Хронология Месоамерики
Географические границы Месоамерики Проведенные ранее исследования, а также определение различных черт культуры, характерных для этой сверхобласти, позволили определить границы Месоамерики в XVI в. Эти черты культуры будут описаны несколько позже. В настоящее время мы лишь назовем среди групп, принадлежащих к месоамериканской культуре и занимавших в тот период южную часть сверхобласти, чоль-чорти, ленка (возможно также и матагальпа), субтиаба, никарао, чоротега-манге, что позволяет нам провести южную границу Месоамерики от устья реки Мотагуа, через озеро Никарагуа и до залива Никойя.(В I тыс южная граница Месоамерики проходила по западным районам Сальвадора и Гондураса) Так как на севере находились уастеки, мексиканцы из Меститлана, отоми и масагуа, тараски, кока, текуэше, каскан, часть сакатеков (некоторые сакатеки были собирателями-охотниками), тепеуанцы, акаше и моакрито, северную границу Месоамерики можно провести от устья реки Пануко, впадающей в Мексиканский залив, до реки Синалоа бассейна Тихого океана, через центральную впадину, которую пересекают реки Тула и Моктесума. 4 Периодизация и общие черты мезоамериканских культур. Характерные черты культуры Месоамерики Мы можем перечислить лишь самые характерные особенности культуры Месоамерики. Одновременно следует уточнить, что многие из них характерны не только для Месоамерики, поскольку в их формировании принимали участие этнические группы из других сверхобластей. Хотя Кирхгоф и не делает этого, мы классифицировали особенности культуры в соответствии с различными разделами. Очевидно, что для многих из этих черт культуры можно было бы использовать и более дробное деление.
Религия и обряды. Космогония и космология Чередующиеся разрушения и сотворения мира, 13 или 9 циклов, земля и 9 преисподних (подземных миров). Сложный пантеон богов, возглавляемый двуединым богом или супружеской парой — созидательницей. Постоянные и переменные священные праздники. Использование двух календарей — 365-дневного солнечного и 260-дневного ритуального. Сочетание этих двух календарей давало 52-летний цикл. Деревянный барабан с двумя клапанами. Каннибализм. Исповедь в моральных прегрешениях. Использование бумаги и резины. Игра «воладор» («летающий»). Паровая баня. Человеческие жертвоприношения. Сжигание людей живьем и извлечение их сердец. Сдирание кожи. Окропление святилищ кровью жертв. Самобичевание. Кровопускание из языка, ушей, ног и половых органов. Использование в качестве одежды кожи людей, принесенных в жертву. Принесение в жертву перепелов. Магические числа 13, 4 и 9. Письменность Иероглифическая письменность. Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции. Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и карты. Общественно-политическое устройство Патрилинейные кланы типа кальпульи. Военные ордена Орла и Ягуара. Торговцы, бывшие одновременно послами и шпионами. Классовая структура. Знать, жречество и масехуали (простолюдины). Рынки, специализирующиеся в зависимости от товара. Технология Шлифовка обсидиана. Медные трубочки для сверления камней. Приспособления для плетения корзин. Плоты с поплавками-тыквами. Применение глиняных сковородок для изготовления- кукурузных лепешек (тортильяс). Металлы. Наконечники для копий и дротиков из различных материалов. Шила, скребки, резцы, вороты, шлифовальные инструменты. Архитектура Каменные или глиняные строения.
Ступенчатые пирамиды. Оштукатуренные полы и стены, зачастую с полихромным декором или росписями. Внутренние дворы со специальным кольцом для игры в мяч. Мощеные дороги. Висячие мосты. Подземные печи. Военное дело Деревянные мечи с кремниевыми и обсидиановыми лезвиями по краям. Плетеные щиты с двумя ручками. Головы врагов в качестве трофеев. Копья. Глиняные шарики («пули») для выдувных трубок («духовых ружей»). Использование лука и стрел (в том числе и для охоты). Войны с целью захвата пленников для жертвоприношений («Цветочная война»). Сельское хозяйство Использование коа — (палок-копалок). Чинампы — создание огородов на отвоеванной у озера земле. Обработка земли вручную. Выращивание кукурузы, тыквы, перца, фасоли, магея (для изготовления медовухи, сиропа, пульке и бумаги, а также шипов для жертвоприношений), какао, картофеля, хлопка, сладкой юкки, ананаса, авокадо, папайи, сапота и различных сортов сливы. Помол кукурузы вместе с пеплом и известью (ништамаль). Ирригация. Украшения Использование кроличьих шкур для украшения тканей. Корсеты из хлопка. Тюрбаны. Сандалии на каблуках. Военная одежда из цельного куска ткани. Нагубные кольца и сережки, ожерелья, браслеты, перстни и пекторали, изготавливаемые нередко из драгоценных металлов. Хронология Месоамерики Благодаря П. Кирхгофу мы смогли определить географические границы и рассмотреть особенности культуры Месоамерикй (по крайней мере для XVI в.). Теперь мы попытаемся хотя бы в общих чертах наметить ее хронологические рамки. Однако до этого нам хотелось бы сделать некоторые комментарии относительно теоретической базы датирования. В месоамериканской археологии используется термин «культурные горизонты». Определение этих горизонтов основывается на двух главных принципах — пространстве и времени. По словам Г. Уилли, это «горизонтальные срезы, посредством которых вертикальные колонки специфического регионального развития объединяются между собой в схему времени». В результате сотрудничества мексиканских и североамериканских археологов удалось разработать признаваемую повсеместно хронологическую таблицу для датирования различных культурных горизонтов. Эта таблица, однако, носит самый общий характер, т. е. возможны случаи, когда более точные археологические данные, полученные в результате более глубоких исследований, могут не совпадать с общими, огрубленными цифрами. Тем не менее эта таблица представляется нам чрезвычайно полезной.
Таблица была составлена с учетом двух критериев: на основе стратиграфических исследований на каждом памятнике и на основе дат, полученных в результате использования радиоуглеродного метода (С14). К счастью, почти всегда открытия, полученные в результате этих методов, совпадали, что дает возможность полагаться на хронологическую таблицу Месоамерики. Как мы уже видели, первый культурный этап представлен охотниками на мамонтов и других животных. Такие открытия, как Тепешпан, Санта-Исабель и другие, показывают, что более 10 000 лет до н. э. человек охотился на крупных млекопитающих в окрестностях озера Тескоко, площадь которого была значительно больше, нем во времена Конкисты. Присутствие охотников подтверждается «индустриями», или комплексами каменных орудий, как, например, Чалько, наконечниками для копий и дротиков и другими изделиями из камня, обнаруженными вместе с костями мамонта. В науке принято предложение Альфонсо Касо назвать этот период доисторическим горизонтом. На втором этапе получило развитие сельское хозяйство. Благодаря открытиям, подобным раскопкам Мак-Нейша, в Теуакане мы получили даты, упоминавшиеся в предыдущей главе. Интересно отметить тот факт, что кукуруза была доместицирована одновременно с зерновыми в Палестине. Альфонсо Касо предложил назвать этот период примитивным горизонтом; однако, по его же собственным словам, эта фаза могла бы называться и периодом начала развития земледелия. Следующий горизонт называется докласси-ческим. В это время возникают первые селения, а позже — города. Появляются также письменность и числа в форме черточек и. точек, а также календарь и сложный богатый пантеон. В горах Гватемалы Э. Шук обнаружил стелу, которую можно датировать 800 г. до н. э. Альфонсо Касо нашел большое количество подобных стел с надписями в Монте-Альбане. По данным радиоуглеродного метода, они датируются примерно 600 г. до н. э. Однако как Шук, так и Касо обнаружили на этих стелах тщательно составленный календарь с отметками для дней, года, месяцев и т. д., который, очевидно, был разработан в предшествующий период. Приблизительно можно сказать, что его начали составлять немного ранее I тысячелетия до н. э. Таким образом, хронологические рамки доклассического периода — от 2000 г. до н. э. до начала нашей эры.
После доклассического периода следует классический, начавшийся в 100 г. до н. э. и завершившийся в 800 или 900 гг. Это период развития месоамериканских культур — майя, сапотекской, миштекской и особенно среди всех прочих теотиуаканской. Последний — исторический горизонт, или период, о котором существует историческая информация, сохранявшаяся аборигенами в устной форме или в форме кодексов и переданная испанцами или же записанная самими индейцами после Конкисты латинскими буквами, но на своих родных языках. В целом эти сообщения датируются 1520 г. Альфонсо Касо смог прочесть об этом периоде информацию, содержащуюся в кодексах или местных документах, написанных при помощи иероглифической письменности, в миштекских кодексах. Самая ранняя дата, встреченная этим ученым, соответствует 690 г. Таким образом, по крайней мере начиная с VII в. существует письменная история Месоамерики. Так выглядит в обобщенном виде хронологическое развитие культуры части Мексики и северной части Центральной Америки, называемых Месоамерикой. Эта простая схема окажет нам большую помощь в дальнейшем обсуждении проблем, затрагиваемых в данной книге.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|