Тема 5. Распределение и склады в логистике
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 5.1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ Производство связано с потреблением и процессом распределения (распределить - разделить между кем-нибудь, предоставив каждому определенную часть). Распределение можно рассматривать с позиций микро- и макрологистики. Основные логистические функции микрологистических систем - закупка, производство и сбыт. Перечислим некоторые задачи распределения, которые решаются при организации сбыта: - планирование процесса реализации; - получение и обработка заказа; - упаковка, комплектация, выполнение других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; - отгрузка; - доставка, контроль за транспортированием; - послереализационное обслуживание. На уровне макрологистики задачами распределения являются: - выбор схемы распределения материального потока; - размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов. В странах с развитой рыночной экономикой до начала 50-60-х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, производства и упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный подход к распределению получил развитие в 60-70-х годах, когда стали понимать, что объединение различных функций распределения произведенного продукта в единую функцию управления несет в себе большой резерв повышения эффективности. Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления предприятий.
В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз. Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю (рис. 9). Источники материального потока Потребители материального потока
Рисунок 9 - Варианты поступления материального потока в систему потребления Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным. Потребление производственное - это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда. Потребление непроизводственное - это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы. На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления. Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. Например, движение энергоносителей. Поток угля, направляющийся из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ или промышленном предприятии.
Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машиностроительном заводе станков. К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре, где выполняются такие операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие логистические операции, составляеющие процесс производства в сфере обращения. На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На этапе движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На этапе товародвижения - движение готовых товаров народного потребления. 5.2. РАЗМЕЩЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПОЛИГОНЕ Склады оптовых баз (распределительные центры) или складская сеть являются элементами макрологистической цепи, обеспечивающей продвижение товара в направлении от производства к потреблению и должны рассматриваться в плане реализации общей цели макрологистической системы. Задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра ставится и решается, когда: 1) на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока; 2) существует потоковый процесс и определенная системная целостность объекта. Это означает, что потребители материального потока, а также являющийся для них источником распределительный центр должны составлять единую систему, т.е. быть организационно, экономически, технологически и технически интегрированы. Если распределительный центр находится в месте сосредоточения производства и отправка производится с помощью средств магистрального транспорта, например, по железной дороге, то распределительный центр размещают на узловой железнодорожной станции. Если распределительный центр находится в месте потребления материального потока, то доставка грузов потребителям осуществляется, как правило, автомобильным транспортом общего пользования.
Примером подобной логистической системы может служить совокупность магазинов района и обслуживающий их распределительный центр, например, оптовая база. При заданном значении проходящего через макрологистическую систему совокупного материального потока величина суммарных логистических расходов будет меняться в зависимости от места расположения распределительного центра. Это объясняется тесной зависимостью совокупных транспортных расходов по товароснабжению от расположения распределительного центра на территории района. На рис. 10 представлено три варианта расположения распределительного центра. Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими, так как распределительный центр расположен на окраине района. Вариант (б) предполагает наличие двух распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения магазинов. Очевидно, что в этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление на логистическом полигоне второго распределительного центра резко увеличивает капитальные вложения и эксплуатационные расходы, которые могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта. Скорее всего, оптимальным окажется вариант (в), согласно которому район обслуживается одним распределительным центром, расположенным в географическом центре этого района. При выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий. 1. Изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы. При этом разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через всю логистическую систему. Составляется прогноз необходимой величины запасов во всей системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи, т.е., для нашего примера, в опте и в рознице. 2. Разрабатывается система товароснабжения.
3. Составляются схемы распределения материального потока внутри логистической системы (картосхемы товароснабжения). 4. Осуществляется выбор варианта места расположения распределительного центра, отвечающий критерию минимума приведенных затрат. Приведенные затраты определяются по следующей формуле: Зп = Сэ + Ст + К / Т, где Зп - приведенные затраты по варианту; Сэ - годовые эксплуатационные расходы, зависящие от проекта распределительного центра; Ст - годовые транспортные расходы; К - капитальные вложения в строительство распределительного центра; Т - срок окупаемости проекта, лет. о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о
а) б) в) Условные обозначения: : - распределительный центр (оптовая база); о - магазины; - потоки товаров. Рисунок 10 - Варианты размещения распределительных центров на территории района: а) с одним распределительным центром, расположенным на окраине района; б) с двумя распределительными центрами, расположенными в местах сосредоточения магазинов; в) с одним распределительным центром, расположенным в центре тяжести покупательского спроса. При распределении товаров народного потребления задача размещения распределительного центра может решаться с помощью материального моделирования макрологистической системы, в которой осуществляется распределение. Используемый метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть метода состоит в следующем. Из легкого, листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения населенных пунктов укрепляют грузы, вес которых пропорционален численности населения в этих населенных пунктах (рис. 11).
Условные обозначения: - груз, вес которого пропорционален численности населения в пункте X i, - распределительный центр. Рисунок 11 - Определение места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести) Можно доказать, что если мы разместим распределительный центр в центре тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока в районе будут наименьшими. При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластинки, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого города, расположенного в центре тяжести самой пластинки и с населением, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластинки. Применение описанного метода ограничено следующими условиями: на модели расстояние от населенного пункта до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый регион должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования - принцип подобия моделируемого объекта и модели; данный метод применим для материальных потоков, которые распределяются пропорционально численности населения, например, для потока продовольственных товаров. 5.3. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ Склады - это здания и сооружения с разнообразными устройствами, предназначенными для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Наличие большого количества разнообразных видов складов в логистической системе объясняется необходимостью в специально обустроенных местах для содержания запасов на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного историка сырья и кончая конечным потребителем. В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более. Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вне помещений на специально оборудованных площадках (открытые склады). В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или складотель). Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические. Существенным признаком склада является возможность поставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта. В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом. Рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 12).
Производство Производство Рисунок 12 - Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя По этому признаку склады можно разделить на две основные группы: 1. Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения. 2. Склады на участке движения товаров народного потребления. В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения. Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам, в местах потребления - торговым оптовым базам. 5.4. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ Работы, выполняемые на различных складах, обусловлены следующими функциями складов: временное размещение и хранение материальных запасов; преобразования материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость упаковки, комплектации и погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада. Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения. Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание. Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции. Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению. Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий. Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления. Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия. Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций и способов их выполнения в следующей последовательности: разгрузка транспорта; приемка товаров по количеству и качеству; размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); отборка товаров из мест хранения; комплектование и упаковка товаров; погрузка; внутрискладское перемещение грузов. Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса осуществляется на операциях с входным и выходным материальными потоками, т.е. при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Разгрузка - логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка - в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, типа транспортного средства, вида используемых средств механизации. Управление материальным потоком осуществляется на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает его количественный и качественный состав. В ходе различных технологических операций, в составе материального потока могут происходить изменения, которые носят вероятностный характер (порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др.), а также ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток. Проведение приемки на всех этапах движения материального потока позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе. На складе принятый по количеству и по качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя основными способами: отборка целого грузового пакета; отборка части пакета без снятия поддона. Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. В высотных статических складах тарно-штучных грузов (максимальная высота 12 м, оптимальное соотношение высоты к длине стеллажей 1:5) отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. В высотных динамических складах (высота стеллажей 16-24 м, но может достигать и 40 м, длина - до 150 м) стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения. 5.5. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ Грузовая единица - это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица как элемент логистики своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое и может формироваться как на производственных участках, так и на складах. Характеристиками грузовой единицы являются: размеры грузовой единицы; способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций. Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока. В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары. В логистике применяется разнообразная материально-техническая база, для соизмерения которой используют некоторую условную единицу площади - базовый модуль, представляющий собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т.п. Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя. На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование обеспечивает: сохранность продукта на пути движения к потребителю; возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации; максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта; возможность перегрузки без переформирования; безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки, который имеет ряд преимуществ. 1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным. 2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое. 3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
6. Новиков, О. А. Логистика [Текст]: учеб. пособие - 2-е изд. / О. А. Новиков, С. А. Уваров. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. - 208 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|