Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания.

В состав философии входят:

  • теоретическая философия (систематическая философия);
  • социальная философия;
  • этика;
  • эстетика;
  • логика;
  • история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

· онтология (учение о бытии);

· гносеология (учение о познании);

· человек;

· общество.

в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Диалектика метод единства и борьбы противоположностей.

Метафизика метод, противоположный диалектике Обособлено, как сами по себе.

Догматизм восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются внешне правдоподобные выводы.

Софистика имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

 

2. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрения.

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания.

Существует 2 уровня мировоззрения:
1) эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);
2) логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).
Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности, а также жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. три основных типа мировоззрения: 1)житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом. 2)религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,
3)философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность. 1)знания 2)ценности 3)эмоции 4)воля 5)убеждения 6)вера 7)сомнение

 

 

5. Античная философия. Общая характеристика. Этапы развития.

Античная философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа: досократический - зарождение и формирование философии;

классический (сократический) - зрелость и расцвет;

эллинистический - закат;

римский - период упадка и смерти античной философии.

Представители первого периода: Гераклит Эфесский и пр.

Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Представители сократического этапа: Сократ, Платон, Аристотель.

Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже досократиков: меньше уделяли внимания поиску первоначала; внесли вклад в развитие логики.

Отличительные черты эллинистической философии:

* кризис античных моральных и философских ценностей;

* понижение ужаса перед богами

* отрицание прежних авторитетов

* рвение к отрешению от реальности.

Для философии римского периода было типично:

* фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

* завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

* расцвет эстетики;

* завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни;

 

 

3. Особенности, основные понятия, школы и представители древнеиндийской философии.

ведийский;

Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды.

классический - с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.;

в Индии складываются предпосылки для перелома в развитии страны - скачок в развитии производительных сил, рост научных знаний. Эти факторы послужили основой для школ: 1)ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Веданта (“завершение вед”) В ведантах существует два направления:

Адвайта - в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана(душа мира)

вишишта-адвайта, есть 3 реальности: материя, душа и бог. Без бога душа и тело не могут существовать как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования.

Миманса. Цель - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.

Санкхья. признает существование двух первоначал во вселенной: материального и духовного. Материально начало находится в постоянном изменении и развитии. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание.

Ньяя. существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов.

Вайшешика(особенность). Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир периодически создается и разрушается.

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение.Основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования.(медитация)

2)неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

Джайнизм. В основе лежит учение о таттвах - сущностях, явл исходным материалом, из которого строится мир. 2 главные таттвы - это джива (душа), основное св-во которой сознание, и аджива (все, что не является душой). достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.

Буддизм Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основатель учения - Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Выдвинул три положения: жизнь полна страданий, есть причина возникновения страданий, есть возможность избавления от них. избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение нирваны. Нирвана- освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога нет. Душа как особая сущность не существует. Все существующее в мире временно.

1) послеклассический - 10-18 вв.;

бог есть-Шива, буддизм угасает

 

4. Особенности, основные понятия, школы и представители древнекитайской философии.

Особенности древнекитайской философии.

Древняя восточная философия возникла вместе с древнегреческой (западной) философией, но прошла более длительный период развития путем рационализации мифологических и религиозных знаний. Древний Китай представлен двумя важнейшими направлениями:

1) конфуцианство – древнейшая этико-философская система, образ мышления и жизни, носящий прагматический характер. Основателем конфуцианства является Кун-цзы, или Конфуций, живший в 551-479 гг. до н. э. Главный источ­ник учения - произведение «Лунь Юй» (Беседы и суждения). Это направление заложило глубокие основы китайского менталитета.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:Как сделать человека нравственным? Как создать совершенное общество? Каким должно быть государство и управление? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: * быть человеколюбивым и гуманным («жэнь») – конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе; * слушаться старших по возрасту и по званию («сяо»); * образованность и тяга к знаниям, уважение к носителям знаний («бэнь»); * жить в обществе и для общества; * уступать друг другу;
* подчиняться императору; * сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Главное в учении Конфуция – следование срединному пути («кто мягко шагает – далеко идет»).

2) Даосизм - основателем его считается Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь) – это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее, тем не менее, к полной свободе, счастью и процветанию.

Тот же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. Вселенную, так же как и индивида, нельзя привести к порядку и гармонии искусственным образом, для этого нужно дать свободу и спонтанность развития их прирожденным внутренним качествам. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего (соблюдает принцип недеяния), чтобы управлять страной; тогда она и ее члены процветают и находятся в состоянии спокойствия и гармонии. В дао все вещи равны между собой и все объединяется в единое целое: Вселенная и индивид, свободный и раб, урод и красавец. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность. Главное в жизни человека — недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.


6. Милетская и пифагорейская школы. Проблема первоначала.

Миле́тская (или Ионийская) школа основана Фалесом в греческом городе Милет в области, которую греки называли Иония, в Малой Азии, Наиболее знаменитые представители школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетские философы за многообразием явлений усмотрели их сущность-Архэ (начало, господство). Архэ для них было единое, вечное, бесконечное, божественное первоначало явлений. Фалес, чтобы дать своим ученикам возможность начать самостоятельно умозрительно созерцать Архэ, предлагал им в качестве исходного– стихию «вода». Анаксимандр характеризовал Архэ неопределенным и беспредельным, по-гречески апейрон, он считал ненужным использовать в качестве исходного подобия ту или иную стихию. Анаксимен в качестве исходного Архэ предлагал стихию «воздух». Милетские философы рассматривали мир как живое целое, они не делали принципиального различия между тем, что мы называем одушевленным и неодушевленным.

Пифагорейская школа была основана Пифагором в греческом городе Кротоне в Южной Италии для подготовки лучших в религиозном, философском, нравственном смысле. По мысли Пифагора, лучших необходимо специально готовить для того, чтобы, было кому осуществлять власть и обеспечивать наилучшее управление народом. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит мудрым и знающим людям. Пифагор учил, что человек и Вселенная созданы по образу Бога. И поскольку образ этот один, то знание об одном является знанием и о другом. Пифагор любитель мудрости(ввёл термин философия)

 

7. Диалектическое направление: Гераклит.

ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса.Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом, характеристика всего существующего.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. " космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей.

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит логос(закон, необходимость)"Даже Солнце не может переступить логос." Мир-процесс в котором вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Влажное в сухое и наоборот) Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее сходство "бессмертные-смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают."


8. Элейская школа.

была основана Ксенофа́ном в греческом городе Элея в Южной Италии на берегу Тирренского моря. Элейской школе принадлежат Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс. Через Ксенофана, ученика Фалеса и Анаксимандра, элейская школа связана с миле́тской школой, основаной Фалесом. Архэ стало одной из главных тем элейской школы. Фалес Милетский, чтобы дать своим ученикам возможность начать самостоятельно умозрительно созерцать Архэ, предлагал им в качестве исходного подобия Архэ – стихию «вода». Анаксимен Милетский предлагал в качестве исходного подобия Архэ – стихию «воздух». «Воздух» у Анаксимена беспределен (апейрон), объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ. Анаксимандр Милетский, учитель Ксенофана, считал ненужным использовать в качестве исходного подобия ту или иную стихию, он ограничивался характеристикой Архэ, как неопределенное и беспредельное(апейрон). Ксенофан вслед за своим учителем считал ненужным использовать в качестве исходного подобия Архэ ту или иную стихию, он подчеркивал единение всех явлений из Архэ происходящих. Из единения всех явлений в Архэ он выводил единение всего существующего и тождество единого с Божеством. По Ксенофану, истинный Бог один всемогущий. Достоверным знанием обладает только Бог.
Элеаты отчетливо различили действительно существующее, реальное от явлений, в которых реальное нам явлено, отличали мир реальный от мира феноменального, данного нам как содержание нашего сознания.
9. Атомистический материализм.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из атомов. Возникла в древнегреческой философии.

Атомизм был создан представителями досократического периода философии Левкиппом и его учеником Демокритом. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мель. неделимые, невозникающие и неисчезающие, однородные, сущности (частицы), обладающие опр. формой. Атомы бесчисленны, т к пустота бесконечна. Форма атомов разная. Атомы-первоначало всего сущего. Демокрит: целое представляет собой сумму частей, а движение атомов, их случайные столкновения-причина всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия.

Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).

 

10. Отдельные представители Античной философии: Анаксагор и Эмпедокл.

Творчество Анаксагора и Эмпедокла (вместе с выступлением софистов) является определенным переходом к высшему этапу древнегреческой рабовладельческой демократии, который является и высшим этапом развития античного философского мышления.

По своему характеру философия Эмпедокла близка стихийному материализму. вместо одной первоматерии он выдвигает 4 исходных принципа, Теория четырех стихий была впоследствии развита в греческой философии. Эти стихии уже встречались у Гераклита, пифагорейцев. Эти четыре стихии характеризуются иначе, чем первоматерия элеатов или огонь Гераклита. Сущее образуют 4 пассивные стихии материального характера и две основные противоположные силы — любовь (дружба) и вражда (ненависть), которые тоже имеют более или менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и разъединению мельчайших частей основных стихий.

Анаксагор (500—428 до н.э.), по свидетельству Диогена Лаэртского, был учеником Анаксимена. Происходил из Клазомен, но большую часть своей жизни прожил в Афинах. К концу жизни был обвинен в безбожии. Согласно одной версии, он был осужден на смерть; согласно другой, благодаря вмешательству Перикла его освободили от приговора. После процесса он перебрался в город Ламисака, где умер и был погребен.

Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, которые он называет семена вещей.(плюрализм-признание множества сущностей). Материя вечна, несотворима и неуничтожима, новое возникает, потому что семена вещей содержатся в различных вещах.
11. Античная классика: софисты.

4 век до н.э. был переломным в истории греческой философии. Произошел переход от проблем устройства мироздания (натурфилософии) на проблемы познания общества и человека. Переход к новому видению человека и общества подготовили софисты. «Софистэс» – знаток, мастер, мудрец. Софисты были мудрецами особого рода, они не занимались поисками истины ради нее самой. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе и стали платными учителями мудрости. Они учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора.

Софисты обучали не конкретным знаниям, а лишь тем, которые нужны в общественной деятельности, где требовалось умение аргументировать свою позицию. Поэтому нужны были знания не о природе, а о самом человеке и его сознании. Протагор первым сказал, что о всякой вещи есть два противоположных мнения. Доказательство Протагора: т.к. высказывания об одной вещи не должны противоречить друг другу, а вместе с тем, о каждой вещи есть два противоположных и притом одинаково истинных мнения, то для принятия решения об истинности определенной позиции надо встать на точку зрения той или иной стороны. Следовательно, человек есть мера всех вещей.

12. Философия Сократа.

Поисками абсолютного занялся Сократ. Сократ излагал свои мысли устно и они дошли до нас через записки его учеников – Ксенофонта и Платона. Главным предметом его речей была этика (рационалистическая). Нравственными ценностями для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Сократ принял смерть (казнь) с полным сознанием своей правоты, основанном на убеждении, что существуют объективные нравственные ценности, отступать от которых нельзя. Для Сократа, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер. Именно знание того, что есть добро и зло и делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности. Если нет точного понятия о предмете, нет и знания о нем. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики. Ее суть: Истина не находится в готовом виде, а является результатом спора (примирение сторон и поиск общих оснований в споре).Сократ вел термин «диалектика» – ведение спора через сталкивание противоположных сторон и поиск основания их единства.


13. Произведение Платона “Апология Сократа”: основные идеи.

Основные идеи апологии сократа Платона: Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога. Платон – философ Др. Греции, учитель Аристотеля и ученик Сократа, математик, родился 427 г. до н. э. в семье богатых аристократов из Афин. Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду. Основные идеи апологии сократа Платона. Около 408 г. юный Платон встречает Сократа, беседующего и читающего лекции молодёжи в Афинах. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеником Сократа, впоследствии став и другом. Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончатся достаточно грустно: Сократа приговорят к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие. Там он продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека.

 

 

14. Теория идей, диалектика и теория познания Платона.

В основе философии Платона – противопоставление мира вещей и мира идей. Это, в частности, иллюстрируется на примере прекрасного: с одной стороны, существуют прекрасные вещи (прекрасный конь, прекрасная девушка и т.п.), а с другой, в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей существует идея прекрасного. Сами прекрасные вещи – некие копии, несовершенные воплощения идеи прекрасного. Вообще каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущность, т.е. идея. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порождены, они неизменны, бестелесны, занимают «наднебесные места».

Кроме идей и вещей существует материя – лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела. Мир идеи – активное начало, материя – пассивное; мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Далее Платон вводит еще один фактор – мировую душу. Она связывает мир идей и мир вещей, правит ими. В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бессмертна. Тело создано из частиц первооснов, душа – из мировой Души. Человек на земле – странник, земная жизнь – некое испытание. Душа, по Платону, состоит из трех частей: разумная, страстная и вожделительная.

Платон различает чувственность, «правильное мнение» и знание. он считает, что знание основывается на общих понятиях. Для характеристики места человека в мире Платон предлагает аллегорию человека в пещере. Люди прикованы в ней так, что видят только стену, противоположную входу. Перед входом движутся разные вещи, но человек видит не их самих, а тени на стене и думает, что он видит сами вещи. (Вещи здесь – это идеи, а их тени на стене – явления вещественного мира).

Платон говорит, что источником истинного знания являются воспоминания (анамнезис) человеческой души того, что она знала раньше, до вселения в телесную оболочку, когда она находилась в мире идей и могла созерцать то, что происходит в мире вещей. Когда душа входит в телесную оболочку, она забывает то, что знала. Чтобы душа вспомнила находящиеся в ней знания, нужно побудить ее к диалектике, размышлениям.


15. Теория государства Платона.

В философии Платона важное место занимали его взгляды на общество и государство. Он говорил об исторических формах государства: тимократии, олигархии, демократии, и тирании, считая все их дурными формами политического устройства. Им он противопоставляет проект идеального государства. Подобно тому, как в душе есть три части, в государстве должны быть три класса граждан: правители, воины-стражи и трудящиеся (земледельцы, ремесленники и др.). Основной принцип идеального государства – справедливость: защита от врагов и забота о благосостоянии граждан. Класс воинов не должен иметь частной собственности, у них все должно быть общим, включая женщин и детей. Правители же должны пройти длительную подготовку: государством должны управлять философы


16. Философское учение Аристотеля: метафизика, категории, душа, теория государства.

Аристотель – величайший из учеников Платона. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым из античных мыслителей стал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчувствительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первопричинах существующего: 1) формальная причина – то, что придает форму (план дома и т.п.). Идея вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Идея (эйдос) обуславливает суть бытия. 2) материальная причина – это, во-первых, первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал. 3) движущая причина – если рассматривать как причину движения другую вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.
4) целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.

Далее Аристотель формирует учение об абсолютном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Боге. В отличие от религии, Бог у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном процессе – мышлении о собственном мышлении. Будучи высшим бытием, божественный Ум – это форма всех форм, перводвигатель и всеобщая цель. Аристотелевское мировоззрение телеологично. Все сущее является целесообразным. Божественный Ум – это цель всеобщего движения, которая направляет мировой процесс к всеобщей цели, т.е. к себе как к высшему благу.

В этике Аристотель понимает нравственность как стремление к благой цели. Цель и высшее благо человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство, достигаемое в умозрительной деятельности души.

 

 

17. Эллинистическо-римская философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Эпикуреизм носил такой же индивидуалистический характер. Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую жизнь, свободную от человеческих страданий. Этику Эпикура можно назвать этикой свободы. Возможность свободного поведения человека коренится в самой природе. Эпикур ввел новый метод – способность атомов самопроизвольно незначительно отклоняться при движении. Самоотклонение атомов – это и есть тот минимум свободы в природе, без которого невозможна свобода в поведении человека. По Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев препятствия к счастью – главные страхи перед смертью, богами. Практическая задача философии – помощь в преодолении этих страхов. Эпикур считал: цель счастливой жизни –в безмятежности души. Т.е. душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной печали.

Скептицизм. Его основатель – Пиррон из Элиды. Поучая, он не писал трактатов, т.к. считал, что истина не достижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздержаться от всякого суждения (и отрицания чего-либо, и утверждения). В 1 в. до н.э. идеи скептицизма систематизировал Энесидем в «Восьми книгах Пирроновых речей», где сформулировал 10 тропов, отрицающих достоверное знание. Скептицизм противопоставляется догматизму ученых, претендующих на безусловно истинное знание, и агностицизму тех, кто отрицает необходимость познания. Всякое познание субъективно и поэтому мы можем достигать не достоверного, а только правдоподобного, соответствующего нашим пристрастиям знания.

Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном из Китиона в 3 в. до н.э. Как и эпикурейцы, высшей целью человека он считал счастливую жизнь, согласную с природой человека как существа свободного и разумного. Путь к счастью же у него лежит через апатию – спокойствие духа, искоренение страстей, достигаемое самовоспитанием. Стоики ввели понятие фатума (судьба, рок). Человек не властен изменить свою судьбу, но он властен в своем отношении к ней. Стоики учили одинаково спокойно переносить и радости, и невзгоды.


18. Философия неоплатонизма.

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее значительным выразителем идей неоплатонизма явл Плотин.

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое-Ум-Душа. Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит самого себя в себе самом) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю. Душа, на основе платоновского диалога «Тимей» доводится до учения о космических сферах. Это учение дает картину действия мировой души во всем Космосе. неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем.

II—III вв. Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:

Римская школа; известные представители: Амелий, Плотин, Порфирий. Школу основывает Аммоний Саккас, который письменного изложения своего учения не оставил. ученик Аммония, продолжатель и первый систематизатор неоплатонизма Плотин продолжает деятельность в Риме. дальнейшую разработку неоплатонизма продолжает ученик Плотина Порфирий.

III—IV вв. попытка объединить все существующие древние. неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику; систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, оракулов. К этому периоду относятся:

Сирийская школа: Дексипп, Теодор Асинский, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих.

Пергамская школа: Евсевий Миндский, Евфразий, Максим Эфесский, Эдесий. Школу основывает Эдесий, ученик Ямвлиха.

IV—VI вв. Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:

Афинская школа: Дамаский, Домнин, Исидор Александрийский, Плутарх Афинский, Сириан Александрийский. Школу основывает Плутарх Афинский.

Александрийская школа: Аммоний Гермий, Гелиодор Александрийский, Гермий Александрийский, Иоанн Филопон, Немезий, Синезий. Школу основывает Гермий Александрийский (предп.).

 


19. Средневековая философия. Общая характеристика. Этапы развития.

Средневековая философия: общая характеристика. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие. Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в. п. э.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности (разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина), и догмат о творении богом мира “из ничего”, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени(начало и конец света).


20. Патристика: основные этапы развития, проблемы и представители.

Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души. Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционные для научной философии проблемы. Это этап схоластики.

Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

Основные идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ; креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога); провиденционализм (Бог правит сотворенным им миром и человеческой историей); сотериологизм – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.

Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Бог сотворил не только мир, но и его свойства.


21. Философия А. Августина.

Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время).

Мир, созданный Богом, представлял навсегда установленную им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые просто существуют. Над ними возвышаются растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ в какой-то степени напоминает Бога.

В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве царит мир и гармония, но стоит только ее нарушить, начинаются беды и смуты, ведущие к падению государства. “ Антропология: Августин считал природу человека двойственной, сочетающей духовное и телесное начала. Главная способность человеческого духа – способность верить в Бога. Другая человеческая способность – разум, с помощью которого человек познает природу и общество. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Лишь сочетание этих способностей дает человеку возможность отказаться от зла, направить жизнь к добру. Любой человек способен сделать этот свободный выбор. Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела.

 

22. Схоластика: основные этапы развития, проблемы и представители

Схоластика – это второй основной этап христианской философии (9-15 вв.). На этом этапе осуществляется отработка догматов христианского вероучения в формах здравого смысла под влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы теологии приобретают здесь рациональную форму.

23. Ф. Аквинский: доказательство бытия Бога, учение о бытии, учение о познания.

Фома Аквинский – средневековый теолог и философ, один из крупнейших представителей схоластики 13 века.

Философия Фомы Аквинского – это как бы энциклопедия официальной католической идеологии. Он создал учение о соотношении веры и разума, возможности их гармонии. Ранее считалось, что с появлением Библии стали ненужными и излишними научные доказательства. В истину священных текстов нужно только верить. Разум же может привести к заблуждениям, ереси, греху.

Человек руководствуется не только разумом, ему необходимо божественное откровение. Следует различать истины разума от высших истин, познаваемых через Откровение (ранее Августин Блаженный утверждал, что вера и разум – тождественные понятия). Ф.А. говорил о неравенстве веры и разума. Вера принимает истину о существовании Бога-творца на основе эмоций и желания; разум колеблется, ищет дополнительных доказательств. Поэтому вера выше разума

Хотя вера и разум различны, они не противоречат друг другу у них общий предмет – познание Бога и сотворенного им мира. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение разума – служить вере: разум готовит человеческое сознание к восприятию веры, доказывая истины, которые вера предопределяет. Разум защищает истины, данные через Откровение.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога: он является перводвигателем, первопричиной, необходимым началом всего, высшим совершенством, задает всему сущему цели.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. он считал, что любая вещь есть форма (идея), ко­торая обрела материальное воплощение по воле Бога. Суть любой вещи – единство формы и материи. Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии человека.

 

 

24. Номинализм и реализм средневековой философии.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее. Противоположное ему направление носило название номинализма. Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других.


25. Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные направления.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, сформировавшихся в Ев­ропе в переходный период от средневековья к Новому времени. устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу. Мысль Кузанского о совпадении (единстве) всех противоположностей в боге была близка к диалектике. Также он считал: часть свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в изучении природы.

Центральной идеей другого представителя неоплатонизма – Пико де Мирандолы была идея возвышения человека в силу причастности его ко всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения.

Таким образом, эпоха Возрождения имеет следующие особенности: 1) развитие индивидуализма и гуманизма; 2) в формировании культуры и мышления Ренессанса огромную роль сыграло античное культурное наследие; 3) антисхоластическая направленность (борьба с церковными догматами); 4) создание пантеистической картины мира (Бог есть природа); 5) переход от теоцентризма к антропоцентризму (преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство); 6) принципиально новое, научно-материалисти-ческое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); 7) большой интерес к социальным проблемам; широкое распространение идеи социального равенства.


26. Неоплатонизм Николая Кузанского: учение о бытии, космология, натурфилософия, учение о познании.

Одним из выдающихся выразителей идей неоплатонизма в данный период был Николай Кузанский (1401 - 1464), видный церковный деятельно, мистик и богослов. Рассуждая о природе ангелов и Богочеловеке, он в то же время усиленно и плодотворно работал над проблемами математики и естествознания, намного опережая свою эпоху. Большое внимание Николай Кузанский уделял интеллектуальной интуиции, рассматривая ее как «ученое незнание», выступающее в качестве итога процесса познания «Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет=кругу. Познание, по мнению Николая Кузанского, осуществляется в четыре этапа 1) чувственное восприятие; 2) рассудочное разделение противоположностей; 3) разумное их сопоставление; 4) интеллектуальная интуиция, непосредственно созерцающая совпадение противоположностей в бесконечном единстве «максимума». По учению Николая Кузанского, Бог не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. мыслитель отказывается от признания Бога личным надприродным существом и от творения им мира. Вселенная находится в вечном, универсальном движении, она не имеет центра, каковым со времен Аристотеля считалась Земля, она однородна. "Вселенная сфера, центр которой всюду, а окружность везде". Николай Кузанский очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Ник Коперника, Дж Бруно и Галилея. "человек есть его ум".

 

 

27. Натурфилософия (Л. да Винчи, Коперник, Бруно) в эпоху Возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии). Офиц философ -схоластика, но знач достижения в области естествознания привели к тому, что философия приобрела антисхоластическую направленность. Успехи геогр, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви. Сначала искусство Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание схоластики, изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Бруно - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя бог, живое и активное начало. на первый план культуры В выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм - человек центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм -антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания, объектом явл ценность человека, стремление к земному счастью(человек начинает рассуждать о самом себе, о роли в мире, о сущности и предназначении, цели своего бытия).

Коперник опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сисму. Космос, вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Это гелиоцентризм.

Бруно Солнце не является центром вселенной, т.к. бесконечность не может иметь центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает

смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.

 

28. Произведение Н. Макиавелли “Государь”: основные идеи и понятия.

Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Начиная с XIV главы, он целиком сосредоточился на личности правителя, что видно уже из названий отдельных глав: «О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают» (гл. XV), «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» (гл. XVII), «О том, как государи должны держать слово» (гл. XVIII), «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали» (гл. XXI). Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны...». В знаменитой XXV главе «Государя» («Какова власть судьбы над дёлами людей и как можно ей противостоять») говорится о Времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Это понятие (virtu) Макиавелли применительно к своему Г. лишает прежнего гуманистического значеия — нравственной добродетели и толкует в значении скорее античном, связанном с военной доблестью. Следующая и последняя XXVI глава «Государя» — «Призыв овладеть Италией, освободить её из рук варваров». Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного этой цели. Поэтому он готов согласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его Г., — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра VI, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель (1507), а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным Свидетелем того, как это государство рождалосъ в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики 1502—1504 гг. не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смертистанет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного Г.

 

31. Утопическое мышление (Т.Мор, Т.Кампанелла) в эпоху Возрождения.

Томас Мор происходил из богатой семьи королевского юриста. Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском университете, центре тогдашних английских гуманистов. Творчество Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала. Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения. Томас Мор был одним из основателей утопического социализма. его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое». Томмазо Кампанелла был одним из представителей итальянской философии природы,. Он отстаивает единство церковной и светской власти, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соответствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. В отличие от Мора он не обращает большого внимания на экономические проблемы. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства. Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь — занимаются вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении. Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса.

29. Религиозное направление в эпоху Возрождения (Э. Роттердамский) Основные идеи Реформации: М. Лютер и Ж. Кальвин.

Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина”. В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его друга, “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже появилось знаменитое сочинение Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором люди владеют собственностью сообща. Учение Лютера о вере Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове Божем". утверждал, что "человек оправдывается одной верой". Каждый верующий оправдывается лично перед богом, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви, только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди повиноваться рабски. Никто из людей не имеет превосходство над себе подобными: Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее оценки и критики.

Жан Кальвин - второй крупный реформатор. Основал в Женеве новую церковь, опирающуюся на демократически-республиканские принципы. Основной труд: "Наставление в христианской вере" (1536 г.). В этой работе описывалась община верующих, управляемая выборной консисторией, состоящей из старейшин, проповедников и дьяконов. Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека опр богом. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благоволит к ним. т ри черты Кальвинистов:

* · трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности;* · верность слову;

* личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).


30. Гуманизм (Данте, Петрарка, Боккаччо, Л. Валла) и скептицизм (М. Монтень) эпохи Возрождения.

Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. К блаженству ведут два пути: человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа. Гуманизм полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение. Политический, антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в «Монархии». Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем и мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые свой гуманизм соединяли с теорией двойственной истины. Концепция Данте содержит много наивных аргументов, но она сильна своей основополагающей идеей: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму. Франческо Петрарка считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим образцом цивилизации. Он отвергал культ авторитета, Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. Творчество Петрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека. друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным аллегорий языком. К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла, замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа к Новому завету. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм. Он подчеркивает естественность человека, полагает, что добродетельным явл все, что относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным. Этика Баллы является индивидуалистической. Скептицизм (греч. skeptikos-критикующий) — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Монтень Мишель - фр. философ эпохи Возрождения. Исходный пункт учения М. - скептицизм. Человек, по его утверждению, имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о боге. М. отвергал религиозное учение о бессмертии души, подходя к пониманию сознания как специфического свойства материи. Гл. принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, к-рое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

 

 

32. Философия Нового времени. Общая характеристика. Эмпиризм и рационализм.

Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция. Создаются новые основы развития общества: 1)меняется социальная структура общества. 2)1место в духовной жизни выходят права и свобода человека. 3)возникают сфера личной и частичной жизни. 4)возникает идея общественного прогресса как постоянного обновления всех сфер жизни общества(модернизация). В этих условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Ф. тесно связана с наукой. Бэкон: создание теории общенаучных методов познания. ф. нового времени преимущественно становится теорией познания или гносеологией.

Эмпиризм

источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли.

Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт,

Лейбниц, Спиноза. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и

философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадле-

жит знаменитый афоризм <Знание - сила>. Бэкон выделяет 2 вида опытов:

- плодоносные, которые приносят непосредственную пользу

- светоносные, которые раскрывают законы.

 

33. Философия Ф.Бэкона: цель познания, критика схоластики, метод познания, идолы познания, основные пути познания.

Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон. Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные ” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные ” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следу шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка, театра.

До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с собственными свойствами. Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых. Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Театра - преп, порождаемые ложными мнениями идолы. они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям.

Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не созерцание, а эксперимент.

 

35. Социально-политические идеи Т. Гоббса и Д. Локка (теория общественного договора, принцип разделения властей).

в основе учения выдающегося английского мыслителя Томаса Гоббса (1588–1679 гг.) лежит тезис Макиавелли о том, что у человека нет природного свойства организации в государство. По мнению Гоббса, человек в силу присущего ему природного эгоизма находится в постоянной войне всех против всех, которая мешает ему объединяться в гражданское общество; но, с другой стороны, страх смерти, инстинкт самосохранения склоняют людей к миру с целью обеспечения безопасности. Гарантией безопасности выступает общая власть. Власть имеет земное, а не небесное происхождение. Она возникла в результате общественного договора,завоевания. согласно Г необходимо учитывать три основных момента: 1. Государство есть единое лицо. Власть государства едина и неразделима. 2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора признают себя ответственными за эти действия. 3. Верховная власть может использовать силу и средства подданных так, как считает это необходимым для их мира и защиты. Идеи Г абсолютизируют государственную власть, распространяя ее влияние на имущественную и духовную стороны жизни его граждан. Гоббс создает свою типологию форм государства и различает монархию, демократию и аристократию. К первой он относит государства, где власть принадлежит одному человеку; ко второй — где власть принадлежит собранию и любой из граждан имеет право голоса; к третьей — где власть принадлежит собранию, но право голоса имеют не все граждане, а лишь избранная часть из них. Что касается остальных форм государства, предлагаемых до него, то он не считает их самостоятельными: тирания — та же монархия, олигархия ничем не отличается от аристократии.

 

40. Философия эпохи Просвещения. Общая характеристика. Основные представители.

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма. Яркими представителями Просвещения были: Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк.

Отличительные черты философии французского Просвещения: 1)приоритет разума при решении всех проблем человеческого общества 2)неразрывная связь с достижениями естествознания 18 века; 3)гуманистическая ориентация философии 4)социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах гражданского общества. Просветители осуждали культ и тиранию церкви

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...