Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды инвестиций. Источники финансирования инвестиционной деятельности.

Тема 6. Инвестиции и инновации

  1. Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
  2. Виды инвестиций. Источники финансирования инвестиционной деятельности.
  3. Оценка эффективности инвестиций.
  4. Сущность инноваций и инновационной деятельности.
  5. Классификация инноваций.

Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь определены Инвестицион­ным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001 г. № 37-3. Инвестиционный кодекс раскрывает основные понятия, при­меняемые в сфере инвестиционной деятельности.

Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результа­ты интеллектуальной деятельности, принадлежащее инвесто­ру на праве собственности или ином вещном праве, и имуще­ственные права, вкладываемые инвестором в объекты инвес­тиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения при­были (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физичес­кие лица, иностранные организации, не являющиеся юриди­ческими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице упол­номоченных органов), осуществляющее инвестиционную дея­тельность в формах, определенных Инвестиционным кодексом.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.), в том числе предприятие как имуществен­ный комплекс;

• ценные бумаги, денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции;

• интеллектуальная собственность, имущественные права, вытекающие из авторского права, права собственности, товар­ные знаки, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;

• права пользования землей и другими природными ресур­сами;

другие ценности.

Виды инвестиций. Источники финансирования инвестиционной деятельности.

В зависимости от используемых ценностей, а также исходя из особенностей объектов инвестирования, принято различать следующие типы инвестиций.

Финансовые (портфельные) инвестиции — целевые денеж­ные вклады, вложение денежных средств в ценные бумаги (акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные ча­стными и корпоративными компаниями, а также государ­ством).

Реальные инвестиции (прямые инвестиции в физические активы) — капиталообразующие долговременные вложения средств в отрасли материального производства, строительство зданий и сооружений; вложения в основной капитал и на при­рост материально-производственных запасов. В этом смысле указанное понятие применяется в экономическом анализе и, в частности, используется в системе национальных счетов ООН.

Интеллектуальные инвестиции (инвестиции в нематериаль­ные активы) — вложение средств в научные разработки, иссле­дования, подготовку и переподготовку специалистов, приобре­тение лицензий на использование новых технологий, ноу-хау, прав на использование торговых марок известных фирм и т.п.

Для определения денежных вложений в основной капитал в экономической литературе широко применяется термин «ка­питальные вложения». Капитальные вложения могут осуществ­ляться как путем непосредственных вложений в создание, рас­ширение или покупку основных фондов предприятия, так и через приобретение контрольных пакетов акций.

В строительстве традиционно под капитальными вложени­ями понимаются реальные инвестиции в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение.

Капитальные вложения включают следующие элементы:

• затраты на строительно-монтажные работы;

• затраты на оборудование;

• прочие капитальные вложения (затраты на проектно-изыскательские работы, содержание дирекции строящегося предпри­ятия, подготовку эксплуатационных кадров и т.д.).

Источниками финансирования инвестиций могут являться:

• собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, остающуюся после уплаты налогов и

других обязательных платежей, в том числе средства, получен­ные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

• заемные и привлеченные средства, включая кредиты бан­ков и небанковских кредитно-финансовых организаций, зай­мы учредителей (участников) и других юридических и физи­ческих лиц, облигационные займы;

• бюджетные средства, причем выделяемые из республи­канского бюджета для реализации крупномасштабных про­грамм и проектов в форме госзаказа принято называть сред­ствами централизованных вложений, а остальные инвестиции — нецентрализованными инвестициями.

  1. Оценка эффективности инвестиций.

Оценка эффективности инвестиций базируется на сопостав­лении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с ин­вестированным в проект капиталом.

Коэффициент дисконтирования в расчетном периоде (году) (Кt):

 
 


Кt= =.

 

где Д— ставка дисконтирования (норма дисконта);

t — период (год) реализации проекта.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД)характеризует ин­тегральный эффект от реализации проекта:

 
 

 


ЧДД 1

 

где Пt— чистый поток наличности за период (год) t = 1, 2, 3,...T;

Т— горизонт расчета;

Д—ставка дисконтирования.

Формулу по расчету ЧДДможно представить в следующем виде:

чдд = П (0) + П(1) × к1+ П(2) × к2+…+ П(Т) ×кт,

где ЧДДпоказывает абсолютную величину чистого дохода, при­веденную к началу реализации проекта, и должен иметь поло­жительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рас­сматривать как эффективный.

При значениях ЧДД, равных нулю, рентабельность проек­та равна той минимальной норме, которая принята в качестве ставки дисконта. Таким образом, проект инвестиций, ЧДДко­торого имеет положительное или нулевое значение, можно счи­тать эффективным.

При отрицательном значении ЧДДрентабельность проек­та будет ниже ставки дисконта, проект ожидаемой отдачи не принесет.

Правило ЧДД:к дальнейшему анализу принимаются про­екты, которые имеют ЧДДсо знаком плюс.

Индекс рентабельности (доходности) (ИР):

 
 


ИР =

 

где ДИ— дисконтированная стоимость общих инвестицион­ных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществ­лением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета).

Инвестиционные проекты эффективны при ИР > 1.

Срок окупаемости (Pay-back Period, РВ) служит для опреде­ления степени рисков реализации проекта и ликвидности ин­вестиций. Различают простой и динамический.

Простой срок окупаемости проекта — это период времени, по окончании ко­торого чистый объем поступлений (доходов) перекрывает объем инвестиций (расходов) в проект, и соответствует периоду, при котором накопительное значение чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное.

Расчет дина­мическогосрока окупаемости проекта осуществляется по нако­пительному дисконтированному чистому потоку наличности. Динамический срок окупаемости в отличие от простого учи­тывает изменение стоимости капитала и показывает реальный период окупаемости.

Период возврата определяется как наименьшее значение п из формулы:

 
 

 


где Р— поступления денежных средств в t-м году;

I — суммарные инвестиции;

n — период возврата инвестиций.

При анализе инвестиционных проектов предпочтение от­дается вариантам с короткими периодами окупаемости, так как в этом случае инвестиции обеспечивают поступление доходов на более ранних стадиях, обеспечивается более высокая лик­видность вложенных средств, а также уменьшается отрезок времени, в котором инвестиции подвергаются риску невозвра­щения.

Уровень безубыточности (УБ):

 
 


УБ =

где маржинальная (переменная) прибыль — выручка от реали­зации за вычетом условно-переменных издержек и налогов из выручки.

 

  1. Сущность инноваций и инновационной деятельности.

Инновации — это результат использования научных иссле­дований и разработок в виде нового продукта или услуги, спо­соба их производства, новшества в организационной, финан­совой, научно-исследовательской и других сферах, любого усо­вершенствования, обеспечивающего экономию затрат или до­стижение социального эффекта. Важнейшим признаком инно­ваций выступает новизна их потребительских свойств.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрес­сом (НТП), являясь его результатом. НТП — существенный фак­тор производства продукции, обеспечивающий повышение производительности труда за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых за­кономерностей, явлений и свойств окружающего мира.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в ка­честве инновации выступает объект — результат НТП: новые товары, техника, технология.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в "производство и реализацию новых потребительских ценнос­тей — товаров, техники, технологии и т.д.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией пронимается процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные ис­следования.

Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-техничес­кого результата, особым характером финансирования, т.е. рис­ком временного разрыва между затратами и результатами, нео­пределенность спроса.

Инновационная стратегия — это выбор наиболее эффектив­ных путей (и одновременно сами эти пути) технического и тех­нологического развития, основанный на долгосрочном прогно­зировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений. Формирование и развитие ин-овационных стратегий является необходимым условием раз­вития как национальной экономики в целом, так и отдельного предприятия.

В развитых странах реализуются следующие типы иннова­ционных стратегий:

• наступательная. Цель — занятие лидирующих позиций на рынке. Затраты на нововведения очень высокие;

• оборонительная. Цель — держаться вплотную за лиде­ром, заимствуя его новшества с внесением некоторых измене­ний. Затраты на нововведения в этом случае будут ниже, чем у лидера;

• имитационная. Цель — следование за обеими группами лидеров, повторение их достижения и использование специфи­ческих преимуществ страны или предприятия. Затраты на но­вовведения — низкие;

• зависимая. Цель — самосохранение через выполнение суб­контрактных работ для предприятий инноваторов. Затраты на нововведения в этом случае совсем незначительные;

• традиционная. Цель — самосохранение с использованием консервативных технологий. Затраты на нововведения мини­мальные;

• оппортунистическая. Цель — занятие свободных ниш на рынке. Затраты на нововведения определяются тактическими соображениями.

Эти стратегии могут использоваться как в чистом, так и в смешанном виде на уровне отдельного предприятия или на национальном уровне. Выбор национальной инновационной стратегии определяется экономическим и научно-техническим потенциалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями, принятой национальной доктриной, геополитическими уста­новками. Для предприятий важнейшие стратегические пробле­мы — выбор производственного профиля на основе диверси­фикации или специализации, разработка рыночной политики, определение рыночных контрагентов.

  1. Классификация инноваций.

Инновации принято классифицировать по ряду признаков.

Классификация инноваций по степени новизны это распреде­ление совокупности инноваций на однородные по уровню но­визны группы с целью оценки их значимости. Понятие новиз­ны инновации может относиться к продукту или технологичес­кому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса.

Так, по степени новизны (радикальности), значимости в эко­номическом развитии инновации можно подразделить на ба­зисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоит два различных инновационных про­цесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип принимает линию на достижение мирового первенства. Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат. На этом пути созда­ются так называемые приростные инновации, связанные с улуч­шением свойств существующих процессов производства и про­дуктов.

Базисные инновации относятся к принципиально новым про­дуктам. Улучшающие инновации касаются значительного усо­вершенствования существующих продуктов.

Псевдоинновации представляют собой в несущественные видоизменения продук­тов и технологических процессов, под которыми подразумева­ются внешние, эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или изменения в продукте, остав­ляющие неизменным его конструктивное исполнение и не ока­зывающие достаточно заметного влияния на параметры, свой­ства, производительность того или иного изделия; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже извест­ных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов.

По направленности результатов инновации делятся на ин­новации как научный инструментарий (научные достижения), инновации-продукты и инновации-процессы:

- продуктовые — применение новых материалов и полуфаб­рикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

- процессные новая технология производства, более вы­сокий уровень автоматизации, новые методы организации про­изводства (применительно к новым технологиям)

По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяют­ся следующие: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного инновационного процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...