Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Растим детей (растимдетей. РФ), Москва, 25 Августа 2021 как оградить ребенка от негативного воздействия в сети




 

Автор: Демина Анна

Если подросток сталкивается с проблемами и опасностями в интернете, ему обязательно понадобится помощь близких взрослых. Для того чтобы помочь своему ребенку, родителям нужно знать, что делать, какую поддержку ему оказать и как правильно вести себя в трудной ситуации. Им, в свою очередь, помогут советы экспертов.

Две реальности

Жизнь современных подростков неотделима от интернета. Они проводят в Сети такое количество времени, что граница между виртуальным пространством и реальностью становится все менее ощутимой. От общения в соцсетях, от увиденного и услышанного в интернете дети испытывают такие же сильные эмоции и переживания, как и в реальной жизни.

Кроме того, проблем и опасностей, с которыми ребенок может столкнуться в Сети, ничуть не меньше, чем в окружающем мире. Особый риск заключается в том, что виртуальное воздействие часто скрыто от близких подростка, ведь не всегда возможно уследить за тем, чем ребенок занят, сидя за компьютером или со смартфоном в руках.

Между тем интернет сильно влияет на жизнь современных детей, и иногда это влияние приводит к неприятным последствиям: ребенок может попасть в плохую компанию, то есть стать членом какого-нибудь противоправного сообщества, оказаться втянутым в незаконную деятельность, стать жертвой травли, буллинга и шантажа, начать вести себя деструктивно по отношению к окружающим и даже к себе.

Как правило, неблагополучие подростка проявляется внешне: в поведении, манерах, поступках. Для того чтобы вовремя заметить, что у ребенка возникли какие-то проблемы, родителям стоит внимательно за ним понаблюдать. О том, как оградить и защитить ребенка от вредного воздействия, с которым он может столкнуться в интернете, думают не только родители, но и ученые и эксперты.

Специалисты АНО " Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" и ФГБУ " Центр защиты прав и интересов детей" разработали для родителей методические рекомендации. В них подробно описаны алгоритмы действий, которые помогут взрослым вовремя обнаружить признаки деструктивного поведения ребенка, возникшие под воздействием негативной информации из интернета, и правильно на них отреагировать.

Что такое деструктивное поведение

Деструктивное поведение - это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.

Проявления у ребенка деструктивного поведения могут стать источником опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Если игнорировать или не замечать признаки такого поведения, то это может привести к причинению ребенком физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др. ).

На что обратить внимание родителям

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но обязательно должно привлечь внимание родителей.

Психологические признаки

Повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки).

Тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию.

Зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям.

Утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми.

Появление навязчивых движений.

Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).

Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям.

Стремление показать свое " бесстрашие" окружающим.

Стремление быть в центре внимания любой ценой.

Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно-бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.

Изменения во внешнем виде

Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на " грубую", военизированную).

Нежелание следить за своим внешним видом.

Наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове.

Появление у ребенка дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от незаконной деятельности).

Изменения в поведении (внешние признаки)

Конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)).

Ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку).

Проявление интереса к неприятным зрелищам, " ужастикам", частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида.

Участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению).

Трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, " лайки" ).

Навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу).

Коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей).

Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения).

Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми.

Увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости.

Участие в поджогах, " играх" с легко воспламеняющимися и взрывоопасными веществами.

Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету).

Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др. ).

Появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (ведет переписку, общается по телефону с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль).

Использование в речи новых, нехарактерных для вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление " заезженной пластинки" из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

Для того чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.

Опасности в интернете

Современное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе и негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, интернета, компьютерных игр.

Коммуникационные риски

кибербуллинг (интернет-травля);

манипуляция сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры);

" незнакомый друг" в социальных сетях.

Технические риски

незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и/или распространение их в открытом доступе;

повреждение устройств, распространение имеющейся на них информации, повреждение программного обеспечения;

кража персональных данных в результате действия вредоносных программ.

Потребительские риски

кибермошенничество;

кража личных данных техническими средствами;

хищение персональной информации в процессе интернет-шопинга.

Контентные риски

" шок-контент" (тексты, фото, видео, аудио);

публикации, которые законодательно запрещены и вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения (страх, ужас, отвращение, унижение);

просмотр сайтов для взрослых.

В группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в Сети не контролируется родителями.

Что делать родителям

1. Обязательно объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в интернете, - правда.

2. Осваивать интернет-технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно если там зарегистрирован ребенок).

3. Использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля (Kaspersky Safe Kids, mSpy, Norton Family Parental Control), с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в Сети, а также пользование интернетом в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи.

4. Приучать себя и ребенка к конфиденциальности: не сообщать персональные данные, адрес, не рассказывать о материальном состоянии семьи, не делиться проблемами публично.

5. Стать другом своему ребенку в социальных сетях - делиться позитивной информацией, изучать поступающие от него ссылки, узнавать о виртуальных друзьях, о встречах ребенка с ними в реальной жизни; если ребенка что-то пугает или настораживает, ему кто-то угрожает в социальных сетях, в переписке, то он обязательно должен сообщить об этом родителям.

6. Договориться о возможности установки на гаджеты ребенка новых программ и приложений только с родительского ведома и согласия.

7. Ограничивать время пользования гаджетами с выходом в интернет. Проведите вместе с ребенком час без интернета, а потом и день без выхода в Сеть.

Как поступить при выявлении тревожных сигналов

Если родители замечают какие-либо признаки деструктивного поведения у ребенка, это означает, что ему требуется психологическая помощь. На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия подростка, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.

Посетить психолога можно в образовательной организации, центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в учреждении социального обслуживания - территориальном центре социальной помощи семье и детям, центре психолого-педагогической помощи населению, центре экстренной психологической помощи и т. д. Также существуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, различные медицинские организации.

Кроме того, родителям рекомендуется проявить по отношению к ребенку ласку и заботу, постараться открыто обсудить причины поведения, появления деструктивных признаков, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного.

Желательно рассказать сыну или дочери о своих проблемах и переживаниях в их возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к зависимостям, жестокости, травле, протестным движениям и др. ). Важно постараться принять меры по кратковременному изменению информационной среды ребенка, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней: например, без предупреждения отправиться в гости, в другой населенный пункт, на дачу, в горы или на море. Внезапная пропажа ребенка из поля зрения другого человека, который, возможно, вовлекает ребенка в деструкцию, часто влечет прекращение дальнейшего " сотрудничества".

Главная цель - переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать на социально-позитивное и законопослушное поведение.

Действия родителей по устранению факторов риска, развитию личностных ресурсов ребенка, созданию поддерживающей среды помогут не допустить развитие деструктивного поведения. Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота, своевременное обращение к специалистам (психологам, медицинским работникам и др. ). Всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять разрушающий характер деструктивного поведения.

Приемы, которые помогают наладить контакт с ребенком

Активное слушание

В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении (" Пора спать! ", " Убери телефон! ", " Выключай компьютер! " ) вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут вам помочь.

Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить " да" или " нет", предполагающие развернутый ответ (" Как? ", " Какой? ", " Почему? ", " Каким образом? " ). Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояние ребенка: " Меня очень волнует... ", " Я вижу, тебя огорчает, что... ", " Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно), я чувствую. Почему? ". При активном слушании ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Контакт глаз

Для того чтобы разговор " состоялся", ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60-70% всего времени общения. Взгляд, выражение лица - это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица - эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.

Тактильный контакт

Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте сына или дочь не менее четырех раз в день. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти " медвежьи шалости" не менее важны, чем для девочки " телячьи нежности".

По мере того как дети растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты. Помните! Все, что мы с вами делаем, должно идти на пользу нашим детям, укреплять ребенка, а не разрушать его.

Куда можно обратиться за психологической помощью

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https: //telefon-doveria. ru/about, тел.: 8-800-200-01-22

Линия помощи " Дети Онлайн" - служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в интернете, тел.: 8-800-250-00-15

Куда сообщить об опасном контенте

В случае выявления опасного интернет-ресурса, а также если ваш ребенок сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные " квесты", входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!

Полиция России: 02 (102, 112)

Роскомнадзор

Автономная некоммерческая организация " Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды"

Ассоциация " Лига безопасного интернета": тел.: 8-800-700-56-76

Региональная общественная организация " Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ)

https: //растимдетей. рф/articles/kak-ogradit-rebenka-ot-negativnogo-vozdeystviya-v-seti

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...