Предмет социологической науки - социальные закономерности.
Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов). Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Зададимся вопросом: Имеются ли достаточные основания для создания особой науки - социология, ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми? Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов: · Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает · представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений · Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология, и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней Попытаемся ответить на эти вопросы. Практическая и теоретическая важность социологии. Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса. Рассмотрим их следующим образом а) Социология и физико-химические науки Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “, ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “, “ вырождение - распадение сил ”
Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий? Всего лишь неточное сравнение. Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений. Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда - социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д. Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени (Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п. Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой. Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел. Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.
б)Социология и биология, в частности, экология. Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма. Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования (органических и неорганических). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу (животные сообщества). и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу (растительное сообщество) Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология. И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов (ибо и homo Sapiens есть также организм) Не поглащается ли таким образом социология экологией?Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив,300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования. в)Социология и психология 1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ (толпа, театральная публика и т. д.) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология.
Ясно, что они (со и социальная психология) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения. Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга. Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями (между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д.) Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим. · со является наукой об обществе, его явлениях и процессах · она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук · все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
· техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук (социально-экономические, социально-политические и т. д.) Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще всем этим объектам. Со занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, слектронике, учению о свете и т. д. д) Социология и история В системе общественных наук есть дисциплина, с кот орой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|