Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три основания для оказания психологической помощи




Глава 1. Практическая психология как помогающая профессия

Из: Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с. — С. 6-29.

© Лидерс А.Г., 2001

© Издательский центр «Академия», 2001

Три слоя психологии

(6:) Что такое практическая психология? Во всякой психологии (общей, возрастной, социальной, клинической, педагогической и пр.), т.е. в психологии вообще, можно выделить три слоя работы. Критерием для их различения является разное отношение психологов, работающих в этих трех слоях психологии, к человеку — носителю психики.

Речь идет о теоретической, прикладной и практической психологии (рис. 1).

Рис. 1. Три слоя психологии

1. Теоретическая психология исследует (изучает, наблюдает, экспериментирует) человека — носителя психики. В слое теоретической психологии работают психологи-исследователи. А человек — (7:) носитель психики для психолога-исследователя превращается в испытуемого. Про испытуемого можно сказать, что это «частичный» человек: он соглашается за определенную плату отказаться от части своих прав и выполнять инструкции психолога-исследователя (экспериментатора). Как бы ни хотел психолог-экспериментатор, чтобы перед ним сидел максимально естественный, натуральный, целостный человек — носитель психики, это не так. Перед ним тот, кто лишен части своей активности и произвольности, ограничен в своих правах. Но только так, ограничив (зафиксировав, вынеся за скобки, контролируя как неизменное) одно, можно исследовать другое.

Продуктом отношения исследования между психологом и человеком — носителем психики — являются знания, организованные в теории. Теории живут своей особой, самостоятельной жизнью, транслируются от одного поколения психологов к другому, разрастаются, умирают. Но знания, организованные в теории, могут — при соответствующей переработке — транслироваться в другие слои психологии, например из теоретической психологии в прикладную. Главное, что пользователем психологических знаний (не путать с психологической информацией, которую психолог-консультант передает клиенту) может быть только психолог.

2. Прикладная психология теряет непосредственные отношения с человеком — носителем психики (которые имела теоретическая психология). Теперь отношения психолога и человека опосредованы другим профессионалом. Прикладной психолог имеет дело с профессионалами из другой области, и только косвенно с человеком — носителем психики. Ведущей деятельностью прикладного психолога является со-организация деятельности профессионала другого профиля с помощью предписаний (указаний, рекомендаций и пр.), основанных на психологических (теоретических) знаниях. В качестве этих других профессионалов выступают фактически все профессионалы, имеющие дело с человеком. Сами они (как представители другой профессии) не имеют психологических знаний о человеке, но часто хотят их иметь для регуляции своей деятельности по отношению к человеку. Их практика нуждается в такой со-организации, со-руководстве. Интересно, что для прикладного психолога, со-организующего деятельность другого профессионала, человек — носитель психики выступает как объект чужой практики, и в этом смысле этот человек для психолога также «частичный» человек, не полный субъект деятельности, а только объект чужой практики.

Если у прикладного психолога не хватает готовых (теоретических) психологических знаний, чтобы формулировать предписания для другого профессионала, то он выходит временно в теоретический слой психологии и проводит специальные (прикладные) исследования, чтобы добрать знаний, вернуться в слой (8:) прикладной психологии, сформулировать предписания и этим ответить на запрос другого профессионала.

Таким образом, важно, что прикладная психология не имеет собственной практики по отношению к человеку — носителю психики, а только со-организует чужую практику по отношению к нему — практику врача, педагога, начальника отдела кадров, работника ГАИ и пр.

3. Практическая психология восстанавливает непосредственные отношения с человеком — носителем психики. Но теперь это отношения оказания психологической помощи, а человек здесь уже не испытуемый, а клиент. Понятие «клиент» конституирует позицию практического психолога. Клиент и практический психолог — это две стороны одной медали. Поэтому дадим определение понятия «клиент».

Клиент — это тот, кто:

а) испытывает психологические трудности, которые доходят до уровня психологических страданий, с которыми человек не может справиться сам с помощью привычных для него средств;

б) ищет психолога, т. е. того, кто окажет ему помощь в работе с психологическими страданиями;

в) добровольно обращается к психологу за такой помощью;

г) заключает с психологом письменный или устный договор об оказании психологической помощи и соглашается оплачивать работу психолога (или принимает во внимание, что работа психолога будет оплачена государством или спонсором).

Практический психолог имеет собственную практику — практику оказания психологической помощи добровольно обратившемуся к нему клиенту. Что касается понятия «психологическая помощь», то здесь нам удобно объяснить его через указание целей и задач:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме — ее переформулировка;

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюрализма мировоззрения;

6) повышение ответственности клиента и выработка у него готовности к творческому освоению мира.

В центре психологической помощи стоят следующие виды деятельности практического психолога:

сопереживание (работа с переживаниями клиента и со своими собственными);

активное психологическое обучение (результатом которого является повышение психологической — общенческой, коммуникативной — компетентности);(9:)

формирование новых копинг-стратегий; культурная со-продуктивность (см. об этом далее).

Три основания для оказания психологической помощи

Существуют по крайней мере три основания для оказания психологической помощи. Каждое из них делает ответственными разных профессионалов, представителей помогающих профессий за соответствующий модус работы по оказанию психологической помощи. Что касается самой психологической помощи, то все названные профессионалы равноспособны по ее оказанию.

Эти основания таковы:

1. Добровольность обращения клиента за психологической помощью.

2. Оказание психологической помощи по медицинским показаниям.

3. Оказание психологической помощи по социальным основаниям.

В первом случае профессионала не интересует (вернее, интересует, но во вторую очередь с учетом факта добровольного обращения) есть ли у клиента медицинский диагноз и есть ли психосоциальные основания для психологической работы с ним. Достаточно, что клиент сам заявляет о своем желании получить помощь от профессионала. О таком клиенте мы можем в общем случае предполагать, что он ответственен, контактен, произволен, рефлексивен. Он выбрал профессионала с учетом его квалификации, методов работы и согласился в договоре на психологическую помощь и размер оплаты этой работы. С нашей точки зрения, в этом модусе психологической помощи центральной фигурой является практический психолог. Психологическая помощь оказывается здесь в форме психологического консультирования, психологической коррекции, психологического сопровождения, психологического тренинга и неврачебной психотерапии.

Во втором случае добровольность выносится за скобки (то есть и здесь она желательна и важна, но как вторичный фактор оказания помощи). Медицинскими показателями является диагноз и квалификация состояния человека. При определенных сочетаниях этих двух составляющих по Закону «О психиатрической помощи в Российской Федерации» человеку (пациенту) психологическая помощь, как и медикаментозная, может быть оказана без его согласия. Решение об оказании такого рода помощи принимает медик — психиатр или психотерапевт. Он и несет ответственность за оказание психологической помощи в этом модусе работы. Но саму помощь, процессуально, в виде врачебной психотерапии, (10:) психокоррекции, группового тренинга (групповой психотерапии) могут вести и другие профессионалы, а не обязательно только врачи. Важно, что оказание такой помощи в общем случае не предусматривает ее оплаты пациентом, если только речь не идет о частных клиниках с улучшенными условиями жизни.

Наконец, в третьем случае не только выносится за скобки добровольность, но речь не идет и о наличии медицинского диагноза. Здесь важны критерии социальной необходимости оказания психосоциальной помощи человеку (семье, детям). Речь идет о помощи беженцам, жертвам техногенных и природных катастроф, помощи в случае доказанного насилия в семье, в случае включенности человека в деструктивные культы и пр.

Решение об оказании такой помощи принимает ответственный и уполномоченный социальный работник, единолично или коллегиально. Некоторые процедуры оказания такой помощи могут идти без добровольного согласия субъектов, но другие — только с их согласия. Необходимые для начала оказания психосоциальной помощи показатели и критерии, вообще говоря, должны быть зафиксированы в некотором законе или подзаконных актах. Поэтому к профессии социального работника значительно выше требования с точки зрения его юридической подготовки (по сравнению с практическим психологом). Процессуальными формами психологической помощи здесь будут психологическое консультирование (и близкие виды консультирования, например, консультирование жертв деструктивных культов, которое де-юре не называется психологическим, но реально очень близко к нему), психокоррекция, неврачебная психотерапия, групповой психологический тренинг и пр.

Все три модуса оказания психологической помощи могут дополнять друг друга, т. е. как бы соединяться, накладываться друг на друга. Приведем любопытный пример:

В Швейцарской конфедерации существует закон, по которому каждый осужденный, попадая в места лишения свободы, имеет право на психологическую помощь. В самом деле, человек совершил преступление, прошел следствие и суд, был изолирован от привычного для себя социального окружения, попал в совершенно новую для себя закрытую среду — все это вместе есть серьезные основания для оказания психологической помощи. Для реализации этого закона развернута служба тюремных психологов. По закону и правилам их работы тюремные психологи должны три раза вызвать на прием каждого вновь поступившего в тюрьму и предложить ему психологическую помощь (в той технической форме, которой владеет данный психолог). Если все три раза осужденный отказывается от предложенной — мотивированной и разъясненной — психологической помощи, психолог просит его расписаться в отказе в соответствующих документах. Если осужденный соглашается на помощь, то добровольно! Пусть не сам осужденный приходил к психологу, а (11:) психолог «стучался» к осужденному, но ведь тот имел полное право отказаться—и согласился!

Несомненной модификацией одного основания для оказания психологической помощи другим является оказание психологической помощи человеку с психиатрическим диагнозом, добровольно обратившемуся к практическому психологу (не к клиническому, или по крайней мере не внутри клиники, где бы этот человек не имел полной свободы в добровольном обращении за помощью — она ему уже оказывается! — и речь о модификации не шла бы). Ответственность за работу вне клиники с человеком, который имеет диагноз, все равно несет соответствующий врач или коллегиальное собрание врачей. Психолог, к которому обратился за помощью человек, в соответствии с этическими и профессиональными обязанностями (кодексами) многих профессиональных и общественных объединений психологов-практиков должен войти в контакт с лечащим врачом (или тем профессионалом, который несет ответственность за человека, поставил диагноз и/или уже ведет больного) и договориться с ним о порядке совместной работы и распределении ответственности. Таким образом, факт наличия медицинского (психиатрического) диагноза модифицирует порядок оказания психологической (и психосоциальной) помощи с точки зрения распределения ответственности и ее организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...