Две позиции на соотношение чувственного и рационального познания
Тема: Познание и знание Знание – это результат познания. Познание – это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности. Субъект познания – познающий человек. Объект познания – весь окружающий природный и социальный мир и сам человек. Гностицизм - мир полностью познаваем. Агностицизм - мир не может быть познан полностью. Виды познания (уровни): 1.Чувственное. Пример: ребенок познает мир. Познать, что огонь горячий, надо прикоснуться к нему. Формы: Ощущение; Восприятие; Представление. Ощущение — отражение реальных свойств и признаков предметов и процессов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека; Восприятие — чувственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств; Представление — обобщенный образ объекта познания, воспроизведенный в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств. 2.Рациональное (логическое). С его помощью человек познает законы развития материального мира. Формы: Понятие; Суждение; Умозаключение. Понятие – логически обобщенный образ предмета. Суждение – форма рационального познания, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Умозаключение – вывод нового знания на основе имеющихся суждений.
Две позиции на соотношение чувственного и рационального познания 1.Сенсуализм (ощущение – основа достоверного познания). 2.Рационализм (вера в разум, сила доказательности). Сферы познания: научное и ненаучное (обыденное, религиозное).
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе. Научное (уровни научного познания):
В ходе познавательного процесса, мы получаем знания о предметах и отношениях. Эти знания могут оказаться истинными или ложными. Истина -это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека: 1.Абсолютная Земля вращается вокруг Солнца 2.Относительная Земля плоская (сейчас, что имеет форму, называющуюся Гео́ид). Приблизительное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Методы познания и характеристика: Эксперимент -исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых условиях. Выдвижение гипотез - выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории. Виды знания и характеристика: Мифологическое - художественно - образный, фантастический, эмоционально выраженный характер. Научное - целостный, системный, объективный, доказательный характер. Обыденное - базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Художественное - строится на образе, основывается на образе эстетических переживаний. Житейское - складывается стихийно, под влиянием повседневного опыта. Религиозное - складывается на основе объяснения мира через присутствие сверхъестественных сил.
Формы научного познания: Научный факт — это отражение и интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом.
Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и процессов. Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением. Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности. Методы научного познания: Научное наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений с целью получения объективной информации о них. Эксперимент (от латинского слова experimentum — проба, опыт) — это исследование какого-либо явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на него. Целью эксперимента может быть как проверка уже существующей научной гипотезы или теории, так и сбор эмпирических данных в начале научного поиска. Анализ — мысленное или фактическое разложение предмета на образующие его элементы, составные части и целью их изучения. Синтез — противоположный анализу метод: мысленное или фактическое объединение разных частей и сторон предмета с целью раскрыть их взаимосвязь в составе целого. Моделирование — воспроизведение характеристик одного предмета посредством другого, специально созданного для этой цели. Объектом научной деятельности в этом случае выступают образцы, макеты, копии изучаемого предмета.
Аналогия — метод научного познания, посредством которого на основе сходства нетождественных объектов по некоторым признакам и свойствам выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях. Абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета с целью выявления и ясного понимания одного из них, наиболее существенного с точки зрения решаемой научной проблемы. Формализация (от латинского слова forma — вид, образ) — отображение результатов познания в точных понятиях, формулах, утверждениях. В ходе формализации уточняются и фиксируются существенные стороны изучаемых предметов и явлений. Формализация тесно связана с абстрагированием. В математике и формальной логике она представляет собой отображение знания в определенном знаковом формате. Идеализация — мысленное создание в сознании исследователя абстрактных объектов, не существующих в действительности (например, понятия «прямая» и «точка» в математике, «идеальный газ» в физике). Математизация — использование различных способов измерения, которые позволяют выражать свойства изучаемых объектов в числовом виде и оперировать этими данными по соответствующим математическим правилам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|