Растим детей (растимдетей. РФ), Москва, 25 Августа 2021 как оградить ребенка от негативного воздействия в сети
Автор: Демина Анна Если подросток сталкивается с проблемами и опасностями в интернете, ему обязательно понадобится помощь близких взрослых. Для того чтобы помочь своему ребенку, родителям нужно знать, что делать, какую поддержку ему оказать и как правильно вести себя в трудной ситуации. Им, в свою очередь, помогут советы экспертов. Две реальности Жизнь современных подростков неотделима от интернета. Они проводят в Сети такое количество времени, что граница между виртуальным пространством и реальностью становится все менее ощутимой. От общения в соцсетях, от увиденного и услышанного в интернете дети испытывают такие же сильные эмоции и переживания, как и в реальной жизни. Кроме того, проблем и опасностей, с которыми ребенок может столкнуться в Сети, ничуть не меньше, чем в окружающем мире. Особый риск заключается в том, что виртуальное воздействие часто скрыто от близких подростка, ведь не всегда возможно уследить за тем, чем ребенок занят, сидя за компьютером или со смартфоном в руках. Между тем интернет сильно влияет на жизнь современных детей, и иногда это влияние приводит к неприятным последствиям: ребенок может попасть в плохую компанию, то есть стать членом какого-нибудь противоправного сообщества, оказаться втянутым в незаконную деятельность, стать жертвой травли, буллинга и шантажа, начать вести себя деструктивно по отношению к окружающим и даже к себе. Как правило, неблагополучие подростка проявляется внешне: в поведении, манерах, поступках. Для того чтобы вовремя заметить, что у ребенка возникли какие-то проблемы, родителям стоит внимательно за ним понаблюдать. О том, как оградить и защитить ребенка от вредного воздействия, с которым он может столкнуться в интернете, думают не только родители, но и ученые и эксперты.
Специалисты АНО " Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" и ФГБУ " Центр защиты прав и интересов детей" разработали для родителей методические рекомендации. В них подробно описаны алгоритмы действий, которые помогут взрослым вовремя обнаружить признаки деструктивного поведения ребенка, возникшие под воздействием негативной информации из интернета, и правильно на них отреагировать. Что такое деструктивное поведение Деструктивное поведение - это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим. Проявления у ребенка деструктивного поведения могут стать источником опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Если игнорировать или не замечать признаки такого поведения, то это может привести к причинению ребенком физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др. ). На что обратить внимание родителям Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но обязательно должно привлечь внимание родителей. Психологические признаки Повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки). Тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию.
Зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям. Утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми. Появление навязчивых движений. Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги). Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям. Стремление показать свое " бесстрашие" окружающим. Стремление быть в центре внимания любой ценой. Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно-бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения. Изменения во внешнем виде Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на " грубую", военизированную). Нежелание следить за своим внешним видом. Наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове. Появление у ребенка дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от незаконной деятельности). Изменения в поведении (внешние признаки) Конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)). Ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку). Проявление интереса к неприятным зрелищам, " ужастикам", частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида. Участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению). Трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, " лайки" ). Навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу). Коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей). Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения). Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми. Увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости.
Участие в поджогах, " играх" с легко воспламеняющимися и взрывоопасными веществами. Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету). Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др. ). Появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (ведет переписку, общается по телефону с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль). Использование в речи новых, нехарактерных для вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление " заезженной пластинки" из-за повторяющихся, как будто заученных текстов. Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях. Для того чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения. Опасности в интернете Современное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе и негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, интернета, компьютерных игр. Коммуникационные риски кибербуллинг (интернет-травля); манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры); " незнакомый друг" в социальных сетях. Технические риски незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и/или распространение их в открытом доступе;
повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения; кража персональных данных в результате действия вредоносных программ. Потребительские риски кибермошенничество; кража личных данных техническими средствами; хищение персональной информации в процессе интернет-шопинга. Контентные риски " шок-контент" (тексты, фото, видео, аудио); публикации, которые законодательно запрещены и вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения (страх, ужас, отвращение, унижение); просмотр сайтов для взрослых. В группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в Сети не контролируется родителями. Что делать родителям 1. Обязательно объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, - правда. 2. Осваивать интернет-технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно если там зарегистрирован ребенок). 3. Использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля (Kaspersky Safe Kids, mSpy, Norton Family Parental Control), с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в Сети, а также пользование интернетом в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи. 4. Приучать себя и ребенка к конфиденциальности: не сообщать персональные данные, адрес, не рассказывать о материальном состоянии семьи, не делиться проблемами публично. 5. Стать другом своему ребенку в социальных сетях - делиться позитивной информацией, изучать поступающие от него ссылки, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни; если ребенка что-то пугает или настораживает, ему кто-то угрожает в социальных сетях, в переписке, то он обязательно должен сообщить об этом родителям. 6. Договориться о возможности установки на гаджеты ребенка новых программ и приложений только с родительского ведома и согласия. 7. Ограничивать время пользования гаджетами с выходом в интернет. Проведите вместе с ребенком час без интернета, а потом и день без выхода в Сеть. Как поступить при выявлении тревожных сигналов Если родители замечают какие-либо признаки деструктивного поведения у ребенка, это означает, что ему требуется психологическая помощь. На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия подростка, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.
Посетить психолога можно в образовательной организации, центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в учреждении социального обслуживания - территориальном центре социальной помощи семье и детям, центре психолого-педагогической помощи населению, центре экстренной психологической помощи и т. д. Также существуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, различные медицинские организации. Кроме того, родителям рекомендуется проявить по отношению к ребенку ласку и заботу, постараться открыто обсудить причины поведения, появления деструктивных признаков, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного. Желательно рассказать сыну или дочери о своих проблемах и переживаниях в их возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к зависимостям, жестокости, травле, протестным движениям и др. ). Важно постараться принять меры по кратковременному изменению информационной среды ребенка, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней: например, без предупреждения отправиться в гости, в другой населенный пункт, на дачу, в горы или на море. Внезапная пропажа ребенка из поля зрения другого человека, который, возможно, вовлекает ребенка в деструкцию, часто влечет прекращение дальнейшего " сотрудничества". Главная цель - переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать на социально-позитивное и законопослушное поведение. Действия родителей по устранению факторов риска, развитию личностных ресурсов ребенка, созданию поддерживающей среды помогут не допустить развитие деструктивного поведения. Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота, своевременное обращение к специалистам (психологам, медицинским работникам и др. ). Всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять разрушающий характер деструктивного поведения. Приемы, которые помогают наладить контакт с ребенком Активное слушание В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении (" Пора спать! ", " Убери телефон! ", " Выключай компьютер! " ) вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут вам помочь. Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить " да" или " нет", предполагающие развернутый ответ (" Как? ", " Какой? ", " Почему? ", " Каким образом? " ). Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояние ребенка: " Меня очень волнует... ", " Я вижу, тебя огорчает, что... ", " Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно), я чувствую. Почему? ". При активном слушании ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Контакт глаз Для того чтобы разговор " состоялся", ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60-70% всего времени общения. Взгляд, выражение лица - это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица - эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова. Тактильный контакт Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте сына или дочь не менее четырех раз в день. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти " медвежьи шалости" не менее важны, чем для девочки " телячьи нежности". По мере того как дети растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты. Помните! Все, что мы с вами делаем, должно идти на пользу нашим детям, укреплять ребенка, а не разрушать его. Куда можно обратиться за психологической помощью Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https: //telefon-doveria. ru/about, тел.: 8-800-200-01-22 Линия помощи " Дети Онлайн" - служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в интернете, тел.: 8-800-250-00-15 Куда сообщить об опасном контенте В случае выявления опасного интернет-ресурса, а также если ваш ребенок сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные " квесты", входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом! Полиция России: 02 (102, 112) Роскомнадзор Автономная некоммерческая организация " Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" Ассоциация " Лига безопасного интернета": тел.: 8-800-700-56-76 Региональная общественная организация " Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ) https: //растимдетей. рф/articles/kak-ogradit-rebenka-ot-negativnogo-vozdeystviya-v-seti
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|