Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XI. Художественные методы культурно-досуговой деятельности

 

Творческий метод занимает в культурно-досуговой деятельности одно из главных мест в ряду других категорий эстетики. В изолированном виде эта категория не может, естественно, отразить всего художественного богатства и многогранности возможностей в культурно-досуговой деятельности.

Искусство, художественное творчество вообще есть одна из форм познания и преобразования действительности, обусловленная многовековой практикой человечества. Каждый писатель, художник, создавая произведение, руководствуется определенными принципами отражения действительности, выбирает в явлениях окружающего его мира наиболее существенное с его точки зрения и в процессе воспроизведения этих явлений оценивает действительность.

Важным способом воспроизведения действительности в культурно-досуговой деятельности является выбор художественного метода. Представители различных видов искусства всегда отбирают наиболее существенное, определяющее из случайного, которое можно найти разными методами. Без обобщения действительность в культурно-досуговой программе представляется не в ее существенных закономерностях, а как набор случайностей, где всем деталям уделяется одинаковое внимание.

Исторически выработанный и художественно обусловленный способ отражения, творческой переработки и художественного воспроизведения действительности называется творческим методом.

Метод в культурно-досуговой деятельности определяется принципами художественной практики специалистов учреждений культуры. Творческий метод в культурно-досуговой деятельности - понятие конкретно-историческое, он возникает не по желанию и прихоти того или иного ученого или практика, а в процессе возникновения, развития и сохранения традиций данного феномена. Возникновение каждого нового творческого метода - результат значительных изменений в экономической, политической и культурной жизни общества, достижений в области философии, социологии, педагогики, культурологии.

Понятие творческого метода в культурно-досуговой деятельности тесно связано с понятием художественного стиля. Сам термин «стиль» в применении к искусству имеет целый ряд значений. Одно из них используется для обозначения особенностей художественного творчества, присущих определенному художнику (индивидуальный стиль). В культурно-досуговой деятельности творчество коллективное, оно отличается от творчества мастеров искусства и целой группы художников, близких друг к другу по взглядам, манере, способам художественного выражения, совокупностью устойчивых образцов эстетики повседневности, сочетающими образ жизни, глубокое содержание, национальные традиции и художественную форму. Поскольку художественный стиль непосредственно выражает формальные и уже через них содержательные аспекты культурно-досуговой программы, он определяется и своеобразием художественного мышления.

Многообразие индивидуальных художественных стилей и стилевых течений существует в культурно-досуговой деятельности, поскольку они выражают богатое и многогранное жизненное содержание, открывают широкий простор для выявления специалистами своих индивидуальных творческих особенностей, для удовлетворения многообразных эстетических запросов населения. Стиль в культурно-досуговой деятельности - явление историческое, он изменяется с изменением образа жизни людей, общества в целом. Стиль - одна из специфических сторон художественного творчества, в конечном счете определяемый исторической действительностью, социальными и эстетическими позициями специалистов учреждений культуры, их творческими индивидуальными особенностями, содержанием культурно-досуговой деятельности. Он базируется на художественном образе. Известный кинорежиссер Л.В. Кулешов утверждал, что в каждом виде искусства должен быть, во-первых, свой материал и, во-вторых, свой метод организации этого материала. Материалом музыканта являются звуки, которые он организует по времени. Материал художника - цвета, которые он сочетает в пространстве, на поверхности полотна. Материал для создания фильма - это куски планки, а их соединение в творчески найденном порядке является методом их организации.

Великий реформатор театра К.С. Станиславский придавал огромное значение разработанному им творческому методу. Он отмечал: «Основой этого метода послужили изученные на практике законы органической природы артиста. Достоинство его в том, что в нем нет ничего мной придуманного или не проверенного на практике, на себе или на моих учениках. Он сам собой, естественно вытек из моего долголетнего опыта. "Система" принадлежит самой нашей органической природе, как духовной, так и физической. Мы родились с этой способностью к творчеству, с этой "системой" внутри себя. Творчество - наша естественная потребность, и, казалось бы, иначе, как правильно, по "системе", мы не должны бы были уметь творить».

В культурно-досуговой деятельности метод - важнейшая структурная единица. Сложность выбора творческого метода состоит в том, что в культурно-досуговой деятельности используют и социологические, и педагогические, и психологические, и экономические, и правовые, и другие методы. Родовых режиссерских методов в культурно-досуговой деятельности только три: театрализация, иллюстрирование и игра и один метод драматический - монтаж, имеющий различные виды: ассоциативный и конструктивный.

Природу родовых методов культурно-досуговой деятельности определяют специфика отношений субъекта и объекта в условиях досуга и многообразные выразительные средства, позволяющие раскрыть творческие возможности личности в условиях учреждения культуры. Поэтому методы культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как определяемые целями способы воплощения содержания в доступной, интересной форме. Отсюда сложность в умении отобрать и использовать наиболее точные творческие методы культурно-досуговой деятельности.

Проведенный нами опрос показал, что из трех родовых методов культурно-досуговой деятельности специалисты учреждений культуры в городе в совершенстве владеют одним методом: театрализации -53,8%, иллюстрирования - 29%, игры - 16%, а двумя методами и более - 38% опрошенных. В сельской местности результаты следующие: театрализацией владеют 36,4%, иллюстрированием - 21,3%, игрой - 44,2%, а двумя методами и более - всего 27%. Другие методы, используемые в культурно-досуговой деятельности, условно следует разделить на две группы, обеспечивающие функционирование организаторской и методической деятельности.

Организаторскую деятельность обеспечивают прежде всего экономические и административно-правовые методы. Экономические методы (хозяйственный расчет, разные формы материального стимулирования и др.) занимают 12% в системе методов, используемых в технологии культурно-досуговой деятельности. Административно-правовые методы управления регулируют взаимоотношения органов управления и специалистов и сотрудников учреждений культуры. Эти методы направлены на создание оптимальных условий деятельности учреждений культуры

Правовой метод - научный метод, основанный на равноправных и взаимовыгодных отношениях сторон. Анализ показывает, что административно-правовые методы являются пока тормозом в организаторской деятельности. Пока здесь наиболее широко используют метод логических рассуждений, структура которого включает: ясное понимание проблемы, требующей решения; учет различных альтернативных решений; сбор любых фактов, способных помочь в выборе конкретной альтернативы; взвешивание собранных фактов и здравая оценка их при выборе окончательного курса действий. Метод логических рассуждений - это системный, опирающийся на факты подход к решению стоящих перед учреждениями культуры проблем. Применение этого метода позволяет свести к минимуму количество неверно принимаемых решений.

В методической деятельности используются методы, органически вытекающие из ее природы. Наиболее эффективным считается ритуально-обрядовый метод, на который пока приходится всего 28% удельного веса. Эффект этого метода в том, что в период подготовки и проведения праздников и обрядов он регулирует поведение участников, способствует содержательно-эмоциональному подъему, созданию праздничной атмосферы. К сожалению, пока существует целый ряд методов, выпадающих из практической деятельности учреждений культуры, и прежде всего метод ориентирующей ситуации. Этот метод может быть продуктивен, ибо он характеризуется созданием условий для деятельности, в которой специалист учреждения культуры может непосредственно не участвовать в каком-то деле, а доверить его активистам.

Высока эффективность и у метода изменения или сохранения ролевых элементов, который функционирует на основе исполнения роли, регулирующей деятельность и поведение людей, их исполняющих. Этот метод позволяет участвовать в работе учреждений культуры всем желающим, раскрывает новые качества личности, предъявляет к личности высокие требования, формирует новые интересы и потребности.

В специфических способах творчества в учреждениях культуры существенным образом отражается логика художественных идей. Это значит, что различные творческие методы, используемые в учреждениях культуры, имеют свои технологические корни.

При выборе творческих методов подготовки и проведения различных культурно-досуговых программ следует опираться на различные модификации использования непосредственных методов, дополняющих палитру структуры технологии культурно-досуговой деятельности.

Наиболее эффективен в технологическом отношении сюжетно-ролевой метод, который функционирует на основе исполнения роли, определяемой сюжетной коллизией, которая регулирует деятельность и поведение людей, их исполняющих. С помощью этого метода может осуществляться эффективная подготовка программ практически всех типов, что позволяет вовлечь в работу учреждений культуры всех желающих, раскрыть их таланты в процессе культурно-досуговой деятельности.

Данные свидетельствуют, что 63,4% посетителей отвергают прямые методы воздействия на аудиторию, а 30,3% считают, что они готовы ходить в учреждения культуры, если там будут использованы опосредованные методы воздействия. В результате развития современных технологий средств связи растет число пользователей Интернета, стали доступны многие источники информации. В культурно-досуговой деятельности необходимо использовать современные телекоммуникационные технологии не вместо лекций, а в помощь лектору; не вместо учебных, экспериментальных, лабораторно-творческих, студийных занятий (в учебном заведении, коллективе, кружке, семинаре), а для этих занятий.

Опыт показывает, что для того, чтобы выбрать верный метод для культурно-досуговой программы, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения, понимать специфику той или иной конкретной формы программы, надо еще уметь использовать педагогический потенциал родовых режиссерских методов иллюстрирования, театрализации и игры, с помощью выразительных средств которых создается зрелище - решается серьезная, актуальная социально-педагогическая и психологическая задача.

В научной литературе до сих пор есть разночтения в понятии этих методов. Д.М. Генкин неоднократно отмечал, что нередко под театрализацией понимают «иллюстрирование каких-либо положений, высказываемых в ходе тематического вечера песней, танцем, художественным чтением и кинофрагментом, театральным действием» т.е. одно понятие подменяют другим.

Автор выяснил, что 2,5% специалистов учреждений культуры считают, что театрализация - это всего лишь декоративно-музыкальное оформление клубных мероприятий и праздников, художественная иллюстрация каких-либо положений, что допустимо внесение элемента театрализации и в практику деятельности оркестра народных инструментов, что элементы художественного иллюстрирования или театрализации могут быть включены в структуру игровой клубной программы и т.д. По сути, во всех случаях ставится знак равенства между понятиями «театрализация», «иллюстрирование», «игра». Поэтому и отсутствует единое понимание методики создания и проведения культурно-досуговых программ. Иллюстрирование, театрализация и игра - способы художественного решения темы, их нельзя «ввести» в программу, ибо с их помощью она создается, реализуется драматургический и режиссерский замыслы. Вот почему исследование этих методов имеет важное принципиальное значение для теоретического и практического осмысления всей методики подготовки и проведения культурно-досуговых программ.

Художественное решение темы в культурно-досуговой программе осуществляется в виде образной совокупности из различных видов искусства и способов, позволяющих художественно организовать драматургический материал, соподчинив используемые выразительные средства поставленной цели.

Д.М. Генкин считал, что именно «художественная пропаганда в клубе предполагает разработку драматургии театрализованных форм работы». Кстати, он же далее указывает на равнозначность для клубной методики и иллюстрирования и театрализации, отказывая почему-то игре в праве на драматургическую организацию. Методы иллюстрирования театрализации и игры совместно с драматургическим методом - монтажом соединяют выразительные средства в соответствии с темой и творческим замыслом постановщика. Важно определить меру и порядок использования различных художественно-выразительных средств, составляющих «строительный материал» культурно-досуговой программы.

Выбор режиссером-постановщиком метода иллюстрирования или театрализации, или игры зависит весьма ощутимо от правильно найденного метода монтажа (конструктивного или ассоциативного). Иллюстрирование, театрализация и игра как способы режиссерской организации материала имеют различную природу и специфические особенности. Однако они едины в своем предназначении с драматургическим методом монтажа добиться активизации аудитории, создать необходимые условия для участия максимального числа зрителей в программе.

Подробно рассматривая понятия режиссерских родовых методов культурно-досуговой деятельности, автор подчеркивает приоритетное значение содержания культурно-досуговой программы. Подлинная суть театрализации в современных досуговых программах - поиски художественного образа для передачи содержания. Художественный образ и подчиняет себе все используемые компоненты (выступления очевидца события, поэтические, прозаические и т.п.). Иллюстрирование, т.е. показ содержания, его демонстрация в документальной, или схематически-предметной форме, это воспроизведение информации в какой-либо зримой форме восприятия. Следовательно, в усилении звучания основной темы, ее воздействии на зрителей и состоит суть иллюстрирования как одного из ведущих методов создания культурно-досуговых программ, особой организации содержания информационного материала. Под методом иллюстрирования подразумевается синтез различных эмоционально-выразительных средств, призванных сделать материал зримым, доступным, воздействующим через рациональное на эмоциональное начало личности. Во всех случаях в рамках однородного по содержания информационно-развивающего материала иллюстрирование средствами документа и предмета создает зримый образ практически каждой формы культурно-досуговой программы. При этом оно не просто вносит элемент зримого восприятия содержания программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована, т.е. показана, разнообразными выразительными средствами по-разному.

Предпочтение, которое режиссер-постановщик отдает при подготовке различных типов культурно-досуговой программы, эмоциональной или рациональной стороне зависит от содержания программы, от характера контакта с аудиторией. Одна группа аудитории учреждения культуры предпочитает театрализованные формы, другая -иллюстрированные методы подачи материала, а третья - участие в игре. Например, в лекции, которая является методом распростране­ния знаний и формой культурно-досуговой деятельности, использовался метод иллюстрирования в единицах: книжных выставок, фото-стендов или экспозиций репродукций и художественного чтения, музыки.

В основе своей эти же принципы относятся и к театрализации. Поэтому далее они будут освещены в несколько ином ракурсе. Родовые методы в учреждениях культуры приобретают «многомерную конфигурацию», которая обусловливает их особую сложность, неоднозначность и противоречивость многих тенденций, значительный «поисковый разброс», затрудняющий видение общей перспективы развития. Главное здесь то, что родовые методы пронизывают всю деятельность учреждений культуры, органично соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.

За последние годы культурология добилась определенного приращения знаний о художественности в деятельности учреждений культуры. Расширились представления о закономерностях творчества, о структуре, общественно-инициативном характере художественно-эмоционального воздействия на зрителей-слушателей в художественно-публицистической программе.

Метод театрализации наиболее близок художественно-публицистической программе, потому что располагает теми же выразительными средствами, но главное - это наличием композиции, которая ставит все выразительные средства на принципах художественности. Метод театрализации призван создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий на художественно-публицистической программе будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем. В такой ситуации человек в массе, вместе с другими, проникается общим настроением, его увлекают единый порыв, коллективное устремление и действие.

Методы иллюстраций и театрализации в синтезе используются в различных комплексных формах, таких, как праздник, обряд, ритуал, тематический вечер и т.д. Следующий режиссерский родовой метод культурно-досуговой деятельности - игра, который слабее разработан теоретически и чаще применяем на практике.

Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Главные недостатки этой трактовки игры таковы. Первое: она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры - это лишь отклик психоаналитической теории игры. Второе: интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности мыслить значениями является сугубо интеллектуальной. И наконец, третье: превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действий в мнимой, т.е. воображаемой, ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, эта теория, неправомерно суживая понятие игры, произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок, не создавая никакой мнимой ситуации, разыгрывает какое-нибудь действие, непосредственно извлеченное из реальной ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций этого действия. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Серьезный дефект этой теории состоит в том, что она рассматривает игру как действие созревших функций, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях. Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и усложняясь в своем сюжетном содержании, принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре - искусстве актером являются лишь немногие люди.

Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением мира и связана с силой творчески-преобразующей потребности. Умение играть - это обязательно показатель культуры как личности, так и общества в целом. Мир игры действует по своим законам, нормам и отношениям.

Стремление «человека играющего» к максимальному творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала становится возможным при обеспечении индивидуализации, через которую личность и проявляет свое «я» в игре. На теоретическом уровне исследования игрового знания определились в том, что игровое поведение личности обладает двумя потенциалами: проявления своей индивидуальности и социализации. Это значит, что движущей силой игры является ситуация противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения.

Для более точного научно-теоретического понимания сущности потенциала игровой культуры личности, самой возможности проявления этого потенциала в условиях культурно-досуговой программы необходимо обратить внимание на выделенность, особенность игровой культуры в общем, динамическом потоке человеческой жизнедеятельности.

В этом смысле интересно определение игры, данное И.В. Жежко: «Игра - это энергия освобожденной мысли, концентрация воли и усилий коллектива людей на конкретной, жизненно важной задаче, это подлинная заинтересованность в ее решении, сначала в рамках игрового действия, а потом и на практике. Такая атмосфера создается организаторами игры не только за счет привлечения людей, причастных к поставленной проблеме, но и путем формирования определенной мотивации участников, особой игровой атмосферы: конфликта позиций, интеллектуального состязания, постановки предельных по сложности задач и т.п.».

Игровое поведение личности как творческая активность, очерченная границей самоценности, полно и открыто находит свое выражение в программе. Поэтому, на наш взгляд, игровая культура личности проявляется в наличии собственного социокультурного потенциала, основу которого составляют творчески преобразующие умения личности: принимать на себя ответственность и владеть творческой инициативой; раскрыть способность к творческому мышлению, воображению, многовариативности принимаемых игровых решений; развивать способность самовключения в игровое взаимодействие.

В культурно-досуговой программе ориентированность на игровую культуру личности означает наличие у участников игры определенных умений и способностей, где перечисленные умения и способности, представляемые как одно целое, образуют содержание игровой культуры личности. Следующая совокупность предпосылок охватывает непосредственно область технологии культурно-досуговой деятельности, а именно: процесс освоения личностью умения и способов, в основе своей составляющих предметный состав игровых взаимодействий.

В условиях культурно-досуговой программы самосознание личности приобретает качественную характеристику, т.е. придает процессу самосознания творчески-преобразующий характер. Способность человека распространить свое сознание на будущее - это и есть игра, фантазия, творчество. Эти три понятия неразрывно связаны друг с другом, когда в исследовании идет речь об игровой деятельности человека. Исследуя метод игры, ученые отмечали, что в ней наиболее удачно сочетаются информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие особой силой воздействия на мысли и чувства человека.

Сегодня в нашем обществе формируется иное понимание сущности культурно-досуговой деятельности и, соответственно, новый качественный подход к использованию метода игры. Для того чтобы игра прошла успешно, следует неукоснительно соблюдать следующие правила: никогда не подсмеивайтесь над неудачными действиями игроков или, что еще хуже, какими-то их недостатками; не сокрушайтесь по поводу чьего-либо проигрыша, руководствуйтесь принципом «важна не победа, а участие»; умейте корректно вывести человека из игры, если он мешает, ускорить, замедлить, остановить действие, если оно пошло не по тому руслу.

Итак, игра - это непрерывное постоянно развивающееся действие, во время которого ведущий комментирует реакцию участников, сопровождая комментарии шутками, веселыми репликами, следит за точным соблюдением правил (иначе зрители потеряют интерес и доверие к происходящему). При этом ведущему нельзя забывать, что игре участвуют не все, и, чтобы остальным не стало скучно, необходимо постоянно освещать для них ход игры, не затягивать игровое действие: как только игра начнет надоедать, следует переходить к другой. Игровое театрализованное действие - это эмоциональная реакция, активный действенный отклик на событие, дающее человеку возможность персонификации, опробования себя как личности в различных ролях. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Однако необходимо отметить, что и массовая игра требует четкой организации со стороны сценарно-режиссерской группы. Очень важно в игровом действии избежать копирования жизни, повторения или иллюстрирования реально произошедших событий. Задача режиссера-постановщика состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу в прошлом.

В искусстве различают такие понятия, как игра драматическая, игра и контригра, игра и предыгра, игра немая, игра сценическая, игра языковая. Для того чтобы понимать актерскую игру, актеру, как и зрителю, необходимо уметь соотнести процесс глобального высказывания (язык жестов, мимику, интонацию, качество голоса, ритм дискурса) с произносимым текстом или складывающимся сценическим положением. Игра распадается на серию знаков и единиц, которые обеспечивают состязательность представления и интерпретацию текста. В игре должны присутствовать и вымысел, и маска, и ограниченность площадки сцены, и условности. Достаточно обратиться к опыту итальянской комедии масок дель арте как хорошей школы для воспитания игровой сценической импровизации или ролевой игре и психодраме Морено, которые предлагают выйти за пределы узкопсихологической концентрации. Термин В. Мейерхольда «предыгра» так подготавливает зрителя к восприятию сценического положения, что зритель все подробности такового получает со сцены в таком проработанном виде, что ему для усвоения смысла, вложенного в сцену, не приходится тратить никаких усилии. Опираясь на импровизационно-творческий характер игрового действия, надо рассматривать его как одно из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, как возможный путь обучения типам поведения, воспитания структуры эмоций. Именно поэтому игровое действие не может носить беспочвенный характер, а обязательно должно опираться на социальный опыт конкретной ситуативной общности.

Метод игры в практической деятельности учреждений культуры трансформируется иногда и в форму культурно-досуговой деятельности или, точнее, игровые программы. Игровые программы представляют собой элементарный набор игр. Они несложны структурно, с ограниченным количеством задействованных исполнителей, позволяют в наибольшей мере строить ход действий в импровизационном плане. Степень подготовки таких программ значительно проще других.

Существуют комплексные программы, где игры используются как одно из средств выразительности. Игры в данных программах чередуются с различными средствами: музыкой, танцами, конкурсами и т.д., что заполняет перерывы, содействует знакомству, вовлечению участников в происходящее действие, созданию условий для дружеского общения, снижению напряженности, обогащению и разнообразию программы. В сюжетно-тематических игровых программах игры выступают ведущим выразительным средством, подчиняя себе все остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно объединено игровой ситуацией. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает стройность, законченность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...