Глава 14. Система и виды наказаний
Информационно-справочный материал
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания".
Литература
Егоров В.С. Система наказаний по уголовному праву России. М., 2002; Учение о наказании в уголовном праве России. Владивосток, 2011.
§ 1. Система наказаний
Система наказаний - это установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный (иерархически), исчерпывающий перечень видов наказаний. Признаками системы наказаний (ст. 44 УК) являются: 1) множественность элементов - законодатель предусмотрел в ст. 44 УК 14 видов наказаний, что позволяет отграничить их от других правовых явлений; 2) число элементов системы (видов наказаний) определено уголовным законом и только им может быть изменено; 3) перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим; это означает, что суд не вправе использовать иные виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень; 4) наказания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что указывает на определенную целостность и единство системы. Так, изменение порядка применения одних видов наказаний влечет изменение порядка применения других. Аналогичный процесс происходит при исключении либо введении в уголовный закон других видов наказаний. Например, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и иных видов наказаний;
5) система носит внутренне упорядоченный характер - ее элементы расположены в определенном порядке от менее к более строгому, образующие так называемую лестницу наказаний. Такой подход имеет важное практическое значение. Во-первых, он обязателен для законодателя при конструировании санкций с альтернативными видами наказаний (виды наказаний должны располагаться в той же последовательности: от наиболее мягкого к наиболее строгому). Во-вторых, рассматриваемый принцип обязателен для правоприменителя; судья должен сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого наказания. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Кроме того, ступенчатость видов наказаний позволяет решить вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом (ст. 80 УК); при изменении приговора (ст. 10 УК); при зачете различных видов наказаний (ст. 71 УК) и др.; 6) система наказаний представляет собой одновременно объективно-субъективное явление, ее субъективность состоит в том, что она создается волей людей, но создание отдельных элементов системы должно быть социально обусловленным. В процессе функционирования система существует в реальности и претерпевает некоторые изменения под влиянием изменений в социальной среде. В связи с этим в литературе выделяются две системы наказаний: идеальная - содержится в уголовном законе; реальная - существует в практике применения права. Так, арест и смертная казнь предусмотрены в ст. 44 УК, но они не применяются.
§ 2. Виды наказаний
Основная, или полная, применяемая в отношении взрослых система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 13 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь. Согласно ст. 45 УК в зависимости от порядка назначения все наказания делятся на основные, дополнительные и имеющие двойственную юридическую природу. Основными являются виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Основной вид наказания может быть назначен судом только в случае, если он прямо закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК. Исключение из этого правила предусмотрено ст. 64 УК, согласно которой при наличии исключительных смягчающих обстоятельств суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений. К ним законодатель отнес один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. На данное наказание нет указаний ни в одной из санкций статей Особенной части УК. Поэтому суд может лишить специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случае, если есть такая необходимость за любое тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 48 УК).
К наказаниям, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы. В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" подчеркивается, что при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов. Если закон, по которому квалифицировано преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания (например, ч. 1 ст. 290 УК), то его неприменение допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.
§ 3. Штраф
Штраф - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 46 УК). В законе указаны три способа исчисления штрафа: 1) в размере, соответствующем определенной денежной сумме; 2) в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Под иными понимаются доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2); 3) в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф при любом способе его назначения должен быть определен в виде денежного взыскания. Согласно ч. 2 ст. 46 УК штраф при первом способе исчисления устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб.; при втором способе определяется в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет; при третьем - штраф устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб. При этом штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК. Это правило не распространяется на случаи, когда размер штрафа исчисляется исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом этих же обстоятельств суд может назначить выплату штрафа с рассрочкой на срок до 5 лет. Штраф может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного штраф назначается, если он закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК, а также при наличии исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК). Как дополнительный вид наказания штраф назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, как основного наказания, он заменяется любым иным наказанием, за исключением лишения свободы. Осужденным за совершение коммерческого подкупа (ст. 204), получение взятки (ст. 290), дачу взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1) штраф может быть заменен в том числе и на лишение свободы. В соответствии со ст. 32 УИК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа). Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший его полностью или частично в установленный срок (30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу - ст. 32 УИК). Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Этот срок может быть продлен судом до 30 суток.
§ 4. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).
В данном случае речь идет о двух самостоятельных наказаниях: 1) лишении права занимать определенные должности; 2) лишении права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре конкретизируется вид такой деятельности (фармацевтическая, педагогическая, оказание юридических услуг и т.д.). Одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной (например, управление транспортным средством). Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного назначается, если этот вид наказания закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК, а также при наличии исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК). Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено одновременно и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание. В ст. 47 УК определены минимальные и максимальные сроки данного вида наказания. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, его продолжительность составляет от 1 года до 5 лет; если дополнительного - от 6 месяцев до 3 лет. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данный вид наказания назначается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказания (например, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 230 УК). Способы исчисления сроков зависят от порядка назначения рассматриваемого вида наказания. В случае если он назначен в качестве дополнительного и присоединяется к наказаниям, не связанным с лишением свободы, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, т.е. сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Если же присоединяется к наказаниям, связанным с лишением свободы, то распространяется на все время отбывания основного наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК).
§ 5. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград играет роль только дополнительного наказания. В отличие от иных наказаний этот вид наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Он может быть назначен по усмотрению суда при наличии определенных условий, предусмотренных ст. 48 УК: совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного. При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается (п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания"). К сведениям о личности виновного относятся как данные, имеющие юридическое значение в зависимости от совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, так и иные характеризующие личность подсудимого сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться сведения о семейном и имущественном положении подсудимого, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жены, родителей, близких родственников). По своему содержанию лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг осуждаемого перед обществом и государством. Суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Вместе с лишением звания, чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.
§ 6. Обязательные работы
Обязательные работы являются основным видом наказания и назначаются за преступления небольшой и средней тяжести. Этот вид наказания характеризуют: обязательность (принудительность) работ; выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; бесплатность; определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Принудительный характер обязательных работ заключается в том, что у осужденного нет возможности их выбора, он обязан выполнить именно тот вид общественно полезных работ, который будет определен. Как правило, это неквалифицированные виды работ (использование осужденных в благоустройстве улиц, уборка территорий, ремонтно-строительные и др.). Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является учащимся). Бесплатность работ предполагает, что обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе. Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК). В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами либо лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный (ст. 30 УИК): - более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; - более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; - скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. При назначении данного вида наказания судам следует выяснять трудоспособность осужденного и учитывать положения ч. 4 ст. 49 УК о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются. Это лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную служб по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
§ 7. Исправительные работы
Исправительные работы характеризуются тем, что: - имеет место принудительное привлечение к труду на определенный срок; - наказание отбывается по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного; - осуществляется удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного. Исправительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 4 ст. 44 УИК). В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК). Злостно уклоняющимся признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за предыдущее нарушение, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст. 46 УИК). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 отмечается, что исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, в связи с чем суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК исправительные работы не назначаются: лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
§ 8. Ограничение по военной службе
Ограничение по военной службе применяется только в качестве основного наказания. Назначается оно, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, так как этот вид наказания предусмотрен только в статьях указанной главы. Однако в законе закреплена возможность его назначения и за иные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных за совершение этих деяний соответствующими статьями Особенной части УК. Данный вид наказания имеет следующие характерные черты: применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; исключает возможность повышения их во время отбывания наказания в должности и воинском звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет; из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы. Вместе с тем ограничение по военной службе может назначаться лицам, для которых военная служба является профессиональной деятельностью. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Размер удержания исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (ст. 144 УИК). Ограничение по военной службе назначается на срок от 3 месяцев до 2 лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе, - на срок от 2 месяцев до 2 лет. До истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148 УИК).
§ 9. Ограничение свободы
Ограничение свободы может применяться как основной, так и дополнительный вид наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК ограничение свободы заключается в установлении осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Осужденный обязан являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от 1 до 4 раз в месяц для регистрации. Ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести. Его срок исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В указанный срок засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета 1 день пребывания под стражей за 2 дня ограничения свободы. Ограничение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (например, ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 126). При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения; при назначении ограничения свободы дополнительно к принудительным работам - со дня освобождения осужденного из специального учреждения (исправительного центра). В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин (ч. 3 ст. 49 УИК). Злостно уклоняющимся от отбывания наказания признается: - осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; - осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; - скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; - осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (ч. 4 ст. 58 УИК). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы суд может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ за 2 дня ограничения свободы или 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы (ч. 5 ст. 53 УК). Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет уголовную ответственность по ст. 314 УК. Ограничение свободы не назначается: военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.
§ 10. Принудительные работы
Принудительные работы применяется судом в следующих случаях: - когда предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые; - при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; - в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более 5 лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. Принудительные работы предполагают: принудительное привлечение к труду в специальных учреждениях - исправительных центрах на определенный срок; удержание в доход государства определенной доли заработной платы осужденного. Принудительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет. Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со ст. 60.4 УИК из расчета 1 день содержания под стражей, 1 день следования в исправительный центр под конвоем, 1 день краткосрочного выезда за 1 день принудительных работ. В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше суток. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором, в пределах от 5 до 20%. Осужденный вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный: - уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания (ч. 2 ст. 60.2 УИК); - не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; - не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; - самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов (ст. 60.17 УИК). В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ. Злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ признается осужденный при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, не являющихся злостными. Злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются: употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них; отказ от работы; самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра; несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания. Нарушениями, не являющимися злостными, являются: нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; нарушение трудовой дисциплины; нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре; неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами (ст. 60.15 УИК). В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.
§ 11. Арест
Арест применяется только как основной вид наказания, когда он предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК. Осужденные к аресту должны отбывать наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях строгой изоляции. На осужденных распространяются условия содержания, установленные для общего режима в тюрьме. Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается; осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 154 УИК). Этот вид наказания устанавливается совершеннолетним на срок от 2 до 6 месяцев, а несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на срок от 1 до 4 месяцев. Арест должен назначаться лицам, которые ранее не отбывали наказание в местах лишения свободы и для которых кратковременное пребывание в арестном доме в строгой изоляции от общества окажет мощное "шоковое" воздействие с тем, чтобы предупредить совершение ими преступных деяний в будущем. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора возраста 16 лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ч. 2 ст. 54 УК). Однако в настоящее время остается спорным вопрос о возможности назначения ареста лицам, достигшим 16-летнего возраста, так как данный вид наказания исключен из системы наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК).
§ 12. Содержание в дисциплинарной воинской части
Содержание в дисциплинарной воинской части - наказание, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|