Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие формы государственного правления

Введение

Форма правления — это способ организации структуры и взаимо­отношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Темой данной курсовой работы является "Форма государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

1. дать понятие формы государственного правления;

2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;

3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем понятие формы государственного правления и приходим к выводу, что она раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, что известны две формы правления: монархия и республика.

Во второй главе мы рассматриваем понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.

В третьей главе мы рассматриваем понятие и виды республиканской формы правления и приходим к выводу, что республика — это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.

Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как В.Е.Чиркин, М.Н.Марченко, Е.М. Дерябина и других авторов.


Глава 1. Понятие формы государственного правления

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.[1]

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.


Глава 2. Монархия

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.)[2]. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;

- монарх пользуется – титулом (король, царь, император, фараон);

- монарх получает власть, как правило, по наследству;

- народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства, его пожизненное пребывание на троне и неответственность монарха. Лишь в Малайзии монарх переизбирает­ся раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губер­натор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная мо­нархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эми­ров семи эмиратов Федерации.

Современные монархии претерпели существенные модифика­ции, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенден­ция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современны­ми терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «демократической конституционной монархии» (Конституция Бутана 2009г.), о «консти­туционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.). Монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), созда­ют подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.)[3].

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности[4]. В государственно – правовой традиции большинства монархических государств существует принцип: «Монарх не может быть неправ». Ответственность монарха обычно перекладывается на правительство, «контрасигнатуры»[5]. Он может оставить пре­стол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответствен­ность, и казнь королей, имело место принуждение монарха к отречению от престола (Румыния, Великобритания, Франция)[6].

Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом.[7] При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

В целом институт монархии – это феодальный пережиток, а для некоторых стран – пережиток еще более давних времен, но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Как отмечалось в ряде стран эта форма не сказывается практически на характере политического строя, а в других имеет определяющее значение для него. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиции защиты демократического строя.

Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа монархий. После Второй мировой войны и позже в ранее монархических государствах провозглашены республики (Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Румыния). Однако этот процесс развивается зигзагами. Восстановлена монархия в Испании, Камбодже.

Сторонники монархии достоинством данной формы правления считают прочность поста главы государства, который не зависит от политических перемен, и, следовательно, стабильность государственной власти. К числу достоинств относится также беспартийность и теоретически беспристрастность монарха, который вследствие этого может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых стран, где монарх безвластен, и не отвечает условиям многих развивающихся стран, где монарх властвует, а если он арбитр, то отнюдь не беспристрастный.

В развитых странах (Бельгия, Великобритания, Дания) сколько-нибудь заметного движения за ликвидацию монархии и замену ее республикой не существует: монарх в значительной мере лишь почетная должность, он не влияет сколько-нибудь существенно на управление страной[8].

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.


Абсолютная монархия

При абсолютной монархии сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует, конституция и парламент отсутствуют[9]. В настоящее время таких монархий нет.

Юридически многие монархии Востока стали полуабсолютными и даже конституционными, но на деле монарх властвует безраздельно. В некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламент­ских органов: их решения не вступают в силу без согласия монар­ха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций часто приостанавливается, они отменяются монархом а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некото­рых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответст­венности правительства перед парламентом (по традиции прави­тельство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте чис­ленно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматрива­ется как особая форма мусульманского института аш-шура — со­вещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги му­сульман — Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранив­шиеся монархии такого рода полуабсолютными.

Большинство из рассматриваемых монархий имеют теократи­ческие черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в араб­ских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это — тео­кратические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены сла­бее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии иг­рает семейный совет. Он, в частности, определяет преемника мо­нарха (это не обязательно старший сын), может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во-первых, они определяются ре­лигиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основывают­ся на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя сущест­вует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи (губернаторы) и других при­ближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетво­рение монаршего дома.

Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадле­жит, как отмечалось, коллегиальному органу — Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающе­го 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем. В соответствии с Конституцией 1996 г. Эмиры двух крупнейших эмиратов имеют право вето в отношении решений Высшего совета эмиратов.[10]

 

 

2.2 Ограниченная монархия

В ограниченных монархиях власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.[11]

В парламентской монархии власть монарха законодательно ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх в парламентской монархии играет в основном представительную роль, является «символом нации», «символом единства нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним.

За монархом могут традиционно сохраняться определенные полномочия. Так, в отдельных государствах он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонит кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарху может принадлежать право вето в отношении законов, принятых парламентом. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром: эта процедура получила название «контрассигнация». Без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы. Таким образом, правительство берет на себя ответственность за надлежащее качество и исполнение актов монарха. Это выражено принципом «не может быть прав», а также принципом «безответственности монарха». Монарх должен отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь правительство может предложить монарху в определенных случаях распустить парламент и назначить новые выборы для решения конфликта между законодательной и исполнительными властями непосредственно народом. Изложенные процедуры являются частями механизма сдержек и противовесов.

Парламентская монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).[12]

Дуалистическая монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. При дуалистической монархии в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту.

Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом прежде всего как с органом, утверждающим бюджет.

В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.[13]

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем при ограниченной.


 

Глава 3. Республика

Республика - это форма правления, в которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.

Для республики характерны следующие отличительные признаки:

- Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является, как правило, президент, который избирается либо населением, либо парламентом.

- Сменяемость верховной власти. Она выражается в четко определенном сроке полномочий главы государства, который составляет в среднем 4-6 лет. Практическиво всех республиках по конституции главе государства запрещено занимать свой пост более двух сроков.

- Ответственность главы государства. В определенных конституцией случаях глава государства несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности.[14]

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.[15]

Первые республики появились в античный период. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристрокатии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.[16]

Ранее было принято различать две формы республики – президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получила смешанная форма правления, соединяющая черты первых двух форм.[17]


Президентская республика

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.[18]

В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается прези-дент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они со-ставляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некото-рых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по пар-тийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение).

Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательно-го вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия.

В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет до 2011г., Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-мини-стру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах — и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственное затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента. Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом толь-ко в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него долж-ны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).

На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет пра-вительство, если он видит такую необходимость и соответствую-щее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное большинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (до 2011 г. - Президента Х.Мубарака), и они вряд ли выразят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» президентом.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали концепции и практики партии-государства, о пожиз-ненных президентах в президентско-монократических республиках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.) и настоящего (КНДР, некоторые постсоветские республики Азии), где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форм условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президен-том (иногда — исполняющим обязанности президента, иногда - временным президентом). Это - милитарно-президентская республика, она является временная формой, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более десяти лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).

В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента - идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения, с другой - парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.[19]

Как считают авторы учебника М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. Россия является президентской республикой. Президент как глава государста определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри станы и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент подписыввает и обнородует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российкой Федерации, подписывает ратифицированные грамоты, решает вопросы гражданства и многие другие жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.[20]

 

Парламентская республика

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. Непрямыми выборами, хотя есть парламентарные республики (Австрия, Болгария,Чехия и др.), где президент избирается гражданами. Поэтому способ выборов президента не является решающим критериемо отличия парламентской республики от президентской. Главное состоит в способе формирования правительства и его политической ответственности. Формально правительство в парламентской республике назначает президент. Но выбор его не свободен, указ лишь оформляет фактическое положение. Президент парламенской республики вынужден назначить главой правительсва лицо, которое пользуется доверием парламента, и по его предложению министров. Иначе правительство не получит вотума доверия в парламенте и правительство не будет сформировано. Таким образом, в парламентской республике правит не партия президента, а партия парламентского большинства. Лишь в исключительных случаях президент может принять самостоятельное решение о назначении премьер-министра и министров по его рекомендации.

В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламеном (нижней палатой, в Италии перед обеими палатами), но не перед президентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку. Президент может не принять отставку, а распустить парламент (нижнию палату) с назначением даты новых выборов. Правительство может также рекомендовать президенту распустить парламент с назначением новых выборов, этот совет (на деле указание) президент обязан выполнить.

По конституции в парламентской республике полномочия президента могут быть обширны, но реально их осуществляет правительство. Главную роль играют премьер-министр и парламент. Президент подписывает документы по совету (указанию) премьер-министра.

Парламенская республика так же имеет свои разновидности, что связано с внедрением идей “рационализированного парламентаризма”. Для этого все чаще (в Венгрии, Польше и других странах) используется конструктивный вотум недоверия (решение о недоверии главе правительства может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства), впервые введенный в Германии. Кроме того, недоверие не может быть выражено отдельным министрам. Наконец, иногда министров парламент не утверждает. Он назначает (избирает) только главу правительства, а он подбирает и увольняет министров. Тако порядок отношений президента, правительства, парламента, главы правительства и его членов существенно оличает рационализованную парламентскую республику от традиционной парламентской республики.[21]
3.3 Смешанная республика

Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые полупрези­дентская республика (таково утвердившееся в литературе не со­всем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президент­ской власти, но должен был учитывать длительные традиции пар­ламентаризма в стране.[22] Название «полупрезидентская» не означа­ет слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действи­тельно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или прези­дентско-парламентарной республикой. Она соединяет определен­ные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

Как и в прези­дентской, в президентско-парламентской республике действует сравнитель­но «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: прези­дент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), испол­нительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и огра­ниченную — перед парламентом. Двойная ответственность прави­тельства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В президентско-парламентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

- Президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность проти­вопоставлять себя парламенту (это было в России при президенте Б.Н. Ельцине);

- Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

- Правительство несет ответственность перед президентом, ко­торый может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупре­зидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще слож­нее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых дру­гих странах. В России для решения вопроса об отставке Правитель­ства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по ини­циативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух воту­мов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначе­нием даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президен­том, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматри­вается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и неко­торых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особен­ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста­тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент­ской республике и по традиции — в парламентарной. По Консти­туции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава го­сударства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахста­не, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной влас­ти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов.

В России по Конституции существует президентско-пралментская республика, но по сложившемся взаимоотношениям президента, парламента, правительства это президентская республика.[23]

Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.


Заключение

Итак, в курсовой работе рассмотрели две основные формы государственного правления: монархия и республика.

Форма правления - это порядок формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства. Такой порядок создает устойчивую систему, если не найден баланс законодательной и исполнительной власти и созданы ясные пределы компетенции главы государства. Глава государства, прламент и правительство сущес<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...