217. Сжигание медицинских отходов класса Б, В на территорий организаций здравоохранения вне специализированных установок запрещается. 218.Обезвреживание отходов термическим способом проводится путем термического воздействия на медицинские отходы при температуре не ниже +800 - +1500оС, либо согласно рабочей температуре специальной установки для обезвреживания медицинских отходов. Сжигание медицинских отходов предусматривается в специальных установках (необеззараженные медицинские отходы класса «Б» и все медицинские отходы класса «В»), размещенных с учетом размера санитарно-защитной зоны в соответствии с документами нормирования. 219. Для размещения установки предусматриваются: помещение временного хранения отходов площадью не менее 10 м2, помещение размещения установки площадью не менее 20 м2 (если иное не предусмотрено производителем), оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией с преобладанием вытяжки над притоком, со сливом в систему водоотведения и подводом воды, служебно-бытовые помещения (комната персонала, санузел, душевая). Для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений. 220. Отходы класса А из мест образования доставляются в контейнер, расположенный на территории объекта здравоохранения и вывозятся на полигоны твердых бытовых отходов по мере наполнения контейнеров, не реже одного раза в три дня. 221. Конечные продукты обезвреживания отходов удаляются на полигоны твердых бытовых отходов.
8. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания больных, к условиям труда медицинского персонала на объектах здравоохранения
222. Пищеблок объекта здравоохранения размещают в отдельно стоящем здании, соединенным с главным корпусом и другими корпусами, удобными наземными и подземными переходами, за исключением инфекционных отделений. 223. При приготовлении блюд строго соблюдается поточность производственного процесса. Не допускается встречных потоков сырья и готовой продукции. Сырье, пищевые продукты хранятся с соблюдением правил товарного соседства. Хранение скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования, не допускается. 224. При составлении еженедельной меню-раскладки учитываются утвержденные нормы питания. 225. При замене продуктов и блюд осуществляется еженедельный подсчет химического состава и пищевой ценности (калорийности) диет. 226. Ежедневно на пищеблоке оставляется суточная проба приготовленных блюд. Для суточной пробы оставляются полпорции первых блюд, порционные вторые блюда отбираются целиком в количестве не менее 100 грамм (далее – гр.), третьи блюда отбираются в количестве не менее 200 гр. Суточные пробы хранятся в закрытых крышками промаркированных (1, 2, 3 блюда) банках при температуре +2оС - +6оС в специально отведенном месте в холодильнике для хранения готовой пищи. По истечении 24 часов суточная проба выбрасывается в пищевые отходы. Посуда для хранения суточной пробы (емкости, крышки) обрабатывается кипячением в течение пяти минут. 227. Для доставки готовой пищи в буфетные отделения больницы используются промаркированные (для пищевых продуктов) термосы или посуда с закрывающимися крышками. Транспортировка осуществляется с помощью специальных тележек. 228. Раздачу готовой пищи производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения в халатах с маркировкой «для раздачи пищи». Контроль раздачи пищи в соответствии с назначенными диетами осуществляет старшая медицинская сестра. 229. При раздаче первые блюда и горячие напитки имеют температуру не ниже + 75оС, вторые – не ниже +65оС, холодные блюда и напитки – от +7оС до +14оС. До момента раздачи первые и вторые блюда находятся на горячей плите до двух часов от момента приготовления. Не допускается смешивание пищи с остатками от предыдущего дня и пищей, изготовленной в более ранние сроки того же дня. 230. В буфетных отделениях предусматривается два помещения: для раздачи пищи и мытья посуды с установкой трехгнездной ванны. 231.В буфетных устанавливают резервные водонагреватели с подводкой воды к моечным ваннам, в буфетных инфекционных, кожно-венерологических, противотуберкулезных отделений – стерилизаторы для обработки столовой посуды. 232. Обработку посуды проводят в следующей последовательности: механическое удаление пищи и мытье в первой мойке с обезжиривающими средствами, ополаскивание горячей водой во второй мойке и просушивание посуды на специальных полках, решетках. 233. В буфетных инфекционных, кожно-венерологических, противотуберкулезных стационаров (отделений), по эпидемиологическим показаниям в отделениях другого профиля: 1) посуду после приема пищи собирают в буфетной на отдельном столе, освобождают от остатков пищи, обеззараживают, моют и просушивают. Обеззараживание проводится химическим (растворами дезинфицирующих средств, в том числе в моечной машине) или термическим способом (кипячением, обработкой в воздушном стерилизаторе); 2) остатки пищи сбрасывают в специальный промаркированный бак с крышкой и обеззараживают по режимам для соответствующих инфекций методом засыпания сухим дезинфекционным средством в соотношении один к пяти (экспозиция один час). Стол для использованной посуды, щетки, ерши дезинфицируют после каждого применения. Ветошь для столов и мытья посуды обеззараживают путем погружения в дезинфицирующий раствор, прополаскивают и высушивают. 234. Передачи для больных передаются в целлофановых пакетах с указанием фамилии, имени больного, даты передачи. В местах приема передач, в отделениях вывешиваются списки разрешенных (с указанием их количества) и запрещенных для передачи продуктов. 235. При оказании медицинской помощи детям в возрасте до одного года, в составе детского отделения предусматривается помещение для приготовления и розлива детских смесей. Сухие молочные смеси после вскрытия упаковки маркируются с указанием даты и времени вскрытия и храниться в условиях и сроках указанных на упаковке «хранение после вскрытия упаковки». Разведение смесей осуществляется с использованием стерильной посуды. Готовые молочные смеси транспортируются, применяются, хранятся и раздаются согласно документам изготовителя. 236. Бытовые помещения для персонала оборудуются по типу санитарного пропускника и в их состав входят: гардеробные, душевые, умывальные, туалет, помещение для хранения специальной одежды и средств индивидуальной защиты. Гардеробные оборудуются раздельными шкафами для хранения специальной и личной одежды. 237. Для обеспечения питанием персонала необходимо предусмотреть столовые или буфеты, во всех отделениях выделяется комната для персонала площадью 12,0 м2 , оборудованная холодильником, устройствами для подогрева воды и пищи, раковинами для мытья рук. Пища на рабочих местах не принимается. 238. Медицинский персонал обеспечивается тремя комплектами сменной рабочей одежды: халатами, шапочками (косынками), сменной обувью. Смена санитарной одежды осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. Стирка санитарной одежды осуществляется централизованно, раздельно от белья больных. 239. Медицинский персонал, оказывающий консультативную помощь, технический, административно-хозяйственный персонал, выполняющий временную работу в подразделениях стационаров, обеспечивается сменной одеждой и обувью.
9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения на объектах здравоохранения
240. Медицинский инструментарий одноразового пользования без предварительной дезинфекции подвергается утилизации. 241. Изделия медицинского назначения многократного применения после использования подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке, сушке, упаковке и стерилизации. 242. Дезинфекция инструментария проводится в местах его использования различными методами (кипячение, паровой, воздушный, химический). 243. Для дезинфекции ИМН используются две емкости. В первой емкости инструментарий промывается от остатков крови, слизи, лекарственных препаратов, затем погружается во вторую емкость для экспозиции. Разъемные изделия обрабатываются в разобранном виде. При использовании дезинфицирующего средства, обладающего фиксирующим эффектом в отношении биологических жидкостей, инструментарий предварительно отмывается в отдельной емкости водой с последующим ее обеззараживанием. 244. Дезинфицирующие растворы используются согласно срокам, указанных в инструкциях (методических указаниях) по применению дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в Республике Казахстан. 245. Предстерилизационная очистка ИМН проводится ручным или механизированным (ультразвуковым) способом. При содержании в дезинфицирующем средстве моющего компонента предстерилизационная очистка совмещается с дезинфекцией. 246. Качество предстерилизационной обработки оценивается по отсутствию положительных проб (азопирамовой, фенолфталеиновой) на остаточное количество крови и щелочных компонентов синтетических моющих веществ. Контролю подлежит не менее 1 % медицинских изделий каждого наименования (не менее 3-5 единиц) каждой партии. 247. Предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения проводится в централизованном стерилизационном отделении, при отсутствии - в специально выделенном месте подразделений объектов здравоохранения. Стерильный материал доставляется в отделения в закрытых транспортных контейнерах, специальных мешках, транспортным лифтом. 248. Стерилизация ИМН проводится физическими (паровой, воздушный, инфракрасный, глассперленовый), химическими (растворами химических средств, газовый, плазменный) методами, с использованием соответствующих стерилизующих агентов и оборудования. 249. Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства, в руководстве по эксплуатации стерилизатора. 250. Контроль работы стерилизующей аппаратуры осуществляется с использованием физических методов (контрольно-измерительные приборы), химических (термохимические индикаторы), биологических тестов. 251. К работе со стерилизаторами допускаются лица старше восемнадцати лет, прошедшие медицинское обследование, курсовое обучение и имеющие удостоверение о сдаче технического минимума. 252. В детских отделениях игрушки моются ежедневно в конце рабочего дня с применением 2 % мыльно-содового раствора, ополаскиваются проточной водой, высушиваются. Кукольная одежда стирается и гладится один раз в неделю. Мягкие игрушки не используются. 253. Бактерицидные камеры, оснащенные ультрафиолетовыми лампами, применяются только для хранения стерильных инструментов.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах здравоохранения
254. В приемном отделении проводится осмотр зева, измерение температуры, осмотр на педикулез, чесотку, дерматомикозы поступающих больных, с отметкой в истории болезни. Проводится отбор биологического материала по эпидемиологическим показаниям для проведения лабораторных исследований. 255. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату при приемном отделении (бокс) до перевода в инфекционное отделение (больницу). 256. Проводится санитарная обработка больных, при поступлении в стационар и выдача комплекта чистого нательного белья, пижамы, тапочек. Допускается нахождение в стационаре больных в домашней одежде, за исключением больных, находящихся на лечении в противотуберкулезных организациях. 257. Проводится санитарная обработка роженицы после осмотра по показаниям или по желанию женщины. 258. Соблюдать цикличность заполнения палат при госпитализации больных (в течение трех дней). 259. Больных с гнойно-септической инфекцией следует госпитализировать в отделение гнойной хирургии, при его отсутствии - в отдельную изолированную палату. 260. Перевязки пациентам, имеющим гнойное отделяемое, проводят в септической перевязочной, при ее отсутствии в асептической перевязочной, после перевязок пациентов, не имеющих гнойного отделяемого. 261. Уборочный инвентарь после использования дезинфицируется, просушивается и в дальнейшем хранится в специально отведенном месте. 262. Лабораторно-инструментальные исследования на объектах здравоохранения проводятся в соответствии с приложением 7 к настоящим Санитарным правилам.
Приложение 1 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»
Естественная и искусственная освещенность помещений объектов здравоохранения
Таблица 1
№
Помещения
Рабочая поверхность и плоскость нормирования коэффициента естественного освещения (КЕО) и освещенности (Г-горизонтальная, В-вертикальная) и высота плоскости над полом
Коэффициент пульсации - освещенности К п, %, не более
При верхнем или комбинированном освещении
При боковом освещении
При верхнем или комбинированном освещении
При боковом освещении
-
-
-
-
3,0
1,0
1,8
0,6
4,0
1,5
2,4
0,9
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4,0
1,5
2,4
0,9
3,0
1,0
1,8
0,6
-
-
-
-
-
3,0
1,0
1,8
0,6
2,5
0,7
1,5
0,4
2,5
0,7
1,5
0,4
3,0
1,0
1,8
0,6
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2,0
0,5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4,0
1,5
2,4
0,9
3,0
1,0
1,8
0,6
2,5
0,7
1,5
0,4
-
-
1,5
0,5
-
-
-
-
-
-
1,5
0,4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- - -
- - -
- - -
- - -
75 50 75
- - -
- - -
Приложение 2 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»
Температура, кратность воздухообмена, категория по чистоте в помещениях, в том числе дневного стационара объектов здравоохранения
Таблица
№
Наименование помещений
Расчетная температура воздуха, оС
Кратность воздухообмена в 1 час
Категория по чистоте помещения
Кратность вытяжки при естественном воздухообмене
приток
вытяжка
Палаты для взрослых больных, помещения для матерей детских отделений, помещения гипотермии
80 м3/ч на 1 койку 100 %
ч
Палаты для туберкулезных больных (взрослых, детей)
80 м3/ч на 1 койку
г
80 %
100 %
Палаты для больных гипотиреозом
80 м3/ч на 1 койку 100 %
ч
Палаты для больных тиреотоксикозом
Тоже
ч
Послеоперационные палаты, реанимационные залы, палаты интенсивной терапии, родовые боксы, операционные, наркозные, палаты на 1-2 койки для ожоговых больных Барокамеры
Палаты на 2-4 койки для ожоговых больных, палаты для детей
100 %
100 %
ч
Не допускается
Палаты для недоношенных, грудных, новорожденных и травмированных детей
25-28
По расчету, но не менее
оч
Не допускается
100 % 100 %
80 % ассептические 100 %-септические
Боксы, полубоксы, фильтры-боксы, предбоксы
2,5 (подача из коридора 100 %)
2,5
г
2,5
Палатные секции инфекционного отделения
80 м3/ч на 1 койку
80 м3/ч на 1 койку
г
-
Предродовые фильтры, приемно-смотровые боксы, смотровые перевязочные, манипуляционные предоперационные, комнаты для кормления детей в возрасте до 1 года, помещение для прививок
ч
Стерилизационные при операционных
-
3 - септические отделения 3- асептические отделения
г ч
Малые операционные, в т.ч. в дневных стационарах
ч
Кабинеты врачей, кабинеты рефлексотерапии помещения дневного пребывания больных
Вестибюли, помещения для приема пищи, компрессорные ингаляториев, бельевые и кладовые помещения
-
г
Кабинеты микроволновой и ультравысокочастотной терапии, кабинеты теплолечения, кабинеты лечения ультразвуком
г
Не допускается
Кладовые хранения грязного белья, предметов уборки дезинфицирующих средств
-
г
Санузлы
-
50 м3 на 1 унитаз и 20 м3 на 1 писсуар
г
Приложение 3 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»
Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты объектов здравоохранения
Таблица 1
№
Класс чистоты
Наименование помещений
Санитарно-микробиологические показатели
общее количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха (колония образующих единиц (КОЕ/м3)
количество колоний Staphylococcus aureus в 1 м3 воздуха (колония образующих единиц (КОЕ/м3)
количество плесневых и дрожжевых грибов в 1 дм3 воздуха
До начала работы
Во время работы
До начала работы
Во время работы
До начала работы
Во время работы
Особо чистые (А)
Операционные, родильные залы, диализные залы, асептические боксы для гематологических, ожоговых пациентов, палаты для недоношенных детей, асептический блок аптек, стерилизационная (чистая половина), боксы бактериологических лабораторий
Не более 200
Не более 500
Не должно быть
Не должно быть
Не должно быть
Не должно быть
Чистые (Б)
Процедурные, перевязочные, предоперационные, палаты и залы реанимации, детские палаты, комнаты сбора и пастеризации грудного молока, ассистентские и фасовочные аптек, помещения бактериологических и клинических лабораторий, предназначенные для проведения исследований, кабинеты хирургического и стоматологического приема
Не более 500
Не более 750
Не должно быть
Не должно быть
Не должно быть
Не должно быть
Условно чистые (В)
Палаты хирургических отделений, коридоры, примыкающие к операционным, родильным залам, смотровые, боксы и палаты инфекционных отделений, ординаторские, материальные, кладовые чистого белья
Не более 750
Не более 1000
Не должно быть
Не более 2
Не должно быть
Не должно быть
Приложение 4 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»
Допустимые уровни инфразвука и низкочастотного шума в помещениях объектов здравоохранения
Таблица 1
№ п/п
Назначение помещений или территорий
Время суток
Уровни звукового давления, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, герц (Гц)
Корректированные по частоте уровни звукового давления на характеристике «лин» L, дБ
31,5
Палаты больниц и санаториев, операционные больницы
Круглосуточно
2.
Территории,непосредственно прилегающие к зданиям больниц и санаториев
Круглосуточно
3.
Площадки отдыха на территории больниц и санаториев
С 7 час до 23 час
4.
Территории, непосредственно прилегающие к зданиям поликлиник, амбулаторий, диспансеров,
Круглосуточно
Допустимые уровни шума, создаваемого отдельными видами медицинской техники в зависимости от режимов работы (шумовые характеристики на расстоянии одного метра от оборудования)
Таблица 2
№ п/п
Наименование изделий
Допустимый уровень звука LA, дБА
Режим работы
Хирургическая аппаратура, аппаратура для искусственной вентиляции легких, наркозно-дыхательная
Непрерывный
Лабораторное оборудование (для клинических, биохимических, бактериологических и других исследований)
Непрерывный
Стерилизационно-дезинфекционное оборудование
Непрерывный
Физиотерапевтическое, рентгенологическое оборудование, приборы для функциональной диагностики, аналогичное оборудование
Повторно кратковременный
Стоматологическое и лабораторное оборудование (центрифуги, термостаты, аналогичное оборудование)
Повторно кратковременный
Моечное оборудование
Повторно кратковременный
Приложение 5 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»
Форма
Журнал учета отработанного времени бактерицидных облучателей ____________________________________ за 20___ год (наименование объекта здравоохранения)
№ п/п
Наименование отделения(кабинета)
Дата установки облучателя
Время включения
Время выключения
Количество отработанного времени
Подпись ответственного персонала
Приложение 6 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»
Форма
Журнал ежедневного учета медицинских отходов ____________________________________ за 20___ год (наименование объекта здравоохранения)
№ п/п
Классы медицинских отходов
Наименование отделения объектов здравоохранения
Объем сданных в помещение временного хранения медицинских отходов
Палаты для больных, после операционные палаты, реанимационные залы, палаты интенсивной терапии, родовые боксы, операционные и наркозные, барокамеры, послеродовые палаты, палаты для недоношенных, новорожденных, боксы, полубоксы, предбоксы, фильтры, смотровые, перевязочные, манипуляционные, процедурные, стерилизационные, залы ЛФК, кабинеты функциональной диагностики, кабинеты приема больных
Лаборатории, отделения функциональной диагностики, кабинет магнитно-резонансной томографии, физиотерапевтические кабинеты.
2. Радиационный контроль
Замеры мощности дозы излучения
не реже одного раза в год
На рабочих местах персонала, в помещениях и на территории, смежных с процедурной кабинета
Определение эффективной дозы облучения пациента с помощью измерителя радиационного выхода рентгеновского излучателя
не реже одного раза в год
Для каждого медицинского рентгеновского диагностического аппарата, не оснащенного измерителем произведения дозы на площадь (во всем диапазоне рабочих значений анодного напряжения рентгеновской трубки)
Определение концентрации активно действующих веществ в дезинфицирующих средствах, растворах
Согласно установленной периодичности проверок
Предоперационные, процедурные, перевязочные, манипуляционные, клинико-диагностические лаборатории, патологоанатомические отделения, отделения функциональной диагностики, буфеты – раздаточные (не менее 2х видов)
Контроль качества предстерилизационной очистки (азопирамовая, фенолфталеиновая пробы)
Согласно установленной периодичности проверок
Централизованные стерилизационные и по показаниям
4. Исследование продуктов, готовых блюд и рационов питания
Содержание основных питательных веществ и суточная калорийность блюд
1 раз в год
Пищеблоки организаций
Эффективность термической обработки
Согласно установленной периодичности проверок
Готовые блюда из мясных и рыбных продуктов на линии раздачи
Микробиологические показатели безопасности пищи
Согласно установленной периодичности проверок
Пищеблоки организаций, буфет - раздаточные
5. Исследования воды
Вода на бактериологические и санитарно-химические показатели
По показаниям
Вода, используемая для хозяйственно-питьевых целей (из разводящей сети и привозная вода)
6. Санитарно-бактериологические показатели при оценке санитарного состояния организаций
Бактериологическое исследование смывов с внешней среды (на БГКП, патогенный стафилококк, условно-патогенную и патогенную микрофлору)
Согласно установленной периодичности проверок
Медицинское оборудование и инвентарь, белье, руки и спецодежда персонала, инвентарь пищеблоков и раздаточных
Бактериологическое исследование воздушной среды
Согласно установленной периодичности проверок
Операционные, предоперационные, родильные, палаты и залы реанимаций, асептические боксы, стерилизационные, перевязочные, манипуляционные, процедурные, стоматологические кабинеты, палаты для недоношенных, асептический блок аптек, помещений бактериологических и клинических лабораториях