Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Две позиции на соотношение чувственного и рационального познания

Тема: Познание и знание

Знание – это результат познания.

Познание – это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности.

Субъект познания – познающий человек.

Объект познания – весь окружающий природный и социальный мир и сам человек.

Гностицизм - мир полностью познаваем.

Агностицизм - мир не может быть познан полностью.

Виды познания (уровни):

1.Чувственное. Пример: ребенок познает мир. Познать, что огонь горячий, надо прикоснуться к нему.

Формы: Ощущение; Восприятие; Представление.

Ощущение — отражение реальных свойств и признаков предметов и процессов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека;

Восприятие — чувственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств;

Представление — обобщенный образ объекта познания, воспроизведенный в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств.

2.Рациональное (логическое). С его помощью человек познает законы развития материального мира.

Формы: Понятие; Суждение; Умозаключение.

Понятие – логически обобщенный образ предмета.

Суждение – форма рационального познания, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Умозаключение – вывод нового знания на основе имеющихся суждений.

 

Две позиции на соотношение чувственного и рационального познания

1.Сенсуализм (ощущение – основа достоверного познания).

2.Рационализм (вера в разум, сила доказательности).

Сферы познания: научное и ненаучное (обыденное, религиозное).

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научное (уровни научного познания):

Эмпирическое Ø Сбор данных из опытов; Ø Фиксация фактов; Ø Систематизация фактов. факт Теоретическое Ø Обобщение понятий; Ø Формулирование принципов и законов; Ø Создание научных теорий. гипотеза

В ходе познавательного процесса, мы получаем знания о предметах и отношениях. Эти знания могут оказаться истинными или ложными.

Истина -это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека:

1.Абсолютная Земля вращается вокруг Солнца

2.Относительная Земля плоская (сейчас, что имеет форму, называющуюся Гео́ид). Приблизительное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания.

Методы познания и характеристика:

Эксперимент -исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых условиях.

Выдвижение гипотез - выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

Виды знания и характеристика:

Мифологическое - художественно - образный, фантастический, эмоционально выраженный характер.

Научное - целостный, системный, объективный, доказательный характер.

Обыденное - базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

Художественное - строится на образе, основывается на образе эстетических переживаний.

Житейское - складывается стихийно, под влиянием повседневного опыта.

Религиозное - складывается на основе объяснения мира через присутствие сверхъестественных сил.

 

Формы научного познания:

Научный факт — это отражение и интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом.
Особенность научного факта состоит в том, что он может быть подвергнут верификации — проверке, в ходе которой доказывается его истинность. Эмпирический закон — обобщение эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и процессами.

Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и процессов.

Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением.

Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности.

Методы научного познания:

Научное наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений с целью получения объективной информации о них.

Эксперимент (от латинского слова experimentum — проба, опыт) — это исследование какого-либо явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на него. Целью эксперимента может быть как проверка уже существующей научной гипотезы или теории, так и сбор эмпирических данных в начале научного поиска.

Анализ — мысленное или фактическое разложение предмета на образующие его элементы, составные части и целью их изучения.

Синтез — противоположный анализу метод: мысленное или фактическое объединение разных частей и сторон предмета с целью раскрыть их взаимосвязь в составе целого.

Моделирование — воспроизведение характеристик одного предмета посредством другого, специально созданного для этой цели. Объектом научной деятельности в этом случае выступают образцы, макеты, копии изучаемого предмета.

Аналогия — метод научного познания, посредством которого на основе сходства нетождественных объектов по некоторым признакам и свойствам выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета с целью выявления и ясного понимания одного из них, наиболее существенного с точки зрения решаемой научной проблемы.

Формализация (от латинского слова forma — вид, образ) — отображение результатов познания в точных понятиях, формулах, утверждениях. В ходе формализации уточняются и фиксируются существенные стороны изучаемых предметов и явлений. Формализация тесно связана с абстрагированием. В математике и формальной логике она представляет собой отображение знания в определенном знаковом формате.

Идеализация — мысленное создание в сознании исследователя абстрактных объектов, не существующих в действительности (например, понятия «прямая» и «точка» в математике, «идеальный газ» в физике).

Математизация — использование различных способов измерения, которые позволяют выражать свойства изучаемых объектов в числовом виде и оперировать этими данными по соответствующим математическим правилам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...