Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фискальная (налоговая) политика государства




Виды фискальной политики. Налоги оказывают сильное влияние на совокупный спрос и объем национального производства. Их введение вызывает сокращение общего дохода населения и, соответственно, части, идущей на потребление С, что, в свою очередь, вызывает снижение национального дохода Y. При этом уменьшается также часть дохода, идущая на накопление S. Однако соотношение между обеими частями зависит от склонности человека к потреблению или накоплению.

Фискальная политика в зависимости от реагирования на изменения экономической ситуации может быть дискреционной или автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством своих расходов и налогов. Дискреционная стимулирующая политика в период спада производства направлена на обеспечение роста потребления и инвестиций и предполагает меры по увеличению государственных расходов, например, путем развертывания различных социальных программ или снижения налогов. Эта политика ведет к дефициту государственного бюджета, но сдерживает падение производства. Эта политика может проводиться только на возрастающем участке кейсианской кривой совокупного предложения (рис. 12.7).

 

Рис.12.7. Стимулирующая налогово-бюджетная политика

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, сдерживающая фискальная политика направлена на торможение совокупного спроса за счет снижения государственных расходов и роста налогообложения. В этот период сальдо бюджета становится положительным.

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, представляет собой экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение ситуации в экономике и не требующий специальных правительственных решений. Так, одним из видов встроенных стабилизаторов является автоматическое изменение в налоговых отчислениях, в зависимости от величины доходов. В период подъема производства и роста доходов прогрессивная система налогообложения сдерживает совокупный спрос и экономический рост, обеспечивая увеличение поступлений в казну. В период экономического спада налоговые отчисления автоматически сокращаются, что способствует минимальной потере покупательной способности (рис.12.8).

 

Рис.12.8. Автоматическая налогово-бюджетная политика

 

Другим видом встроенных стабилизаторов является система пособий по безработице и различных социальных выплат, а также программа поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса, и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.

 

4. Дефицит государственного бюджета. Причины и следствия Превышение расходов государства над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Причины тому следующие:

· спад производства,

· несовершенная налоговая система и плохая собираемость налогов,

· большой оборот теневой экономики,

· раздутый государственный аппарат,

· финансирование военно-промышленного комплекса,

· неподкрепленные финансами социальные программы.

Различают три вида бюджетного дефицита:

· фактический,

· структурный,

· циклический.

Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов. Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан со структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений при циклическом спаде экономики.

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю.

Однако если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи, и средств на их реализацию может не хватать. Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета). При этом заметим, что в основном такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджетных дефицитов - явление распространённое и даже закономерное.

Причин тому множество: спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, приписки, хищения и т. п.), рост численности госаппарата и т.д..

Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям типа инфляции, промышленного спада, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами рыночной экономики. Они обусловлены тем, что в условиях дефицита бюджета государство вынуждено переходить на жесткую экономию бюджетных средств по всем направлениям своих расходов. Снижение государственных инвестиций в экономику страны, расходов на поддержку промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики приводит к тому, что многие предприятия вынуждены снижать объемы производств или вообще закрываться. А это в свою очередь ведет к сокращению объемов ВВП и налоговых поступлений в бюджеты.

Неблагоприятно сказывается на уровне жизни населения уменьшение объема расходов на социальную политику, образование, здравоохранение и других бюджетных ассигнований на социальную сферу. Кроме того, следствием дефицита бюджета становится несвоевременность выплат заработной платы работникам как бюджетных организаций, так и тех, перед которыми государство имеет задолженность по оплате своих заказов. То же самое касается пенсий, стипендий, пособий и прочих социальных трансфертов. Все эти факторы ведут к снижению благосостояния населения и обострению социальной напряженности в обществе.

 

5. Методы покрытия бюджетного дефицита.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Однако следует заметить, что объем расходов нельзя или невозможно сокращать ниже определенного уровня. В противном случае это может привести к катастрофическим последствиям в жизни общества, к коллапсу экономической и политической (военной) безопасности страны, к еще большему усугублению социального и бюджетного кризиса.

Поэтому основным путем сокращения дефицита бюджета является увеличение объема доходов. Иначе это называется финансированием бюджетного дефицита. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются государственные займы. К внутренним источникам финансирования относятся:

· кредиты, полученные от кредитных организаций внутри страны;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы.

Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;

· кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.

Первый способ наиболее лёгкий и распространённый, связанный с выпуском дополнительно объёма денежной массы. Государство получает дополнительный доход от печатания денег (сеньораж). Все экономические агенты платят государству своеобразный налог. Монетизация бюджетного дефицита может выражаться не только в эмиссии денег, но и в кредитах Центробанка по льготным ставкам.

Займы государства на внутреннем и внешнем финансовых рынках ведут к возрастанию государственного долга и, соответственно, к росту расходов на его обслуживание. Возрастание государственного внешнего долга является наиболее негативным фактором, так как при этом увеличивается доля национального богатства, вывозимая из страны в виде процентов за кредит. Если дефицит финансируется с помощью государственных займов, то увеличивается среднерыночная ставка процента. Это снижает склонность к инвестированию частного капитала. Государственные облигации в конечном итоге не снижают инфляционное напряжение.

Увеличение налоговых поступлений в госбюджет выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита, так как оно реализуется в долгосрочной перспективе в процессе налоговой реформы. Повышение налоговых ставок даже теоретически не может продолжаться бесконечно, в отличие от увеличения количества денег в обращении. Поэтому важнейшими направлениями в бюджетной политики являются повышение эффективности финансово-кредитных связей, усиление контроля за исполнением бюджета, оздоровление общей экономической ситуации, привлечение частных отечественных и зарубежных инвестиций в производство и т.д.

6. Государственный долг.

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности:

· факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности.

· факторы, обуславливающие структурный дисбаланс, т.е. решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране и техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала. Это требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.

Международная практика показывает, что внешний долг – это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мирах действует правило, согласно которого все значительные объёмы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. Следовательно, объём внешнего долга включает в себя как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов.

На объём и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000-2002 гг. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности.

Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами.

Основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:

­ государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);

­ облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1-3 года);

­ государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сроком до 30 лет);

­ облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ);

­ казначейские векселя и обязательства.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом её внешнего долга.

Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

1. Рефинансирование. На практике правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил (в условиях депрессивной экономики такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение. Правительство имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может; таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство - не может.

3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...