Ключевые функции конституции.
Основные функции Конституции связаны с верховенством Конституции, которое означает, во-первых, запрет всякой деятельности, и том числе законодательной, противоречащей Конституции. Во-вторых, конституционные нормы являются главными по отношению к традиционным правовым критериям, средством толкования и применения закона. В-третьих, все нормотворческие органы обязаны действовать в развитие конституционных положений. В-четвертых, устанавливается особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра, что делает Конституцию достаточно стабильной. В-пятых, предусматривается наличие конституционного контроля.[7] По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.[8] Учредительная функция. Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов. Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира. Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов. Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы. Идеологическая функция — Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.
Идеологическая функция — Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Юридическая функция — Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм: 1. критериями действующего права; 2. основополагающими принципами права; 3. источником действующего права; 4. непосредственного применения судами и другими юрисдикционными органами — и обеспечивает: · основу всего правопорядка в обществе; · охрану прав и обязанностей; · принятие всех остальных нормативно-правовых актов. Социальная функция Конституции заключается в провозглашении социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Экономическая функция состоит в признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В совокупности все эти функции образуют тот системный подход, использование которого лежит в основе значения Конституции для развития государственного строя.
Виды и формы конституции В науке конституционного права нет достаточно четкого и однозначного разграничения понятий «структура», «форма» и «виды» конституций. Так, форма конституции обычно определяется как способ организации заключенного в ней материала, т.е. конституционных норм. И в то же время структура конституции понимается как порядок ее организационного строения.[9] Однако один и тот же вопрос о подразделении конституций на писаные и неписаные или на кодифицированные (консолидированные) и некодифицированные (неконсолидированные), о чем уже упоминалось выше, рассматривается то как пример различных форм конституции, то как пример их различных структур, то как пример различных видов (классов) конституций в результате их классификации. При этом в одних учебниках специально выделяется проблема формы конституции. а в других это не делается и вопросы формы конституции рассматриваются в рамках общей их классификации, т.е. как разновидности конституций.[10]
На наш взгляд, форма конституции — это внешний способ ее выражения. Это и отражает традиционное деление конституций на писаные и неписаные, т.е. проявляющиеся в форме писаных законодательных актов или (хотя бы частично) в форме неписаных конституционных обычаев (конвенциональных норм, соглашений) и доктринальных толкований. Это действительно различные внешние способы выражения конституционных норм, конституций, в отличие от внутреннего способа организации материала конституции, воплощенного в ее структуре. В другом случае речь идет о таких различных внешних способах выражения конституции, как, с одной стороны, форма единого и единственного консолидированного, кодифицированного конституционного акта (формальная конституция) и, с другой стороны, форма нескольких или многих нормативных актов конституционного значения (материальная конституция). И хотя эти разные формы конституции можно, конечно, в принципе рассматривать и как различные их разновидности в рамках общей классификации конституций по одному из оснований — по внешнему способу (форме) их выражения, нельзя, однако, не видеть особого, специфического места данной классификации по сравнению с другими. Поэтому, по нашему мнению, есть резон особо выделять проблему форм конституций из общей их классификации по другим основаниям и не растворять эту проблему в такой классификации, не отождествлять ее с проблемой видов конституций. В марксизме-ленинизме классификация конституций, как известно, происходила прежде всего по природе и характеру закрепляемого в них общественного и государственного устройства и в связи с этим они подразделялись на буржуазные, социалистические и переходные. Такая классово ограниченная классификация и раньше, и особенно сегодня серьезно искажает и огрубляет действительную суть конституций разных стран мира, тем более что ныне многие «буржуазные» конституции западных демократических стран реально закрепляют, гарантируют и защищают многие из тех ценностей и идеалов, которые до недавнего времени считались социалистическими. Более точной и распространенной в настоящее время является классификация конституций по закрепляемому в них политическому режиму на демократические, авторитарные и тоталитарные (подробно об этом см. гл. 7). Опыт показал, что конституции авторитарного и тоталитарного типа могут иметь место как в капиталистических странах, так и в странах, которые ранее именовались социалистическими, а также в развивающихся странах.[11] Следует, правда, иметь здесь в виду, что содержание конституций стран авторитаризма и тоталитаризма далеко не всегда адекватно отражает истинную суть их политического режима, ибо часто выполняет роль декоративной ширмы, призванной скрыть за внешне демократическими конституционными формулировками их антидемократическую сущность.
По способу, порядку принятия конституции делятся на октроированные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой государства — монархом) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом — парламентом, учредительным или конституционным собранием). Сегодня к числу октроированных конституций, которых в мире осталось сравнительно немного, относятся конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара, Лихтенштейна и некоторых других стран. Подавляющее большинство конституций стран мира принимается иным, указанным «народным» путем. Конституции могут классифицироваться по времени их принятия. Тогда их условно подразделяют на «старые» (или «старого (первого) поколения», т.е. принятые до XX в. или даже до его середины, до Второй мировой войны (например, конституции США, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Австралии и др.), и «новые» (или «нового (второго) поколения»), т.е. принятые в послевоенный период (например, конституции Италии, Японии, ФРГ, Индии и др.). К числу вторых сегодня относят и десятки конституций новых, освободившихся от колониализма государств, а также конституции России и других самостоятельных государств, возникших в результате распада бывшего СССР и бывших Югославии и Чехословакии.[12]
По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на «гибкие» и «жесткие» (подробно об этом см. в следующем параграфе). Первые изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например, Конституция Великобритании); а вторые — в более жестком, сложном порядке (например, голосованием квалифицированным большинством или через референдум). Подавляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» характер (США, Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.). Более чем за 200 лет в Конституцию США было внесено лишь 27 поправок, хотя вносилось около десяти тысяч. К этому следует добавить, что бывают и «смешанные» в этом отношении конституции, одни статьи которых вообще не подлежат изменению, другие — изменяются в жестком порядке, а третьи — в обычном порядке. По времени своего действия различают конституции постоянные и временные. Постоянные — это те, которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те, которые принимаются на определенный срок. Постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Опыт показывает, что постоянные конституции могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Америки), а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четверти века. Временные конституции особенно распространены в переходные периоды после государственных переворотов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|