Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корем у промежуточного закрепления служит запасом веревки для протравливания.




 

Позже мне стали известны возникшие где-то в начале 90-х варианты использования стандартных фрикционных амортизаторов для создания амортизирующих опор при страховке восходителей (Рис.63).

 

Рис.63. Амортизирующая опора на основе амортизатора " KISA " фирмы " Kong " и таблица зависимости усилия (Impact force) и величины протравливания (Sliding) от диаметра и рисунка заправки веревки в амортизатор.

Следующим логичным шагом на этом пути стала система амортизирующего закрепления для подземных восхождений, наконец-то, решающая многие из ключевых вопросов, не актуальные в альпинизме, но характерные для пещер. Прежде всего, снимающая необходимость нести под землю динамическую веревку для страховки. Понятно, что это стало возможным только с появлением надежных фрикционных амортизаторов, сегодня доступных приобретению в вариантах самых разных фирм-производителей (Рис.64). Все эти конструкции представляют собой реализацию одного и того же принципа конструкции - пластина с калиброванными по диаметру отверстиями.

 

 

Рис.64. Фрикционные амортизаторы, пригодные для страховки подземных восхождений (все фото из коллекции Dr.Gary Storrick):

1 - " Camp Dissipatore "

2 - " KISA " фирмы " Kong-Bonaiti "

3 - " Eiselin Sport "

4 - " Austrialpin "

5 - " CT Ltd ", полный аналог " Camp Dissipatore " образца начала 2000 годов

6 - " Stubai Klettersteigbremse " для одинарной и двойной веревки

 

Но каждый из амортизаторов имеет свои специфичные характеристики, и для каждого вида подходящей по диаметру динамической веревки имеет свои вариации усилия торможения в зависимости от рисунка заправки. Перед тем как быть использованным при восхождении каждый амортизатор требует серьезного изучения своих характеристик, как по инструкциям производителя, так и испытания на практическую работу с выбранной веревкой и заправкой ее - ведь мы доверяем этой небольшой и незамысловатой конструкции свое благополучие.

Конечно, для того, чтобы не вдаваться, можно приобрести комплектный амортизатор с усами для динамической самостраховки на маршрутах Via Ferrata - любой фирмы, лишь бы предназначение соответствовало. А вот если поинтересоваться, на какое усилие срабатывания он предназначен для стандартного веса восходителя в 80 кГ - внятный ответ мы едва ли получим. Характерно, что и в инструкциях к изделиям этих сведений нет, также как нет данных о длине запаса веревки для протравливания. Типа, всего достаточно и нечего об этом.

 

Но если говорить не о могучих опорах "Виа Феррата", а о подземных восхождениях, хотелось бы знать подробнее. Что ж, можно разобраться и самим.

При восхождениях с применением наиболее распространенного штурмового снаряжения, такого как лесенки, "Раумер-бар" и спайдер-платформы, расстояние между закреплениями не превышает 2 м при самом благоприятном уклоне стены. Следовательно, при самом неблагоприятном варианте падение не будет превышать предусмотренной Европейским стандартом EN 968 глубины 5 метров (см. Рис.61-1). А значит, запаса веревки стандартного комплекта усов Via Ferrata для протравливания хватит, и усилие рывка в точке закрепления амортизатора не превысит 600 кГ.

 

Рис.65. Пример характера усилий при срабатывании амортизатора для " Via Ferrata" фирмы "Edelweiss"

 

Реально пороговое усилие большинства амортизаторов (при котором начинается протравливание) устанавливается в пределах меньших 600 кГ (Рис.65, а также см. таблицу для KISA на Рис.63). Производители заботятся, чтобы не ставить свое изделие и нас вместе с ним в опасную близость от предельных по стандарту нагрузок.

 

Внимательно присмотревшись к таблице, мы обнаружим во 2-й сверху графе слова "Normal" - нормальное, и "On Ice" - на льду. При этом значения усилия срабатывания амортизатора "на льду" устанавливается меньше. Это хороший пример того, как следует подходить к использованию амортизаторов в зависимости от предстоящей задачи.

При страховке восхождения на верхнем крюке, где веревка перегибается в карабине и нагрузка удваивается, мы должны получить усилие, не превышающее стойкости среднестатистического шлямбурного крюка, в среднем принимаемую порядка 1000 кГ. Это значит, что пороговое усилие срабатывания амортизатора должно составлять максимум 350-400 кг - с 20% запаса. Такое усилие протравливания обеспечивает падающему весом 80 кГ 5-кратный коэффициент перегрузки при торможении и путь торможения при падении, скажем с 2 м над страховочным крюком, - около 1,0 м. Считается это просто через уравнение равенства энергий падения и торможения. То есть, условия подземных восхождений с расстоянием между крючьями (в среднем 1,5 - 1,7 метра) дают нам возможность ограничиться предусмотренным фирмой запасом веревки порядка - 1,2-1,5 м, даже изменив заправку амортизатора в сторону уменьшения усилия протравливания.

Я не стану здесь вдаваться более глубоко в вопросы регулировки фрикционных амортизаторов в зависимости от веса восходителя, что в принципе менее важно, если говорить только о живучести страховочных закреплений, так как слишком толстые в пещеры не пролезают. Важно понимать, что чем на меньшее усилие протравливания установлен амортизатор, тем больше веревки потребуется для протравливания, чтобы остановить падение. Простейший способ с достаточной точностью измерить усилие срабатывания амортизатора, это нагрузить выходящий из него ус грузом заранее известного веса или заданным усилием с помощью полиспаста. В свое время мы просто повисали на выходящем из амортизатора конце веревки на зажимах и по числу человек до начала протравливания получали порядок величины усилия.

 

Вопросы подземной глины, влаги и тому подобной специфики, могущей повлиять на усилие протравливания амортизатора, нейтрализуются тем, что амортизатор с небольшим куском динамической веревки легко принести к месту работ в нормальном состоянии. А во время восхождения он находится у подножия стены стационарно, не подвергаясь воздействию негативных факторов.

Закончив с теоретическими обоснованиями, пора перейти к практике. Наиболее рабочим вариантом организации страховки статической веревкой мне представляется следующий. В начале подъема организуется закрепление для страховочной веревки, для чего необходимо иметь не менее 2 крючьев - надежно забитых и сблокированных между собой (Рис.66).

 

На блокирующей крючья подвеске в направлении ожидаемого рывка устанавливается фрикционный амортизатор любого современного типа, в который заправляется конец динамической страховочной веревки длиной 2-3 метра. Такого запаса для протравливания через амортизатор достаточно для погашения энергии падения в случае разрушения последовательно минимум 2 крючьев.

ВНИМАНИЕ! На нижнем конце веревки для протравливания завязывается узел, гарантирующий, что страховка не проскочит через амортизатор.

К верхнему концу динамической веревки амортизатора привязывается нижний конец статической веревки, страхующей восхождение.

 

По ходу продвижения восходитель простегивает страховочную веревку через промежуточные точки аналогично любой другой системе страховки, будучи пристегнут к ней одним из устройств, позволяющих пропускать через себя веревку по мере подъема, но фиксирующее ее в момент обратного движения и способное выдержать рывок без повреждения как самого устройства, так и веревки. Какое конкретно устройство использовать, зависит от наших предпочтений и выбранной техники восхождения.

 

Запас страховочной веревки может находиться непосредственно у восходителя в транспортировочном мешке, но более удобным может оказаться расположение веревки внизу у подножия стены под контролем обеспечивающих восхождение. Во всяком случае, это облегчит контроль над серединой веревки и на первых порах снизит вес, который приходится поднимать на себе восходителю. А это приятно.

 

Рис.66. Организация страховки восхождения статической веревкой с помощью амортизатора (фото by Christian Rushfeldt, Castleguard Cave 2005).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...