Виды инвестиций. Источники финансирования инвестиционной деятельности.
Тема 6. Инвестиции и инновации
Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001 г. № 37-3. Инвестиционный кодекс раскрывает основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности. Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащее инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных Инвестиционным кодексом. Объектами инвестиционной деятельности являются:
• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.), в том числе предприятие как имущественный комплекс; • ценные бумаги, денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции; • интеллектуальная собственность, имущественные права, вытекающие из авторского права, права собственности, товарные знаки, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности; • права пользования землей и другими природными ресурсами; другие ценности. Виды инвестиций. Источники финансирования инвестиционной деятельности. В зависимости от используемых ценностей, а также исходя из особенностей объектов инвестирования, принято различать следующие типы инвестиций. Финансовые (портфельные) инвестиции — целевые денежные вклады, вложение денежных средств в ценные бумаги (акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными и корпоративными компаниями, а также государством). Реальные инвестиции (прямые инвестиции в физические активы) — капиталообразующие долговременные вложения средств в отрасли материального производства, строительство зданий и сооружений; вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. В этом смысле указанное понятие применяется в экономическом анализе и, в частности, используется в системе национальных счетов ООН. Интеллектуальные инвестиции (инвестиции в нематериальные активы) — вложение средств в научные разработки, исследования, подготовку и переподготовку специалистов, приобретение лицензий на использование новых технологий, ноу-хау, прав на использование торговых марок известных фирм и т.п. Для определения денежных вложений в основной капитал в экономической литературе широко применяется термин «капитальные вложения». Капитальные вложения могут осуществляться как путем непосредственных вложений в создание, расширение или покупку основных фондов предприятия, так и через приобретение контрольных пакетов акций.
В строительстве традиционно под капитальными вложениями понимаются реальные инвестиции в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение. Капитальные вложения включают следующие элементы: • затраты на строительно-монтажные работы; • затраты на оборудование; • прочие капитальные вложения (затраты на проектно-изыскательские работы, содержание дирекции строящегося предприятия, подготовку эксплуатационных кадров и т.д.). Источниками финансирования инвестиций могут являться: • собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица; • заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы; • бюджетные средства, причем выделяемые из республиканского бюджета для реализации крупномасштабных программ и проектов в форме госзаказа принято называть средствами централизованных вложений, а остальные инвестиции — нецентрализованными инвестициями.
Оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. Коэффициент дисконтирования в расчетном периоде (году) (Кt): Кt= =.
где Д— ставка дисконтирования (норма дисконта); t — период (год) реализации проекта. Чистый дисконтированный доход (ЧДД)характеризует интегральный эффект от реализации проекта:
ЧДД 1
где Пt— чистый поток наличности за период (год) t = 1, 2, 3,...T; Т— горизонт расчета; Д—ставка дисконтирования. Формулу по расчету ЧДДможно представить в следующем виде: чдд = П (0) + П(1) × к1+ П(2) × к2+…+ П(Т) ×кт, где ЧДДпоказывает абсолютную величину чистого дохода, приведенную к началу реализации проекта, и должен иметь положительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный.
При значениях ЧДД, равных нулю, рентабельность проекта равна той минимальной норме, которая принята в качестве ставки дисконта. Таким образом, проект инвестиций, ЧДДкоторого имеет положительное или нулевое значение, можно считать эффективным. При отрицательном значении ЧДДрентабельность проекта будет ниже ставки дисконта, проект ожидаемой отдачи не принесет. Правило ЧДД:к дальнейшему анализу принимаются проекты, которые имеют ЧДДсо знаком плюс. Индекс рентабельности (доходности) (ИР): ИР =
где ДИ— дисконтированная стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета). Инвестиционные проекты эффективны при ИР > 1. Срок окупаемости (Pay-back Period, РВ) служит для определения степени рисков реализации проекта и ликвидности инвестиций. Различают простой и динамический. Простой срок окупаемости проекта — это период времени, по окончании которого чистый объем поступлений (доходов) перекрывает объем инвестиций (расходов) в проект, и соответствует периоду, при котором накопительное значение чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное. Расчет динамическогосрока окупаемости проекта осуществляется по накопительному дисконтированному чистому потоку наличности. Динамический срок окупаемости в отличие от простого учитывает изменение стоимости капитала и показывает реальный период окупаемости. Период возврата определяется как наименьшее значение п из формулы:
где Р— поступления денежных средств в t-м году; I — суммарные инвестиции; n — период возврата инвестиций. При анализе инвестиционных проектов предпочтение отдается вариантам с короткими периодами окупаемости, так как в этом случае инвестиции обеспечивают поступление доходов на более ранних стадиях, обеспечивается более высокая ликвидность вложенных средств, а также уменьшается отрезок времени, в котором инвестиции подвергаются риску невозвращения.
Уровень безубыточности (УБ): УБ = где маржинальная (переменная) прибыль — выручка от реализации за вычетом условно-переменных издержек и налогов из выручки.
Инновации — это результат использования научных исследований и разработок в виде нового продукта или услуги, способа их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любого усовершенствования, обеспечивающего экономию затрат или достижение социального эффекта. Важнейшим признаком инноваций выступает новизна их потребительских свойств. Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь его результатом. НТП — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий повышение производительности труда за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира. Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект — результат НТП: новые товары, техника, технология. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в "производство и реализацию новых потребительских ценностей — товаров, техники, технологии и т.д. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией пронимается процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса. Инновационная стратегия — это выбор наиболее эффективных путей (и одновременно сами эти пути) технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений. Формирование и развитие ин-овационных стратегий является необходимым условием развития как национальной экономики в целом, так и отдельного предприятия. В развитых странах реализуются следующие типы инновационных стратегий: • наступательная. Цель — занятие лидирующих позиций на рынке. Затраты на нововведения очень высокие; • оборонительная. Цель — держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества с внесением некоторых изменений. Затраты на нововведения в этом случае будут ниже, чем у лидера;
• имитационная. Цель — следование за обеими группами лидеров, повторение их достижения и использование специфических преимуществ страны или предприятия. Затраты на нововведения — низкие; • зависимая. Цель — самосохранение через выполнение субконтрактных работ для предприятий инноваторов. Затраты на нововведения в этом случае совсем незначительные; • традиционная. Цель — самосохранение с использованием консервативных технологий. Затраты на нововведения минимальные; • оппортунистическая. Цель — занятие свободных ниш на рынке. Затраты на нововведения определяются тактическими соображениями. Эти стратегии могут использоваться как в чистом, так и в смешанном виде на уровне отдельного предприятия или на национальном уровне. Выбор национальной инновационной стратегии определяется экономическим и научно-техническим потенциалом страны, ее хозяйственным укладом, традициями, принятой национальной доктриной, геополитическими установками. Для предприятий важнейшие стратегические проблемы — выбор производственного профиля на основе диверсификации или специализации, разработка рыночной политики, определение рыночных контрагентов.
Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Классификация инноваций по степени новизны это распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. Так, по степени новизны (радикальности), значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоит два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип принимает линию на достижение мирового первенства. Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат. На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Улучшающие инновации касаются значительного усовершенствования существующих продуктов. Псевдоинновации представляют собой в несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются внешние, эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, производительность того или иного изделия; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов. По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий (научные достижения), инновации-продукты и инновации-процессы: - продуктовые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); - процессные новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям) По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются следующие: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного инновационного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|