Значение и трудности в развитии молодежного движения в России.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Функции молодежных объединений в современном российском обществе. 1.создание условий для успешной социализации молодежи, образования, развития и саморазвития личности. 2.привлечение в сферу молодежной политики дополнительных ресурсов, использование потенциала молодежи. 3.разработка и развитие инновационных форм, методов, технологий работы с молодежью. В общественных структурах обрабатываются новые модели решения актуальных проблем, которые затем в качестве передового опыта распространяются и осваиваются государственными учреждениями. 4.осуществление подготовки кадров для молодежной политики. Опыт показывает, что подавляющее большинство руководителей и сотрудников органов власти по делам молодежи начинали свою деятельность как лидеры молодежных и детских общественных объединений. Е.Г.Лукина выделяет следующие функции: 1.группы функций, направленные на консолидацию общества в целом, - коммуникативная и регулятивная; 2.социализация и социальное становление личности в организации. Сюда относятся функции: установления социальных связей, когнитивно-прогностическая, организаторская, компенсаторная, воспитательная; 3.удовлетворение интересов и реализация потребностей – досуговая функция. Критерии эффективности молодежных общественных объединений по уровням и видам. 1.социальная эффективность(макроуровень) --ЦЕННОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(правильность) -соответствие результатов деятеьности объединения ценностям, нормам и правилам общества, ценностям молодежи --ПОТРЕБНОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(выгодность) -соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям общества, потребностям и интересам молодежи
--ЦЕЛЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(надежность) -социальная значимость изменений, осуществляемых объединением (в часности в молодежной сфере), его вклад в формирование общественного мнения, общественных настроений --ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(экономичность) -соотношение социальных изменений, осуществляемых объединением, и используемых для этого средств, ресурсов, механизмов деятельности 2.организационная эффективность(мезоуровень) --ЦЕННОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ -соответствие результатов деятельности объединения ценностям, нормам и правилам «третьего сектора», внутриорганизационным ценностям, нормам и правилам --ПОТРЕБНОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ -соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям «третьего сектора», потребностям организационного развития --ЦЕЛЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(надежность) -деятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития объединения(управление, связи с внешней средой), вклад объединения в развитие общественной сферы --ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ -обеспеченность объединения ресурсами, необходимыми для функционирования и развития 3.личностная эффективность(микроуровень) --ЦЕННОСТНАЯ -соответствие результатов деятельности объединения жизненным ценностям его участников --ПОТРЕБНОСТНАЯ -соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям и интересам его участников --ЦЕЛЕВАЯ -удовлетворенность участников деятельностью объединения, вклад объединения в процесс развития личности --ПРАКТИЧЕСКАЯ -соотношение материальных и нематериальных затрат объединения на своих участников и личного вклада каждого участников деятельность объединения. Понятия «программа», «проект». Классификация программ и проектов. «Программа» - совокупность инструкций и алгоритмов описание порядок определение действий.
«Проект» - совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный характер.(имеет строгие рамки) Классификация программ и пректов: 1.по объекту -организация и ее развитие -члены организации -целевые аудитории пользующиеся услугами организации 2.по субъекту -программы и проекты всей организации -программы и проекты структурного подразделения -программы и проекты конкретного специалиста 3.по направленности -патриотическое -экологическое -спортивное -творческое -досуговое и др. 4.по содержанию -образовательные -воспитательные -развивающиеся -социальные -социокультурные -исследовательские и др. 5.по срокам реализации -долгосрочные(от 5 лет и выше) -среднесрочные(2,3,4 года) -краткосрочные(неделя, месяц, год)
Сравнительный анализ и оценка программ и проектов. Критерии сравнения (это от 1 до 9 которые) проект \ программа 1)источник актуальности – реальная проблема \ необходимое формирование определения качеств 2)целевая направленность – решение актуальной проблемы \ направлена на формирование ЗУН, воспитание качеств 3)целевая группа – носитель проблемы \ те, кому адресована программа(что для них важно, значимо) 4)временные рамки – четкие, ограниченные \ могут отсутствовать, если есть, то более длительнве 5)определение задач – шаги по решению проблемы \ образовательные, развивающие, воспитательные 6)особенности планирования – по этапам, задачам \ по задачам 7)методология – как взаимодействие(многосубъектная, партийная, междисциплинарная) \ программа деятельности, организации и т.д 8)результаты реализации – конкретны, исчисляемы, диагностичны, реалистичны \ не всегда конкретны и диагностичны, выражаются в уровнях развития 9)оценка эффективности – осуществляется с помощью совокупности количественных и качественных показателей \ осуществляется через сравнение задач с результатами
Критерии оценки программ и проектов: 1.актуальность 2.логика и структура документа 3.ниличие механизма осуществления программы или проекта 4.эффективность программы, проекта(степень оптимального охвата участников, грамотное сочетание инструментария, продуманность диагностики результатов)
5.транслируемость(возможность использования материалов проекта, программы) 6.степень включенности подростков и молодежи в программу или проект(на уровне организатора, участника, наблюдателя) 7.ресурсное обеспечение программы, проекта
Социально-педагогическая поддержка инициатив молодежи: новые подходы. Возможности системы муниципального самоуправления в обеспечении поддержки инициатив молодежи. В настоящее время по мнению С.Гиля фактически единственным инструментом реального взаимодействия молодежи и общества является «инициатива» молодых людей, которые по средствам ее реализации могут достигать собственные цели, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Носителями инициатив молодых людей являются в первую очередь общественные молодежные организации. «Инициатива» - сущностная характеристика молодежи, форма отражения ее важнейших потребностей, способ взаимодействия с социальными институтами общества и формирования норм социальных отношений. Существует 2 подхода: 1.общегосударственный Базируется на нормативных документах федерального уровня, реализующих процедуры предоставления дотаций, субсидий, грантов детским и молодежным организациям. 2.локальный Поддержка инициатив детей и молодежи по средствам их включения в деятельность общественных организаций. Данный подход реализуется в рамках концепции «Социализация детей в общественной организации»(под руководством ВОЛОХОВА)
В концепции под «социализацией» понимается прежде всего формирование готовности детей и молодежи к реализации совместимости соц. ролей. При этом происходит социальное самоопределение, т.е. выбор детьми своей роли и позиции в системе соц. положения. В процессе социализации решаются две группы задач: 1)социальная адаптация (приспособленность ребенка, «Быть со всеми») 2)соц. автономизация («Быть самим собой»)
Общественная организация рассматривается как механизм социализации детей, успех которой определяется:
-относительной независимостью детских организаций от гос.соц. институтов, позволяющей ориентировать детей на характер соц.отнош. в будущем -добровольным характером включения детей в соц.отнош., что позволяеь осущ.социализацию с учетом интересов и потребностей индивидуальных качеств личности -избирательным условием соц. опыта СППИМ по С.Гилю – это вид соц-пед. деятельности, направленной на инициирование, выявление само и соорганизацию и сопровождение инициатив молодежи в целях ее социокультурной адаптации и самореализации
Возможности системы муниципального с/у в обеспечении СППИМ Деятельность местного с\у является соц.инструментом формирования и развития гражданского общества ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного с\у в РФ» ориентировано на КРФ представлено местное самоуправление, как самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, при этом собственная заинтересованность населения должна совпадать с собственной ответственностью. СППИМ по содержанию фактически совпадает с функциональным назначением системы организации местных с\у в отношении к молодежи как к части населения, т.е.система местного с\у объективно заинтересовано в защите прав молодежи, ее привлечение к решению задач муниципального с\у
Муниципальная система СППИМ(Гиль) -необходимая в целях социокультурной адаптации и самореализации молодежи, взаимодействие субъектов социализации молодежи городского сообщества.
Гиль выделяет 3 группы принципов взаимодействия молодежи с муниципальными институтами 1гр.общеметодологические принципы Направлены на реализацию гуманистич. Подхода в построении системы 2гр.организационно-педагогические принципы Призваны обеспечить воплощения обще-методологических принципов в в конкретной организационной структуре систему соц-пед поддержки инициатив молодежи 3гр.деятельностно-функциональные принципы Отражает общее положение практической реализации организационно-педагогич принципов при оказании СППИМ и обеспечении целенаправленной и целеобразующем функционир системы.
Структура муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив. 1уровень. Объект низовой максимально приближенной к месту жительства молодежи – о муниципальных молодежных социальных центрах В традиционной форме такие центры предполагают молодежные различные мероприятия и программы, так же они способны предоставить молодому человеку информацию о возможных связях включенных в систему отношений поддержки самовыражения и самореализации в городском сообществе.
2уровень. Общественно-экспертный Общественные формирования граждан местного сообщества. Жители местного сообщества являются участниками процесса социализации молодежи, поэтому целесообразно обеспечить их включенность в систему СППИМ.(общественные объединения по интересам, общ.орг.разной направленности)
3уровень.управленческий Органы управления молодежной политики муниципалитета с т.з. СППИМ решают следующие задачи: -разработка НПБ развития мол.инициатив на муниципальном уровне нормативов, критериев и показателей эффективности поддержки мол.инициатив -организация систематической диагностики -создание открытых механизмов -создание информационного пространства -общее стимулирование и личностная поддержка молодых людей -организация научно-методического консультационного финансового обеспечения
Технологические этапы осуществления социально-педагогической поддержки молодежных инициатив.(На фотках не реально перепечатать)
Малая группа, ее признаки, параметры социально-психологического анализа.
Малая группа – небольшая общность людей (от 2 до 20-30 чел), члены которой имеют непосредственные контакты и заняты каким-либо общим делом. Признаки: - общие цели и задачи деятельности; - наличие общей деятельности; - внутренняя организация; - Наличие груп. Давления; - стремление к устойчивости; - закрепление традиций, символики. Параметры соц-псих. анализа группы: Собственные хар-ки группы (композиция группы, структура группы, групповые процессы) Композиция группы – совокупность характеристик членов группы в важных с точки зрения анализа группы как целого (возраст, пол, национальность) Характеристики, определяющие человека в группе: позиция, статус, роль, групповые ожидания, внутренняя установка)
Структура группы: социометрическая, коммуникативная, власти.
Социометрическая структура – совокупность статусов членов группы в системе внутри групповых отношений. Система отвержений, предпочтений, антипатий, симпатий между членами группы. Характеристики социометрической структуры: Социометрические статусы группы (сумма предпочтений и отвержений, полученных членом группы). Совокупность статусов задает статусную иерархию: Высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные, определяемые по числу имеющих и не имеющих отвержений. Факторы, влияющие на величину статуса: - наличие у человека ценных для данной группы качеств; - Некоторые свойства темперамента и характера; - Внешний вид; - умственные способности; - успехи во вне групповой деятельности; - положение, статус в других группах. Коммуникативная структура группы. Совокупность членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов групп между собой и внешней средой, а также концетрации у них того или иного объема информации. Владение информации – важный показатель положения членов группы. Виды коммуникативных структур: Централизованные (1 из членов группы находящихся в центре информационных потоков и играет основную роль в орг. Обмена информацией межличностного взаимодействия). – фронтальная, радикальная, иерархичная. Децентрализованные (предполагает коммуникативное равенство всех участников). – цепная, круговая, полная. Структура власти в группе – система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Выделяют 2 основные формы реализации соц. власти: Руководство (основанное на правовых полномочияхх и нормах); Лидерство (основанная на авторитете. Лидера выбирают).
Характеристики, определяющие положение человека в группе.
Позиция (определяется должностью) – понятие, обозначенное официальным положением человека в группе Статус – реальная соц-псих характеристика, положение индивида в системе внутригрупповых отношений. Статус реализуется через систему ролей Роль – нормативно – заданный и коллективно – одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека в группе. Роль может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы. Войдя в определенную роль в группе человек, постепенно привыкает к ней, а члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной (избранной) роли. Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – личное субъективное восприятие им собственного статуса; то, как он оценивает свое реальное положение, степень влияния на остальных членов. Действительный статус и его восприятия человеком могут совпадать и расходиться. Система ожиданий – на основе групповых норм и правил контролируется через групповые санкции, т.е. поведение соответствие групповым нормам поощряется, а несоответствие наказывается.
Процесс развития и сплочения группы. Подходы к выделению этапов (уровней) развития группы.
Это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы. 1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе этот параметр не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу. 2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное - ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку. 3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества. Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличие от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху. Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в практике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия подростками друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать Один из них, получивший широкую известность за рубежом, связан с именем Б. Такмена. Предложенная им двухмерная или двухфакторная модель явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий). В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся: Е. Мабри модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа. Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в «поле» решения задачи: 1) латентную — этап ознакомления с задачей; 2)адаптационную — соотнесение возможностей членов груп " пы с требованиями задачи и их фукциональное соподчинение в зависимости от этого; 3)интегративную — этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действий; 4) фазу достижения требуемого решения.
Понятие сплоченности группы. Факторы, влияющие на сплоченность группы.
Групповая сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать. Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи (Л.Фестингер). Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида. Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники. Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае. если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя. В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число. В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства. Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных. Предпосылками сплоченности являются срабатываемость (функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость (эмоциональная характеристика). Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс и результат совместной деятельности. На основе срабатываемости формируется совместимость, которая возникает как итог достаточного продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом. Совместимость формирует на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом. Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов и т.д. Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качества личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна в семье, группе друзей. Социально-психологическая совместимость - предполагает сходство ценностных ориентаций и диспозиций. Идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности коллективов и служит основой их сплоченности. Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят: А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания) Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество); В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы. На групповую сплоченность влияют такие факторы, как: - согласие между членами группы по поводу ее целей; - широкое общение и взаимодействие между членами группы; - приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы; - демократизм групповых взаимоотношений; - положительное мнение членов группы друг о друге; - размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций; - пространственная близость; - преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей; - психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.
Социально-психологический климат в группе. В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата. В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива. Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей. Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива. Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций. При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня: Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой т.з., сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат - это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма групповых состояний, а их интеграл. Факторы формирования социально-психологического климата. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы. Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся: 1. объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов. 2. субъективные - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.
Групповые эффекты.
Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям. Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению. Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются: количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей; взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; значимость окружающих людей для человека; степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди. Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления. Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей. Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе. Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира. Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда. Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него. Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы. Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие. Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением. Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма: тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой; численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек; состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде; ловушка «группомыслия» среди людей; сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами; статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются; наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает; публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться. Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность. Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации. В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения. Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего. Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным. Эффект социальной лени проявляется каждый раз, когда важен общий результат совместной деятельности, складывающийся из индивидуальных вкладов всех членов группы. Он отчетливо проявляется в уменьшении индивидуального вклада сотрудников в тех случаях, когда они знают, что их коллеги выполняют в точности ту же работу и значение имеет общий (суммарный) результат, а не их персональные достижения. Руководителю следует учитывать ряд факторов, существенно снижающих возможность проявления эффекта «социальной лени» у сотрудников.
Психологическая характеристика коллектива.
Психологическая характеристика коллектива Коллектив (от лат. collec ifious -собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уроним развития). В коллективе формируется особый тип межличностных отношении, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности Подобные отношения в коллективе способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффек тивностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интегрании и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, а в коллективе указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизиронаны и образуют многоуровневую структуру, ядром корой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллек-гинной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и т. д.). Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры коллектива, не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и коллектив в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества Список литературы
Подходы к разработке проблемы детского коллектива.
Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали прежде всего с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А. С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания. А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом А. С. Макаренко понимал "целеустремленный комплекс личностей", объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. А. С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип параллельного действия использовался в качестве важнейшего при воспитании в коллективе. Законом сплочения коллектива является стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон в коллективе. Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал систему перспективных линий целей (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А. С. Макаренко, и его постоянное движение вперед. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе "личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива" (Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами // Соч. - М., - 1957. - Т.2. - С. 403). Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, А. В. Мудрика и др. В. А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. "Мудрая власть коллектива" (В. А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика. Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются: - устойчивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими, причем не избирательно, а широко, по отношению ко всем членам коллектива; - отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма. Появление общего стремления к взаимодействию с другими коллективами, к объединению в общешкольный коллектив, к обсуждению и совместному решению общих проблем; - наличие у членов коллектива чувства защищенности, отсутствие случаев "изолированности" или авторитарного лидерства в коллективе. Гуманистические отношения Т. Е. Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность. В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления детским коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе. Л. И. Новикова обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой - спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива. Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, "Бригантина" в Чите, коммунарские движения в пионерском лагере "Орленок"). Во главе коммунарских объединений детей стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности. Лозунги коммун о служении людям, о взаимной поддержке, о творческом отношении к выполняемому делу отражали пафос новой гуманистической педагогики. Однако эти идеи не получили развития в массовой школе и в системе внешкольных учреждений. Накануне перестройки советская школа переживала ряд застойных явлений. Формализм и усиление влияния идеологии на организацию коллективной жизни школы привели к сковыванию инициативы и творчества детей, к их разочарованию в общественных молодежных коллективных организациях (пионеры, комсомол), к фактическому свертыванию детского самоуправления. Коллектив все более становился средством унификации, усреднения личности, инструментом командно-административной системы управления. Все эти негативные явления стали объектом справедливой критики педагогов в 80-90-е годы. Гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики. Современная сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с ее качественеым обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создается новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе. Большой интерес вызывает идея "общинности" коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г. Г. Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.
Особенности детских, подростковых, юношеских коллективов.
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс, по мнению известного отечественного психолога А. В. Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы "заявить" о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.
3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Управление развитием детских и молодежных коллективов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|