Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сводные данные уровня тревожности подростков

  % человек
Всего опрошено 100 37
Высокий уровень личностной тревожности 62 23
Средний уровень 38 14
Низкий уровень 0 0

Таблица № 4

Сводные данные самооценки подростков

  % человек
Всего опрошено с высоким уровнем личностной тревожности 100 23
низкая самооценка 52 12
высокая самооценка 44 10
адекватная самооценка 4 1

 

При рассмотрении полученных результатов экспериментального исследования можно сделать вывод: в большинстве случаев для подростков с отклоняющимся поведением характерно сочетание высокого или среднего уровня личностной тревожности с неадекватной самооценкой. Для подростков с отклоняющимся поведением до криминогенного уровня не свойственно, как для подростков - правонарушителей, сочетание низкой самооценки с высоким уровнем личностной тревожности. Возможно, это объясняется тем, что личность исследованных нами подростков менее деформирована, чем личности исследуемых ранее другими авторами подростков с деликвентным поведением.

Можно предположить, что отклоняющееся поведение у нами опрошенных подростков возникло в рамках подросткового кризиса, а именно, на почве возникновения новых потребностей в самостоятельности (автономности от взрослых или реакция эмансипации по Личко Е.А.). Для подростков с высоким уровнем личностной тревожности и низкой самооценкой, отклоняющееся поведение может носить характер защитной реакции на окружающую среду, которую они воспринимают как враждебную. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует, по мнению Ханина Ю.Л., с наличием невротического конфликта, с эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями [41].

Возможно, что проявления отклонений в поведении выступают в качестве компенсаторных реакций при фрустрированной потребности. Не исключено также, что девиации у подростков возникли на почве акцентуаций характера, если личность подростка, в критический возрастной период для акцентуации, подвергалась воздействию психогенного фактора. В качестве такого фактора могут выступать негативные условия семейного уровня, не успешность в учебе, фрустированные потребности в принадлежности к референтной группе и другие ведущие потребности подросткового возраста.

Сочетание высокого уровня личностной тревожности с низкой самооценкой.

Диаграмма № 1

Диаграмма самооценки подростков

 

Является характерным для подростков-правонарушителей. По сравнению со своими сверстниками, опрошенные нами подростки имеют более неблагоприятный прогноз на будущее. Можно предположить, что они более склонны к совершению в будущем серьезных правонарушений, если с ними не будет проведена соответствующая коррекционная работа.

Что касается подростков, у которых высокий уровень личностной тревожности коррелирует с высокой самооценкой, то возможно, что они с помощью девиантного поведения повысили ранее низкую самооценку и таким образом компенсировали неудовлетворенную потребность в самоуважении. Механизм повышения низкой самооценки за счет девиантного поведения был исследован в работе Валицкас Г.К.[11].

Вероятно так же, что личность подростка с таким содержанием -результат «нарцистического воспитания в семье. «Нарцистическая» личность формируется в результате такого воспитания, которое развивает в ребенке чувство своей собственной исключительности и превосходства перед сверстниками. Личность такого подростка является инфантильной и эгоцентричной. Если происходят события, подрывающие завышенную самооценку, то повреждение «Я» может выражаться в проявлениях отклоняющегося поведения. В отношении этой части исследованных подростков можно предположить и то, что высокая самооценка есть результат неадекватной оценки своих способностей и результатов своей деятельности. Как писал Ананьев Б.Г., «формирование самооценки еще не значит, что ее наличие всегда вызывает адекватную деятельность Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями, угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени-Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Решение этого вопроса зависит от того, является ли сама самооценка адекватной» [2]. Если ребенок не умеет адекватно оценивать свои способности, тогда у него не может быть адекватного представления о своих достижениях. Ребенок может оценивать свою деятельность, исходя из представлений, бытующих в референтной группе. Эти группы складываются случайно или в результате избирательной деятельности ребенка. Если уровень достижений и способностей в группе невелик, то ребенок может быть достаточно высокого мнения о своих способностях. Именно поэтому, возможно, подростки с девиантным поведением в этой группе исследуемых, обладают высокой самооценкой.

В результате всего вышеизложенного, можно сказать, что отклоняющееся поведение подростков есть результат взаимодействия личностных и средовых факторов.

Проведенным исследованием подтверждено существование личностных особенностей общих для большего числа подростков – девиантов.


Заключение

 

Сложившаяся социальная ситуация сталкивает подростков с многочисленными проблемами и трудностями. Самостоятельно справиться с Ними часто ребенок не способен, из-за этого процесс социализации может пойти по деструктивному пути, если вовремя ему не оказать помощь. В этом смысле за социализацию подростка ответственность несет прежде всего его семья. Практически все трудности социализации подростка так или иначе обусловлены недостатками семенною воспитания.

В первой главе мы отметили, что трудности в семье могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними факторами, негативно влияющими на жизнедеятельность семьи. Во второй главе отмечено, что важнейшей задачей педагогов и психологов является оказание помощи проблемным семьям в разрешении трудных ситуаций, связанных с воспитанием детей, Прежде всего, необходимо определить, каков характер проблем подростков и каждого в отдельности и в соответствии с этим решать, какого рода помощь требуется. В ходе исследования было установлено, что современный подросток характеризуется следующими проявлениями:

- у современного подростка чаще наблюдается неадекватная, а именно заниженная самооценка;

- подростков отличает высокий уровень личностной тревожности, как устойчивая индивидуальная характеристика, обусловленная и педагогическим процессом школе;

- такое состояние подростков обусловлено семейным и школьным воспитанием.

Таким образом, в качестве основных задач работы, связанных с обеспечением оптимальной социализации подростков можно рассматривать следующие:

1. выявление изменений личности подростков в результате нарушения процесса социализации;

2. сотрудничество семьи и школы в процессе работы с трудными подростками;

3. создание организационных структур в сфере досуга для позитивной деятельности подростков;

Что касается работы с конкретными трудными подростками и их родителями в школе или в социальных службах, то наиболее важным направлением работы с ними считаем профилактику эмоциогенных нарушений, формирующих низкую самооценку и высокую личностную тревожность.

 


Литература

 

1. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. - М, 1996.

2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общесгво. - Л., 1971.

3. Ананьев Б.Г. Строение характера// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

4. Анастази А. Дифференциальная психология// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982-

5. Байярд Роберт. Ваш беспокойный ребенок.-М.. 1991.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

8. Бороздина Л. В. Что такое самооценка?. - Психологический журнал №4. 1992.

9. Берне Роберт Развитие Я -концепции и воспитание - М., 1986.

10. БитяноваМ.Р. Социальная психология. - М.,1994.

11. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних, правонарушителей. - Вопросы психологии №1, 1989.

12. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростка в различных типах семей. - Социс №3, 1996.

13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида// Человек и общество. - Л., 197 Е.

14. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий//Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982.

15. Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников. - Социс №6, 1995.

16. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. - № 6,1995.

17. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. - Вопросы психологии №1.1989.

18. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -

М.,1982.

19. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

20. Кле Мишель Психология подростка. - М., 1991.

21. Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., 1988.

22. Краткий словарь по социологии. - М.,1988.

23. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе. - П., 1990.

24. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних право нарушителей.- Вопросы психологии №4,1996.

25. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

26. Курск Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор

формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте.- Вопросы

психологии №2.1997.

27. Короленко Ц.П. Личность и алкоголь, - П., 1988.

28. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума, - М.,1990.

29. Левитов Н.Д- Проблема характера в современной психологии// Тексты, психология индивидуальных различий. -М.,1982.

30. Лазурский А.Ф. Классификация личностей// Психология индивидуальных различий - Тексты. - М.,1982.

31. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий.- М..1982.

32. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /Психология индивидуальных различий. - М.,1982

33. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному

поведению. - Психологический журнал №3, 1996.

34. Медков В.М. Введение в демографию: Учебник для вузов – М.: Академический Проект; Фонд «Мира», 2006.

35. Москаленко В. Д. Ребенок в «алкогольной» семье психологический

портрет.- Вопросы психологии №4, 1991.

36. Немов Р.С. Психология. - 2 т, М., 1994.

37. Никитин В.В. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации// Человек и общество.-Л., 1971.

38. Раттер М. Помощь трудным подросткам. - М., 1987.

39. Руткевич М.Н. Депопуляция или вымирание? - Социс № 3, 1996.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в '

образовании. -М.,1996.

41. Реан А. А. Характерологические особенности подростков-деликвентов. - Вопросы психологии №4, 1991.

42. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Психология индивидуальных различий. - М., 1982.

43. Снайдер М. И др. Ребенок как личность. - С.-П.„1994.

44. Семья в процессе развития. -М.,1993.

45. Социальная защита семьи и детей. - М.,1992.

46. Социальная работа с семьей. - М.,1995.

47. Социальная работа с семьей. - М.,1996.

48. Сычева В.С. Проблемы имущественного неравенства в России. -

Социс №5, 1995.

49. Смелзер Нейл Социология. - М.,1994.

50. Словарь социально-психологических терминов. -Ч., 1995.

51. Спиридонов Л.И. Социализация индивида как функция

общества//Человек и общество.-Л., 1971.

52. Теория и методика социальной работы. - 2 т., Т., 1993,

53. Феофанов К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в

России. «Социс№9, 1995.

54. Хрестоматия. Лишенные родительского попечительства. -М., 1991.

55. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.,1994.

56. Шафранская К. Д. Фрустрация при переживании жизненных

трудностей. -1971.

57. Шилова М.И. К вопросу о сущности социализации учащихся. - Красноярск: РиОКГПУ, 1988. - 0,25 п.л.


Приложение

Практические рекомендации

 

Проблема преодоления нарушений процесса социализации по существу распадается на три проблему владения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий, устранение тревожности, как относительно устойчивого личностного образования, повышение самооценки.

Работа по преодолению тревожности и повышению самооценки может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимно влияющих уровнях:

1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции,

Можно рекомендовать следующие методики практическим работникам школы.

Приемы коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью, как устойчивым личностным образованием:

1. «Переинтерпритация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» -с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого кино героя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.

5. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека.

Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность.

6. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

7. «Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выход вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

8. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

9. «Репетиция». Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально.отрабатывая способы действия учащегося.

10. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

11. «Переформулировка задачи». Необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.

Эти приемы являются достаточно эффективными, прежде всего для учащихся, испытывающих так называемую «открытую тревогу». В работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме (часто такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины.

Важным этапом в работе со «скрытыми» учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе со школьником объективных показателей успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям. После чего постоянно в беседах обращаться к этим критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.

Программа приобретения уверенности и повышение уровня самооценки (Зимбардо Ф.).

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.

2) Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

3) Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи.

После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, забудьте о них и не возвращайтесь к ним.

4) Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

5) Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.

6) Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному.

Реальность - это не то, что каждый по отдельности видит, это не более, чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

7) Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты - «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».

8) Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике - воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.

9) Помните, что иное поражение - это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

10) Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность.

11) Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой.

12) Практикуйтесь в общении.

13) Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.

14) Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей, более мелких, промежуточных.

15) Вы - не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды, вы - воплощение надежд ваших родителей, вы - образ и подобие Господа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...