Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
Философские системы Древнего Востока (джайнизм, буддизм, даосизм, конфуцианство). Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм При анализе древнекитайской философии следует учитывать, что ее основы заложены в мировоззренческих представлениях VIII-V вв. до н.э. Единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции – женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира – «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево – огонь, огонь – землю, земля – металл, а металл – воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек – часть природы, часть великой триады Небо – Человек – Земля, и находится в гармонии с окружающим миром. Необходимо также отметить особенности древнекитайского мифологического мировоззрения: культ Неба, культ предков, культ духов, культ духов предков, что обусловило связь мировоззрения китайца с соблюдением религиозного ритуала. Возникновение древнекитайской философии относится к V-III вв. до н.э. Период Чжаньго – «золотой век китайской философии». Основные школы: конфуцианство, моизм, легизм, даосская школа, школа инь-ян, школа имен. Этико-политические школы (упор на практическую философию и вопросы управления обществом). Метафизические школы (анализ объективной картины мира).
Конфуцианство как ведущая этико-политическая доктрина. Этическое учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Понятие «Дао» (нравственный закон). Проблема управления – одна из ключевых проблем конфуцианства, представляющая собой способ улучшения и процветания общества. Теория государства, в основе которой лежат идеи почтительности к родителям и уважения к старшим братьям, с одной стороны, и неукоснительное соблюдение ритуала – с другой. Наряду с социоцентрическими доктринами существовали и космоцентрические, к которым относится даосизм (учение об интуитивном постижении сущего). Основатель Лао-Цзы (род. ок. 607 г. до н.э.). Основы учения изложены им в работе «Даодэзци». Понятие «Дао» как всеобщий закон мироздания. Дао – всеобъемлющее мировоззренческое понятие, означающее первоначало и завершение всего существующего. Условие достижения Дао – самоуглубление и духовное очищение. В ходе анализа конфуцианской и даосской школ целесообразно сопоставить этический идеал даосов («совершенномудрый») и конфуцианский идеал («благородного мужа»). Следует указать на несовместимость основных ценностей конфуцианцев и даосов. Философия древней Индии. Необходимо выделить основные категории древнеиндийской философской антропологии, к которым относят понятия «карма», «мокша», «сансара» – странствование души, как постоянное переселение ее из одного умершего тела в другое. «Карма» – закон воздаяния - «сансары», соблюдение которого тесно связано с кастовыми представлениями о структуре древнеиндийского общества. «Мокша» – прекращение «сансары», т.е. возрождений души, «избавление», истинное благо, прекращение страданий. На этапе перехода от мифологии к философии общим основанием мира считался безличный мировой дух Брахман, который совершенен в отличие от несовершенной, хотя и бессмертной души человека (Атман). Слияние души с мировым духом (Атман и Брахман) происходит только на этапе избавления – «мокша». В этой связи необходимо подчеркнуть, что тождество Атмана и Брахмана не позволяет в древнеиндийской философии представить человека как личность. Человек полностью подчинен обществу, поэтому личность в философии Древней Индии выступает как нечто второстепенное по отношению к общему основанию мира.
Анализ древнеиндийской философии предполагает характеристику основных школ: буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта. Буддизм – это многоуровневое образование, включающее в себя религиозную доктрину, совокупность философских школ, систему религиозной психотехники. К философским и религиозно-доктринальным особенностям буддизма могут быть отнесены: концепция «четырех благородных истин», при осознании которых буддизм обретает истинность для каждого конкретного человека; учение о психике и психическом, основу которого составляет понятие «драхма» («носитель своего признака» или «носитель душевных свойств»). Исходя из этого учения, личность в буддийской философии представлена как комбинация отдельных драхм. Раннегреческая натурфилософия. Милетская школа. Гераклит. Онтологизм древнегреческой натурфилософии: элеаты и Демокрит. Софисты и Сократ. Философская система Платона. Философская система Аристотеля. Средневековая философия. Основные принципы религиозно-философского мышления. Гносеология в христианском мировоззрении. Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, У.Оккам. Основные черты: 1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования - Бог). 2. Задача философии - это интерпретация Священного писания («философия - служанка богословия»).
Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира. Основные этапы средневековой философии: 1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) I- VШ вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача - разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов - прежде всего Платона и Аристотеля. 2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-ХIV вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|