Н. ЛИНЬКОВА, канд. психолог, наук
МАТРИЦЫ ТОЖЕ НУЖНЫ, НО... Вторая группа объединяет методы, способствующие упорядочению информации, облегчению пользования ею. Основной прием здесь — построение разнообразных матриц. В первой части статьи -была дана общая характеристика методов этой группы, они были объединены в «куст» методов, основанных на морфологическом анализе. Сюда относятся, кроме рассмотренных в первой части статьи, также «Метод «матриц открытия» (28) и «Метод организующих понятий» (8). Оценивая первый, авторы книги «Методы поиска новых технических решений» непроизвольно дали характеристику всех методов данного типа. Вот их мнение: «Сам по себе метод «матриц открытия» еще не дает сколько-нибудь законченных технических решений... Чаще всего этот метод служит для систематической организации имеющегося материала и дает отправные пункты для дальнейшего исследования, определяя имеющиеся резервы, узкие места и т. п.». Приведенное заключение еще раз подтверждает высказанную нами ранее мысль о том, что матрицы, построенные в процессе проведения морфологического анализа, предназначены в основном не для поиска решения, а для создания условий, облегчающих поиск. Значит, подобным методам может быть отведена в процессе поиска решений лишь подсобная роль, хотя и более существенная, чем отдельным приемам. В связи с этим может вызывать лишь недоумение утверждение ЦС ВОИР о том, что морфологический анализ — самый эффективный метод поиска новых технических решений. ТРУДНО ЛИ СОЗДАТЬ ГИБРИД; Еще одна большая группа, присутствующая в «Таблице», это «методы-гибриды», полученные объединением нескольких известных методов.
Типичный представитель группы — «Интегральный метод «Метра» (30), разработанный во 4я^9-цузской фирме «Метра» под^^-ководством И. Бувена. Материал, использованный для его построения, необычайно разнообразен. В нем объединены приемы мозгового штурма, синекти-ки, морфологического.анализа вкупе со способом выявления свободных ассоциаций путем «пробуждения сновидений». К этому набору приемов добавлена еще «аналоговая методика «Метра», претендующая, судя по названию, на некую оригинальность. Однако даже беглое знакомство с ней убеждает, что для таких претензий нет никаких оснований, поскольку и здесь использованы все те же приемы мозгового штурма и синектики. На первом этапе «аналоговой' методики» используют прием высказывания любых идей. На ЛК- ром — в ход идет метод сво^В-ных ассоциаций. Третий этап предполагает открытое использование мозгового штурма. На четвертом — развивают аналоговые представления об объекте, что позволяет разделить основную задачу на ряд вспомогательных. На пятом — совершают «путешествие в мир аналогий», то есть проводят свободный поиск отдаленных аналогий с изучаемым объектом путем фантастических модельных построений. На заключительном этапе анализируют результаты «путешествия» и возвращаются к поставленной проблеме. Все это дополняется составлением матричных таблиц, учитывающих возможности фирмы-подрядчика и потребности фирмы-заказчика. Анализ содержания подобного рода «методов-гибридов» позво- ляет вычленить три способа, используемых для их создания: перенос одних и тех же приемов (инструментов) и частных методик из одного метода в другой; последовательное укрупнение информационного фонда; механическое объединение уже известных методов. Совместное использование таких способов создает условия для создания все новых и новых гибридов. Признать их эффективными путями нахождения решений технических задач никак нельзя.
Наконец, еще один пример «обоснованности» рекомендаций изучать все 30 методов «Таблицы». 4Н^рирует в нем «Метод систематической эвристики» (10). В предисловии к русскому изданию книги «Библиотека программ систематической эвристики для ученых и инженеров» (Йошкар-Ола, 1974) сказано, что она посвящена «исследованию творческих мыслительных процессов в области науки и техники и созданию принципиально нового метода обработки информации...», что программы, вошедшие в этот метод, ориентируют мышление разработчика в определенном направлении в зависимости от возникающей информационной ситуации. Материал объемом в сотни страниц книги сгруппирован в шести столбцах библиотеки эвристических программ, разделенных на многочисленные ячейки. Казалось б^^ предусмотрены все аспекты ^•^ческой деятельности. Однако спустя два года коллектив авторов, подготовивший перевод книги, вынужден был признать, что «содержащиеся в программах указания, как правило, носят весьма общий характер и трудно применимы при решении конкретных технических задач». Спрашивается, зачем же изучать то, что нельзя использовать? ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ВЫБРАТЬ! Нет необходимости продолжать рассмотрение последствий механического объединения в «Таблице» столь разнообразных «методов» и «неметодов». Подавляющее большинство из них дает мизерную пользу для нахождения решения технических задач. Остается извлечь из «Таблицы» единственно приемлемые для технического творчества методы, которые определяют стратегию поиска решений. Объективно это — АРИЗ, теоретической базой которого служит теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Давать характеристику АРИЗ здесь нет необходимости. О нем достаточно подробно рассказано в книгах Г. Альтшуллера «Творчество как точная наука» (Москва, Советское радио, 1979), Г. Альтшуллера и А. Селюцкого «Крылья для Икара» (Петрозаводск, Карелия, 1980), в цикле статей «ТиН» периода 1979—1983 годов. Других подобных методов стратегического плана ни в анализируемой «Таблице», ни в других литературных источниках нет. И потому нет альтернативы. Какие бы доводы ни приводили оппоненты, как бы ни пытались они поставить АРИЗ на одну доску с методами «музейного эксперимента», «гирлянд случайностей и ассоциаций» или «матриц открытия», придется все же признать: только АРИЗ удовлетворяет требованиям целенаправленного, научно обоснованного нахождения решений технических задач высокого изобретательского уровня.
ДВЕ ЗАДАЧИ ДВЕ ПРОГРАММЫ При обсуждении вопросов, связанных с организацией обучения методам технического творчества, больше всего разногласий возникает именно при составлении программ — какие методы включать для изучения, какой объем времени выделять для каждого метода? Проблема эта непроста. С одной стороны, желательна концентрация внимания слушателей на изучении одного стратегического метода, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на высокий эффект обучения и последующее успешное практическое его применение. С другой — слушатели тогда лишаются возможности познакомиться с остальными методами, среди которых могут оказаться полезные. Как же быть? Наиболее простой путь — разделение курса на две части. Одну — посвятить обзору и критическому анализу имеющихся ме- тодов. Конечно же не тридцати, а нескольких основных. Объем первой части можно варьировать в соответствии с общим количеством учебных часов, степенью обеспеченности слушателей необходимыми методическими пособиями и уровнем подготовки преподавателей. Но главное условие подготовки такого курса — предварительное изучение и. практическое опробование каждого метода, включенного в программу, четкая систематизация материала. Вторая часть должна быть ориентирована на подготовку слушателей к использованию полученных знаний в практической деятельности. Поэтому и программу ее следует построить иначе. Центральное место в ней должен занимать метод, способный гарантировать правильный выбор стратегии поиска решения с учетом развития технических систем. Поскольку в настоящее время таким требованиям отвечает только АРИЗ, он и должен быть использован в качестве основного звена курса «Теория и практика решения изобретательских задач», вокруг которого будет концентрировать-
Работа по составлению подобного рода программ уже ведется. Применительно к первой части, например, изучаются пути использования мозгового штурма, морфологического анализа, некоторых других методов. Что касается второй части, то для нее составлено несколько программ разного объема, которые апробируются сейчас при различных формах обучения. Пока разработка и практическое опробование первой и второй частей программы может вестись раздельно и независимо. Но неизбежно должно настать время, когда потребуется отработка единой программы. Чем скорее это будет сделано, тем быстрее и эффективнее мы сможем реализовать задачу массовогоОбучения инженеров, научных работников, рабочих-новаторов наиболее эффективным методам поиска новых технических решений, что в свою очередь, существенно скажется на ускорении научно-технического прогресса. Н. ЛИНЬКОВА, канд. психолог, наук
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|