Хотелось бы более подробно остановиться на блоке изменений, касающихся закупок строительных работ применительно к электронному аукциону.
Доклад на публичных обсуждениях Правоприменительной практики Тульского УФАС России .
Тема публичных обсуждений: Изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Прошедшим летом в Закон N 44-ФЗ внесены масштабные изменения. Хотелось бы более подробно остановиться на блоке изменений, касающихся закупок строительных работ применительно к электронному аукциону. С 1 июля 2019 года введено правило, согласно которому, если закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства в документацию о закупке необходимо включать утвержденную проектную документацию, (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют два случая: · подготовка проектной документации по законодательству не требуется; · проектирование входит в предмет контракта. При этом дополнительно составлять техническое задание, в том числе указывать функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки нет необходимости.
Если в состав документации о закупке включена проектная документация, в первой части участник закупки представляет только согласие на выполнение работ на условиях документации, которое дается с использованием средств электронной площадки. Иные документы и сведения, в том числе согласие в виде отдельного файла, требовать в составе первой части заявки запрещено (часть 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Стоит отметить, что положениями Градостроительного кодекса РФ предусмотрены случаи, когда Заказчик при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства".
Позиция центрального аппарата ФАС России сводиться к тому, что смета на выполнение работ является частью проектной документации, следовательно, если смета включена в состав документации о закупке, требовать указания в заявке характеристик товара неправомерно. Кроме этого, нельзя требовать представления в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, предусмотренным частями 2, 2.1 статьи 31 Закона, так как участник закупки представляет их оператору электронной площадки, а тот рассматривает вопрос об их размещении в реестре участников. После проведения аукциона оператор направит указанные документы заказчику одновременно со вторыми частями заявок и они подлежат рассмотрению в общем порядке (часть 8.2 статьи 66 Закона). Особенностью проведения электронного аукциона на закупку строительных работ в случае, если в документацию включена проектная документация является так же то, что участник, выразивший согласие, считается допущенным к участию в аукционе, и оформление протокола рассмотрения первых частей заявок не требуется (часть 10 статьи 67 Закона) При этом первые и вторые части заявок поступают заказчику для рассмотрения после проведения аукциона. Если в документацию о закупке включена проектная документация, электронный аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Об этом необходимо помнить при формировании условий документации об электронном аукционе (часть 3 статьи 68 Закона). При закупке строительных работ увеличилась до 2 миллиардов рублей начальная (максимальная) цена контракта, при которой возможно проводить «короткий аукцион». Кроме этого, хотелось бы остановиться на новеллах Закона о контрактной системе при закупке работ строительных при изменении контракта:
- Предусмотрена возможность изменения стоимости контракта на выполнение строительных работ не более чем на 10% при изменении (увеличении) объема работ, а также при осуществлении новых видов работ. - В случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию (если контракт заключается на срок не менее года и его цена соответствует значению, установленному Правительством РФ) возможно увеличить сроки выполнения работ и цену контракта не более чем на 30 %. Указанное изменение применяется по решению органа власти. - Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию либо если по вине подрядчика контракт не исполнен в установленный срок. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика условием такого изменения является оплата подрядчиком штрафных санкций и представление надлежащего обеспечения исполнения контракта.
Необходимо также рассмотреть изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). - Заказчики вправе заключать контракт с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона на сумму до 300 000,00 рублей (годовой лимит такой закупки не изменился); по пункту 5 части 1 указанной статьи – на сумму до 600 000,00 рублей (имеются изменения годового лимита такой закупки). - Исключена необходимость размещения в ЕИС извещений об осуществлении закупки у единственного поставщика, а также составления отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки и обоснования существенных условий контракта. - Отменена необходимость проведения внешней экспертизы при всех закупках у единственного поставщика. - Стало больше возможностей изменить по соглашению сторон существенные условия контракта, например срок его действия, цену при осуществлении закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона (услуги естественных монополий, коммунальные услуги, содержание нежилых помещений, услуги энергоснабжения, аренда и т.п.).
Помимо изложенного, хотелось бы отдельно остановиться на возникающих у заказчиков вопросах, связанных с изменениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также осветить ряд таких изменений. 1. Обеспечение гарантии качества товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства). Частью 1 статьи 96 Закона определено, что заказчиком в извещении, документации закупки, проекте контракта устанавливается, в том требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона. Учитывая, что заказчик вправе установить требование к гарантии качества товара, работы, услуги (часть 4 статьи 33 Закона), то требование обеспечения гарантийных обязательств устанавливается в зависимости от наличия в документации о закупке требования к гарантии качества товара, работы, услуги. Иными словами требование об обеспечении гарантийных обязательств не подлежит обязательному установлению при проведении всех закупок Заказчиком.
2. Расчет размера обеспечения исполнения контракта по результатам закупки для субъектов малого предпринимательства осуществляется от фактической цены контракта, предлагаемой участником закупки, а не от начальной (максимальной) цены (часть 6 статьи 96 Закона). Участник, с которым заключается контракт по результатам закупки для субъектов малого предпринимательства, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления информации о свое «добросовестности»: информации об исполнении без применения штрафных санкций в течение трех лет до даты окончания подачи заявок трех контрактов, сумма цен которых должна быть не менее начальной (максимально) цены закупки (часть 8.1 статьи 96 Закона).
Указанная информация предоставляется до заключения контракта.
Здесь необходимо отметить ряд других изменений Закона относительно порядка предоставления обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта. - Для обеспечения заявок теперь допускается использовать банковскую гарантию. При этом необходимо указывать в документации о закупке требования к такой банковской гарантии. - Изменилась формулировка требований к сроку действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта: срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц (ранее – срок действия контракта). Необходимо отметить, что изменение указанной формулировки, в том числе установление повышенного срока, будет являться нарушением требований Закона. - Теперь заказчиком в контракт должно включаться условие о предоставлении исполнителем нового обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва у банка лицензии (непозднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение) (часть 30 статьи 34 Закона). - Установлен предельный срок возврата денежных средств, представленных в качестве обеспечения исполнения контракта: срок возврата заказчиком денежных средств не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств по контракту, в случае проведения закупку у СМП и СОНКО – 15 дней. Указанная информация подлежит обязательному включению в контракт.
3. Появилась возможность заключить новый контракт без проведения закупочных процедур в случае расторжения контракта. Так предусмотрено, что в случае расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт со вторым участником закупки, при наличии согласия такого участника закупки. Однако, в случае, если заказчик отказался от заключения контракта в связи с существенным нарушением его исполнения, заключение контракта с участником закупки, следующим за победителем, возможно исключительно при наличии решения контролирующего органа о включении информации о лице, нарушившем условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (часть 17.1 статьи 95 Закона).
4. С 1 июля закупки неопределенного объема можно проводить для всех объектов закупки (работы, услуги), кроме лекарств (для них такая возможность появится только с 1 октября 2019 года). При этом необходимо рассчитать цену за единицу, сумму цен единиц и указать максимальное значение цены контракта. В проект контракта включается порядок определения количества товаров (объема работ или услуг) на основании заявок заказчика.
5. Внесены изменения и в порядок проведение электронного аукциона Ранее неоднозначно воспринимались как заказчиками, так и участниками закупок положения части 6 статьи 68 Закона N 44-ФЗ. Стоит напомнить старую редакцию указанной части 6 статьи 68 Закона N 44-ФЗ «Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем сто рублей». Изменениями в Закон слова «не менее чем сто рублей» исключены.
6. В настоящее время исключена обязанность заказчиков составлять и размещать в ЕИС отчеты об исполнении контракта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|