Детско-родительские отношения
Психологические основы Образовательного процесса в ДОУ
Часть Методические рекомендации студентам-заочникам Литература, рекомендованная к курсу (Часть 2. Психологические основы взаимодействия с родителями в детском саду)
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 328 с. http://cl.rushkolnik.ru/docs/7840/index-48339.html
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005. – 192 с. http://znanie.podelise.ru/docs/87344/index-8350-1.html?page=17
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 384 с.
Тематика практических занятий Практические занятие № 1
Особенности современной российской семьи: проблемы и возможности Первая часть: беседа по результатам выполнения следующих заданий:
1. Как Вы думаете, взаимосвязаны ли функции семьи друг с другом? Какие функции в современном обществе становятся основными, а какие – второстепенными? Докажите Вашу точку зрения.
2. На основе текста (Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.163-167) проанализируйте, какие проблемы во взаимодействии с ребенком и последующем его воспитании могут возникнуть в процессе следующих перестроек в жизни супругов: изменение в идентичности и внутренней жизни молодых супругов; перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях; перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи; изменение ролей и отношений вне семьи; обеспечение ребенку возможности для роста и развития.
3. Составьте рекомендации для молодых родителей, которые могут помочь успешно решить проблемы, возникающие на этапе появления ребенка в семье (опора на тексты Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006; Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004,) Вторая часть: Круглый стол Задание: Подготовить выступление (индивидуально), в котором необходимо раскрыть социально-психологические факторы, влияющие на современную российскую семью, и обосновать их положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание. Рекомендации по подготовке выступления:
1. Проследите взаимосвязь проблем общества и внутрисемейных проблем (нестабильность социально-экономической системы, средний уровень жизни, проблемы профессиональной занятости и т.д.). 2. Обратите внимание на специфику современной семьи: (особая роль родительства, эмоциональная поддержка как основа современного супружеского союза, открытость современной семьи, переход от расширенной семьи к нуклеарной и т.д.). 3. Учтите психологические особенности конкретно российской семьи. 4. Проанализируйте мифы об «упадке и крушении семьи как социального института». 5. На основе проработанного материала и собственного опыта обоснуйте, какие факторы оказывают отрицательное, а какие – положительное влияние на воспитание ребенка в семье.
6. Предложите рекомендации а) родителям, б) педагогам ДОУ, выполнение которых могли бы снизить отрицательный эффект социально-психологических факторов.
Рекомендованная литература: 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. –С.5-7, с. 17-25. 2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – С.30-67 3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.77-81
Практическое занятие № 2
Особенности психического развития детей В проблемных семьях Подготовьте проекты по предложенной тематике (возможна групповая работа над темой, оформленная в виде презентации). При подготовке проектов опирайтесь на рекомендованный план выступления.
1. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью: · актуальность проблемы роста количества семей, зависимых от алкоголя; · основные психические характеристики алкоголь-зависимых семей, их влияние на личностное становление ребенка; · психические особенности ребенка из семьи с алкогольной зависимостью; · рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из семей с алкогольной зависимостью.
2. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения): · позитивное и негативное разрешение конфликтов в семье, понятие конфликтной семьи; · основные психические характеристики семей с деструктивной конфликтностью, их влияние на личностное становление ребенка; · психические особенности ребенка из конфликтной семьи; · рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из конфликтных семей.
3. Особенности развития личности ребенка в неполной семье [1]: · психические особенности ребенка из неполной семьи; · типы неполных семей; · особенности психического развития ребенка в семье разведенных родителей, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из разведенных семей;
· особенности психического развития ребенка в осиротевшей семье, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из осиротевшей семьи; · особенности психического развития внебрачного ребенка, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.
4. Особенности развития личности ребенка в приемной семье: · особенности приемного родительства: мотивы, страхи приемных родителей, возможные ошибки в отношении к приемному ребенку; · психологические трудности адаптации приемных детей дошкольного возраста к новой семье; · особенности воспитания приемного ребенка в семье; · рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из приемных семей. Литература Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
Практическое занятие № 3,4
Детско-родительские отношения
Вопросы для обсуждения
1. Заполните таблицу (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.121).
Варианты отношения родителя к ребенку
* Если последствия в тексте не указаны, предложите свое видение последствий для ребенка
2. Ознакомьтесь с типами родительской любви (по А.С. Спиваковской) (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.122). Предположите, каковы будут последствия для личностного развития ребенка в каждом из 8 типов любви/отвержения.
3. На основе текста (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.125-130; Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.155-158) изучите процесс становления материнства у женщины.
· Выделите факторы, влияющие на становление материнской позиции. · Проанализируйте особенности воздействия данных факторов на родительскую позицию в современном обществе. · Перечислите составляющие зрелой материнской позиции и опишите последствия того, что какая-либо из этих составляющих будет не сформирована у будущей матери.
4.Выделите а) моменты сходства б) моменты отличия отцовского и материнского типов отношения к ребенку. · Дайте характеристику современному типу отцовства. Используйте: Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.132-140.
5. Дайте характеристику различным типам привязанности ребенка к родителям (опираясь на текст (Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006) выпишите наиболее приемлемую на Ваш взгляд, типологию). Назовите базовые качества матери, которую обуславливают формирование надежной привязанности ребенка.
6. На основе текста (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.173-174) проанализируйте тактику действий родителя при нарушении запрета ребенком. Спрогнозируйте пошагово предложенные ситуации по следующему алгоритму: Ситуация № 1: Ребенок выражает ясное намерение нарушить Ваш запрет: не есть сосульку. Ваши действия:
Ситуация № 2: Ребенок фактически нарушил Ваш запрет – побежал за мячиком на проезжую часть. Ваши действия? Начертите таблицу и заполните по аналогии с первым случаем (подсказка – здесь шагов пять).
7. Заполните таблицу «Стили руководства и общения родителей с ребенком»
8. Заполните таблицу (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.198-200)
Классификация гипо- и гиперпротекционных типов воспитания в семье
9. Прочитайте текст на стр. 238-242 Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004, опишите последствия применения каждой из родительских директив как вида программирования ребенка.
10. На основе текста (см. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005. – с. 108-119) спрогнозируйте возможности прародителей (дедушек и бабушек) положительного и отрицательного характера в семейном воспитании.
11. Проанализируйте зависимость развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Подумайте, как сиблинговая позиция оказала влияние на Ваше положение в семье как ребенка и развитие Вашей личности. (см. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.237-244)..
Практическое занятие № 5 Тема:Диагностированиедетско-родительских взаимоотношений Задание (индивидуально!!!): · подобрать, · выполнить (не менее трех методик на выбор, использовать методики как из списка А, так и Б - в зависимости от содержания предложите их для выполнения детям дошкольного возраста и родителям детей (или выполнить самим, представив себя в качестве родителей), · презентовать методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений (принести итоговые результаты опросников и анкет и рисунки детей): А) Методики диагностирования родителей: Родительское сочинение (автор – В.В. Столин, адаптация – А.И. Тащева), ВРР (Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.И. Марковской), Шкала степени отверженности ребенка в семье, ОРО (Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина), Методика АСВ (Анализ семейного воспитания) и др. Б) Методики диагностирования детей: Методика «День рождения», Методика интервью с ребенком (автор А.И. Захаров), Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи, «Лесенка» (методика В.Г. Щур, применительно к членам семьи), КРС (Кинетический рисунок семьи) и др.
!!! При желании можно использовать иные методики диагностирования детско-родительских взаимоотношений с учетом требований к валидности и надежности данных методик!!!
Литература
· Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
o Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995. – 512 с.
Практическое занятие № 6,7 Тема:Психолого-педагогическое консультирование К занятию повторить материал лекции по консультированию!!!! Задачи: 1. Обучение студентов решению ситуаций психологического консультирования.
Часть 1. Студентам задаются ситуации реального психологического консультирования. По поводу решения каждой ситуации организуется группа студентов (3-4 человека), которая на основе теоретических знаний о возрастно-психологических особенностях развития ребенка прогнозирует возможное развитие событий процесса консультации по алгоритму возрастно-психологического консультирования. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов решения каждой ситуации психологического консультирования.
2.Выработка навыковведения беседы с целью сбора информации и воздействия на собеседника. Часть 2. Студенты разбиваются на группы из двух человек, каждому задается ситуация психологического консультирования, при этом один студент из пары исполняет роль консультанта, а другой – консультируемого. Затем происходит обмен ролями. По окончании выполнения задания организуется обсуждение результатов и выяснение условий наиболее эффективного использования данного метода.
Вопросы к итоговому экзамену 1. Цели использования психологических знаний в образовательном процессе ДОУ. Направления психологической работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога. Психологическая компетентность педагога. 2. Предмет, содержание, задачи психологической диагностики. Факторы риска, предполагающие диагностическое обследование ребенка. 3. Методики высокого уровня формализации: понятие, отличительные характеристики. Тесты (стандартизированные тесты и тесты с поуровневой дифференциацией: примеры, особенности интерпретации показателей), возможности применения тестовых диагностик в ДОУ. Личностные опросники, особенности применения личностных опросников в ДОУ. Проективные методики, возможности использования в ДОУ, примеры. 4. Малоформализованные методики диагностирования: понятие, отличительные характеристики. Наблюдение, принципы наблюдения, формализация метода, возможности использования в ДОУ. Анкетирование и метод интервью, возможности их использования в ДОУ. Беседа, особенности проведения беседы с детьми 5. Понятие стандартизации, надёжности и валидности диагностических методик. 6. Диагностирование параметров развития ребёнка. Примеры диагностических методик. Правила психодиагностического обследования в ДОУ. 7. Понятие коррекционно-развивающей работы, формы коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми. Специфика психокоррекционной работы с детьми. Проблемы определения основных трудностей развития ребенка. 8. Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Принципы формулирования целей коррекционной работы с детьми. Виды коррекционных программ. 9. Игровая коррекция поведения (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ).Особенности формирования групп. 10. Сказкотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 11. Куклотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 12. Библиотерапия (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 13. Проективный рисунок (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 14. Психогимнастика (сущность данного метода; категории детей, с которыми возможно использование данного метода; структура занятия, возможности применения воспитателем ДОУ). 15. Дети с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям 16. Замкнутость: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 17. Детский аутизм: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 18. Психология агрессивного поведения. Характеристика видов проявлений агрессивности. Причины/факторы риска проявления агрессии, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция. Рекомендации родителям и педагогам, работающим с агрессивными детьми. 19. Застенчивость и тревожность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 20. Демонстративность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям. 21. Страхи и их коррекция. 22. Проблема одаренности. Возрастно-психологическая специфика обучения и развития одаренных детей. Трудности одаренных детей, психологическая помощь в их преодолении. Рекомендации педагогам и родителям одаренных детей. 23. Феномен детей-индиго: характеристика детей-индиго, проблема выявления детей-индиго, особенности развития детей-индиго, особенности воспитания и создания условий развития детей-индиго 24. Определение семьи и брака. Функции семьи. Особенности современной российской семьи. Модель эффективной гармоничной семьи. 25. Стадии развития семьи. Проблемное и благополучное протекание стадии «семья с маленькими детьми», содержание понятия «родительская позиция». Нормативные и ненормативные семейные кризисы. 26. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 27. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения): характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 28. Особенности развития личности ребенка в неполной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 29. Особенности развития личности ребенка в приемной семье: характеристика типа семьи, особенности психического развития ребенка в семье данного типа, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей. 30. Охарактеризуйте следующие параметры детско-родительских взаимоотношений: характер эмоциональной связи; мотивы воспитания и родительства (по А.С. Спиваковской); степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребенка. 31. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: требования и запреты, их функции. Правила предъявления требований и запретов, способы контроля исполнения требований и запретов. 32. Социальный контроль как один из параметров детско-родительских взаимоотношений: поощрения и наказания. Виды наказаний, их допустимость. Рекомендации предъявления наказаний. Виды поощрений, правильные и неправильные способы предъявления поощрений. 33. Типы семейного воспитания (стили родительского общения). Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания. 34. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: принципы позитивного общения, техника эмпатического активного слушания, техника эффективной похвалы. Пример эффективной похвалы. 35. Техника «активного слушания» как основной фактор гармонизации детско-родительских отношений: техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний, пример «Я-высказывания». Ошибки общения с ребенком. 36. Характеристика психолого-педагогического консультирования в ДОУ: понятие, специфика консультативной деятельности в ДОУ, типы консультирования и их характерные черты, правила консультирования, требования к консультанту. 37. Возрастно-психологическое консультирование в ДОУ, его алгоритм. Приведите пример. Виды реальных запросов. 38. Коррекционно-развивающая работа с родителями (семьей): виды и цели групповой работы с семьей, социально-психологический тренинг как основной метод гармонизации детско-родительских отношений, частные методы коррекционно-развивающей работы. Приведите примеры.
[1] Обязательна подготовка группой из 3-4 студентов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|