Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Основные особенности туристских ресурсов





Туристские ресурсы – природные, исторические, социально – культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил.

Следует согласиться с тезисом, что ресурсы природные, климатические, исторические, социокультурные и иные существуют независимо от того – есть туристы или нет.

Ресурсы любых видов обретают необходимые и достаточные свойства и образуют туристский продукт только в том случае, если они в силу социальных и экономических факторов приобретают потенциальную возможность востребования в целях туризма и туристов или реально используются в целях туризма и потребляются индивидуумами, относящимися к категории туристов или экскурсантов. При этом любая единичная ресурсная составляющая становится туристской только в совокупности с другими. Следовательно, ресурсы приобретают туристские свойства только в совокупности прямо или опосредованно с туристскими услугами, которая предоставляет туристская индустрия. Важным критерием является показатель доступности туристских ресурсов.

Экскурсант – лицо, посещающее страну временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране временного пребывания и использующее услуги экскурсовода.

Турист по своей природе любопытен и любознателен. Он стремится узнать что-либо новое, неизвестное ему или убедиться опять же органолептически в качествах некого объекта, о котором ему прямо или

опосредованно известно из различных источников или неизвестно совсем.

Туристический интерес-перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной, туристской услуге (работе) основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.



Объекты туристического интереса- достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, исторические, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потреблении туристских услуг или туристского продукта или тура, адекватно прямым или спутным целям тура.

Туристское впечатление-комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг, приобретение туристских товаров, потребление туристического продукта.

Туристское впечатление возникает при совершение экскурсии, посещение красивых природных ландшафтов, ресторанов, проживании в отеле, т.е. на всех этапах путешествия.

Туристские ресурсы являются всемирным, национальным достоянием, адекватно значимости для общества. Часть ресурсов, имеющая особое значение для человечества, отнесена к объектам и памятникам мирового значения.

Под культурным наследием понимаются:

- памятники: произведения архитектуры, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов. Которые имеют выдающую универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажами которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- Достопримечательные места: произведения человека или совместное творение человека и природы , а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Важным туристскими ресурсами являются культовые сооружения, пирамиды, скульптуры, храмовые и городские архитектурные ансамбли и парки, музейные коллекции, а также и современные сооружения, небоскребы, музеи, плотины, инее масштабные гидротехнические сооружения и другие объекты.

Для туризма первостепенное значение имеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментом успешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяются как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта или планирования приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе.

Под природным наследием понимаются:

- природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

- геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохрениния;

- природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

Сегодня для всех регионов мира насущной задачей является разработка новых подходов к решению задач сохранения природной среды.

Социальная задача и метод туризма:

- предоставление прежде всего нематериальных благ потребителю в виде широкого спектра услуг;

- формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения;

- расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;

- обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей;

- согласование интересов отдельных групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.

Экологический туризм – это формы и виды туризма, при которых главной мотивацией туриста к совершению путешествия является наблюдение и общение с природой и которые способствуют сохранению окружающей среды и культурного и природного наследия, оказывая на них минимальное воздействие.

Пропускной потенциал – это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский обьект без серьезного ущербадля местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и возникновения социально-экономических проблем у населения [1,с.221–256].Таким образом, в данном параграфе дано определение туристских ресурсов, рассмотрены основные особенности туристских ресурсов, затронута тема экологического туризма и пропускного потенциала.

 

Культурный туризм

 

Культурный туризм включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества (а также отдельных наций и народов) во всем разнообразии. Этот туризм, созданный и предлагаемый на основе суммы культурных впечатлений, эта индустрия туризма, продающая туристам культурный продукт в виде культурных впечатлений. Одним из подвидов является этнический и этноэкологический туризм, путешествия в целях культурного и языкового обмена.

Культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, и так и косвенных (опосредованных), в результате знакомства или изучения в познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинны, подлинные (аутентичные, нестандартизированные, массовые) впечатления.

Культурные факты – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое и символическое содержание:

1. предметы, вещи, одежда, жилище, дороги и т.д.

2. феномены, духовная жизнь общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор) – самоощущение человека внутри конкретной культуры – культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и её оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие или непонимание (не желание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие.

Типичное негативное явление в культурном массовом туризме – навязывание стереотипа культуры – надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения непритязательного развлечения.

Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку. Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристическое производство туристского продукта – что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров . Для туристов специально генерируют обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочие на потребу массовому туристу – потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления – весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством.

Культурный турист – условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть :

а) индивидуум, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящийся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их,

б) участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму.

В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов:

1. специальная категория культурных туристов – энтузиастов – 10–15%. Они специализируются в предельной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности. Как правило, существует взаимосвязи между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками;

2. постоянная категория культурных туристов – 30 – 40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью;

3. категория случайных культурных туристов – (45 – 60%). Они занимаются культурным туризмом спорадически из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе 10 км от постоянного места пребывания.

Культурный туризм, в его классическом понимании предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культами, то есть новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, предоставленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируются на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей.

Базисом выступают 5 мотивационных признаков:

А) познание явлений и вещей,

Б) коммуникации,

В) релаксации,

Г) лечение и оздоровление,

Д) социальный престиж.

Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект.

Среди подвидов культурного туризма выделяется несколько уровней:

1. профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т.д.

2. специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения местных обычаев, истории и быта населения, фольклора иным культурным наследием.

3. неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющейся основой целеполагания туристской поездки. Например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.

4. Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы ( культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм, спортивный туризм и другие виды и подвиды туризма.

5. Культурный квазитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт [1, с. 407 – 413].

Таким образом, в данном параграфе дано определение культурного туризма, дано описание культурных артефактов, рассмотрены типы культурных туристов, с точки зрения целей путешествия, а также несколько уровней культурного туризма.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.