Беговые упражнения, как оздоровительная тренировка — МегаЛекции
Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Беговые упражнения, как оздоровительная тренировка




Бег - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Выделена такая последовательность фаз в цикле беговых движений ноги: в периоде опоры и периоде полета [10,34].

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Беговые нагрузки благоприятно отражаются на деятельности эндокринной системы, обеспечивающей в числе других функций и нормальные процессы роста и развития, что очень важно для растущего организма.

Известные педагоги Е.А. Аркин, А.И. Быкова и другие строили занятия по физической культуре на основе таких принципов: сознательности и активности, систематичности, постепенности, доступности, наглядности, обеспечивающих максимальную эффективность занятий [12,296].

Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональном и психологическом плане результата. Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

Для улучшения техники бега, координационных способностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согнуты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда движения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад-в стороны.

Остановимся на методике приобщения ребенка- дошкольника к беговым упражнениям. Прежде всего, надо преодолеть некоторую психологическую сложность. Ведь, в отличие от взрослого или подростка, «за здоровьем» малыш не побежит. Поэтому лучше проводить игры, в которых присутствовал бы в большом объеме бег, придумывая соответствующие роли для себя и для своего ребенка. Начинать эти беговые «забавы» можно уже с ребенком 3- летнего возраста, чередуя их с ходьбой, прыжками на одной и двух ногах, дыхательными гимнастическими упражнениями. [10,40].

В беговые упражнения старших дошкольников и школьников следует включать соревновательные элементы. На этих занятиях важно не допускать обычного стремления детей к ускорению, в противном случае из-за утомления эффект упражнений от этого снижается. Необходимо следить за постепенным увеличением нагрузки, которая регулируется повторением пробегаемой ребенком дистанции.



Циклические беговые упражнения должны обязательно включаться в комплекс утренней зарядки, для здоровых ребят начиная с 4—5-летнего возраста. Зарядку лучше проводить под музыку. Начиная с ходьбы на месте, далее после дыхательных гимнастических упражнений (с обязательным шумным выдохом, наклонами вперед и в стороны) дети вместе с взрослыми бегают в медленном темпе на дистанцию около 100 м (затем дистанцию постепенно увеличивают до 200 м).

Бег чередуют с ходьбой и прыжками на одной и двух ногах. Зарядка заканчивается быстрой ходьбой с постепенно снижающимся темпом, дыхательными упражнениями и водными процедурами. По возможности зарядку следует проводить на открытом воздухе и в облегченной одежде [21,93].

Другие циклические упражнения также обладают хорошим оздоровительным действием, хотя и уступают бегу. К ним, в частности, относятся быстрая ходьба в течение достаточно длительного (1,5—2ч) времени. Однако, прежде чем рассказать об оздоровительной ходьбе, необходимо хотя бы коротко поговорить о походке. К сожалению, неправильная походка все чаще наблюдается не только у малышей, но и у школьников. Она, в свою очередь, рано или поздно приводит к деформации стоп и позвоночника и ко многим другим заболеваниям.

Выработке правильной походки способствует ходьба с выносом поочередно коленей вперед (спина прямая), с высоким подниманием ног, «солдатским шагом» (выбросом ног вперед и размахиванием в такт руками), с приседаниями и длинными шагами [21,104].

Эффективное средство для укрепления мышц ног и улучшения их формы — ходьба босиком по мелководью вдоль реки или моря. При этом повышается кровоток, особенно в сосудах ног, создаются условия для роста мышц в длину и ширину, а попутно достигается отличный закаливающий эффект. Не меньшей заботы и внимания требует от родителей профилактика плоскостопия. Оно часто сопровождается болями и судорогами мышц при ходьбе, обычно слабо выражены или отсутствуют своды стопы [11,265].

Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.

Таким образом, бег является одним из самых распространенных движений в жизни дошкольника и используется не только в собственно физкультурной сфере, но и во многих подвижных играх и в повседневной жизни ребенка. Методика обучения детей бегу учитывает физиологические особенности детей дошкольного возраста.

Заключение

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь фактором сохранения пространства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования.

Развитие основных физических качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств человека. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности.

Физического воспитания является одним из важнейших средств воспитания детей дошкольного возраста. Совершенствование уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых это выносливость, является залогом здоровья.

Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечнососудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию; Развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе. Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку.

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью игры, в данном случае, подвижных игр, мы можем развивать такое физическое качество как выносливость.

Таким образом, для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, в подвижных играх, требующих быстрой реакции, быстрых ответных действий. Безусловно, физические качества имеют большое значение для физического развития ребенка. Но для того чтобы целенаправленно строить работу по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста необходимо знать особенности развития физических качеств у дошкольников.

Список использованной литературы

1. Аркин Е.А. Физическое воспитание в детском саду/ Е.А. Аркин.– М.: Наркомпрос РСФСР– Москва, 2009.646 c.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания/ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

3. Безруких М.М. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты/ М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М.: 2000. – 312 с.

4. Березина А.В. Возрастные особенности развития организма детей и подростков: метод. пособие/ А. В. Березина, С. А. Баранцева. –М.: 2005. – 31 с.

5. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. Сада/ Е.Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1983.– 144с.

6. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста/ Э.С. Вильчковский. – Киев.: Здоровье, 1979. – 232 с.

7. Дубицкая Е.А. Педагогика: учебник для бакалавров/ Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. – М.: Юрайт, 2012. – 332 c.

8. Зимкин Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. М.: Физкультура и спорт, 1956.– 206 с.

9. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодуров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, – 320 с.

10. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 1/ Н.К. Крупская. – М.: Высшая школа, 1947. – 130 с.

11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник/ Ю.Ф. Курамшин. – М.: 2004. – 464 с.

12. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры/ А.М. Максименко. – М.: 2001. – 320 с.

13. Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие/ Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2014. – 288 c.

14. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Юрайт, 2016. – 411 c.

15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2004. – 863 с.

16. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: учебное пособие/ Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.

17. Павлов И. П. Полн. собр. соч, т. 3, кн. 1/ И.П. Павлов. – М.: Издательство АН СССР, 1952.- 624 с.

18. Попов Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры; 2-е изд., переработанное и дополненное/ Е.Б. Попов. – Оренбург: МГЮА, 2017. – 119 с.

19. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры: учебник/ М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б. Синюхин. – М.: Альянс, 2016. – 292 c.

20. Скородумова О. Б. Феномен «виртуальной личности» в пространстве/ О.Б Скородумова, Н. Б. Кирилловой. Екатеринбург – Москва: Академический проект, 2007. – 359 с.

21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 145 с.

22. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие/ В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c.

23. Ушинский К. Д.Сочинения, т.8./ К.Д. Ушинский. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1950. – 376 с.

24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студентов вузов/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

25. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет/ Е.И. Янкелевич.– М: Академия, 2010. – 208 c.





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.