Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детско-родительские отношения

Психологические основы

Образовательного процесса в ДОУ

 

Часть

Методические рекомендации студентам-заочникам

Литература, рекомендованная к курсу (Часть 2. Психологические основы взаимодействия с родителями в детском саду)

 

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

 

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

 

Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 328 с.

http://cl.rushkolnik.ru/docs/7840/index-48339.html

 

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

http://znanie.podelise.ru/docs/87344/index-8350-1.html?page=17

 

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

 

Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.

 

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 384 с.

 


Тематика практических занятий

Практические занятие № 1

 

Особенности современной российской семьи: проблемы и возможности

Первая часть: беседа по результатам выполнения следующих заданий:

 

1. Как Вы думаете, взаимосвязаны ли функции семьи друг с другом? Какие функции в современном обществе становятся основными, а какие – второстепенными? Докажите Вашу точку зрения.

 

2. На основе текста (Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.163-167) проанализируйте, какие проблемы во взаимодействии с ребенком и последующем его воспитании могут возникнуть в процессе следующих перестроек в жизни супругов: изменение в идентичности и внутренней жизни молодых супругов; перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях; перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи; изменение ролей и отношений вне семьи; обеспечение ребенку возможности для роста и развития.

 

3. Составьте рекомендации для молодых родителей, которые могут помочь успешно решить проблемы, возникающие на этапе появления ребенка в семье (опора на тексты Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006; Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004,)

Вторая часть: Круглый стол

Задание: Подготовить выступление (индивидуально), в котором необходимо раскрыть социально-психологические факторы, влияющие на современную российскую семью, и обосновать их положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание.

Рекомендации по подготовке выступления:

 

1. Проследите взаимосвязь проблем общества и внутрисемейных проблем (нестабильность социально-экономической системы, средний уровень жизни, проблемы профессиональной занятости и т.д.).

2. Обратите внимание на специфику современной семьи: (особая роль родительства, эмоциональная поддержка как основа современного супружеского союза, открытость современной семьи, переход от расширенной семьи к нуклеарной и т.д.).

3. Учтите психологические особенности конкретно российской семьи.

4. Проанализируйте мифы об «упадке и крушении семьи как социального института».

5. На основе проработанного материала и собственного опыта обоснуйте, какие факторы оказывают отрицательное, а какие – положительное влияние на воспитание ребенка в семье.

6. Предложите рекомендации а) родителям, б) педагогам ДОУ, выполнение которых могли бы снизить отрицательный эффект социально-психологических факторов.

 

Рекомендованная литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. –С.5-7, с. 17-25.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – С.30-67

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.77-81

 

 


 

Практическое занятие № 2

 

Особенности психического развития детей

В проблемных семьях

Подготовьте проекты по предложенной тематике (возможна групповая работа над темой, оформленная в виде презентации).

При подготовке проектов опирайтесь на рекомендованный план выступления.

 

1. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью:

· актуальность проблемы роста количества семей, зависимых от алкоголя;

· основные психические характеристики алкоголь-зависимых семей, их влияние на личностное становление ребенка;

· психические особенности ребенка из семьи с алкогольной зависимостью;

· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из семей с алкогольной зависимостью.

 

2. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения):

· позитивное и негативное разрешение конфликтов в семье, понятие конфликтной семьи;

· основные психические характеристики семей с деструктивной конфликтностью, их влияние на личностное становление ребенка;

· психические особенности ребенка из конфликтной семьи;

· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из конфликтных семей.

 

3. Особенности развития личности ребенка в неполной семье [1]:

· психические особенности ребенка из неполной семьи;

· типы неполных семей;

· особенности психического развития ребенка в семье разведенных родителей, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из разведенных семей;

· особенности психического развития ребенка в осиротевшей семье, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из осиротевшей семьи;

· особенности психического развития внебрачного ребенка, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.

 

4. Особенности развития личности ребенка в приемной семье:

· особенности приемного родительства: мотивы, страхи приемных родителей, возможные ошибки в отношении к приемному ребенку;

· психологические трудности адаптации приемных детей дошкольного возраста к новой семье;

· особенности воспитания приемного ребенка в семье;

· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из приемных семей.

Литература

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

 

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

 

Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.

 


Практическое занятие № 3,4

 

Детско-родительские отношения

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Заполните таблицу (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.121).

 

Варианты отношения родителя к ребенку

 

Варианты Содержание отношения Последствия для ребенка
     

 

* Если последствия в тексте не указаны, предложите свое видение последствий для ребенка

 

2. Ознакомьтесь с типами родительской любви (по А.С. Спиваковской) (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.122). Предположите, каковы будут последствия для личностного развития ребенка в каждом из 8 типов любви/отвержения.

 

3. На основе текста (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.125-130; Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.155-158) изучите процесс становления материнства у женщины.

· Выделите факторы, влияющие на становление материнской позиции.

· Проанализируйте особенности воздействия данных факторов на родительскую позицию в современном обществе.

· Перечислите составляющие зрелой материнской позиции и опишите последствия того, что какая-либо из этих составляющих будет не сформирована у будущей матери.

 

4.Выделите

а) моменты сходства

б) моменты отличия отцовского и материнского типов отношения к ребенку.

· Дайте характеристику современному типу отцовства.

Используйте: Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.132-140.

 

5. Дайте характеристику различным типам привязанности ребенка к родителям (опираясь на текст (Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006) выпишите наиболее приемлемую на Ваш взгляд, типологию).

Назовите базовые качества матери, которую обуславливают формирование надежной привязанности ребенка.

 

6. На основе текста (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.173-174) проанализируйте тактику действий родителя при нарушении запрета ребенком.

Спрогнозируйте пошагово предложенные ситуации по следующему алгоритму:

Ситуация № 1: Ребенок выражает ясное намерение нарушить Ваш запрет: не есть сосульку.

Ваши действия:

Шаги Содержание Ваших действий
1.Активное эмпатическое слушание  
2.Введение ограничения-запрета  
3.Предложение альтернативы запрещенному действию  

 

Ситуация № 2: Ребенок фактически нарушил Ваш запрет – побежал за мячиком на проезжую часть. Ваши действия?

Начертите таблицу и заполните по аналогии с первым случаем (подсказка – здесь шагов пять).

 

7. Заполните таблицу «Стили руководства и общения родителей с ребенком»

 

Стили Характеристика стиля Последствия для развития ребенка
     

 

8. Заполните таблицу (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.198-200)

 

Классификация гипо- и гиперпротекционных типов воспитания в семье

 

Гипопротекция
Типы гипопротекции Причины Последствия для ребенка
1.    
2….    
Гиперпротекция
Типы гипопротекции Причины Последствия для ребенка
1.    
2….    

 

 

9. Прочитайте текст на стр. 238-242 Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004, опишите последствия применения каждой из родительских директив как вида программирования ребенка.

 

10. На основе текста (см. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005. – с. 108-119) спрогнозируйте возможности прародителей (дедушек и бабушек) положительного и отрицательного характера в семейном воспитании.

 

11. Проанализируйте зависимость развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Подумайте, как сиблинговая позиция оказала влияние на Ваше положение в семье как ребенка и развитие Вашей личности. (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.237-244)..

 


Практическое занятие № 5

Тема:Диагностированиедетско-родительских взаимоотношений

Задание (индивидуально!!!):

· подобрать,

· выполнить (не менее трех методик на выбор, использовать методики как из списка А, так и Б - в зависимости от содержания предложите их для выполнения детям дошкольного возраста и родителям детей (или выполнить самим, представив себя в качестве родителей),

· презентовать методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений (принести итоговые результаты опросников и анкет и рисунки детей):

А) Методики диагностирования родителей:

Родительское сочинение (автор – В.В. Столин, адаптация – А.И. Тащева),

ВРР (Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.И. Марковской),

Шкала степени отверженности ребенка в семье,

ОРО (Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина),

Методика АСВ (Анализ семейного воспитания) и др.

Б) Методики диагностирования детей:

Методика «День рождения»,

Методика интервью с ребенком (автор А.И. Захаров),

Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи,

«Лесенка» (методика В.Г. Щур, применительно к членам семьи),

КРС (Кинетический рисунок семьи) и др.

 

 

!!! При желании можно использовать иные методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений с учетом требований к валидности и надежности данных методик!!!

 

 

Литература

  • Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.

· Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
Марцинковской - М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

  • Немов, Р.С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. -

o Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995. – 512 с.

  • Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
  • Психологическая диагностика детей и подростков: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
  • Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004. –
    • Кн. 1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.
    • Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 2004. – 480 с.
  • Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Владос,2005. –158 с.
  • Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

 

Практическое занятие № 6,7

Тема:Психолого-педагогическое консультирование

К занятию повторить материал лекции по консультированию!!!!

Задачи: 1. Обучение студентов решению ситуаций психологического консультирования.

 

Часть 1. Студентам задаются ситуации реального психологического консультирования. По поводу решения каждой ситуации организуется группа студентов (3-4 человека), которая на основе теоретических знаний о возрастно-психологических особенностях развития ребенка прогнозирует возможное развитие событий процесса консультации по алгоритму возрастно-психологического консультирования. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов решения каждой ситуации психологического консультирования.

 

2.Выработка навыковведения беседы с целью сбора информации и воздействия на собеседника.

Часть 2. Студенты разбиваются на группы из двух человек, каждому задается ситуация психологического консультирования, при этом один студент из пары исполняет роль консультанта, а другой – консультируемого. Затем происходит обмен ролями. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов и выяснение условий наиболее эффективного использования данного метода.

 


Вопросы к итоговому экзамену

1. Цели использования психологических знаний в образовательном процессе ДОУ. Направления психологической работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога. Психологическая компетентность педагога.

2. Предмет, содержание, задачи психологической диагностики. Факторы риска, предполагающие диагностическое обследование ребенка.

3. Методики высокого уровня формализации: понятие, отличительные характеристики. Тесты (стандартизированные тесты и тесты с поуровневой дифференциацией: примеры, особенности интерпретации показателей), возможности применения тестовых диагностик в ДОУ. Личностные опросники, особенности применения личностных опросников в ДОУ. Проективные методики, возможности использования в ДОУ, примеры.

4. Малоформализованные методики диагностирования: понятие, отличительные характеристики. Наблюдение, принципы наблюдения, формализация метода, возможности использования в ДОУ. Анкетирование и метод интервью, возможности их использования в ДОУ. Беседа, особенности проведения беседы с детьми

5. Понятие стандартизации, надёжности и валидности диагностических методик.

6. Диагностирование параметров развития ребёнка. Примеры диагностических методик. Правила психодиагностического обследования в ДОУ.

7. Понятие коррекционно-развивающей работы, формы коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми. Специфика психокоррекционной работы с детьми. Проблемы определения основных трудностей развития ребенка.

8. Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Принципы формулирования целей коррекционной работы с детьми. Виды коррекционных программ.

9. Игровая коррекция поведения (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).Особенности формирования групп.

10. Сказкотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).

11. Куклотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).

12. Библиотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).

13. Проективный рисунок (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).

14. Психогимнастика (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).

15. Дети с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям

16. Замкнутость: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

17. Детский аутизм: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

18. Психология агрессивного поведения. Характеристика видов проявлений агрессивности. Причины/факторы риска проявления агрессии, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция. Рекомендации родителям и педагогам, работающим с агрессивными детьми.

19. Застенчивость и тревожность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

20. Демонстративность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

21. Страхи и их коррекция.

22. Проблема одаренности. Возрастно-психологическая специфика обучения и развития одаренных детей. Трудности одаренных детей, психологическая помощь в их преодолении. Рекомендации педагогам и родителям одаренных детей.

23. Феномен детей-индиго: характеристика детей-индиго, проблема выявления детей-индиго, особенности развития детей-индиго, особенности воспитания и создания условий развития детей-индиго

24. Определение семьи и брака. Функции семьи. Особенности современной российской семьи. Модель эффективной гармоничной семьи.

25. Стадии развития семьи. Проблемное и благополучное протекание стадии «семья с маленькими детьми», содержание понятия «родительская позиция». Нормативные и ненормативные семейные кризисы.

26. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.

27. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения): характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.

28. Особенности развития личности ребенка в неполной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.

29. Особенности развития личности ребенка в приемной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.

30. Охарактеризуйте следующие параметры детско-родительских взаимоотношений: характер эмоциональной связи; мотивы воспитания и родительства (по А.С. Спиваковской); степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские от­ношения; удовлетворение потребностей ребенка.

31. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: требования и запреты, их функции. Правила предъявления требований и запретов, способы контроля исполнения требований и запретов.

32. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: поощрения и наказания. Виды наказаний, их допустимость. Рекомендации предъявления наказаний. Виды поощрений, правильные и неправильные способы предъявления поощрений.

33. Типы семейного воспитания (стили родительского общения). Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания.

34. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: принципы позитивного общения, техника эмпатического активного слушания, техника эффективной похвалы. Пример эффективной похвалы.

35. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний, пример «Я-высказывания». Ошибки общения с ребенком.

36. Характеристика психолого-педагогического консультирования в ДОУ: понятие, специфика консультативной деятельности в ДОУ, типы консультирования и их характерные черты, правила консультирования, требования к консультанту.

37. Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов.

38. Коррекционно-развивающая работа с родителями (семьей): виды и цели групповой работы с семьей, социально-психологический тренинг как основной метод гармонизации детско-родительских от­ношений, частные методы коррекционно-развивающей работы. Приведите примеры.

 


[1] Обязательна подготовка группой из 3-4 студентов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...