Древнеиндийская философия.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность представлений о реальности система принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Типы: 1)Мифологическое мировоззрение — это совокупность предоставлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с человеком и человеческим поведением. В природном мире отыскивались аналоги частей человеческого тела (глаза — Солнце, Луна, кровь — реки, жилы — дороги, человеческая плоть — почва, волосы — созвездия, зубы и кости — металлы и камни и т.д.) и аналогии проявлений человеческой активности и человеческих отношений (любви, вражды, зависти, гнева и др.), но в отличие от них более масштабные и мощные. 2) Религиозное мировоззрение — это совокупность представлений о мире и его происхождении, месте в нем человека, основанных на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров — высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного). 3) Повседневно-обыденное мировоззрение — это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятельности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. 4) Философское мировоззрение — это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности. 5) Научно-философское мировоззрение — это система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе философского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.
Проблемное поле философии и структура философского знания. Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о формах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания. В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется весьма заметно различными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет! свой относительно самостоятельный предмет: · историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений; · онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику; · философская антропология — учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности; · гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности; · социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.
Структура философского знания не является застывшим образованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией можно показать на схеме, называемой "философская ромашка". Древнеиндийская философия. Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями древних. Индийская философская культура является одной из самых древних в истории. Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской традиции, были знаменитые Веды, представлявшие собой обширные й многослойные тексты, записанные на языке ариев (санскрите). Ведийский комплекс составляли Самхиты,Брахманы —Араньяки, Упанишады,Веданги. Веданта — одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, пытавшаяся представить несистематизированные предфилософские и философские идеи в виде теоретической системы. Ведаитнсты считали, что человек родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм. Основатель буддизма непальский царевич Сиддхарта Га утама, прозванный впоследствии Буддой ("просветленным").Ядром учения Будды становятся "четыре благородные истины": · первая — "'истина страдания". Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны; · вторая,— "истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений; · третья — "истина освобождения". Предполагает отказ человёка от желаний и подавление собственных страстей;
· четвертая — "истина пути". Путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели), восьмеричен. Ступенями его являются: "правильная вера","правильная решимость, "правильная речь", "правильное действие","правильный образ жизни,"правильное усилие","правильное направление мысли",правильное сосредоточение". К Ведам восходят также корни йоги (переводится с санскрита как связь, участие,сосредоточение, созерцание, усилие). Йога представляет собой философско-религиозную систему, освобождения от страдания. Техника йоги включает два взаимосвязанных аспекта: 1. Самоограничение(аскетизм). 2. Медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). В VIII—VII вв. до н.э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята ("лока" — "этот мир"). Отвергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего человека. Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI—V вв. до н.э.).Согласно этой философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них и возникает многообразный, изменяющийся мир вещей. В заключение отметим ряд особенностей философской мысли Древней Индии: ü во-первых, яркая самобытность индийской философской культуры, обусловленная мощной духовной традицией древнеиндийского общества; ü во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии; ü в-третьих, недостаточная связь философских идей с научной мыслью; ü в-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|