Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожарные центробежные насосы серии ПН




 

Насосы этой серии устанавливают на автоцистернах и автонасосах. Они обозначаются так: ПН-40УВ. В этом обозначении ПН – пожарный насос; 40 – максимальная подача насоса 40 л/с; У – универсальный и В – особенности выпускаемой серии. Геометрически подобны этой серии пожарные насосы ПН-60 и ПН-110 применяются на пожарных аэродромных автомобилях и пожарных насосных станциях, соответственно. Все эти насосы имеют одинаковую номенклатуру основных деталей, идентичны по конструкции, но имеют различные габариты и массу.

Пожарный центробежный насос ПН-40УВ (рис.2.13) состоит из корпуса насоса 1, двух напорных патрубков 2, двух напорных задвижек 3, пеносмесителя 4 и задвижки коллектора 6, установленных на коллекторе 5. Продольный разрез представлен на рис.2.14. В корпусе 1, закрытом крышкой 2, на подшипниках 5 и 6 установлен вал 3 насоса. В корпусе на конической части вала размещено рабочее колесо 4. Оно сопряжено с валом шпонкой и закреплено гайкой со шплинтом. На насосах ПН-40У и ПН-40УА рабочее колесо размещено на цилиндрическом шипе вала. В осевом направлении оно закреплено гайкой и стопорится стопорной шайбой. От проворачивания оно крепится одной и двумя шпонками, соответственно на ПН-40У и ПН-40УА. В ПН-40У корпус насоса 1 и масляная ванна выполнены в виде одной детали. Все корпусные детали насосов, рабочие колеса изготовлены из алюминиевого сплава АЛ9В. Валы насосов изготовлены из стали 45Х и термически обработаны.

Важным элементом в насосе является крепление вала. Это обусловлено особенностями конструкции рабочего колеса. Оно выполнено из двух дисков – ведущего и покрывающего. Между ними расположены лопасти, загнутые в сторону, противоположную вращению. Размеры дисков колеса различны (рис.2.15,а). Это обусловливает возникновение осевой силы, которая направлена по оси в сторону всасывающего патрубка и стремится сместить колесо по оси (рис.2.15,б). Величину этой силы приближенно вычисляют по формуле:

 

(2.15)

 

где: S - коэффициент сопротивления щелевого уплотнения (S = 0,6); Р – давление на насосе, Р, Па; R1 - радиус входного отверстия, м; Rв - радиус вала, м.

Для уменьшения этого давления в ведущем диске колеса предусмотрены отверстия. Через эти отверстия жидкость перетекает из левой части в правую. Кроме того, подшипник 16 (50309) имеет стопорное кольцо, воспринимающее осевое усилие и предотвращающее смещение вала в осевом направлении (рис.2.16).

Работоспособность центробежных насосов во многом определяется совершенством его герметизации.

Внутренняя герметизация рабочего колеса 5 от корпуса 1 и крышки 2 осуществляется уплотнительными кольцами 3 в корпусе и крышке (они изготовлены из чугуна) и на колесе 4 (они изготовлены из бронзы Бр 0ЦС-6-6-3. Радиальный зазор между кольцами находится в пределах 0,2…0,3 мм. Эти щелевые уплотнения уменьшают циркуляцию жидкости в насосе. При изнашивании колец она увеличивается.

Герметизация внутренней полости насоса от внешней среды осуществлена двумя способами. Все стенки соединяемых корпусных деталей герметизируют резиновыми прокладками.

Герметизация насоса по валу производится резиновыми манжетами (рис.2.17), размещаемыми в специальном уплотнительном стакане 7 (рис.2.14).

В уплотнительном стакане ПН-40УВ смонтированы три манжеты АСК-45. Одна из них (на рис.2.17, б – правая) обеспечивает герметизацию при разряжении в насосе. Две другие – при давлении. Для обеспечения долговечности уплотнения в него по шлангу 31 (рис.2.14) периодически подается смазка. На пожарных насосах других конструкций в стакане монтируют четыре манжеты.

Изнашивание манжет и вала ухудшает герметизацию насоса. При этом затрудняется забор воды и увеличиваются ее утечки.

Полость в корпусе насоса (рис.2.14) между уплотнительным стаканом 7 и манжетой 21 образует масляную ванну 10. В ней имеется щуп 11 и сливная пробка 25. В корпусе привода тахометра 27 размещены червячная шестерня привода 9 и червяк 8, изготовленные из стали 20. Масляная ванна и корпус привода тахометра изолированы от внешней среды манжетой 21 и защитным колпаком 7.

Для смазки подшипников качения и привода тахометра в масляную ванну заливается трансмиссионное масло ТАп-15В через отверстие для щупа 18. Слив его производится через сливную пробку 19.

Коллектор (позиция 5 на рис.2.13) предназначен для распределения воды в рукавные линии или цистерну. Кроме этого, на нем крепится напорная задвижка 6, пеносмеситель 4 и вакуумный кран для соединения внутренней полости насоса с атмосферой или вакуумным насосом.

Поперечный разрез коллектора с напорной задвижкой показан на рис.2.18. Корпус 1 коллектора фланцем с отверстием диаметром 90 мм крепится к диффузору пожарного насоса.

В лафетный ствол или цистерну вода подается через отверстие с диаметром 78 мм. Проходное сечение этого отверстия регулируется задвижкой. Она состоит из корпуса 7, клапана 3 в сборе и прокладки 4. Шпиндель 7 закреплен на клапане полукольцами 5, позволяющими ему вращаться относительно клапана. Шпиндель имеет винтовую нарезку и при вращении маховичка 10 и перемещается по резьбе втулки 6. При соприкосновении прокладки 4 с седлом клапана 2 вращение штока не тормозится, благодаря полукольцам 5. Этим предотвращается разрушение прокладки 4.

К фланцам торцовых поверхностей коллектора (отверстия с диаметром 70 мм) шпильками крепятся две напорные задвижки (рис.2.19). Их устройство не требует особых объяснений. При вращении маховичка 8 шпиндель с винтовой нарезкой 5 перемещается в гайке 4. Под напором воды клапан 1 поворачивается вокруг оси 2 и вода поступает в рукавную линию. При прекращении подачи воды на высоту клапан 1 под ее напором закроет вход в коллектор.

Пеносмеситель. На насосах ПН-40УВ установлены пеносмесители ПС-5 (рис.2.20). Регулируя рукояткой 11 положение дозатора 9, возможно подавать 5 различных доз пенообразователя (ПО). При включении рукояткой 3 крана 4 вода из коллектора поступит в сопло 8, а затем в диффузор 13 и всасывающий патрубок насоса.

Образующееся в камере ПС разряжение обеспечит поступление ПО из пенобака через отверстие 6.

Положение дозатора 9 фиксируется стрелкой 5 на диске 12. Обратный клапан 6 установлен в патрубке с отверстием.

Коллекторы и их оснащение на всех насосах типа ПН идентичны.

Пожарный насос ПН-60 является геометрически подобной моделью насоса ПН-40У. Основные детали и колесо насоса отлиты из чугуна (СЧ-24-44)

Рабочее колесо (диаметр – 360 мм) насажено на вал диаметром 38 мм по месту посадки. Крепится оно двумя шпонками и закрепляется шайбой и гайкой.

Уплотнение вала насоса осуществляется манжетами АСК-50 (50 – диаметр вала, мм).

Для работы от открытого водоисточника на всасывающий патрубок насоса навинчивается водосборник с двумя патрубками для всасывающих рукавов диаметром 125 мм.

Пожарный насос ПН-110. Этот насос также геометрически подобен насосу ПН-40У. Его основные корпусные детали и рабочее колесо изготовлены из серого чугуна. Диаметр рабочего колеса 630 мм, диаметр вала в месте установки сальников 80 мм (манжеты АСК-80). Диаметр всасывающего патрубка 200 мм, напорных патрубков – 100 мм.

Напорные задвижки насоса ПН-110 имеют конструктивные особенности (рис.2.21). В корпусе 6 и крышке 7 размещен клапан 1 на оси 3 и шпиндель 5, соединенный рычагом 2 с гайкой 4. При вращении маховичка 10 гайка 4 будет навинчиваться на шпиндель 5 и поворачивать рычагом 2 клапан 1. На клапане имеется резиновая прокладка.

Технические возможности и диапазон регулирования основных параметров насоса (Q, л/с и H, м) оценивают по техническим и рабочим характеристикам.

 

 

10 .Пеносмесители: назначение, виды, устройство, принцип действия и техническая характеристика. Проверка работоспособности пеносмесителей экспресс - диагностикой.

Пеносмеситель является частью автоматической системы дозирования, включающей датчик концентрации и электронный блок управления (рис.2.25, поз.18 и 13).

Пеносмеситель (рис.2.29) закреплен на напорном коллекторе. Основные его части: водоструйный эжектор 1 с краном включения 2, дозатор 3, обратный 7 и сливной 9 краны.

Диффузионный (выходной) конец эжектора вставлен в крышку центробежного насоса, а сопловой (входной) конец эжектора крепится к крану включения эжектора.

На схеме 2.29 пеносмеситель представлен в исходном (нерабочем) положении. При тушении пеной, открыв кран 2 из пожарного насоса поступит вода в эжектор 1. В камере «В» будет создано разряжение. Одновременно с этим в дозаторе 3 приподнимутся шток 4 и 6 с клапанами. Тогда пенообразователь из пенобака будет поступать из камеры А в камеру Б (обратный клапан 7 при этом откроется) и В, а затем в пожарный насос (это показано стрелками).

Обратный клапан 7 лепесткового типа предотвращает доступ воды в пенобак при работе от гидранта в случаях, когда закрывают кран 1 эжектора или останавливают насос, не закрыв предварительно кран подачи пенообразователя из пенобака в насос.

Сливной кран 9 предназначен для слива пенообразователя из полостей А и Б дозатора по окончании работы насоса. Ручка крана выведена на приборную панель (поз.10 на рис.2.25,а).

При открытом положении крана 9 и приподнятом положении клапана 6 проточная полость Б дозатора через специальное отверстие в области крана 9 сообщается с эжектируемой полостью В и через эжектор 1 со всасывающей полостью насоса. В этом положении клапан 8 должен быть поставлен в положение «открыть» для поступления воздуха в насос при сливе пенообразователя, а также и воды.

Шток 4 перетекающего клапана и шток 6 дозирующего клапана управляются специальными механизмами.

Механизм управления штоком 4 отсекающего клапана работает следующим образом (рис.2.30). Повышение давления в пожарном насосе будет деформировать сильфон 2, перемещая шток 3 вверх. Рычаг 5, поворачиваясь, переместит шток клапана 7 вверх. Полости Б и В на рис.2.29 соединятся. При понижении давления в насосе пружина 6, разжимаясь, переместит клапан 7 в исходное положение.

Механизм управления дозирующим клапаном может работать в автоматическом режиме и при ручном управлении. Дозирующий клапан 1 (рис.2.31) закреплен на зубчатой рейке 2, которая посредством редуктора, включающего детали 7,3,4 и 5, приводится в движение электродвигателем 6. Последний управляется электронным блоком. При перемещении дозирующего клапана относительно проточного отверстия в корпусе изменяется проходное сечение проточной полости дозатора. Вследствие этого происходит изменение подачи пенообразователя в эжектор.

Включение пеносмесителя осуществляется следующим образом. На приборной панели насоса (поз.1 на рис.2.25,а) включается эжектор пеносмесителя (см. поз.2 на рис.2.29). На приборной панели указаны концентрации пенообразователя 3 и 6%. Такие концентрации пенообразователя можно подавать в 1…5 пеногенераторов. При этом будет устанавливаться соответствующее положение дозирующего клапана ручным приводом. Схема привода дозирующего клапана представлена на рис.2.32.

Червячное колесо 3 вмонтировано во фрикционную муфту 5. Основная ее часть закреплена шплинтом на оси рукоятки 6, а вторая прижимается к первой (основной) пружинами 7. Вследствие этого при повороте рукоятки 6 червячное колесо 3, удерживаемое червяком 4 (см. поз.4 на рис.2.31) не будет вращаться. При этом зубчатое колесо 2 переместит рейку 1 (поз.2 на рис.2.31) с ее дозирующим клапаном в необходимое положение, обеспечивающее требуемую подачу пенообразователя.

Автоматическая система дозирования (АСД) пенообразователя обеспечивает поддержание требуемой его концентрации. На лицевой панели электронного блока управления (рис.2.33) размещены переключатели и индикаторы контроля работы системы.

Включение в работу осуществляется следующим образом. При включении тумблера 2 загорается индикаторная лампочка 1. Затем включается переключателем 3 тип пенообразователя, а переключателем 4 – коррекция его концентрации. При подаче пенообразователя будет гореть лампочка 6.

Принцип работы АДС основан на сравнении электрической проводимости раствора пенообразователя с электрическим эквивалентом раствора заданной концентрации. При изменении концентрации раствора пенообразователя изменится его электрическая проводимость. Ее рассогласование с электрическим эквивалентом зафиксируется в электронном блоке и будет выработан управляющий сигнал на электрический двигатель дозатора (см. поз. 6 на рис.2.31). Двигатель изменит обороты и через систему зубчатых колес изменится положение клапана 1 и, следовательно, концентрация пенообразователя.

 

11. Пожарный гидроэлеватор Г-600А, принцип действия техническая характеристика, порядок использования при уборке воды из помещений и заборе воды из водоисточников.

Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора организуется в трех случаях, когда:

– уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;

– водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;

– толщина слоя воды в водоеме 5…10 см.

 

Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из подвалов, из различных объектов на пожарах.

Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемым по различным схемам.

Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды представлена на рис.8.23. Для подачи воды необходимо:

– выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;

– выключить сцепление рычагом из насосного отсека;

– открыть напорную задвижку «а» на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;

– открыть задвижку «б» на трубопроводе из цистерны;

– включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;

– при начале поступления воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку «б» на напорном коллекторе насоса (к стволу в напорной линии 1);

– установить напор на насосе в пределах 70…80 м.

При работе необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.

В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с) к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет соединяться напорный рукав от гидроэлеватора.

Запуск насоса осуществляют, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.

При подаче воды в количестве 20…20 л/с используются два гидроэлеватора, включенные параллельно (рис.8.24). Включают гидроэлеваторы поочередно: сначала один, затем другой.

При уборке воды из помещений гидроэлеваторная система может работать от гидранта, рабочую и эжектируемую воду сливают в канализацию.

При эксплуатации гидроэлеваторных систем возможен срыв работы систем, уменьшение расхода эжектируемой воды. Наиболее распространенными причинами этого являются заломы рукавных линий, быстрое открытие задвижки подачи воды в рукавную линию, недостаточный напор на насосе. Возможно также засорение всасывающей сетки эжектора, превышение подаваемой воды на пожар над эжектируемым расходом.

Перекачка воды автоцистернами и насосно- рукавными автомобилями.

В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или НРА. Поэтому становиться необходимым использовать АЦ или НРА как перекачивающие станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано на рис.2.25,а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну (рис.2.25,б).

Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обоих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.

Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть большим, чем в первом случае.

В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиваться, особенно при использовании первого способа.

После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в такой последовательности.

Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос. Последний должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.

При поступлении воды ко второму пожарному насосу включить его сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.

При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.

Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.

 

12. Назначение, виды, общее устройство, тактико-технические характеристики мотопомп.

Мотопомпы – это транспортируемые средства, предназначенные для подачи воды из водоисточника к месту тушения пожара. Они представляют собой автономный агрегат, состоящий из центробежного насоса и двигателя внутреннего сгорания. Их автономность, сравнительно небольшая масса делают их незаменимыми в пожарной охране сельской местности, организации подачи воды из труднодоступных для АЦ мест.

Имеются различные модификации мотопомп: для работы на морской воде, для перекачки различных жидкостей. Они могут использоваться и для целей пожаротушения.

Мотопомпы могут устанавливаться на автоцистернах и пожарных автомобилях первой помощи, что позволяет, при отсутствии удобного подъезда к водоисточнику, установить на нем мотопомпу и организовать работу вперекачку.

По тактическому назначению и способу транспортировки мотопомпы делят на два типа: переносные и прицепные.

Мотопомпы переносные монтируют на легких рамах. К месту пожара их доставляют транспортными средствами или подносятся к водоисточнику вручную.

Мотопомпы прицепные оборудуют на одноосных прицепах. Их буксирует любой автомобиль с буксирным устройством.

Мотопомпа прицепная МП-1600 (рис.8.30). Ее монтируют на одноосном прицепе. Она состоит из двигателя внутреннего сгорания и центробежного насоса.

Двигатель четырехцилиндровый карбюраторный тип ЗМЗ-24-01. При частоту вращения коленчатого вала n = 4500 об/мин он развивает мощность 62,5 кВт. Это двигатель автомобиля и, так как на мотопомпе он эксплуатируется в стационарном режиме, то его охлаждение оборудовано теплообменником. Вода, поступающая в теплообменник из центробежного наоса, предотвращает перегрев двигателя. Теплообменник установлен на головке блока цилиндров вместо верхнего патрубка.

Мотопомпа оборудована автоматической системой прекращения работы двигателя при отрыве столба воды во всасывающей линии.

На мотопомпе установлен центробежный, одноступенчатый с двумя спиральными коллекторами, насос консольного типа. Он жестко присоединен к картеру муфты сцепления двигателя. Характеристика насоса представлена на рис. 8.31. При частоте вращения вала насоса n = 2700 об/мин он подает Q = 1600 л/мин воды. Развивая напор Н = 90 м. При этом потребляемая мощность насоса равна 40,5 кВт.

Система водопенных коммуникаций простая (рис.8.32). Она обеспечивает забор воды из естественных и искусственных водоисточников с глубины до 7 м. В системе имеется пеносмеситель 2 со штуцером. К этому штуцеру подсоединяется емкость с пенообразователем. При помощи пеногенератора ГПС-600, подсоединяемого к патрубку коллектора 4, при открытой шаровой задвижке 3 возможно тушение пожара пеной.

Вакуумная система мотопомпы включает вакуумный клапан 9, гидрокамеру 8 и газоструйный вакуумный аппарата 7, включенный в систему выпуска отработавших газов двигателя.

Вакуумный клапан 9 может включаться и выключаться вручную, однако предусмотрено и гидравлическое управление им. По окончании забора воды она под давлением поступает по трубопроводу 6 в гидрокамеру 8, с помощью которой выключается вакуумный кран.

В вакуумной систем насоса, как указывалось, имеется вакуумный клапан и гидрокамера, смонтированные в одном узле. Гидрокамера служит для закрывания вакуум-клапана после забора воды и, следовательно, для выключения газоструйного вакуумаппарата.

В исходном положении резиновая диафрагма 2 гидрокамеры занимает положение, указанное на рис.8.33. При этом валик 7 своим эксцентриком переместит клапан 8 в верхнее положение и сожмет пружину 10. При этом всасывающая полость насоса (стрелка а) через корпус 11 вакуумного клапана соединится (стрелка б) с газоструйным вакуумным аппаратом.

При включении насоса в работу газоструйный вакуумный аппарат создаст разрежение в нем и в вакуумной системе. Наос заполняется водой и она под давлением из коллектора насоса поступит под диафрагму гидрокамеры (стрелка в). Диафрагма начнет деформироваться и произойдет поворот валика 7. Под действием пружины 9 клапан 8 перекроет магистраль а и б.

При обрыве столба воды во всасывающей магистрали уменьшится давление в насосе. В гидрокамере диафрагма 2 будет перемещаться вниз и валы 7 своим эксцентриком соединят полости в направлении стрелок а и б. В работу включится газоструйный вакуумный аппарат и произойдет забор воды.

В насосном отделении на щите расположены следующие приборы управления мотопомпой:

рукоятка выключения вакуум-аппарата на правой стороне рамы мотопомпы; для выключения вакуум-аппарата рукоятку перемещают на себя и устанавливают фиксатор;

рукоятка выключения сцепления на левой стороне рамы (при выключении рукоятку перемещают на себя и устанавливают на фиксатор);

рукоятка управления жалюзи на щите приборов в левой части насосного отделения (при перемещении рукоятки на себя жалюзи закрываются);

кнопка газа на щите приборов (для открывания дроссельной заслонки кнопку следует подать на себя);

кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора на щите приборов (для закрывания воздушной заслонки кнопку перемещают на себя);

мановакуумметры и другие приборы на щите приборов.

Мотопомпа пожарная МП-13/80 (01) "Гейзер" с приводным двигателем ВАЗ 11113 (ВАЗ 2108).

Цифры, входящие в наименование означают: 13 - подача насоса в номинальном режиме, л/с; 80 - напор насоса в номинальном режиме, м. 01- модификация с приводным двигателем ВАЗ 2108.

Мотопомпа предназначена для забора и подачи воды с температурой до +30° С, плотностью до 1010 кг/м3 из открытых водоисточников или емкостей открытого или закрытого типа при тушении пожаров класса "А" ГОСТ 27331-87.

Мотопомпа может быть использована для перекачки воды из емкости в емкость, откачки воды из колодцев, подвалов, орошения или полива и других подобных целей. Мотопомпа может быть использована в городах и сельской местности. Мотопомпа выпускается в климатическом исполнении "У" для категории размещения 1 ГОСТ 15150-69 при температуре окружающего воздуха - 30.... + 40° С.

Для подачи воды на мотопомпе установлен центробежный, двухступенчатый насос НП-13/80 ЗАО "Каланча" (Россия). Насос выполнен двухступенчатым с осевым подводом первой ступени. В качестве отводящих устройств в первой ступени использован направляющий аппарат с переводными каналами, а на второй также направляющий аппарат с кольцевой камерой. Насос (рис. 1) состоит из корпуса, крышки, двух рабочих колес, вала и узла уплотнения. Вал насоса изготовлен из нержавеющей стали и установлен в скользящем, не требующем обслуживания подшипнике со стороны всасывания и шарикоподшипнике промежуточного шарикоподшипникового узла.

Герметизация шарикоподшипниковых узлов обеспечивается манжетами. Рабочие колеса установлены на валу на шпонках. Между рабочими колесами расположена дистанционная втулка. Для разгрузки от осевой силы в задних дисках рабочих колес имеются отверстия.

Для контроля уровня масла в корпусе насоса расположен щуп. На насосе установлен мановакуумметр, показывающий давление или разрежение во всасывающем патрубке и давление на выходе из насоса. Для слива воды из полости насоса установлен сливной краник.

Насос оборудован двумя напорными вентилями тарельчатого типа (рис. 2), отличительной чертой которых является то, что при отсутствии давления в напорном патрубке автоматически перекрывается выход из насоса. Пружина 3 отжимает шток 4 с клапаном 8. В нижней части корпуса насоса имеется специальная полость, через которую постоянно циркулирует часть охлаждающей жидкости из системы охлаждения. В летнее время этим обеспечивается дополнительное охлаждение жидкости. При необходимости, в зимнее время при работе двигателя в режиме холостого хода обеспечивается подогрев корпуса насоса при его размораживании.

Насос оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения "Primatic" (рис. 3). Вакуумный насос диафрагменного типа расположен непосредственно в корпусе центробежного насоса. При включении центробежного насоса от эксцентрика расположенного на валу начинает работать вакуумный насос и удаляется воздух из всасывающей полости.

Эксцентрик 1 через толкатель 2 передвигает диафрагму 4 вперед и назад. Во время всасывания диафрагма движется наружу и воздух из центробежного насоса поступает в камеру 9. При обратном движении диафрагмы под воздействием пружины 5 диафрагмой 3 перекрывается вход в камеру, и воздух выходит в атмосферу через отверстия в диафрагме по каналу 6.

После заполнения всасывающей линии и насоса вода под давлением попадает в камеры 9 и преодолевает усилия пружин. Обе диафрагмы занимают крайнее положение и перекрывают вход в атмосферу. Оба толкателя при этом выходят из рабочего поля эксцентрика.

Органы управления мотопомпы расположены на приборной панели (рис. 5), прикрепленной к раме. Управление состоит из следующих элементов: рукоятка включения и отключения сцепления (5); клавиша включения и отключения зажигания (3); кнопка включения стартера (4); гашетка управления воздушной заслонкой карбюратора (8); гашетка управления дроссельной заслонкой карбюратора (9).

Для контроля за работой двигателя и насоса предусмотрены следующие контрольно-измерительные приборы (рис. 5): -контрольная лампочка зажигания и зарядки аккумуляторной батареи (1); -контрольная лампочка давления масла в системе смазки двигателя (2); -указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя (7); -счетчик моточасов (10). Непосредственно на насосе установлены мановакуумметр для измерения разряжения или давления на входе в насос и давления на выходе из насоса.

Центробежный насос и двигатель устанавливаются на специальной сварной раме, изготовленной из стальной трубы. Рама оборудована четырьмя откидными поручнями для переноски мотопомпы. Для защиты от механических повреждений и атмосферных осадков мотопомпа оборудована легкосъемным защитным кожухом.

Мотопомпа оборудована серийным бензиновым карбюраторным двигателем ВАЗ 11113 или ВАЗ 2108. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией и расширительным бачком. В системе охлаждения используется радиатор специальной конструкции В систему заливается охлаждающая жидкость марки "Тосол А-40". В нижней части корпуса насоса имеется специальная полость, через которую постоянно циркулирует часть охлаждающей жидкости из системы охлаждения. В летнее время этим обеспечивается дополнительное охлаждение жидкости. При необходимости, в зимнее время при работе двигателя в режиме холостого
хода обеспечивается подогрев корпуса насоса при его размораживании.

Топливный бак представляет собой стандартную канистру, с вваренной в ее корпус трубки со штуцером, для подсоединения топливного шланга. Бак оборудован выпускным клапаном для сброса избыточного давления. Топливный бак устанавливается в специальной нише на раме мотопомпы.

На мотопомпе установлена аккумуляторная батарея емкостью 45 а/ч. Мотопомпа снабжена поисковым, шарнирным, съемным галогеновым фонарем с лампой накаливания мощностью 55 Вт. Фонарь устанавливается и крепится на корпусе насоса. С помощью штатива и удлинительного провода длиной 10, прилагаемых в качестве дополнительного оборудования, он может быть размещен отдельно от
мотопомпы.

 

13. Назначение, тактико-технические характеристики, устройство, особенности применения самолетов и вертолетов для тушения пожаров.

Применение пожарных автомобилей во многих случаях ограничено или невозможно. Так, их трудно использовать при тушении лесных пожаров, на железнодорожном транспорте. Невозможно их применять при тушении лесных пожаров в горах или на акваториях водоемов. Поэтому и создаются средства пожаротушения на базе летательных аппаратов, судов, железнодорожного транспорта.

Наиболее сложные условия характерны при тушении лесных пожаров. В последние годы для их тушения широко используются авиационные технологии.

Противопожарные летательные аппараты. Авиационные технологии тушения пожаров имеют ряд достоинств:

– точность определения границ пожара;

– высокую оперативность доставки ОВ и пожарных в районы пожара;

– большую эффективность тушения, благодаря концентрированному выливанию воды.

Важно и то, что ее использование независимо от наличия дорог и относительная безопасность боевых действий.

Подразделениями авиалесохраны и МЧС используются летательные аппараты различного назначения. Так, в течение пожароопасного сезона проводится патрулирование лесов самолетами АН-2 по всей территории России. На самолетах АН-24, АН-26 и др. оперативно осуществляется доставка в районы пожаров работников парашютной и десантно-пожарной службы, средств пожаротушения и полевого снаряжения. Все самолеты оборудованы средствами связи. Некоторые параметры их характеристик представлены в табл.10.7.

Таблица 10.7

Показатели Размерность АН-2 Ан-24
Дальность полета Продолжительность полета Скорость полета Мощность двигателей Высота патрульного полета Число парашютистов-пожарных Высота прыжка с самолета Время снижения на парашюте км ч км/ч кВт м чел м с   -

 

Тенденция развития авиатехнологий ликвидации лесных пожаров основывается на двух различных направлениях. Первое из них характеризуется тушением пожара по всей площади, а второе – локальным тушением отдельных участков.

Первое направление связано с применением лесопожарных авиатанкеров-самолетов. Они оснащаются специальными фюзеляжными баками и системами распыления ОВ над очагами пожаров.

Современные авиатанкеры представлены самолетами АН-2П, АН-26П и гидросамолетом Бе-200ЧС. На них устанавливаются баки с водой емкостью 2, 4 и 6 м3 , соответственно.

В аваиаподразделениях МЧС применяется специально оборудованный для пожаротушения самолет Ил-76МД. На борту самолета установлены съемные выливные авиационные приборы ВАП (ВАП-2), вместимостью 42 м3 воды. Кроме того, на самолете находится 0,16 т пенообразователя и 1,7 т раствора ингибиторов. Основные параметры технической характеристики Ил-76МД приводятся в табл.10.8.

Таблица 10.8

Показатели Размер-ность Параметры
Размеры грузовой кабины Максимальная взлетная масса Масса полезной нагрузки Максимальная скорость Крейсерская скорость Практический потолок Дальность с максимальной нагрузкой Высота полета при сливе м т т км/ч км/ч м км м   24,5х3,45х3,4 50…100

 

Самолет предназначен в основном для локализации и тушения лесных пожаров. Он доставляет к месту пожара огнетушащие вещества, пожарно-техническое вооружение. С него осуществляется воздушное десантирование к очагу пожара парашютистов-пожарных. Он может использоваться для тушения пожаров методом искусственного вызывания осадков.

Площадь местности, покрываемая выливаемой водой, достигает, при одновременном сливе, 50000 м2 (500х100 м). При последовательном сливе она составляет 48000 м2 (600х80 м). Концентрация покрытия огнетушащей жидкостью находится в пределах 1,5…2 л/м2.

Для искусственного вызывания осадков на борту самолета имеется 384 метеопатронов типа «циклон-осадки».

Время заправки двух баков водой осуществляется в течение 20…30 мин, а время слива 6…8 с.

Самолет может десантировать 40 человек.

Самолеты-амфибии создают с турбовинтовыми или реактивными двигателями. Для тушения лесных пожаров в МЧС используется самолет-амфибия Бе-200ЧС. На нем установлены два двигателя Д-436П с тягой 2х7500 кг. Взлетная масса самолета 43…44 тыс.кг. Крейсерская скорость самолета равна 638 км/ч, высота полета достигает 8000 км, а дальность полета – 3000 км.

Взлетно-посадочные характеристики включают взлетную и посадочную дистанции. Взлетная дистанция – это расстояние от начала движения самолета до его подъема на высоте 25 м. Посадочная дистанция – это расстояние от спуска с высоты 25 м до полной остановки самолета.

Взлетно-посадочные характеристики устанавливаются с учетом высоты аэродрома высоты (водоема) над уровнем моря, температуры воздуха и воды, взлетной массы самолета. Значения их параметров приводятся в табл.10.9.

Таблица 10.9

 

№№ пп Наименование Условия Расстояние, м
  Взлетная дистанция вода суша 500…1600 880…980
  Посадочная дистанция вода суша 800…1250 950…1050

При аэродромном базировании важны величины разбега (от начала движения до взлета) и пробега (от приземления до остановки). В условиях бетонных взлетно-посадочных полос эти величины находятся в пределах 650…780 м.

Самолет-амфибия Бе-200ЧС может использоваться при высоте волны до 1,2 м.

Самолет может выполнять следующие задачи:

доставку в район бедствия и возвращение на базу пожарных команд (спасателей) и средств пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или на аэродром;

сдерживание распространения и остановку средних и крупных пожаров, созданием заградительных полос путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара;

ликвидацию мелких и зарождающихся пожаров.

Для тушения лесных пожаров на самолете имеется запас воды и специальное оборудование для ее набора и сброс.

Баки для воды (вместимостью 1,2 м3) и химжидкостей (вместимостью 1,2 м3) размещены по бортам самолета (рис.10.12). Баки для воды оборудованы устройствами для ее набора при глиссировании самолета и створками для ее сброса.

Набор воды с водоемов осуществляется при скорости глиссирования 180…210 км/час. При этом самолет может проходить расстояние 300…1500 м. время набора воды около 14 с.

Минимальный размер водоема составляет около 3200 м, а радиус действия самолета достигает 250…350 км.

В условиях аэродромного базирования баки наполняют от гидрантов водопроводной сети, используя пожарные машины.

Сброс воды производится с высоты 50…100 м. залповый сброс осуществляется в течение 2…3 с. возможно сбрасывать воду с отдельных баков.

Полностью герметичный фюзеляж самолета позволяет использовать его для выполнения ряда других задач. Он может применяться для патрулирования, спасения, терпящих бедствие, на воде, решения экологических задач.

На самолете возможна перевозка до 50 спасателей или до 60 сидячих пострадавших, а на носилках 30 пострадавших.

Самолет оснащен комплексом пилотажно-навигационного оборудования и средств связи, обеспечивающим навигацию и управление им на всех этапах в любых метеоусловиях в любое время суток и года.

Второе направление развития авиатехнологий пожаротушения связано с применением вертолетов. Достоинства их применения обусловлены следующим:

– обеспечивается точность сброса ОВ и высокий диапазон удельного расхода;

– высокая оперативность заполнения емкостей водой (несколько секунд);

– повышается безопасность летного состава, так как отпадает необходимость бреющего полета на высоте 50-80 м.

Пожарные вертолеты могут выполнять в зависимости от назначения различные функции: тушить пожары в зданиях повышенной этажности, промышленных объектах, в степной и лесистой местности, доставлять к месту пожара десант пожарных, пожарной техники и ПТВ.

Пожарный вертолет Ка-21А приспособлен для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности, эвакуации людей в крыш, оконных проемов, тушения лесных пожаров.

Вертолет оборудован подвесной системой для работ с лебедкой, средствами группового спасения, имеет грузовой бак вместимостью 5000 л, может иметь специальные бортовые системы пожаротушения.

Скорость полета вертолета 230…250 км/ч, боевой расчет 2 чел., количество перевозимых людей 16 человек.

Вертолет пожарный Ми-8МТ(МТВ) имеет противопожарное оборудование из двух пусковых установок (по бортам) с импульсными средствами пожаротушения, мягкого водосливного устройства на внешней групповой подвеске и регулируемое спусковое устройство (СР-У), обеспечивающее беспарашютное десантирование шести пожарных. Основные параметры технической характеристики даны в табл.10.10.

Таблица 10.10

Наименование показателя Размерность Величина
Суммарное количество пусковой установки Масса огнетушащего состава в одном стволе Предельная дальность стрельбы Количество зарядов на борту Время перезарядки стволов Вместимость водосливного устройства Минимальная глубина водоема для забора воды Время забора/слива Скорость доставки воды к очагу горения Высота разгрузки пожарной техники в режиме зависания шт. кг м шт. мин м3 м   с км/ч м   26 (13х2) 10,0 10…20 3,5 1,5   не более 20/14 не более 170 не более 45

 

На вертолетах МИ-8МТ и МИ-8МТВ (рис.10.13) могут устанавливаться специальные водосливные устройства (ВСУ) с емкостью из прорезиненной ткани или из металлических материалов.

Водосливные устройства из прорезиненной ткани предназначены для забора воды из открытых водоемов в режиме висения и транспортировки ее в район пожара. Слив воды может производиться на очаги пожара или перед кромкой огня при полетах на малых высотах и скоростях и на режиме висения.

Емкость с водой размещается на внешней подвеске вертолета. Заполнение ее водой производится опусканием ее в водоем. Слив воды осуществляется через сливной рукав емкости. Вместимость емкости до 4,3 м3. Время забора воды 30…40 с, а слива – 6…8 с. Управление сливом осуществляется с борта вертолета. Возможен аварийный сброс емкости.

Емкость с водой может размещаться в грузовой кабине. Ее заполнение водой осуществляется через всасывающий рукав специальными насосами. Объем емкости – 4 м3.

Слив воды может производиться различными способами:

– через сливной клапан в днище емкости грузовой люк вертолета;

– через систему форсунок под днищем вертолета;

– через вертолет, расположенный в проеме двери на левом борту вертолета.

Водосливное устройство с емкостью из металлических материалов, с объемом жидкости 2 м3 может забирать воду из водоема глубиной не менее 1,5 м. Транспортировка его осуществляется на внешней тросовой подвеске. Из него возможен слив воды, а также отцепка на земле в режиме висения вертолета или после его посадки. Управление сливом осуществляется с борта вертолета. Время забора воды 18…20 с, а слива – 12…14 с.

Кроме пожарных вертолетов имеются комплексы противопожарные вертолетные различного назначения с разнообразным оборудованием. Они предназначены для локализации и тушения пожаров в степной, лесостепной, лесной местностях, а также в районах торфяников и гор. Возможно их использовать и для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах промышленности.

Комплекс противопожарный вертолетный оборудован на вертолете Ми-26ТС, имеет водосливное устройство ВСУ-15 на внешней подвеске. Вместимость водосливного устройства 10 или 15 м3, средний расход воды при сливе 1000±100 л/с. Размеры смоченной полосы (при высоте полета 20...60 м и скорости полета 30…80 км/ч) имеют размеры: по ширине 12…22 м и по длине125…300 м. При этом средняя плотность орошения составляет около 2 л/м2.

Вертолет забирает воду из водоема глубиной 3…2 м в количестве 15…9,2 м3 при времени забора максимального количества воды не более 10 с. продолжительность подготовки комплекса к работе около 30 минут.

Комплекс может использоваться для доаставки к месту пожара десанта пожарных, пожарной техники и ПТВ.

Комплекс вертолетный противопожарный ВПЖ-2 также оборудован на вертолете Ми-26ТС. На борту имеется четыре емкости общей вместимостью 15 м3 воды и емкости для химических добавок вместимостью 0,9 м3. Время сброса воды 35…45 с. размеры смоченной полосы (при высоте полета 30 м и скорости полета 30 км/ч) по ширине 12 м и длине 250 м. При этом обеспечивается средняя плотность орошения 2…2,55 л/м2.

Время заправки водой на земле не более 15 минут. А в режиме висения – не более 4 минут двумя насосными станциями, спускаемыми на лебедках ЛПГ-150.

Время переоборудования вертолета в противопожарный вариант не более одного часа.

 

14.Клас сификация, назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство пожарных судов.

 

Пожарные корабли (суда). Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они доставляют к месту пожара боевые расчеты, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества и подают забортную воду в очаги горения. Наличие на кораблях запаса пенообразователя позволяет тушить горящие нефтепродукты. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.

Пожарные корабли могут быть мореходные, базовые и речные. К пожарным судам относятся и пожарные катера. При небольших размерах корпуса и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.

Пожарный корабль должен обладать рядом специфических свойств, прежде всего, навигационными качествами. К ним относятся свойства, определение которых приводится ниже.

Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, нарушающим его равновесие и возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после заполнения одного или нескольких отсеков.

Ходность – способность судна развивать заданную скорость при минимальной мощности главного двигателя.

Управляемость – способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления.

Автономность – это продолжительность плавания корабля без пополнения эксплуатационными материалами, провизии и воды.

Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.

Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, а иногда устройством специальных водомотов, а также подруливающих устройств.

По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.

Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Регистра страны. Он является органом государственного контроля, который рассматривает и согласовывает проекты судов, наблюдает за их постройкой, ремонтом и осуществляет контроль их технического состояния. Пожарные корабли имеют общие элементы. Корпус с надстройкой, иловую установку, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.

Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это набор корпуса, разделенный на водонепроницаемые отсеки.

Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании. Столовой. На ней расположена шлюпочная палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом с ним устанавливается радионавигационное оборудование, штурманское помещение. Радиорубка и т.д.

Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.

Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигатели с генераторами переменного или постоянного тока.

Дизельные двигатели оборудуются двумя системами запуска – от аккумуляторных батарей и при помощи сжатого воздуха. Управление двигателями осуществляется, как из машинного, так и из ходовой рубки или центрального пункта управления.

Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.

Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность к насосу подводится от коробки отбора мощности.

Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии*. Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.

Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м3/час при напоре до 100 м.

На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов. Один из них устанавливается на верхней палубе, а второй в той оконечности, которой он отшвартовывается для боевой работы.

Продольный разрез пожарного корабля показан на рис.10.14.

Наиболее совершенным был построен пожарный корабль «генерал Гамидов». Некоторые его технические данные представлены в табл.10.11

Таблица 10.11

Наименование Размер- ность Величина Примечание
Водоизмещение Осадка средняя Длина Ширина Высота с мачтами Скорость полная Дальность плавания т м м м м узлы миль 3,1 62,6 10,2 17,25   1 у = 0,524 м/с 1 миля = 1852 м

 

Корабль может использовать свою технику для тушения пожаров при выполнении волнении до 4-х баллов.

_________________

* Ватерлиния – кривая, полученная при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды при осадке груженого судна.

Непотопляемость его гарантируется даже при заполнении одного любого отсека.

Автономность судна обеспечивается запасом топлива 77 тонн, с мертвым его запасом 6 тонн. На корабле имеется запас питьевой и котельной воды в количествах, равных 26 и 18 тоннам, соответственно. Запас пенообразователя около 16 м3.

Корабль оснащен двумя главными двигателями типа 40 ДМ мощностью каждый по 1850 кВт. Запуск и управление ими производится из центрального поста или с постов у главных двигателей в машинном отделении.

На корабле имеются три генератора переменного тока и напряжением 400 В. Два генератора мощностью 200 кВт работают от двигателей 7Д-12 и один, мощностью 100 кВт приводится двигателем типа 7Д-6С.

Средства пожаротушения на корабле достаточные для тушения пожаров водой и пеной кратностью 9-12. Подача воды осуществляется четырьмя насосами ДПЖН-14 с подачей каждым по 1000 м3/час (277,7 л/с) и развиваемым напором 100 м.

Специальная противопожарная система обеспечивает тушение различных пожаров, в том числе, горящих нефтепродуктов и электрооборудования. Подача пенообразователя во всасывающие магистрали насосов производится специальными дополнительными насосами. Подача пены в очаги горения осуществляется стационарными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами и ручными стволами. На корабле установлена одна гидропушка с диаметром спрыска 110-95 мм, обеспечивающая подачу воды 1400…1100 м3/час на расстояние 130…140 м.

Каждый из установленных лафетных стволов с диаметром спрыска 65…63 мм подает 300…530 м3/час воды на расстояние 100…110 м.

На корабле имеется четыре лафетных ствола, обеспечивающие подачу пены средней кратности в пределах 4500…6000 м3/час на дальность до 80 м.

Для распределения огнетушащих веществ по рукавным линиям на судне имеются три шестиклапанные колонки с клапанами ДУ-80 и 1-2 раздаточные клинкеты (запорные приспособления с клиновидными задвижками) с ДУ-150.

Для отгона горящей на воде пленки нефтепродуктов и предохранения судна от теплового воздействия на нем имеется специальная система отгона пленки и водяная завеса.

На судне оборудованы установки жидкостного пожаротушения СЖБ с емкостями 78 литров для внутренних нужд и 40450 литров для тушения пожаров на аварийных объектах.

Корабль укомплектован 8 переносными лафетными стволами, пенными стволами, 8 ГПС-200. Кроме того, на нем имеется три погружных электронасоса ЭСП 16/П, электроэжектор ВЭЖ-21 и другое оборудование.

Для спасания людей на палубе имеются катер, шлюпки. Надувные жилеты.

Для маневрирования и удержания корабля в районе пожара на нем имеется подруливающее устройство, а для грузовых операций на нем установлен электрокран, грузоподъемностью 1 тонна.

Тушение пожаров на причальных сооружениях портов осуществляется подачей огнетушащих веществ по развертываемым рукавным линиям. Оно может осуществляться с любой оконечности корабля присоединением рукавов с диаметрами 150, 88 и 66 мм к переносными раздаточным колонкам.

Для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре возможно использовать ряд пожарных судов. Их тактико-технические характеристики приведены в табл.10.12.

На рассматриваемых судах используются в основном пожарные насосы и пожарно-техническое вооружение, применяемое на пожарных автомобилях.

Таблица 10.12

Показатель Размерность Вьюн КС-110-09
Экипаж и боевой расчет Главный двигатель марка (дизели)   Мощность Количество   Движитель Пожарный насос     Подача Количество лафетных стволов   Запас пенообразователя Запас огнетушащего порошка   Габаритные размеры Осадка   Водоизмещение Запас хода Скорость хода   чел -     кВт шт.   - -     л/с   шт.   м3   кг   м м   т км км/ч 2/6 М-119А       водометный ПН-60Б (4 шт.)       2,2     30,8х5 0,81 (носом) 0,75(кормой) 67,4 нет данных ЯМЗ-238НД4       водометный НЦПН-100/100 (1 шт.)       1,0   -   17,8х3,22 0,43   14,0   25…28  

Водопенные коммуникации катера КС-110-39 оборудованы запорной и соединительной арматурой, которая позволяет осуществлять:

подачу воды от ПН к лафетному стволу, разветвлению напорных пожарных рукавов и трубопроводам системы водяной завесы;

забор воды от водоема к ПН, пенообразователя из каждого бака (их на катере 2).

Внешняя магистраль из напорных рукавов достигает 800 м.

Пожарный насос имеет автоматические систему забора воды и дозирования пенообразователя. Время заполнения всасывающей линии и насоса водой составляет 9…10 с.

Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости – 3600, а в вертикальной плоскости от –10 до +900. Дальность сплошной водяной струи 85 м, распыленной – 51 м, а сплошной воздушно-пенной – 70 м.

Пожарно-техническое оборудование комплектуется по индивидуальному договору с заказчиком.

На катере имеются 4 порошковые огнетушителя ОП-2. Моторный и пожарный отсеки оборудованы системой аэрозольного тушения. По бортам катера оборудованы устройства водяной завесы. Водяные огнетушители обеспечивают распыл ее диаметром 2…3 мм при давлении ее на выходе из насоса 7…8 кгс/см2.

Топливная система состоит из двух баков, вместимостью по 500 л. Расход топлива при работе пожарного насоса 48 л/час. Автономность плавания 80…83 часа.

На катере имеется стационарная радиостанция Гранит-Р44. Работа осуществляется через внешнюю антенну.

 

 

15. Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда.

Пожарные поезда. Объекты железнодорожного транспорта характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, они дислоцированы на большом протяжении. Площади, занимаемые станциями занимают десятки и даже сотни гектаров. Количество путей на них достигает 50…80, при общей длине 15…16 км. Они характеризуются и спецификой пожарной опасности. На станциях могут быть сосредоточены составы с взрывопожароопасными грузами, твердыми горючими материалами, ЛВЖ и ГЖ и т.д. На станциях размещаются различные производственные здания и сооружения.

Подъезды к станционным объектам и вагонному парку с грузами затруднены для следования к ним пожарных автомобилей и прокладки рукавных линий. Поэтому технической основой противопожарной службы на железнодорожном транспорте являются пожарные поезда.

Пожарные поезда предназначаются для:

– ликвидации пожаров и проведения, связанных с ними, аварийно-спасательных работ на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта;

– оказания помощи при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами;

– участие в ликвидации пожаров и проведению, связанных с ними, аварийно-спасательных работ, не относящихся к транспорту в пределах своих тактико-технических возможностей.

Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется «Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также приказами и инструкциями Министерства путей сообщения РФ.

Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог по согласованию с Управлением военизированной охраны МПС.

Пожарные поезда содержатся на крупных станциях, на которых имеется рабочий локомотивный парк. Участок выезда определяется из расчета времени (не более 1,5 часа), необходимого для доставки поезда на конечный пункт, который не должен превышать 100 км.

На вооружении военизированной охраны используются пожарные поезда двух категорий.

Пожарный поезд первой категории включает:

– один четырехосный цельнометаллический вагон, в котором размещается личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростанция, ПТВ, оборудование и средства пожаротушения;

– две цистерны для хранения воды, вместимостью 72,3 или 50 м3;

– один четырехосный вагон-перекачивающая станция (для размещения насосных установок и дизель электропитания);

– одна цистерна-приемник, вместимостью 50…70 м3, для перекачки нефтепродуктов;

– одна платформа (или вагон) под нейтрализующие материалы.

Типовой табель пожарного поезда второй категории включает: один четырехосный цельнометаллический вагон; водонасосную станцию; две цистерны-водохранилища, вместимостью 73,1 или 50 м3 и платформу для транспортной системы комбинированного пожаротушения (ТСКП).

В машинном отделении вагона-водонапорной станции устанавливаются по 2 мотопомпы МП-1600 и по одной с подачей 600...800 л/мин. Они водопенными коммуникациями соединяются с цистернами для воды.

Для предотвращения замерзания воды в цистернах устанавливаются змеевики из труб, по которым циркулирует вода от котла.

На пожарных поездах первой и второй категории положено иметь запас пенообразователя 10000 и 5000 кг. Кроме того, на них имеются углекислотные и порошковые огнетушители (ОП-5) по 5 штук и порошковые передвижные огнетушители ОП-50 по 2 штуки.

Пожарные поезда укомплектованы пожарно-техническим вооружением для прокладки рукавных линий и подачи по ним воды или раствора пенообразователя. К этому оборудованию относятся всасывающие рукава и сетки, стволы РС-50, РС-70 и РСК-50, генераторы пены ГПС-2000 и ГПС-600 и т.д.

Поезда укомплектовываются напорными рукавами диаметром 51 мм (700 и 500 м для каждой категории) и 66 мм (1000 и 800, также).

По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды (более 50 наименований). К ним относятся ломы, топоры, пилы, ручной аварийно-спасательный инструмент, специальная теплозащитная и теплая одежда и т.д.

Поезда оборудуются радиостанциями, телефонными аппаратами, электромегафонами, фонарями и т.д.

В состав специализированного пожарного поезда может быть включена ТСКП. Эта система включает две емкости, вместимостью по 10 м3. В одной из них находится порошок, цеолитовый песок; во второй диоксид углерода. Оба сосуда соединены. Диоксид углерода служит вытеснителем порошка.

Сосуд с порошком оборудован аэроднищем.

Для предотвращения слеживания (уплотнения) порошка периодически под аэроднище от пневмосистемы тепловоза (электровоза) подается сжатый воздух. При повышении давления под аэроднищем газ поступает в объем сосуда по всей его площади.

На поверхности аэроднища образуется псевдоожиженный слой (кипящий слой). Порошок в объеме сосуда при этом взрыхляется.

По штату боевой расчет поезда состоит из 6-7 человек. При выезде на тушение пожара он пополняется за счет:

– личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;

– свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи от стоянки поезда, а также за счет добровольных пожарных дружин, подготовленных для включения в боевые расчеты.

Вызов пожарного поезда на место пожара производится поездным диспетчером или дежурным по станции. Отправление поезда должно быть произведено не более, чем через 10 минут с момента получения извещения о пожаре.

При отсутствии на станции локомотива под пожарный поезд выдается локомотив из-под любого поезда, находящегося на станции.

 

16. Понятие о кавитации. Влияние кавитации на работу насосов и меры борьбы с ней.

Неисправности насосных установок ПН. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.

Таблица 2.4.

 

Признаки неисправностей Причины неисправностей Способы устранения
     
При включении вакуумной системы в полости пожарного насоса не создается разрежения   Подсос воздуха: а) открыт сливной кран всасывающего патрубка, неплотная посадка клапанов на седла вентилей и задвижек, не закрыты вентили, задвижки; б) неплотности соединений вакуумного клапана и насоса, стакана диффузора пеносмесителя, трубопроводов вакуумной системы, сальников насоса, пробкового крана     а) Плотно закрыть все краны, вентили, задвижки. При необходимости разобрать их и устранить неисправность. б) Проверить плотность соединений, подтянуть гайки, при необходимости заменить прокладки. При изношенных сальниках насоса заменить их
Пожарный насос не заполняется водой при большом разрежении   1. Большая высота всасывания. 2. Расслоился пожарный всасывающий рукав. 3. Засорена всасывающая сетка.   1. Уменьшить высоту всасывания. 2. Заменить всасывающий рукав. 3. Очистить всасывающую сетку.  
Мановакуумметр не показывает давления (разрежения) при исправном насосе 1. Неисправен мановакуумметр. 2. Засорен канал мановакуумметра или замерзла вода   1. Заменить мановакуумметр. 2. Прочистить канал мановакуумметра.  
При работе пожарного насоса наблюдается стук и вибрация   1. Имеет место кавитация. 2. Ослабли болты крепления насоса к раме. 3. Износились шарикоподшипники. 4. Попадание в насос посторонних предметов   1. Уменьшить высоту всасывания или расход воды. 2. Подтянуть болты. 3. Заменить шарикоподшипники. 4. Удалить посторонние предметы из полостей колеса насоса  
Пожарный насос сначала подает воду, затем его производительность уменьшается. Стрелка манометра сильно колеблется 1. Появились неплотности во всасывающей линии, расслоение рукава, засорилась всасывающая сетка. 2. Засорились каналы рабочего колеса.   3. Неплотности в сальниках пожарного насоса.   1. Найти неплотности и устранить, заменить рукав, очистить сетку.   2. Разобрать пожарный насос, очистить каналы. 3. Подвернуть крышку масленки, заменить сальники.  
Пожарный насос не создает необходимого напора 1. Частично засорены каналы рабочего колеса. 2. Большой износ уплотнительных колец. 3. Подсос возду
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...