Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обвинение. Расскажите о себе.

Ход урока

Слово учителя. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он приводит? К страшным душевным мукам.

Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет конца этой боли…. Что привело Раскольникова к этой черте? Имел ли он на это право? Эти вопросы будут волновать и заставлять думать. Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня урок-суд над героем.

Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу представителей защиты и обвинения занять свои места. Прошу всех сесть.

Судья. Слушается дело студента Р.Р. Раскольникова, который обвиняется в преднамеренном убийстве старухи – процентщицы Алены Ивановны и непреднамеренном ее сводной сестры Лизаветы. Уважаемые присяжные заседатели! Нам сегодня придется быть объективными при разборе данного дела, так как необходимо, чтобы вынесенный приговор был единственно справедливым. Предлагаю заслушать самого обвиняемого Раскольникова Родиона Романовича с целью выяснения причин, повлекших за собой преступление.
Заседание считается открытым.

Секретарь. Для дачи показаний слово предоставляется обвиняемому Р.Р.Раскольникову (клянется)

Судья. Родион Романович, расскажите о себе.

Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент юридического факультета Петербургского университета, совершил преступление, за которым последовало ещё две смерти. Но меня довели до этого обстоятельства, в которых я оказался:
во-первых, моё нищенское существование;
во-вторых, тяжёлое положение матери и сестры;
в-третьих, я хотел помочь бедным людям, оказавшимся в таком же состоянии, как и я.
Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, перед которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился, и оно меня охватывало всякий раз, когда я выходил на улицу, так как на лицах прохожих видел отвращение, насмешку или сострадание, унижавшие меня, хотя к ним я не испытывал никаких отрицательных чувств: мне было всё равно, какое впечатление производили мои лохмотья на уличную публику. Я был равнодушен! Во мне достаточно накопилось презрения к тем, кто, по моему мнению, заслужил этого.

– Признаете ли вы себя виновным в данном преступлении?

Преступление? Какое преступление?, — то, что я убил гадкую, зловредную вошь, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю…просто от низости и бездарности моей решаюсь. Кровь все проливают, она льется, и лилась на свете, как водопад, как шампанское, за нее венчают в Капитолии и называют потом благодетелем человечества. Я хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел в место одной этой глупости. Этой глупостью я хотел себя поставить в независимое положение, достичь средств и все загладить неизмеримою пользой. Я не выдержал и первого шага, потому что я — подлец!

 

Обвинение. Для чего Вы убили Алену Ивановну?

Чтобы ограбить. На награбленное закончить университет, рассчитаться с

Долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих

Дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление.


– Не страшно ли Вам было поднять топор на безвинную Лизавету

Я Лизавету убивать не хотел. Я её убил нечаянно. Я старуху убить хотел…

когда она была одна… и пришёл. А тут вошла Лизавета. Я тут её и убил.

 

(Проводится следственный эксперимент.)

– Вы создали теорию. В чем заключается ее смысл?

Я написал статью о преступлении, основные положения которой сводятся к следующему:

1. Люди делятся на два разряда: обыкновенных и необыкновенных.

2. Обыкновенные люди живут в послушании и любят быть послушными.

3. Необыкновенный человек «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через кровь, если того потребует исполнение идеи».

Да, я создал эту теорию, так как мир страшен, принять его, примириться с ним – невозможно, поэтому, по моему мнению, нужен человек, который может взять на себя «кровь по совести» и спасти человечество; он имеет право на насилие и убийство ради спасения других. Это должна быть сильная личность, своего рода Наполеон.

 

– А много ли таких людей, которые право имеют? (людей с новой мыслью мало рождается, из 100тысяч один)

Адвокат. Как распорядились украденным?

Спрятал все под камнем в одном из дворов.

Судья. В зал судебного заседания приглашаются свидетели со стороны защиты.

Разумихин.

Разумихин: Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! … Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу.

Адвокат. Расскажите о себе.

Я бывший студент, дворянин. Временно вышел из него из-за отсутствия средств.

 

– Кем приходитесь Раскольникову?

Я являюсь другом Роди. Полтора года я знаю Родиона: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…

- Как вы считаете, почему Родион мог убить Алену Ивановну и Лизавету?

Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Но, чёрт, я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила…
Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило!

Зачем, по-вашему, он это сделал? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь он, по статье своей, должен был бы их приносить в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным?

Дамы и господа, забудьте про всё и всмотритесь в личность Раскольникова. Взгляните в его душу. Она полна прекрасного и пытается излечить его больной мозг. Этим я хочу сказать, что Раскольников виноват, но нельзя губить его жизнь, иначе это приведёт к гибели не только его разума, но и души…

Да и кем была эта старуха? Рассудите. Конечно, это не значит, что я одобряю такое убийство, упаси Бог. Я хочу сказать, что и она никому хорошего не сделала, а только обдирала бедных так, что наверняка тоже погубила не одну судьбу.

Уважаемые господа присяжные, поймите, что перед вами такой же человек, как и вы, а не какая-то тварь дрожащая…

Адвокат. Знаете ли поступки, которые характеризуют Раскольникова с положительной стороны?

Родион, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за

оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, и, когда тот тоже умер, похоронил его. Еще Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжён.

Авдотья Романовна.

Обвинение. Расскажите о себе.

Меня зовут Авдотья Романовна Раскольникова. Кто, как ни я, знает Родиона лучше, ведь это мой брат, который вырос вместе со мной. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Он учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи.

Обвинение: Изменился ли Родион Романович после того, как стал учиться в университете? Как это проявилось?

Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился. Когда он нас увидел, он упал в обморок. В последующие дни Родя нас сторонился. Мы не понимали, что случилось с ним.

Адвокат: От кого вы узнали о преступлении, совершённом Родионом?

Авдотья Романовна: Узнав от Свидригайлова, что убийство совершил брат, я пришла в ужас, хотелось помочь ему, подсказать, но он уже сам решил признаться во всем.

· 3. Соня Мармеладова

Адвокат. Расскажите о первой встрече с Раскольниковым.

Соня. Наши сердечные отношения с Родионом формировались мучительно и долго, без малого 2 года. Наше знакомство было заочным: Родион узнал о моей судьбе за двое суток до совершённого им преступления, в день «пробы», от моего отца – Мармеладова Семёна Захаровича... Я также узнала о Родионе от отца. Первая, очная, встреча с Родионом произошла в день смерти моего отца. Я успела рассмотреть молодого красивого человека в сносном «секонд хэнде», приобретённом приятелем Раскольникова Разумихиным на присланные матерью Родиона деньги. Между нами возник взаимный интерес. Первая встреча была такая: когда отца задавила карета, его увидел Раскольников и показал, куда его нести. Тут я прибежала (меня позвала Поля)

Обвинение. Почему именно Вам Раскольников рассказывает о совершенном преступлении? Вы знали о его планах?

Соня. Именно мне открывает Раскольников свою страшную тайну. Я думаю, что моя любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Раскольников просит меня прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый моим сочувствием, Родион второй раз идет ко мне уже как к близкому другу, сам признается мне в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит меня не оставлять его в несчастье и получает от меня наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В моем совете отражена мысль подвести своего Раскольникова к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Нет, не знала.

Обвинение. Разделяете ли Вы положения его теории?

Соня. Я разбиваю хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Я живу по евангельским заповедям, и помогаю Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ''теории'', воссоединиться с людьми и жизнью.Исповедь моего отца убеждает, что я ''переступила'', чтобы спасти отголодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца. Я шла другим путем. За полгода до убийства Раскольников поместил в газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ''люди позакону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных). исобственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своейновое слово''. Отнеся себя к ''высшему разряду'', Раскольников, для проверкисвоей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым,переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. «Теорию» Раскольникова я опровергнуть интеллектуально не могла. Да и мои религиозные убеждения, напряжённая вера в бога для него неубедительны! 4. Настасья

Обвинение. Вы подкармливали жильца совершенно бескорыстно или были другие причины? Как к этому относился Родион Романович.

Адвокат. Убирая комнату Раскольникова, не находили ли Вы в ней драгоценности?

Свидетели от обвинения.

Петр Петрович Лужин

Обвинение. Как вы относитесь к Раскольникову?

Этот молодой человек посмел выгнать меня из своей квартиры в первый же день знакомства, прямо как какого-то пса! Как вы можете полагать, отношения наши не сложились.

Адвокат. Клевета на Соню Мармеладову – это месть Раскольникову?

Этим поступком я хотел скомпрометировать Соню. Тогда я смог бы унизить и самого Раскольникова, рассорить Родиона с семьей, вернув расположение Дуни как человек, предупреждавший о «характере этой девицы» заранее.

Адвокат: В чём суть вашей теории «кафтанов»?

«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило?, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь» или «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; потому что, раз переступив, воротиться назад невозможно».

Порфирий Петрович

Адвокат. Вы, «человек с сердцем и совестью», признались, что «….мне эти ощущения знакомы? И статейку я прочел Вашу как знакомую». Вы разделяете взгляды Раскольникова

Порфирий: Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать. Когда в беседе он сказал, что может убежать, то я ему ответил: «Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье Родион Романыч, великая вещь»!

Я сразу же обратил внимание на искусственность и фальшивость его поведения.
В дальнейшем в разговоре Раскольников не выдерживает фальшивого тона, чувствуются порывы горькой правды о его душевном состоянии. Но вскоре он берет себя в руки, снова прячет правду о своем состоянии, проявляется «ловко выделанное раздражение». Эта встреча является доказательством глубокой внутренней борьбы героя, борьбы «идеи» с принципом человечности. Он то скрывает правду, то раздражается и раскрывает душу, то смеется и твердеет, то становится жалким и беспомощным.
Я разгадал характер Раскольникова. Я не хотел допрашивать его «по форме», так как понимал, что поймать Родиона с помощью допроса «по форме» логически нельзя. Я делал ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова. Вот почему вместо официального допроса — болтовня, хитрая и расчетливая. Моя цель — вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для него.
Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вот оно, коварство-то где-с!

Во время нашей третьей встречи Раскольников совершает «явку с повинной». Он совершит «явку с повинной» не ради формального наказания. Все решается в душе героя, болезненно остро ощущающей «разорванность» с людьми. Это-то ощущение «отъединенности от людей» делает невозможной для Раскольникова жизнь среди них и с ними. Это и есть та необходимость, которая заставляет его признаться: «Это я убил тогда старуху чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».

 

Судья. Суд прослушал выступления свидетелей. Родион Романович, Вам предоставляется последнее слово.

Родион Романович Раскольников. Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово.

Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того,что очевидно,а, впрочем,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика.

Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

Судья. Суд выслушал последнее слово подсудимого. Слово предоставляется стороне обвинения.

Обвинение. Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни – убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» – похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.

Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

Многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я прошу суд разобраться и вынести свой строгий и справедливый вердикт. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам

Адвокат. Мой подзащитный Раскольников Родион Романович – бывший студент – живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешением «крови по совести».

Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) – всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив выбора. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Зосимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.

Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый страдает и терзается после преступления.

В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Секретарь. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Судья. Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет:

Учитывая явку с повинной, чистосердечное признание в содеянном злодеянии, а так же ввиду того, что преступление было совершено в болезненном состоянии, причиной которого явилось проживание в квартире, похожей на шкаф, скверное положение, нищета, беспомощность, желание поправить жизненное положение свое и близких ему людей, а так же частичное осознание антигуманности его теории, потерпевшей крушение, суд постановил:

Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ.

Учитель. «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму». (Ч. Айтматов)

В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро, ибо «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...