Не прошло и месяца после запуска ПС-1. как был запущен ПС-2 - второй ИСЗ. Но это уже другая история.
Хроника основных событий СПК поставил вопрос перед Д.Ф.Устиновым об организации в ОКБ-1 отдела для разработки ИСЗ и других космических аппаратов. С этой целью предлагалось перевести группу М.К.Тихонравова из НИИ-4 МО в ОКБ-1. 53.12. В проекте постановления по ракете Р-7 предусмотрена задача по обеспеченно пусков ИСЗ и аппаратов для полетов к планетам. 54.03.16. Состоялось совещание у М.В.Келдыша, на котором определен круг задач, решаемых с помощью ИСЗ. Об этих планах поставили в известность президента АН СССР А.Н.Несмеянова. СПК обратился к Д.Ф.Устинову с предложением разработки ИСЗ. 55.01.18. М.К.Тихонравов направил докладную записку, согласованную с СПИ, Г.Н.Пашкову с изложением задач по созданий "автоматического спутника Земли". М.К.Тихонравов по согласованию с СПК подготовил серию документов: докладную записку о проблеме ИСЗ, проект постановления Совмина и перечень работ по ИСЗ - и направил их Г.Н.Пашкову и К.Н.Рудневу. По указанию СПК подготовлена докладная записка с предложениями по организации работ с космическими аппаратами, в которой он выделяет положение о политическом значении запуска ИСЗ. 55.08.08. М.К.Тихонравов направил Г.Н.Пашкову и СПК докладную записку: "Основные данные о научном значении простейшего спутника и предполагаемых затратах". СПК и М.К.Тихонравов направили совместное письмо Г.Н.Пашкову, В.П.Глушко, М.С.Рязанскому с документами, позволяющими делать определенные выводы об особенностях создания ИСЗ. Состоялось совещание у В.М.Рябикова с обсуждением вопроса о создании ИСЗ. СПК выступил с предложением о разработке на базе ракеты Р-7 трехступенчатого носителя для запусков космических аппаратов к Луне.
55.09.03. СПК направил главным конструкторам и в директивные органы предварительные данные и характеристики простейшего спутника весом 1100 кг и план работ по созданию ИСЗ. СПИ просит согласия М.И.Неделина на перевод в ОКБ-1 из НИИ-4 МО группы М.К.Тихонравова. Принято постановление о разработке ИСЗ (объект Д весом 1000-1100 кг). Завершена работа над эскизным проектом ИСЗ (объект Д). СПК обратился с просьбой к Д.Ф.Устинову о назначении М.К.Тихонравова начальником отдела ОКБ-1 по проектированию космических аппаратов. 57.02.07. Принято постановление о запуске ИСЗ. Цель эксперимента определялась так: "Выведение простейшего неориентированного спутника Земли (объект ПС) на орбиту, проверка возможности наблюдения за ПС на орбите и прием сигналов, передаваемые с объекта ПС". СПИ обратился в правительство с предложением о разработке спутника для фотографирования Земной поверхности. В качестве сбое новация подготовлена справка о работах ОКБ-1 по ориентируемым спутникам Земли. Завершены проектные изыскания по малым спутникам весом 40-50 кг с использованием в качестве носителей ракеты Р-5М или центрального блока ракеты Р-7. 57.09.25. ОКБ-1 направило В.П.Глушко ТЗ на разработку ЯРД с тягой 8-10 т, удельной тягой 320 ед, компонентами кислород-керосин для основного варианта З-х ступенчатого носителя 8К73. В 22 час 28 мин по московскому времени стартовала ракета с первым ИСЗ. Copyright © Георгий Степанович Ветров, Новости космонавтики, ¹ 16 за 1997 г. webmaster - Александр Красников
Пилотируемый полет на Марс... четверть века назад В конце 50-х годов Сергей Павлович Королев, понимая, что развитие космонавтики немыслимо без увеличения массы космических аппаратов, выводимых на околоземную орбиту, начал поиск методов путей решения этой проблемы. Одним из них было создание сверхмощных ракет-носителй (РН), позволяющих выводить на орбиту тяжелые полезные грузы. К 1960 году уже была сформулирована концепция новой ракетно-космической системы, краеугольным камнем которой стал проект носителя Н-1, способного выводить тяжелые искусственные спутники Земли (ИСЗ).
Многочисленным экспертным комиссиям Королев доказывал, что новая РН откроет перед отечественной космонавтикой широкие горизонты, в частности позволит осуществлять запуски тяжелых автоматических станций и пилотируемых кораблей к планетам Солнечной системы. Надо отметить, что в ОКБ-1 рассматривались различные варианты межпланетных кораблей. Особенно заманчивой представлялась идея пилотируемой экспедиции на Марс. По расчетам специалистов, для ее проведения необходимо было при 20 — 25 пусках Н-1 собрать (состыковать) на низкой околоземной орбите из отдельных блоков марсианский пилотируемый комплекс (МПК) стартовой массой около 1630 т. После экспедиции продолжительностью более 2,5 года (непосредственная посадка на Марс, пребывание на Красной планете, старт и обратный полет) к Земле возвращается лишь часть корабля массой всего 15 т. Приведенные цифры даже сейчас шокируют знатоков космонавтики своей несоразмерной величиной. Более реальным представлялся «безостановочный» облет Марса или Венеры, без посадки на планету или выхода на ее орбиту искусственного спутника. В этом случае корабль выводится на такую траекторию полета, которая пересекает одновременно орбиты Земли и планеты назначения и позволяет ему, подобно бумерангу, через некоторое время возвратиться в район Земли и со второй космической скоростью войти в ее атмосферу. Так, например, корабль, стартовавший 8 июня 1971 года, мог через 10,5 месяца пролететь в непосредственной близости от Марса, что позволяло экипажу провести исследования Красной планеты в пролетной траектории и сбросить на ее поверхность автоматические посадочные зонды. После облета Марса следует сравнительно небольшая коррекция траектории, корабль возвращается на Землю. Полная продолжительность такой экспедиции — три года, один месяц и двое суток. Проработка тяжелого межпланетного корабля (ТМК) велась в отделе, руководимом М.Тихонравовым. Поначалу темой занимались в свободное от основной работы время. В инициативном порядке на ней работали две группы проектантов - под руководством Г. Максимова и К. Феоктистова.
Учитывая большую (более года) продолжительность полета, авторы проектов особое внимание уделяли системе обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) экипажа. Созданные к тому времени системы, основанные на запасе кислорода, воды и продуктов питания без их возобновления, не позволяли реализовать программу из-за огромной массы запасов. Поэтому нужны были СОЖ с так называемым замкнутым циклом. Проектанты уповали прежде всего на биологические системы, упрощенно повторяющие замкнутую экологическую систему Земли. Однако полный кругооборот веществ в небольшом объеме корабля организовать трудно, а вот «замкнуть» систему по таким жизненно важным составляющим, как вода и кислород, представлялось возможным. Для регенерации кислорода из выдыхаемого космонавтами углекислого газа должны были применяться контейнеры с водорослями типа хлореллы. Запасы пищи предполагалось хранить в сублимированном виде и тщательно отбирать перед полетом с точки зрения пищевой ценности и удельной массы. Для пополнения рациона в бортовой гидропонной оранжерее корабля предполагалось выращивать овощи, что позволило бы снизить массу запасов продуктов на 20 - 50%. Так как оранжерея составляла неотъемлемую часть всех проектов ТМК, серьезной проблемой стал подвод света к растениям. Эта задача была блестяще решена с применением крупногабаритных наружных солнечных концентратов. Для отработки прототипа замкнутой СОЖ на Земле ОКБ-1 в содружестве с Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) и заводом «Звезда», разрабатывающим катапультные системы для самолетов, скафандры и системы жизнеобеспечения, построило аналог жилого отсека ТМК - наземный экспериментальный комплекс (НЭК), в котором испытатели Г.Мановцев, В.Улыбышев и А.Божко провели целый год. Одной из проблем, так и не разрешенных участниками проекта, было практически полное отсутствие знаний о длительном воздействии невесомости на организм человека. Чтобы уйти от проблемы, был предложен вариант ТМК с искусственной тяжестью, создаваемой вращением отдельных блоков вокруг оси. Однако сравнительно небольшие размеры «центрифуги» приводили к возникновению кориолисовых ускорений, искажающих восприятие человеком тяжести и вредно воздействующих на организм. Путевку в жизнь получила идея использовать вращение не на всем протяжении полета, а лишь на отдельных его участках, да и то кратковременно.
А теперь о конкретных проектах. ТМК конструкции группы Г.Максимова представлял собой трехместный корабль, запускаемый на орбиту ИСЗ при одном пуске Н-1 с выводом на траекторию полета к Марсу с помощью штатного кислородно-керосинового разгонного блока. ТМК включал жилой, рабочий (со шлюзом для выхода в открытый космос), биологический, агрегатный отсеки, спускаемый аппарат и корректирующую двигательную установку (КДУ). После выведения на траекторию полета на корабле развертывались солнечные концентраторы и батареи электропитания, а также антенны связи с Землей и начинался многомесячный безостановочный полет. Проект группы К.Феоктистова поначалу базировался на сложной многопусковой схеме со сборкой ТМК на орбите ИСЗ и последующим разгоном корабля к Марсу. Проектанты, имеющие опыт создания пилотируемых кораблей, вскоре поняли, что уложиться в жесткие рамки стартовой массы, которые предлагались первой группой, вряд ли возможно. Стремясь получить резерв массы, они обратили внимание на электрореактивные двигатели (ЭРД), отличающиеся высокой экономичностью и дающие реальную возможность либо снизить стартовую массу на орбите ИСЗ, либо увеличить полетную массу ТМК. Предварительные проработки кораблей с ЭРД, сделанные в «двигательном» отделе ОКБ-1 под руководством одного из заместителей Королева — М.Мельникова, подтвержденные результатами независимых ис следований (они проведены в НИИ - 88), показали их перспективность. Однако в начале 60-х годов говорить о высадке на Марс было еще рановато. Группе К.Феоктистова удалось разработать проект ТМК со стартовой массой около 75 т, что позволяло надеяться на его выведение за один пуск Н -1. При этом масса корабля на траектории полета к Марсу составляла 30 т! К сожалению, крупным недостатком проекта было то, что из-за чрезвычайно малой тяги ЭРД (всего 7,5 кг) разгон корабля должен был производиться по раскручивающейся спирали в течение... нескольких месяцев! Серьезной проблемой, препятствовавшей широкому использованию ЭРД, являлось то, что для их функционирования необходимо наличие на борту космического аппарата очень мощного источника электроэнергии. Например, для ТМК требовались огромные панели солнечных батарей площадью около 36 тыс. кв. м. Конечно, о столь крупногабаритной конструкции тогда не могло быть и речи. Для электропитания ЭРД марсианского корабля предполагалось использовать компактный ядерный реактор с безмашинным способом преобразования тепловой энергии (с помощью термоионных устройств или полупроводниковых термопар).
Этот вариант ТМК состоял из ядерного реактора мощностью 7Мвт, ЭРД с удельным импульсом 10 000 с, удлиненного конического бака с рабочим телом для ДУ и огромного радиатора-испарителя в форме длинного цилиндра. Для защиты экипажа и систем от рентгеновского излучения при работе ЯЭУ служил теневой радиационный экран, расположенный непосредственно за реактором, а для защиты жилых помещений ТМК от инфракрасного излучения радиатора — тепловой экран. За ним помещалось радиационное убежище с биозащитой. Другие блоки ТМК включали рабочий и жилой отсеки со спускаемым аппаратом. Большие по сравнению с проектом группы Г.Максимова запасы по массе позволяли разместить на ТМК требуемое количество приборов и систем. Полная продолжительность экспедиции составляла три года, из которых общее время работы ЭРД - около года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|