцентировал гносеологический смысл А., подчеркивая, что речь идет не о доктрине, а о методе, позволяющем ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. В качестве мировоззренческой концепции А. становился объектом резкой и далеко не всегда корректной критики со стороны как религиозных кругов (до сих пор ему приписывают атеизм), так и наиболее последовательных материалистических направлений (отождествляющих А. с суб.идеализмом). В своей аргументации А. в целом следует гносеологическим идеям Д.Юма и И.Канта. Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш опыт, лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным. При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, напр., что при попытке получить знание об абсолютных и безусловных, т.е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместимые описания и пр. Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и приобретало вид конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки. Эта конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть А.– с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным. Т.о., А. лишь в самом общем смысле принадлежит к традиции фил. скептицизма, критически оценивавшего возможности познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной де-ти. Несообразности в познании возникают лишь тогда, когда познание выходит за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной де-ти, и лишь в этом пункте А. кладет границы познанию. Границы знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта – это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. А. выражает позицию ученого как ученого, но при этом вне сферы его критики оказывается сама наука. А. просто не обсуждает соответствующую проблематику, ссылаясь иногда на практическую эффективность опытного естествознания, иногда на здравый смысл. С близких позиций, но более последовательно эта тема была позднее представлена в позитивистской философии: метафизическим, т.е. не имеющим эмпирически осмысленного решения, в ней объявляется и сам общий вопрос о познаваемости чего-либо (А.Айер), при этом позитивизм сместил внимание с вопроса «Что мы не можем знать?» на вопрос «Что есть научное знание?», решаемый средствами специального исследования науки. Самым решительным оппонентом А.является марксистская гносеология. Однако в марксистской критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего это весьма эффективная критика узости концептуальных оснований агностицизма, связанная с марксистской трактовкой познания как момента общественно-исторической практики. Марксизм предполагает развернутую оценку возможностей познания, основания которой выходят за рамки внутринаучной деятельности, и критикует А. за узость его мировоззренческих горизонтов, за отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, за сведение познания только к научному познанию, а науки – к опытному естествознанию и пр. При всей своей жесткости такого рода критика не исключает элемент конструктивности, «позитивного снятия»А. Иным образом развертывается марксистская критикаА., когда речь фактически идет не о познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание реализуется в конкретных познавательных практиках, а о признании материальности мира, А. упрекают в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в основе опыта (материи, вещи в себе), встает на позиции суб.идеализма. Но этот упрек предполагает столь расширительное понимание познания, что оно во всяком случае теряет из виду конкретные познавательные практики, и в частности те, на которых фактически основывается А. Элементы А. присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах 1-й пол. 20 в. – от прагматизма до критического реализма. В новейших течениях философии науки термин «А» употребляется, как правило, в историко-философских контекстах. Критика А. Канта. По мнению Канта, в феноменальном мире истинны только естественные, научные знания, а мир вещей-в-себе непознаваем. Следовательно, он полностью отделял феноменаль- ную действительность от ноуменальной действительности. Это привело к разделению между чистым разумом и практическим разумом, а также разделению между наукой и религией. Согласно философии Объединения, человек является владыкой над всем сущим или владыкой творения, а все предметы творения были созданы по подобию человека в качестве объектов радости для человека. Это значит, что человек и все предметы сходны между собой по структуре и в элементах, и соответственно сходны по содержанию и форме. Таким образом, в познании содержание и форма, которыми обладает субъект (человек), подобны содержанию и форме, которыми обладают все предметы, так что их можно сопоставлять. Кроме того, поскольку через их содержание выражена вещь-в-себе, субъект может познавать не только чувственные содержание и форму объекта, но также их вещь в себе. Поскольку у Канта не было ясного представления о принципиальных отношениях между человеком и всеми предметами, это привело его к А. 29.Истина как процесс. Ее объективность и конкретность. Диалектика абсолютной и относительной истины. ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений В целостной картины мира в диалектике её развития. И. - внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Наука —не склад готовых иичерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен. И. относитель-н а, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историч. условиями жизни общества, уровнем практики. Исторически пред-шествующая теория истолковывается в составе новой! теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (напр., классич. механика Ньютона и теория относительности Эйнштейна). Диалектич. материализм «... признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине». Абсолютизация относит. И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления. В каждой относит. И., поскольку она объективна, содержится «частичка» абс. знания. Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абс. И., к-рая в этом смысле складывается из суммы относит. И. Одним из осн. принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., (что предполагает прежде всего точный учёт всех усло-вий, в к-рых находится объект познания, выделение) главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что «...всякую истину, если ее сделать "чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд». К p и т е р и й И. находится не в мышлении самом но себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а_заключается в практике. К. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли чело-веческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посоюсторонность своего мыш-ления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос». В нашем созна-нии истинно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно, логически сравнивает своё понятие с самим предметом. Т. о., логич. критерий И. является производным от практического. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал. Проблемы, связанные с теоретич. и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|