Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтология Аристотеля.Учение о форме и материи




Общее понятие о философии и ее предмете

Философия это наука о сущем в целом, отвечающая на вопрос вопрошания. Она возникла в 7-8 в до н.э. в древней Греции в полисах расположенных в Малой Азии., в городах эфес, Милет. Предметом Ф является система «человек-мир». Эта система включает также в себя Человек-космос,Человек-человек,Человек-природа,человек-общество,человек-его самосознание.Функции Ф:мировозренческая(создание картины мира, Выявление его сущностных сторон)онтологическая(исслед. Быия),гноссеологическая (Опред смысла,сущности,границ позновательной деятельности),аксиологическая(ценности бытия), гуманистическая(Формир-ние позитивных сценариев жизни),культурно-воспитательная,интегрирующая.

 

Структура философии

онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия); гносеология (теория познания); эпистемология (методология научных исследований);философская антропология (человековедение);аксиология (учение о ценностях);праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром); социальная философия (учение об обществе и культуре).

 

Различные интерпритации историко философского процесса

Можно выделить три основных подхода к рассмотрению истории философии:
1. История философии как непрерывный прогресс познания. Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел крупнейший немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (начало XIX в.). По его мнению, многообразие философских систем предполагает их внутреннее единство. Таким образом, признается ценность каждой философской системы, но в то же время подчеркивается ее относительность. Философия каждой новой эпохи все лучше и лучше понимает мир. Завершением этого процесса постепенного приближения к истине Гегель считал свою философскую систему.
2. Философия как выражение общественного сознания. Эта точка зрения берет начало в работах К.Маркса (середина XIX в.). Философия, согласно этому подходу, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Предполагается, что каждый крупный философ сознательно или бессознательно отражает наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества.
3. Философия как дело отдельной личности. Этот подход также называют персоналистическим, то есть личностным.Философы настаивают на личном, субъективном характере философии, на присутствии личности философа во всем его учении. Философия — это стремление личности установить согласие с самим собой и с окружающим миром, это форма реализации его собственной сущности. Каждая личность создает свою философскую систему. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Таким образом, в философском знании какой-либо прогресс отсутствует.

 

Возникновение древнегреческой философии.

Древнегреч. Ф включает в себя 3 этапа: ранняя Ф(милетцы,элейцы) 6-5 в до н.э.; Античная или классическая Ф (Сократ,Платон) 5-4 в до н.э.; Эллинистическая Ф (Стоики,Эпикурейцы) 4-1 в до н.э.

Вся Ф основана на противопоставлении понятий Космос(Гармоничное)—Хаос(Беспорядочное).В гармонии суть прекрасного. Основные темы рассматриваемые древнегреческим философом: первоначала,бытия и небытия, всеобщее благо Сократа,Идеи Платона.

Философия милетской школы.

Основная изучаемая проблема-первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир.Представители:Фалес,Анаксимандр,Анаксимен.Фалес первоисточником счиал воду,т.к. она присутствует во всем, меняет агрегативное состояние, преодолевает земное притяжение Анаксимандр выразил идеи о зоогонии-концепции зарождения всегоживого.он полпгал что был океан с живыми существами. Часть океана пересохла и живые существа вышли на землю. Анаксимен полагал что основа мира это воздух, т.к. меняет агрегативное состояние.

 

Учение о логосе и диалектике Гераклита.

Логос-закон,правило.речь.слово.Гераклит считал что логос-это закон стоящий над нами.Путем к логосу является Ф. Истина независима от субъективных мнений всех людей,она есть логос.Достигнуть истинного познания возможно только через общение со вселенским разумом,именно потому что каждая вещь подлинно познается лишь в органической связи со всем. Единое сущее,лежащее в основе всего есть истина,сущность всех вещей.

Диалектика-это свойство нашего мира развиваться через противоположности.Примером явл лук и лира.Одно и тоже устройство несет различные последствия.

Все рождается и изменяется через борьбу и конфликт противоположностей.Гармония возникает в рез-те борьбы.

Элейская школа философии.

Это древнегреческая школа конца 6-нач 5 в до н.э. Основные направления: космология-наука о законах космоса,его структурных элементах,особенностях существования; космогония-наука о зарождении космоса и оьбстоятельств которые к этому привели; натурфилософия- филосфия природы,окруж.мира. Представители данной школы: Парменид,Ксенофонт,Зенон,Мелисс. Философы разрабатывали теоретические учение о бытие.Они считали что следует доверять только разуму.Он нас учит,что небытия нет. Бытие едино и неподвижно.

 

Античный атомизм.

Атомизм был создан Левкиппом и Демокритом. Согласно их учению существуют только атомы и пустота.Атомы- мельчайшие неделимые сущности,обладающие формой. Атомы бесчислены,т.к. пустота бесконечна.Они являются первоначалом всего сущего.Демокрит предложил вариант механистического объяснения мира.Целое у него представляет собой сумму частей,а беспорядочное движение атомов,их столкновение оказывается причиной всего сущего.

 

Нравственная философия Сократа.

Сократ родился в 469 г до н.э. в Афинах. Он размышлял о сущности человека.Человек-это душа.В особой заботе нуждается не тело,а душа.Высшая задача воспитателя научить людей выращивать душу,стремление к добродетели.Добродетель- то что делае несто благим и советшенным.Это знание и познание,в то время как порок-лишенность знаний,а значит невежество.По мнению Сократа познание есть необходимое условие благого дела,доброго поступка,если не знаешь блага,то не знаешь как действовать во имя добра.

 

 

Учение об идеях Платона

Учение об идеях - центральный элемент философии Платона. Он трактовал идеи как некие божественные сущности. Они - вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только постольку, поскольку они отражают ту или иную идею, поскольку та или иная идея в них присутствует. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, к которой стремятся существа чувственного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии.

 

Онтология Аристотеля.Учение о форме и материи

Аристотель исходит из доверия к чувственному опыту.Предмет познания-бытие.Любое знание начин с ощущений.Оно есть то,что способно принимать форму чувственно воспринимающих предметов без их материи.Разум же усматривает общее в еденичном.Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущенийв силу изменьчивости вещей.Истинное знание есть понятие.

Аристотель считал материю вечной,неуничтожимой.Чтобы из нее возникли вещи необходимо предать форму.Форма- это стимул,цель,причина становления многообразных вещей.Форма и материя неразрывно связаны между собой.Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом.Т.о.Аристотель подходит к идеи единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и формы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...