Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнеиндийская философия.




Понятие и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение — это совокупность представлений о реаль­ности система принципов, эталонов и убеждений, определяю­щих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в це­лом.

Типы:

1)Мифологическое мировоззрение — это совокупность пред­оставлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъес­тественные силы, их сходство с человеком и человеческим по­ведением. В природном мире отыскивались аналоги частей че­ловеческого тела (глаза — Солнце, Луна, кровь — реки, жи­лы — дороги, человеческая плоть — почва, волосы — созвез­дия, зубы и кости — металлы и камни и т.д.) и аналогии прояв­лений человеческой активности и человеческих отношений (любви, вражды, зависти, гнева и др.), но в отличие от них бо­лее масштабные и мощные.

2) Религиозное мировоззрение — это совокупность представлений о мире и его происхождении, месте в нем человека, осно­ванных на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров — высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного).

3) Повседневно-обыденное мировоззрение — это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.

4) Философское мировоззрение — это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности.

5) Научно-философское мировоззрение — это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

 

Проблемное поле философии и структура философского знания.

Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных пред­ставлений о структуре и законах эволюции природной и соци­альной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о фор­мах и методах познавательной деятельности и других пробле­мах, традиционно предопределяющих структуру философского знания.

В различных философских направлениях и учениях систе­ма философского знания структурируется весьма заметно раз­личными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет! свой относительно самостоятельный предмет:

· историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений;

· онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содер­жании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

· философская антропология — учение о человеческом бы­тии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

· гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей че­ловеческого познания, отношения знания к реальности и усло­вий его истинности;

· социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной само­развивающейся системы.

Структура философского знания не является застывшим об­разованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логи­ку философских проблем, но и динамику их социальной значи­мости. Структурообразующим ядром философского знания яв­ляется онтология, которая в более или менее широком изложе­нии присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией мож­но показать на схеме, называемой "философская ромашка".

Древнеиндийская философия.

Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями древних. Индийская философская культура является одной из самых древних в истории.

Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской тради­ции, были знаменитые Веды, представлявшие собой обширные й многослойные тексты, записанные на языке ариев (санскрите). Ведийский комплекс составляли Самхиты,Брахманы —Араньяки, Упанишады,Веданги.

Веданта — одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, пытавшаяся представить несис­тематизированные предфилософские и философские идеи в ви­де теоретической системы.

Ведаитнсты считали, что человек родился из огня, живет горением и уходит в огонь.

Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм. Основатель буддизма непальский царевич Сиддхарта Га утама, прозванный впоследствии Буддой ("просветленным").Ядром учения Будды становятся "четыре благородные истины":

· первая — "'истина страдания". Будде открылось, что стра­дание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны;

· вторая,— "истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений;

· третья — "истина освобождения". Предполагает отказ человёка от желаний и подавление собственных страстей;

· четвертая — "истина пути". Путь, ведущий к освобож­дению от страданий и достижению нирваны (угасанию, прео­долению круга перерождений как высшей цели), восьмери­чен. Ступенями его являются: "правильная вера","правильная решимость, "правильная речь", "правильное действие","правильный образ жизни,"правильное усилие","правильное направле­ние мысли",правильное сосредоточение".

К Ведам восходят также корни йоги (переводится с санскрита как связь, участие,сосредоточение, созерцание, усилие). Йога представляет собой философско-религиозную систему, освобождения от страдания. Техника йоги включает два взаимосвязанных ас­пекта:

1. Самоограничение(аскетизм).

2. Медитация (вхождение в состояние глубокого внутрен­него самосозерцания).

В VIII—VII вв. до н.э. в Индии получает развитие материа­листическое направление локаята ("лока" — "этот мир"). От­вергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего челове­ка.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI—V вв. до н.э.).Согласно этой филосо­фии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы веч­ны и неделимы. Из них и возникает многообразный, изменяю­щийся мир вещей.

В заключение отметим ряд особенностей философской мыс­ли Древней Индии:

ü во-первых, яркая самобытность индийской философской культуры, обусловленная мощной духовной традицией древне­индийского общества;

ü во-вторых, значительное число источников и текстов, в ко­торых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии;

ü в-третьих, недостаточная связь философских идей с науч­ной мыслью;

ü в-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древ­ней Индии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...