Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Снаружи больше, чем внутри.




Западный Дао. Путь интеграции.

 

 

Анухидий Думка

 

 

Автор отдает себе отчет, что с определенных точек зрения все нижеизложенное является полнейшей ахинеей.

 

 

2001 г.

 

Неожиданный визит

 

Был приятный вечер. Приподнятое настроение обеспечила умеренная доза коньяка. Ввиду отсутствия в квартире других живых душ (за исключением кота и редких тараканов) пришлось привычно погрузиться во внутреннюю дискуссию по какому-то интересовавшему меня в то время вопросу. С точки зрения психически здорового человека данное занятие является предосудительным по нескольким соображениям. Во-первых, спорить могут несколько человек, но никак не один. В крайнем случае, это допустимо для Змея Горыныча. Да и ему спорить сложно, так как все три головы имеют одну личностную историю и сходный опыт, и спор может разгореться только из вредности или по пьянке. Во-вторых, если даже предположить, что в одной человеческой голове есть разные мнения, всегда можно предложить внутреннему оппоненту заткнуться, и он обязательно послушается. Ведь он – это не я (хозяин тела) и бузить не имеет права. В-третьих, спорить с самим собой непродуктивно, так как некому в случае чего наподдавать.

Впрочем, вернемся в тот чудесный вечер. Я с вялым интересом следил за дискуссией, пока она внезапно не завершилась неким парадоксом, заставившим замолчать оппонирующие стороны. Как самый умный, я лично попытался разрешить образовавшееся противоречие. Все попытки раскинуть мозгами привели к странному убеждению, что это не моя функция. Не успел я полностью оценить забавность последнего ощущения, как услышал вальяжный голос: ” А что, это для тебя новость?”.

Прозвучавшие слова по своему тембру и добродушно- насмешливому выражению разительно отличались от звучавших в предшествующей дискуссии. “ Ого, да у нас гость!” – отреагировало у меня в голове. Действительно, этот голос прозвучал впервые. Следует пояснить, что голоса обычных участников моего внутреннего диалога (Г.В.Д.) не различаются по тембру и имеют как бы один озвучивающий их источник. Они лишь отличаются по темпу произнесения слов и индивидуальными смысловыми нюансами. Хоть это и кажется бессмысленным, их можно охарактеризовать как “ безмолвные”. До сих пор я не потрудился их пересчитать или хоть как-то дифференцировать. Хотя обычных голосов больше двух, о них принято говорить, как о внутреннем диалоге. Голос гостя был живой и на моей памяти прозвучал впервые.

Кроме того, обычные участники внутреннего диалога воспроизводили аспекты уже знакомой информации и редко выдавали что-нибудь необычное, имеющее несколько смысловых слоев. Как впоследствии оказалось, информация, поступавшаяся от гостя, носила прямо противоположный характер. Далее голос гостя я буду сокращенно обозначать, как Г.Г., что желающие могут расшифровывать и как голосовую галлюцинацию. Следует помнить, что я (то есть мы) находился в приподнятом настроении. Поэтому появление нового собеседника большинством участников было воспринято с энтузиазмом. Дальнейшее общение выглядело приблизительно так.

Г.В.Д.1: "Ты кто?"

Г.В.Д.2: "Конь в пальто!"

Г.Г.: " Я ужас, летящий на крыльях ночи!"

Получив отпор и слегка оробев, голоса внутреннего диалога объединились и далее друг друга не перебивали.

Г.В.Д.: " Вы пришлый дух?" – вежливое молчание.

Г.В.Д.: " Вы один из нас?" – вежливое молчание.

Г.В.Д.: " Кто вы?"

Г.Г.: " Это не важно".

Г.В.Д.: " Как вас зовут?"

Г.Г.: " Я согласен со званием гостя".

Тут я понял, что пришли лично ко мне, и вышел из оцепенения.

Я: " Добрый вечер. Что вы хотели сказать своей первой фразой?"

Каким то образом Гость расширил мое сознание, и я понял направление его мысли, усвоил проблематику вопроса и тут же нашел искомые ответы. Субъективно это не заняло много времени, воспринимаемая информация никоим образом не вступала в противоречие с имеющимися у меня знанием, убеждениями и опытом. Просто из памяти всплыли хранящиеся данные и объединились в неоспоримый комплекс понимания.

Попробую изложить невербальную информацию обкрадывающими ее многомерный смысл словами. Напомню, что Гость появился в тот момент, когда была предпринята безуспешная попытка позиционировать себя как участника внутреннего диалога. Оказалось, что личность имеет многослойную структуру, расположенную в многомерном пространстве.

Внутренний мир имеет локальные территории, где единая, в принципе, личность, имеет частные проекции (субличности). Самое замечательное, что эти субличности могут быть просто трансформируемы (развиты) в нужном направлении, если изменить конфигурацию локальной территории в соответствии с целями и задачами, которые они призваны реализовывать. Внутренний диалог – это весьма неэффективный способ согласования совместного функционирования наиболее развитых проекций личности с целью выработки приоритетов дальнейших действий. Внутренний диалог исчезает в те моменты, когда приоритет действия установлен и успешно функционирует одна субличность.

Собственно рефлексирующее Я – это центр консолидации двух и более проекций личности при их совместном функционировании. Его роль быть независимым верховным арбитром, оценивающим их аргументы и действия. В силу этого Я не может проявлять инициативы и предлагать варианты решений. В ситуации рутинных действий, когда личность преимущественно находится в одной проекции, центр консолидации отсутствует (не функционирует). Присутствие Я соответствует моментам частичной интеграции личности.

Еще раз повторю, что это лишь некоторые аспекты ответов, сформировавшихся у меня благодаря Гостю. Беседа с ним продолжалась в том же ключе. Он был немногословен, общение с ним доставляло большое удовольствие. На мои прямолинейные вопросы, в том числе о нем лично, он отвечал благожелательным молчанием. Позже у меня возникла аналогия с великим молчанием Будды по поводу вопросов, неважных с его точки зрения. Особенно охотно Гость реагировал на вопросы по поводу моего внутреннего мира. Его информация была в минимальной степени вербальна. Предъявлялся некий блок, лишь в малой степени состоящий их слов и образов. Он разворачивался и ощущался как освоенное знание, в нем ответы предшествовали вопросам. Необычность ситуации вызвало у меня измененное состояние сознания, оставившее в памяти только само событие и его основную канву. Субъективно беседа казалась одновременно и долгой и короткой. Часть полученной и благополучно забытой информации стала всплывать через некоторое время. Она маркировалась во внутреннем диалоге: " Это говорил гость", и я вспоминал, что это так.

Впоследствии Гость появлялся еще несколько раз. Нарочно вызвать его мне не удается, но в его появлении есть некоторые закономерности, о которых я умолчу. Одним из результатов его посещений стала моя работа " Стратегии коммуникации". Как оказалось, она была только прологом к данной теме.

Сложность вычленения информации, полученной от гостя, заключается в том, что она разворачивалась на базе имевшихся у меня знаний. Как говорится, к пустому месту ничего не прилипнет. Другими словами, хранимые в моей памяти понятия и образы послужили строительным материалом развернутой многомерной конструкции, "проявили" ее "невидимые" части. С течением времени число "видимых" элементов единого комплекса знаний только возрастает.

Гостя никоим образом не интересовало то, что происходит за пределами внутреннего мира. Так что ни запрещения, ни побуждения обнародовать данный материал я от него не получал. Возможно, внимательный читатель сможет определить, где знания Г.Г, а где моя отсебятина.

 

Измененное состояние сознания, вызванное присутствием Гостя, было замечательно тем, что одномоментно усваивался многомерный блок информации без участия последовательного логического мышления, слов и образов. Предъявляемые сведения ставились в соответствие с фрагментами уже имевшихся знаний и сочетали их некоим окончательным образом, не требующим каких либо доказательств и пояснений. Как я осознал потом, часть информации в этом процессе просто теряется, не находя адекватного аналога в памяти и в понятийном ряду, а часть выпадает в "осадок", порождая у меня вопросы.

Первым из них был такой:

"А что Я (главный в своей личности) существую только периодами?"

Г.Г.: "Да".

Я: " А почему я об этом не знал?"

Г.Г.: " Как ты можешь знать, что тебя нет, тогда, когда тебя нет?"

В подтверждение всплыли очевидные примеры: глубокий сон и сон со сновидениями, варианты моего поведения, о которых я потом сожалел, сильное алкогольное опьянение. Стоп. Но я же об этом помню! Значит, я там был.

Г.Г.: "Ты об этом помнишь, потому что эти события позже обсуждались конфликтующими проекциями, и ты был ими востребован в качестве третейского судьи".

Я: " А я имею доступ к памяти?"

Г.Г.: " Ты – область консолидации проекций, а они имеют частичный доступ".

Видимо моим субличностям стало за меня обидно, и возник вопрос: "Что нужно сделать, чтобы "Я" был всегда?" Ответ гостя был однозначным: " Интегрируйся". За этим стоял новый блок информации.

"Я" есть, когда есть эмоции. Они – продукт оценки или прогноза одновременно действующих субличностей. Сильные негативные чувства – это уже война проекций на взаимное уничтожение. В предельных случаях возможны два варианта. Либо суицид, либо полное забвение факта возникновения такой ситуации. Конфликты проекций обусловлены структурой внутреннего мира личности, отличиями тех его локальных объемов, в которых они были созданы и вынуждены функционировать. Унифицировав внутреннее пространство, ты уравняешь условия их существования. Тогда из центра арбитража "Я" превратится в центр консолидации возможностей и ресурсов. Интегрированная личность свободна в выборе действий в любой ситуации и полностью принимает на себя ответственность за происходящие с ней события. Она – хозяин внутреннего мира и способна с ним делать все, что ей угодно.

Голоса внутреннего диалога снова обиделись и сформулировали вопрос: "А так уж плох наш внутренний мир?" - Г.Г.: " Сходи и погляди". Гость не то, чтобы послал, он просто позволил. В голове рванул блок информации и эффектно развернулся. Я одновременно побывал в нескольких местах и все понял. Попробую это живописать убогими метафорами.

Кто играл в DOOM, вспомните, как это было в первый раз. Темные лабиринты закоулков, постоянное напряжение, даже страх. Очень много помещений, каждое из них имеет свою форму и, даже, размерность. Где-то нервно, где-то противно, где-то занудно.

Темный зал с большим экраном. На нем кольцом идет прошлое, настоящее и будущее. Одинаковые ситуации, одни и те же действия. Ощущения покрыты плесенью. Я это вижу каждый день, но меня здесь как бы нет. Бесконечный "День сурка". Пустое многолюдство. Непережовываемая жвачка. Другой экран, другие действия, эмоции те же. Экраны множатся, все – как всегда, все – без меня. Сколько же вас, ребята? Я размножаюсь, как тараканы. Иногда экраны наезжают друг на друга, начинается свара. Я это помню, это было при мне. Сзади меня туман, липкий туман забвения. За ним еле светятся другие экраны. Меня немного здесь, немного там. Меня очень мало. Ощущаю себя двумерным, как фотография.

Новый зал с переменной размерностью. Склад знаний, пыльная библиотека забытых книг, темные углы невежества. Кирпичные стены убеждений. Издали – готика, вблизи – полный срам. Запахи фанатизма, дури и фанаберии. Зияющие дыры и разломы, хотя есть и недурные композиции. Особенно забавны убеждения по поводу себя любимого. Грешен, люблю сюр.

Холл, в него выходят несколько дверей. За каждой – апартаменты. Их планировки отличаются, как характеры их хозяев. В холле – судейское кресло, трибуна, бар и лобное место. А что, уютно.

Храм. Полная эклектика. Преобладают восточные мотивы, но все боги представлены. Никого не обидел. Хлам суеверий. Светится Ангел – Хранитель. Привет, редко встречаемся. Отверстие в полу. Понятно, туда как-нибудь в следующий раз. Я тут на экскурсии и безоружен.

Открываю дверь. Парк физиологии. Одномерен. Измерение называется "хочу". Тут все славно и просто: туда хочу, сюда не хочу. Местные проблемы просты и актуальны.

Длинный коридор. Нет, это вокзал дороги по имени память. Багажное отделение забито под завязку. Груз ответственности, тяжелые отношения, надоевшие обязанности, укоры совести. Бюро находок. Тут нечаянная радость, разнообразные удачи, забытые друзья, лица из детства. Это уже за окнами летящего вагона – галерея забытых лиц и событий. Как много я забыл, как много я могу вспомнить. Во все окно возникает надпись:

"Ты хозяин своего мира".

Прихожу в себя и понимаю, что Гостя уже нет. Но он оставил ответ на еще незаданный вопрос: " С чего начать интеграцию?" – " С ресурсов".

Я устал и лег спать. На следующий день визит Гостя вспоминался как смутное событие, все-таки имевшее место. Попытки восстановить канву происшествия ни к чему не привели, как и старания вызвать этот голос вновь. Приключение было отнесено к последствиям действия коньяка и его отменным качествам. Однако последующие принятия чудесного напитка позитивных результатов не принесли.

Чуть позже я перечитывал "Даодецзин", точнее вольное переложение книги Лао-Цзы. Главная категория этого милого учения Дао (путь) недоступна чувственному восприятию. То, что можно услышать, увидеть, ощутить и понять – это не Дао. Задача человека – познать Дао, встать на путь естественности, сделать мир гармоничным. Все внешнее и чувственное обманчиво и преходяще. Истину следует познавать созерцанием, не прибегая к логическому анализу фактов. Важнейшим принципом следования Дао является "неделание", все должно развиваться естественно, само собой. По ассоциации из памяти всплыло "неделание" Кастанеды, аналогии между учениями дона Хуана, Лао-Цзы и Будды. Каждый из них имел свой путь к достижению духовного совершенства. Но у них был общий тезис: "Главное внутри, а не снаружи". А какой же мой путь, мой Дао? В ответ в голове ясно прозвучало:

"Западный Дао. Путь интеграции", так сказал Гость. Так я начал вспоминать.

Первой вспомнилась магическая фраза: " Ты хозяин своего внутреннего мира". Итак, в моем распоряжении целый мир, и я волен с ним делать что угодно. Честно говоря, делать ничего не хотелось. Нас и тут неплохо кормят. Обычно эта сибаритская субличность побеждает, и я с ней всегда бывал согласен. Но тут взбеленился ее оппонент, любитель приключений и эзотерики, это по его прихоти я листал знакомую книжку. Я тут же принял его сторону и с интересом спросил: " С чего начнем?". С ресурсов, щелкнуло в голове.

Данное понятие вызвало из памяти блок моих собственных знаний. Ресурсное состояние – основополагающее понятие западных технологий, обзываемых аббревиатурой НЛП (нейролингвистическое программирование). Западное направление моего пути получило свое обоснование. Напомню, что ресурсным называют такое состояние человека, когда у него все получается. Ресурсы можно накачивать, усиливая ощущение хозяина ситуации. Это то, что мне надо. Подобные состояния мне знакомы, их нужно вспомнить и объединить (интегрировать). Тут же вспомнилась пара – тройка случаев из жизни. Быстренько ставим на эти ощущения якорь. Маловато. Нужно взять примеры из чужой практики. Тут не обязательно вспоминать реальных людей, можно использовать и впечатляющие художественные образы. Вхожу в ощущения Шварценеггера и Джемса Бонда.

Присоединяю. Маловато. Нужны волшебники. Да вот же они: Будда, доны Хуан и Хенаро, Лао-Цзы. Это уже круче. Что общего у них в ресурсном состоянии? Знание правильного пути и средств к достижению целей, внутренняя свобода и неспешность (впереди вечность), покровительственное отношение к людям, ирония, способность защитить слабого. Это знакомо по личному опыту. Я и маленький ребенок. Полностью контролирую ситуацию, наперед знаю возможные варианты развития событий и свои ответные действия. Ага, это описано у Милтона Эриксона в ситуации с разбитой губой его маленького сына. Выдержи паузу, выбери наилучший вариант и только потом действуй. Но это все относится к событиям во внешнем мире. Сейчас мне нужно нечто иное. Как можно влиять на субличности? Добродушной усмешкой! Могучий ресурс.

"Ну что, ребята, желаете пообщаться? Тащите сюда других, заодно всех пересчитаю".

В голове загалдело. Ой, беда, как же их различать? Имен у них нет, как же их рассортировать? Ресурсы позабыты, занимаюсь инвентаризацией. Выяснилось следующее. Визуализировать (галлюцинировать) субличности можно. Вербально общаться тоже. Правда, не со всеми, а те из них, кто на это способен, говорят одинаковым по тембру и локации голосом. Все они могли сформулировать свою функцию (планировать, развлекаться, не делать глупостей, выполнять конкретные действия), но свою цель (ради чего они это делают) смогли назвать только единицы. Я с ними намучился, как с двоечниками, и все без толку. Все указывали на свою важность, а в чем она заключается, представляли смутно. Часть проекций разговаривать не умеют или не хотят принципиально. Это меня озадачило, так как некоторые из них имели приличные интеллектуальные способности или обладали могучим запасом энергии, но предпочитали проявлять себя в виде императивных потребностей, минуя любой контроль над их действиями. Я их обнаружил с помощью непроизвольных пальцевых сигналов "да" и "нет". Называть их элементами подсознания не имело смысла, ибо этот термин, как и само понятие сознания, ничего не проясняли и ничем не помогали. Да и в литературе эти оба понятия описываются через свойства друг друга обычным противопоставлением. Совсем как дух и материя.

На втором десятке я сбился, так как одна ехидная проекция подкинула мысль, что я занимаюсь не подсчетом, а созданием субличностей, коих могу "нашинковать" сколько угодно. А это в книгах по НЛП считается предосудительным. Как впоследствии оказалось, это мероприятие мне все-таки принесло изрядную пользу, так как я познакомился с одной оригинальной личностью, имевшей по каждому поводу свое оригинальное мнение. В отличие от болтающих в голове проекций, она принципиально не разговаривала, не навязывала свое мнение и ошибалась очень редко. Как она приходит к своим выводам, мне неизвестно, ибо соглашается отвечать с помощью пальцевых сигналов только на прямые вопросы. Ее ответы часто противоречат мнениям, звучащим в голове. Тем не менее, я скоро привык следовать ее советам, иногда поражаясь их кажущейся абсурдности. Не могу вспомнить, чтобы когда либо сильно прокололся по ее милости. Главное вовремя вспомнить о ней и поинтересоваться ее мнением. Сама она никогда не навязывается. Вот такие причуды моей дезинтеграции.

Собственно в начале пути интеграции отдельные субличности большого интереса не представляют. Актуальными являются их конфликты и кооперация. Внешними проявлениями конфронтации могут служить суета, нерешительность и робость. Одновременное торможение и возбуждение. Представьте, что вы одновременно приняли слабительное и снотворное. В первый раз исход непредсказуем. Победитель получает приз: в каждом последующем случае их противостояния он будет привычно одерживать верх, хотя ритуальная грызня проекций, уже выяснивших, кто из них сильнее, всегда будет иметь место. Данная реакция закрепляется и бесконечно воспроизводится в однотипных ситуациях. Идеальная иллюстрация обычной дезинтеграции личности. Если вам нравятся такие ощущения, продолжайте дергаться или сжиматься в комок. Если нет – вперед по пути интеграции.

 

Первая ступень

Как говорят китайцы: " Путь в тысячу ли начинается с первого шага". Итак, вернемся к ресурсам. Их пока у нас немного. Первый из них: "Я хозяин своего внутреннего мира и не обязан испытывать неприятные ощущения". Не помогает? Тогда представьте себе трясущегося и робкого Шварценеггера. Уже забавно. Ирония – это второй ресурс. Третьим ресурсом будет служить техника интеграции частей личности из арсенала НЛП.

Вообще то их много. Предлагаю начать с самой занимательной. Выберите время (минут 20), когда вас никто и ничто не будет беспокоить. Сядьте поудобнее, положите руки на колени ладонями вверх. Вспомните ощущение суеты или нерешительности, которые испытывали недавно, а затем попросите обе субличности сесть вам на ладони. Пусть они сами выберут, кто куда разместится. Определите, на какой руке первым появится ощущение тяжести, тепла или щекотки. Вот и ваш первый гость. Представьте, как он может выглядеть. Это может быть что угодно: человечек, зверек, мультяшный герой, цветок, любой объект. Если в течение 2-3 минут образ не возникает, не напрягайтесь, представьте, как он может выглядеть "понарошку" (помните это милое слово из детства?), помогите субличности обрести форму. Желательно, чтобы проекция имела законченный вид, не вызывающий у вас отрицательных эмоций.

Итак, первая субличность у вас на ладони. Не торопитесь, внимательным родительским взором осмотрите ее и выразите ей благодарность за готовность к общению. Вежливо, но настоятельно попросите ее сформулировать, какую полезную для вас функцию она выполняет и в чем заключается ее конечная цель. Функция это процесс, цель – его результат. Если субличность затрудняется с ответом, выразите уверенность, что она знает ответы на ваши вопросы, а на досуге уточнит их формулировки. Напоминаю, что вы олицетворяете образ доброжелательного родителя, разбирающего ссору малых детей, и с трудом сохраняете серьезное выражение лица. Вы преследуете две цели: навсегда помирить свои проекции и получить от этого процесса максимум удовольствия. Даже в том случае, если вы не слышите никого ответа, процесс можно продолжать, выразив уверенность в том, что она вас понимает. Попросите посетителя этой руки немного подождать, и займитесь вторым гостем. Ознакомьтесь с его видом и задайте ему те же вопросы. При любом варианте развития событий, не забудьте поблагодарить его за сотрудничество.

Уточните, являются ли эти субличности конфликтующими (взаимопрерывающими), или просто пришли пообщаться. В последнем случае (если у каждой из них нет антагонистов) похвалите их за бесконфликтность и спросите, что они хотят сообщить. Сделайте им виртуальные подарки, сообразуясь с их внешностью. Ваши дары должны доставить им удовольствие, а вас – заставить улыбнуться. Например, Чебурашке можно подарить балалайку, рыцарю – водяной пистолет или лазерный меч, пирамидке – воздушный шарик ее же цвета и т.п. Если у одной из проекций есть антагонист, попросите его занять освободившуюся руку.

После того, как конфликтующие стороны определились, попросите одну из них внимательно посмотреть на второй образ и сказать вам, какие качества оппонента ей особенно нравятся и она не прочь их приобрести. Если догадываетесь, о чем может идти речь, можете подсказать некоторые ответы. Желательно, чтобы в оппоненте было обнаружено не менее 3 –5 существенных положительных качеств. Выразив благодарность за сотрудничество, повторите процедуру с другой рукой. Затем по очереди обратитесь к ним с предложением: не согласятся ли они объединить названные качества в совместное пользование. Речь не идет об их полном слиянии, а лишь об объединении ресурсов и координации действий. Получив обоюдное согласие, медленно начните сдвигать руки. Если почувствуете сопротивление, верните их на исходные позиции и спросите, какие имеются возражения. Иногда в этот момент появляется третья субличность и выражает протест по поводу происходящего. Вежливо попросите ее подождать, и заверьте, что ее интересы будут обязательно учтены чуть позже. Продолжите процесс интеграции. Если возражают основные персонажи, выясните их аргументы и развейте все сомнения.

Медленно сдвигайте руки, почувствуйте, что они начали притягиваться друг к другу. Наблюдайте, как смешиваются образы, формируя нечто новое. Дайте этому приобрести форму, отметьте, как она совмещает в себе предыдущие изображения. Когда процесс завершится, попросите новую проекцию вернуться в тело и освоиться в новой роли. Медленно втолкните ее в грудь. Насладитесь оригинальным чувством (надо же и вам получить удовольствие), перемещая его по всему телу. Когда ощущения закончатся, попросите ее вновь сесть на ладонь. Попробуйте мысленно расчленить новый образ на два старых. Если это не удается, или старые фигурки не получаются стабильными, это значит, что процесс интеграции успешно завершен. Поблагодарите участников за проделанную работу и выразите надежду на дальнейшее сотрудничество. Не забудьте про третьего персонажа (если он был). Посадите его на руку, которую он выберет сам, и спросите, какие у него претензии. Обычно они состоят в том, что он был в кооперации с той субличностью, чью руку он занял, а теперь он не знает, что делать. Предложите ему объединиться с новым образом. Получив всеобщее согласие, завершите процедуру по тому же сценарию.

Проведите подобный сеанс прямо сейчас! В первый раз он обычно занимает 10 –15 минут и протекает по упрощенной модели. Кого интегрировать всегда найдется. Так можно убрать заикание, бессонницу, получать удовольствие во время отдыха, не думая о предстоящих заботах и т.п.

Попробовали, ну и как? Данная техника замечательна во многих отношениях. Во-первых, вы почувствовали, что вполне можете быть хозяином своего внутреннего мира. Поздравляю! Во-вторых, вы испытали незнакомые до сих пор ощущения, и вам не было скучно. В-третьих, то, что вы наблюдали, принято называть положительной галлюцинацией. Она, с точки зрения классической психологии, возникает при среднем или глубоком гипнотическом состоянии (все врут календари). В-четвертых, вы поднакачали собственные ресурсы, овладев новым навыком.

Надеюсь, первый опыт у вас прошел удачно. Вы познакомились минимум с парой субличностей, с пользой с ними пообщались и окончательно убедились в их существовании. Сам процесс интеграции должен был доставить изрядное удовольствие, так как вашего "Я" стало больше. С этой точки зрения положительные эмоции, не связанные с удовлетворением физиологических потребностей, сопровождают интеграционные процессы, негативные – свидетельствуют об обратном (уменьшении пространства консолидированного центра). Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Путь интеграции – это постоянный поиск положительных эмоций.

Ну что ж, начало положено. Надеюсь, у вас зародились подозрения, что вам не просто морочат голову, а предлагают нечто реализуемое. Продолжим?

 

Ой, какой я неинтегрированный!

Как всегда в начале пути одолевают сомнения: зачем это все надо и стоит ли вообще что-нибудь предпринимать. И хочется и лень. Вот они родные проекции, вечно спорящие у вас в голове о том, что надо и что не надо делать, а, если делать, то сейчас или потом. Проинтегрируйте их и получите заслуженное удовольствие. Если таковой проблемы нет, пропустите следующий абзац.

Обнаруженные субличности являются взаимопрерывающими и преследуют одну цель – получить удовольствие, хотя и разными способами. Поэтому возникают некоторые нюансы. Визуализируйте проекции и выясните, чем они симпатичны друг другу. Интегрируйте их ресурсы. Разглядите сформировавшийся образ и спросите его, какие еще он бы хотел иметь ресурсы (изобретательность, творческий подход, веселое расположение духа, игривость и т.п.). Дайте ему эти ресурсы и оцените, как изменился образ. Можете добавить к его внешности что-нибудь от себя. Если все довольны, впустите его в тело, пусть освоится. Через некоторое время, когда поутихнут ощущения, вызовите его обратно и окончательно отредактируйте его внешний вид. Он должен быть немного забавным, вызывать улыбку и в то же время гармоничным. Теперь все в порядке. Поблагодарите его за содействие и отпустите. Ваше настроение должно повыситься и стать более умиротворенным, решительность должна увеличиться.

Итак, продолжим. Давайте, определим цель нашего пути, кем мы хотим стать. Все интегрированные люди одинаковы, каждый дезинтегрирован по-своему. Целостность личности заключается в следующем.

1. Интегрированный человек знает цель своего существования и ищет приключений – путей, ведущих к этой цели.

2. Ему доступны особые уровни сознания, позволяющие обрести полную внутреннюю свободу.

3. Он владеет ресурсным состоянием, позволяющим быть эффективным в любой ситуации. Он всегда готов к действию, ибо знает, что всякая проблема имеет несколько путей благополучного разрешения.

4. Его поведение непредсказуемо, его главный ресурс – творчество, позволяющее с удовольствием прожить любой отрезок времени.

5. Он многолик и неожиданен в общении, поскольку практикует контролируемую глупость (смертельно несерьезен).

6. Его хитрость заключается в принятии на себя полной ответственности за результаты ситуации, в которой он принимает участие.

7. Ему свойственно желание отобразить свой внутренний мир во внешнем, чтобы направлять развитие событий по оптимальному пути.

8. Ищет единомышленников и побуждает окружающих участвовать в преобразовании этого занудного мира.

Вот такие они одинаковые. Вы встречали подобных людей? Нет? А ведь каждый из нас способен кратковременно демонстрировать все эти качества. В целом же люди выглядят иначе. Обычный человек становится смертельно серьезным, если речь заходит о вещах, которые он считает для себя важными. В этом состоянии он зануден и сильно раздражается, когда его перебивают. Его главная потребность - потакать чувству собственной важности. Любую беседу стремиться обратить в обсуждение происходящих с ним рутинных событий. По любому поводу считает необходимым выразить свое мнение. Не переносит шуток или критических замечаний в свой адрес. Любит лесть, так как считает ее объективно справедливой. К проблемам знакомых относится снисходительно. Обожает критиковать и учить жить. Имеет окончательные убеждения, часто противоречащие друг другу. Чужим мнением интересуется только из вежливости. Другим ошибок не прощает, за собой оных не числит. Свои неудачи списывает на действия (бездействие) других людей или на непреодолимые обстоятельства. Автор всех успехов и ярый критик всех неудач.

Легко предсказуем для знающих его людей. Имеет набор стереотипных мнений и часто их повторяет. Постоянно озабочен. В неожиданных ситуациях начинает суетиться. В экстремальных обстоятельствах сначала впадает в панику, затем старается переложить ответственность на других. Если это не удается, впадает в ступор. Ресурсных состояний практически не имеет.

Его фокус внимания обращен на себя любимого. Постоянно оценивает, как он выглядит со стороны. Чрезвычайно озабочен чужим мнением о своей особе. Часто демонстрирует крайние варианты поведения: то робок, то нагл. Чужие неприятности предпочитает не замечать. Панически боится своих болезней и смерти близких. При этом сам практически бессмертен.

Разнообразие поведения дезинтегрированного человека можно продолжать до бесконечности. Ну что, узнали портреты родных и знакомых? Как все это отвратительно и неприятно. Надеюсь, что у вас нет черт, содержащихся в моем списке. Этот список действительно мой. Я его составил в результате выслеживания собственных стереотипов поведения. Спасибо за поздравления. Тем более, что этот реестр дополняется вредными привычками, фобиями, идиотскими убеждениями и мысленными вирусами. Все вместе они и составляли ту муть, в которой я привычно бултыхался. Со временем кое от чего удалось избавиться. Льщу себя надеждой, что мой опыт может вам пригодиться.

Раньше, когда одна из моих проекций указывала во внутреннем диалоге на эти замечательные качества, у меня была только одна стратегия действий. Она заключалась в том, что другая субличность, участник диалога, гордо заявляла: "Вот такое я говно!". В развернутом виде это означало следующее идиотское убеждение. Своеобразие личности заключается в уникальном сочетании как положительных, так и отрицательных качеств. Их насильственное изменение есть покушение на мою индивидуальность, а это недопустимо. Сейчас, продвигаясь по пути интеграции, я повторяю эту же фразу слово в слово. Только вкладываю я в нее иной смысл: как много мне осталось изменить во внутреннем мире. Вот типичный пример многомерности смысла, стоящего за одной фразой.

Для тех, кто как когда-то и я, опасается за свою идентичность, могу сказать следующее. Во-первых, все предлагаемые психотехники вы будете применять сами к себе или со своего согласия, что исключает само понятие манипуляции. Во-вторых, все присущие вам типы поведения останутся при вас. Разница будет заключаться в том, что теперь вы будете выбирать: использовать их или нет. В определенных ситуациях быть заносчивым занудой или казаться пугливым истериком выгодно. Например, для того, что бы морочить голову неприятным людям, норовящим вас принудить к нежелательным действиям. Или если такое поведение позволяет вам достигнуть желаемой цели кратчайшим путем. Или просто доставить себе и другим немного удовольствия. Дополнительно к этим видам поведения вы сможете добавить кучу других. У Карлоса Кастанеды подобная способность считается неотъемлемой чертой мага и называется сталкингом. В-третьих, поймите, что данное опасение выражает только одна часть вашей личности, и оно основано на ограничивающем вас убеждении.

Еще раз перечитайте характеристики интегрированного человека и подумайте, хочется ли вам стать хоть чуточку таким. Если да, то настало время сделать следующий шаг.

 

 

Вторая ступень

Для начала сделайте две вещи. Купите блокнот, помещающийся в карман или в вашу сумку. Он необходим для фиксации наблюдаемых эффектов и систематизации ваших действий. Блокнот все время должен быть под рукой, вы его будете часто использовать. Кроме того, купите или изготовьте амулет. Тут проявите свою фантазию. На нем можно начертать знак p или значок интеграла, можно букву "Я", все что угодно. Эта побрякушка либо должна немного мешать при движении, либо все время попадаться на глаза. В крайнем случае, можно нарисовать знак на тыльной части кисти межу большим и указательным пальцем. Главная цель талисмана – мешать вам жить по-старому, постоянно напоминать о том, что вы неуклонно движетесь по пути интеграции. Кроме того, он будет выполнять еще две функции. Во-первых, он послужит зримым и ощутимым воплощением ваших ресурсов, их хранилищем и якорем, для их активизации. Наполнять его будете следующим образом. В моменты наиболее острого переживания ресурсных ощущений (радости, удовольствия, успеха, удачи, понимания, любых других положительных эмоций) прикоснитесь к амулету особым жестом (придумайте его сами). Главное, чтобы это прикосновение было всегда одним и тем же в мельчайших подробностях. Этим же жестом будете активизировать требуемые ресурсные состояния.

Во-вторых, обладатель амулета в глазах окружающих будет выглядеть несколько экстравагантно. Глупые замечания по его поводу будут массировать ваше чувство собственной значимости, и побуждать к активным действиям.

В каждом случае успешного выполнения интеграционных техник обязательно прикасайтесь к талисману в момент пика эмоций, тем самым его заряжая. Кроме того, каждую такую ситуацию желательно кодировать символом или участвовавшим в ней предметом и "помещать" их в амулет. Так будет легче впоследствии активизировать необходимый ресурс.

Если в какой либо ситуации вас постигла неудача или вы забыли вовремя вспомнить, что вы "маг", позже в тот же день воспользуйтесь блокнотом. Запишите в него проблемную ситуацию с указанием даты и действующих лиц. Пофантазируйте, как бы в данной ситуации поступили те или иные компетентные лица (хороший знакомый, Джемс Бонд, Вини Пух и др.) Запишите 3-5 наиболее привлекательных для вас решений и выберите из них лучшее. Победителя следует выбирать не по мнимой эффективности, а по степени оригинальности и забавности. Поставьте оценку "хорошо", если улыбнулись, и "отлично", если засмеялись. В идеале вы должны корчится от хохота. Подзарядите амулет и представьте аналогичную ситуацию в будущем. Посмотрите, как она разрешиться в выбранном стиле, что послужит тем "спусковым крючком" в цепочке начальных событий, запускающим новые действия.

Если возникнет ощущение, что все это замечательно, но вы никогда не поступите таким образом, значит вам попалась добыча: конфликтующие субличности. Проинтегрируйте их по описанной методике, наделив дополнительными ресурсами (авантюрностью, апломбом, игривостью и т.п.). Для этого припомните подходящую ситуацию из своего бурного детства или войдите в образ Остапа Бендера. По окончании интеграции снова рассмотрите моделируемую ситуацию. Оцените, насколько она стала приемлемой и реальной, какие остались возражения и можно ли их удовлетворить, не меняя смысла действия. Учитывайте единственное ограничение: в результате ваших действий не должны пострадать другие люди. По возможности, они должны получить свою толику удовольствия. Запишите окончательный вариант в блокнот и постарайтесь его побыстрее реализовать. Не забудьте проанализировать, чем реальная ситуация отличалась от воображаемой.

Впоследствии у вас должны сформироваться несколько новых стилей поведения, запускающихся самопроизвольно. Постоянно их развивайте и модифицируйте, что бы они не превратились в стереотипы. Не забывайте, что одна из ваших главных целей – получать удовольствие от всех жизненных ситуаций.

Теперь вы вооружены и готовы к приключениям. Начните вот с чего. Откройте блокнот и запишите в него наиболее неприятные для вас качества дезинтегрированного человека. Воспользуйтесь моим перечнем, вспомните знакомых. Очень прошу, сделайте это прямо сейчас, а то нужный результат может и не получиться.

Сделали? Так вот, выбранное вами – это ваши качества. Дело в том, что человек не любит в других то, что он не хотел бы иметь в себе. Но он это имеет. Конечно, данное утверждение носит вероятностный характер, тем не менее, она очень высока. Если вам не свойственна жадность, то вы и не отражаете ее в других. Того, чего нет во внутреннем мире как бы нет и во внешнем. Жадных ненавидят те, кто сам страдает страстью к накоплению. Безгрешный только хмыкнет и забудет, грешный затаит обиду и при каждом удобном случае будет бичевать этот порок. А это, в свою очередь не позволяет осознать в себе столь нехорошее свойство.

Ну хорошо, пусть этих гадких качеств у вас нет. Давайте просто поиграем: вообразим, что они у вас есть. Так что с ними будем делать? Будем считать их всего лишь дурными привычками.

Привычка – это законченная поведенческая программа, работа "автопилота" личности. Мы все сотканы из привычек, каждая из них это отдельный объем внутреннего мира. Кажется, что автоматические навыки экономят массу сил и энергии. Это не совсем так. Любой навык полезен только тогда, когда он постоянно развивается и обновляется. При обучении чему-либо активизируются несколько проекций личности, они образуют консолидированную область, то есть "Я". Когда привычка "зачерствела" и обособилась, она действует автономно и не участвует в процессах внутреннего мира. Поскольку ее существование самодостаточно и безальтернативно, она исключает свободу выбора. Поезда поперек рельс не ходят. Бог даровал нам свободу воли, мы сами с помощью стереотипов ее уничтожаем. Внутри клетки безопасно, но ее пределы превращают нас в бездумных роботов. Личность замещает свои живые части механическими протезами. Форма начинает вытеснять содержание. Устойчивый стереотип поведения одномерен, замкнут и не восприимчив к изменяющимся многомерным процессам личности. Теперь это чудовище, порожденное сном разума. Наиболее показательны вредные привычки, регулярно одерживающие верх над "сознательными" проекциями. Их главное оружие – потребность. Если ее не удовлетворить, наступает полная дезорганизация мыслительных и физиологических процессов.

Есть "безвредные" привычки: засыпать в определенной позе и в одно и то же время, ходить на работу одним и тем же путем, есть одну и ту же пищу и т.д. Они незаметно, но очень сильно ограничивают нашу внутреннюю свободу, вычитают время из жизни "Я". Есть необходимые навыки, например, ходьба. Посмотрите на походку знакомых людей. Чаще всего она некрасива, что свидетельствует об ущербности реализующей ее программы. Неправильная походка дурно отражается на самочувствии, человек быстро устает, имеет большие шансы упасть и сломать себе что-нибудь. В крайних вариантах могут возникнуть болезни опорно-двигательного аппарата или внутренних органов. То же самое касается осанки. А манера говорить? Кто отличается красивой, понятной речью? И никому в голову не придет улучшить свои навыки, позволить иметь себе красивые походку, осанку и речь, варьировать их по своему желанию. Мы дышим неправильно, жуем неправильно, даже думаем неправильно. Эти уродства мешают нам быть эффективными и разнообразными, получать от жизни максимум удовольствия и приносить его другим.

Беда в том, что мы легко замечаем привычки других, а о своих часто и не подозреваем. Они есть тогда, когда нет нас. Кучу времени родные живут не с вами, а с вашими стереотипами, которые крутятся как заезженная пластинка.

Так что же делать? Начните с составления инвентарного списка. Начало с моей помощью уже положено. Каждый раз, когда вечно мешающий талисман напомнит о себе, фиксируйте свои рутинные действия, повторяющиеся в одинаковых ситуациях. Рассортируйте их на вредоносные, неприятные и на подлежащие модернизации стереотипы.

Начните с последних. Определите их полезные функции и цель. Оцените, в чем они вам помогают, а в чем ограничивают, что еще полезного и нужного они могут принести. Имейте в виду, что навыки часто связаны между собой в фиксированную цепочку. Примером может служить транспортировка вашего тела из дома на работу или учебу. Она состоит из комплекса вставания в определенное время, гигиенических процедур, одевания, завтрака, привычного маршрута движения, обычных мыслей и привычного внутреннего времяпрепровождения. Задайтесь вопросом: можно ли каждое из этих действий оптимизировать или разнообразить с целью получения удовольствия от обычно рутинного процесса? Все ли вы делаете совершенно? Всегда ли встаете с хорошим настроением, позаботились ли о вкусном и полезном завтраке, являетесь ли лучим в мире специалистом по чистке зубов, делаете ли приятную зарядку? Может быть лучше на работу ездить более длинным путем, но в менее набитом транспорте, может быть лучше всего ходить пешком или выходить на остановку раньше, чтобы насладиться прогулкой? Чем занята ваша голова в это время, может его потратить на что ни будь интересное, например, выполнить упражнение по интеграции?

Если требуется дополнительное время или предварительная подготовка с вечера, разберитесь, когда лучше лечь спать, сколько часов сна вам нужно, чтобы проснуться в оптимальном состоянии и т.д. Стоит ли вечером таращиться в ящик, или сделать что-то более приятное и полезное.

Как можно сломать стереотипы? А мы их ломать не будем, будем преобразовывать. Во-первых, используйте талисман и блокнот. Каждый раз, когда амулет напомнит о себе, сделайте паузу. Сообразите, чем вы в данный момент занимаетесь и как можно достичь того же результата любым другим способом (желательно забавным и необычным), тут же это реализуйте. Если ничего не приходит в голову, активизируйте талисман и войдите в ресурсное творческое состояние. Например, вспомните изощренную изобретательность Тома и Джери. Закончите свое действие в этом стиле. В случае успеха подкачайте амулет обретенными ресурсами, в случае неудачи воспользуйтесь блокнотом для анализа возникших проблем.

Во-вторых, посовещайтесь с самими субличностями. Процесс в этом случае следующий. Представьте, что вы осуществляете данные стереотипные действия или просто начните их делать. Когда почувствуете, что процесс пошел, а вы начинаете исчезать, обратитесь к своей проекции с предложением прерваться и поболтать на важную тему. От неожиданности они всегда соглашаются. Расскажите, как вы ей благодарны за образцово выполняемую работу. Никаких претензий вы к ней не имеете, только хотите помочь выполнять ее функцию еще более эффективно и творчески. Уточните, в чем она видит свою главную функцию, и к какой цели стремится. Если она затрудняется это сделать, помогите ей выработать приемлемую формулировку для цели ее действий. Обычно это получение конкретного положительного чувства, но может быть и нечто другое. Сообразуясь с полученными результатами, предложите ей расширить круг своих обязанностей или новые варианты осуществления успешных действий. Если в ответ не получаете уверенного "да", скорее всего ее не устраивают предлагаемые пути достижения цели. Еще раз поясните, чего вы хотите добиться с ее помощью и попросите субличность "сходить" к творческой части вашей личности, выбрать не менее трех новых способов достижения и вернуться назад. Убедитесь, что она отобрала эти варианты и согласна их опробовать на практике. В заключение поблагодарите ее за сотрудничество и попросите почаще приглашать вас для получения совместного удовольствия от эффективности ее работы. Если вы ее галлюцинировали, сделайте ей забавный виртуальный подарок.

Можно придумывать и другие техники. Например, можно организовать совещание субличностей, участвующих в процессе утреннего пробуждения. Объясните им свои намерения, выслушайте их мнения, добейтесь консенсуса по поводу стратегии их реализации. Если все проходит нормально, выясните, как они будут действовать по-новому: в отдельности или совместно, нет ли обиженных и ущемленных. В случае возникновения противодействия или непонимания путей реализации поставленной задачи, попросите их гурьбой посетить творческую часть и выбрать устраивающие всех варианты действий. Убедитесь, что возражений не осталось и никто не против действия "соседей". В противном случае выясните суть возражений и проинтегрируйте конфликтующие субличности. Можно попробовать демократическим образом выбрать среди них ответственного координатора совместных усилий, но это часто вызывает трения и возражения. В заключение попросите их приглашать вас присутствовать при реализации новых типов поведения. Будьте предельно корректны и доброжелательны. Ваши проекции обидчивы, как малые дети, и так же охотно реагируют на похвалу и поощрения. Если по неосторожности вступите с одной из них в конфликт, можете превратить ее во внутреннего террориста со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вообще, они ребята отзывчивые и трудолюбивые, берите с них пример.

Следует иметь в виду, что новое поведение может не начаться, а, возникнув, постепенно вернуться к старому варианту. В первом случае вы не позаботились о "спусковом крючке", запускающем комплекс новых действий, а во втором – реальная практика выявила ряд препятствий и возражений отдельных частей. Снова организуйте собрание и выясните возникнувшие затруднения. Повторные совещания нужно проводить и в случае успеха для увеличения числа новых типов поведения и дальнейшего повышения эффективности совместных действий. Будьте готовы к неожиданностям. Расшалившиеся стереотипы меня развлекали все утро своей чехардой и непривычным порядком действий, а затем заставили проехать мимо родной остановки, на которой я годами выхожу по пути на работу. Ощущения были сногсшибательные: я все понимал, но ничего не мог поделать. Я никуда не опоздал (об этом они позаботились), но все время находился в несколько ошарашенном состоянии и постоянно глупо хихикал. Вот когда я на практике убедился, кто настоящие хозяева в моем "доме".

Неприятные привычки, как правило, индивидуалы. С ними можно договориться, если понять их позитивные цели. Любая компульсия (непроизвольное действие) всегда направлена и приносит (или приносила раньше) личности ту или иную явную или неявную (вторичную) выгоду. В отличие от стереотипов поведения, компульсии и вредные привычки в качестве промежуточной цели обязательно имеют получение чувства удовольствия от своих действий. Поскольку ваша новая цель в определенном смысле та же, имеется основа для переговоров. Следует иметь в виду, что, классифицируя данную субличность как вредное действие, вы заведомо оказываетесь с ней в конфронтации. Поэтому сначала установите с ней хоть какие ни будь отношения, а потом переведите их в продуктивные и доверительные.

Воспроизведите проблемные действия и выразите свое восхищение их совершенством, своеобразием и эффективностью. Поблагодарите за доставленное удовольствие и выразите желание пообщаться. Обычно они реагируют позитивно, если чувствуют вашу искренность и отсутствие враждебности. Чтобы не кривить душой, представьте себе, что это маленький ребенок, отстаивающий свою независимость и проявляющий в этом недюжинные способности и выдумку. Постарайтесь галлюцинировать компульсию в необидном для нее образе. Поясните ей, что ваши цели изменились и частично совпали с ее интересами в плане получения удовольствия от всех моментов жизни. Поэтому вы хотите, чтобы она поделилась с вами опытом. Поинтересуйтесь, умеет ли она получать приятные ощущения и другими способами, знает ли она свою конечную цель. Попросите ее рассказать или показать вам, в чем она заключается. Спросите ее, хочет ли она получать не менее сильное удовольствие при достижении этой же цели другими приемлемыми для нее и для вас способами. Если прозвучит явное согласие, отправьте ее к творческой части и далее действуйте по стандартной процедуре. Если она не уверена или не знает своей конечной цели (забыла, бедная), спросите ее вот о чем. Когда она полностью достигнет этой неизвестной цели, что бы она хотела после этого делать и чего добиваться? Этим вы заставите ее сформулировать замещающую цель №2. Далее спросите, знает ли она достаточное число способов для достижения новой цели, минуя проблемное поведение. При любом ответе предложите расширить этот перечень и отошлите ее к творческой части с наказом выбрать еще не менее трех эффективных способов поведения, которые будут доставлять не менее сильное удовольствие, чем прежнее. По ее возвращении убедитесь, что все в порядке и договоритесь о дальнейшей кооперации. Если все пройдет удачно, вы получите сильнейшего и надежнейшего союзника.

 

 

Вредные привычки

До сих пор речь шла об интеграции разного рода стереотипов. Напомню суть. Взрослый человек для каждой ситуации имеет устоявшуюся программу действий. Ее реализацию осуществляет обособленная часть личности, называемая в данной работе проекцией или субличностью. Большинство из них выполняют свои обязанности удовлетворительно, хотя обладают малым числом вариантов действий, число и эффективность которых может быть существенно повышены. Будем называть такие проекции дружественными. Их функционирование, по крайней мере, не вызывает неприятных эмоций. Внутреннее неудовольствие свидетельствует либо о неэффективности данной программы действий, либо о конфликте с другими проекциями. Трения характерны для равновеликих субличностей. Спор обычно ведется о порядке выполнения их действий или по поводу их плохой согласованности. Техника визуальной интеграции достаточно просто устраняет подобные конфликты. При начальном освоении этой методики желательно иметь руководителя или понимающего помощника.

Ситуация значительно осложняется, если речь идет о несовместимости частей личности. Ее признаками являются очень сильные негативные эмоции, постоянное избегание конкретных ситуаций, вытеснение из памяти подробностей совершенных действий. В предельных случаях проявляется крайняя диссоциация: человек искренне считает, что он этого не делал, событие полностью забыто. Привлечение волевого ресурса для запрещения каких либо действий, говорит о том, что предпринимается попытка объединения нескольких субличностей для уничтожения неприятеля. Напомню, что саморефлексирующее "Я" и есть область консолидации объединяющихся проекций, поэтому вы так же включены в боевые действия в качестве координатора усилий. Это крайне непродуктивно и неэффективно. Кому в голову придет воевать с собственным ухом? Нанося ему удары и, даже ампутируя, вы причиняете ущерб всему организму, дезорганизую его функции. В западной гуманистической культуре война допустима только в случае внешней агрессии. Но ведь в данном случае агрессором является ваша коалиция!

Так что делать с изгоями и террористами? Никоим образом не применять насильственных действий. Вопросы о том, в чем сила противника, откуда он черпает силы, нанося вам регулярные поражения, откуда он взялся, являются нересурсными и свидетельствуют о полном отторжении собственной части личности. Вопрос надо ставить в прагматической плоскости: Что нужно сделать, чтобы с ней объединиться?

Во-первых, осознайте и признайте, что именно вы злоупотребляете алкоголем, курите, переедаете, обижаете близких, врете, ведете себя как последняя сволочь (подставьте нужное). Таким образом вы принимаете на себя ответственность за все действия и объявляете перемирие.

Во-вторых, оцените положительные качества своей субличности: несгибаемую силу, регулярно приводящую к победам; изощренность действий и огромное число вариантов их осуществления, приводящих к получению сиюминутного удовольствия и вторичной выгоды

(эйфория от алкоголя, приятное общение с приятелями – курильщиками, отсутствие необходимости следить за своей внешностью при ожирении и удовольствие от еды, ощущение своей полной правоты при скандалах, сиюминутное избегание проблем при вранье, чувство вседозволенности при мерзком поведении и т.д.); другие ресурсы, так необходимые всей личности в целом. Чтобы получить полный список ее достоинств, представьте, что вам это поведение более недоступно. Рассмотрите как можно больше ситуаций, в которых раньше было так, а теперь этого нет. Что вы потеряли, как это можно возместить иным образом? Результаты исследований обязательно запишите в блокнот.

Возьмитесь за амулет и попытайтесь придумать, какие другие виды поведения могут привести к тем же приятным ощущениям и к той же вторичной выгоде. Если вы нашли ответы на все вопросы – хорошо, если частично – тоже неплохо, если чувствуете, что придуманного явно недостаточно, вернитесь к проблеме позже, не забывая записывать находки. В данной ситуации тщательность подготовки – залог успеха.

Итак, вы готовы. Войдите в ресурсное состояние "благожелательного родителя". Установите контакт со своей проекцией. Постарайтесь представить ее в приличном виде. Выразите ей свое восхищение и перечислите все ее положительные качества. Поблагодарите за доставленное удовольствие и поинтересуйтесь, в чем она видит свои функцию и цель. Если полученная информация не противоречит первоначальным подозрениям, предложите ей объединить усилия для освоения большего числа способов получения удовольствия. Если ответ субличности по поводу ее функции и цели оказался для вас неожиданным, или она отказывается сотрудничать, поблагодарите ее за общение и продолжите предварительную подготовку. В случае ее согласия, перечислите все известные вам вторичные выгоды и уточните, не пропустили ли вы что-нибудь. Объясните, что кроме удовольствия и выгоды, так же имеют место неудовольствие и вторичный вред. Предложите ей так модифицировать действия, чтобы усилить позитив и избежать негатива. Перечислите ей свои варианты действий и предложите их оценить. Взамен отвергнутых предложений попросите субличность высказать свои соображения. Выразите свое согласие или несогласие по каждому варианту. Обсудите, какие негативные последствия для вас могут возникнуть при отказе от привычных стереотипов поведения и как их можно избежать.

Для увеличения числа приемлемых замещающих действий отправьте ее к творческой части и попросите отобрать наибольшее число типов поведения, приносящих такие же удовольствие и вторичную выгоду. Затем попросите ее протестировать, хватает ли новых ресурсов во всех возможных ситуациях, и какие внешние факторы будут запускать новые действия. В заключение получите у нее согласие попробовать в течение двух – трех недель избегать старого поведения, замещая его новым. Если по окончании срока старый вариант покажется предпочтительным, то она будет вольна к нему вернуться, а вы – продолжить попытки достижения консенсуса. Попросите ее в каждом затруднительном случае обращать на это ваше внимание и гарантируйте свою помощь. Для этого разрешите ей в проблемных ситуациях овладевать рукой и прикасаться к амулету. Этим будут достигаться две цели: привлечение вашего внимания к ситуации и общий доступ к необходимым ресурсам. Поблагодарите проекцию за сотрудничество и обещайте всяческое содействие. Сделайте ей забавный виртуальный подарок. Не забудьте записать в блокнот все подробности произошедшего и ваше обещание вернуться к обсуждению ситуации через оговоренное время.

Если перейти к новому поведению не удалось или оно вернулось к старому, не унывайте. Примите на себя ответственность за неудачу, сделайте выводы и подготовьтесь к повторной процедуре более тщательно.

Здесь уместно привести еще две техники преобразования вредных привычек и нежелательного поведения. Они являются разновидностями приемов, используемых на третьей ступени интеграции, поэтому в данном разделе даются кратко в чисто прикладном аспекте.

Для тех, кто умеет устойчиво визуализировать, может подойти техника "взмаха". Вам нужно создать два ярких образа. Первый их них ассоциированный (как это видят ваши глаза) должен отразить то, что вы обязательно наблюдаете в начальный момент активизации вредной привычки. Это может быть рука, тянущаяся к дверце холодильника, к пачке сигарет, к бутылке; особое выражение лица конкретного человека, провоцирующее у вас взрыв отрицательных эмоций; то, что бывает в таких случаях всегда. Разместите рядом с этой картинкой другую похожую по виду, но нейтральную по содержанию (ваша рука тянется к шариковой ручке, бутылке молока, то же лицо, с обычным выражением и т.п.). Определите основные различия между изображениями и вычислите те из них, которые делают первую картинку возбуждающей (размер изображения, расстояние до объекта, положение в пространстве, яркость, цвет и т.д.). Выявите два основных параметра, наиболее сильно влияющих на ощущения, при оптимальном значении которых картинка заставляет вас "бить копытом".

Второй образ – это вид самого себя, уже не имеющего вредной привычки. Глядя на свое изображение, вы должны чувствовать, что новое состояние доставляет огромное удовольствие и от вас "пышет" уверенностью в своих силах. Неоценимую помощь в формировании второго образа окажет амулет. Активизируйте заложенные в него ресурсы и представьте себе знакомого или киногероя, для которого отсутствие этой вредной привычки – черта характера. Вживитесь в эту роль и ощутите чувство уверенности и превосходства над теми, кто страдает этим недостатком. Попробуйте представить кого ни будь еще с теми же качествами. Накачивайте ресурс до тех пор, пока образ №2 не начнет "сочиться" от этих ощущений. Это изображение должно вас притягивать как магнит. Для предельного усиления этих чувств отрегулируйте ранее определенные для изображения №1 параметры (субмодальности).

Теперь можно начинать "взмах". Порядок действий следующий.

1. Представьте себе первый образ, запускающий дурную привычку. Он должен быть ассоциированным и вызывать желание немедленно согрешить. В каком либо его темном месте разместите уменьшенное до точки второе изображение.

2. С максимальной скоростью изменяйте две критические субмодальности. Для первой картинку в сторону ослабления чувств, для второй – в направлении их предельного обострения. При этом второе изображение должно взрывом занять место первого. Процесс не должен длиться дольше секунды, его запуск синхронизируйте с движением вашей руки к талисману, включающему требуемые ресурсы. Отпустите амулет и оглядитесь вокруг.

3. Повторите "взмах" 5-8 раз с все большей скоростью, не забывая каждый раз стирать все изображения. Процесс можно прекратить, если возникнут затруднения с восстановлением первого образа: его трудно вызвать или он крайне нестабилен. Посидите спокойно несколько минут, разглядывая свой ресурсный образ. Попробуйте оценить, стал ли он более "живым" и что в нем изменилось после "взмаха". Попробуйте восстановить первую картинку. Если она теперь не вызывает позыва к действию и выглядит нейтрально или вообще исчезла – поздравляю, вы полностью избавились от вредной привычки! Рекомендую незамедлительно убедиться в этом на практике.

Описанная техника, кроме того, что она быстра и сравнительно проста, замечательна тем, что вы из одного устойчивого состояния скачком переходите в другое. При этом вы испытываете не менее сильное удовольствие от наступившей свободы, чем от дурной привычки. К сожалению, данная техника требует наличия определенного опыта и некоторых талантов. При отсутствии оных, можно пойти окольным путем.

Вспомните первый случай, когда была спровоцирована эта привычка, переживите его в мельчайших подробностях и подумайте, какие бы вам тогда понадобились качества и знания, чтобы это поведение не стало устойчивым, а вместо него возникло бы другое, приносящее те же вторичные выгоды. Например, если бы рядом с вами оказался авторитетный для вас человек и предостерег от подобных действий, или вам достало бы ума и решимости отказаться от них самому. Определите, кто кроме вас играл в этом эпизоде определяющую роль, и каковы были его мотивы. Если не удается вспомнить самый первый эпизод, вступите в контакт с проблемной субличностью и вежливо попросите ее напомнить вам ход событий. Она-то имеет доступ к этим воспоминаниям и может воспроизвести вам ситуацию во всех подробностях. Проглядите эпизод глазами второго действующего лица и поймите, какие он имел мотивы по отношению к вам. Просмотрите событие глазами независимого наблюдателя, это поможет вам уточнить истинный смысл происходивших событий. Сообразите, какие нужны ресурсы всем действующим лицам, чтобы ситуация развивалась наиболее оптимальным путем. Наделите всех этими качествами и оцените из позиции постороннего наблюдателя, как теперь развиваются события, можно ли их еще отредактировать. Если все замечательно, проживите эпизод от первого лица, обладающего всеми нужными ресурсами и свободой выбора ответной реакции.

Уточните еще раз, было ли данное событие самым первым в цепочке формирование вредной привычки, или есть еще более раннее. В последнем случае повторите процедуру до тех пор, пока не проработаете действительно первоначальный эпизод. Теперь, обладая новым поведением, быстро проглядите, как изменились события вашей жизни, если у вас тогда не было этой потребности. При необходимости изменяйте содержание воспоминаний описанным образом.

По окончании процесса вступите в контакт с проблемной субличностью и узнайте, как изменились ее функция и цель. Если она затрудняется с формулировками, спросите, чем бы она теперь хотела заняться. Обсудите этот вопрос и найдите приемлемое решение. Помогите ей выбрать новые варианты поведения с помощью творческой части.

Если ни одна из описанных процедур не привела к полному успеху, не огорчайтесь. Скорее всего, у вас не хватает опыта реализации этих техник, и где-то была допущена ошибка. Опыт – дело наживное. Другой возможной причиной временных неудач могут быть ограничивающие убеждения: "Я этого не смогу сделать", или "У меня это не получится". Как с ними бороться, узнаете позднее. На данном этапе временно прекратите работу с вредными привычками, примите на себя ответственность за их последствия и наслаждайтесь удовольствием, которое они вам доставляют.

 

Третья ступень

Надеюсь, что читатель на собственном опыте убедился, что его личность имеет сложную структуру, элементы которой обладают изрядной самостоятельностью. Они могут кооперироваться или конфликтовать. Каждая из них призвана совершать определенные действия для удовлетворения конкретных потребностей. Последние могут быть подразделены на физиологические и культурологические. Вредные привычки являются преимущественно физиологическими и связаны с наименее сознательной частью личности – физиологическими функциями организма. Их сила определяется кратчайшей цепочкой сти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...