Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были, (3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя
15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится
3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую
письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из
14 заданий (2–14).
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),
числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его
и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали,
работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из двух предложенных
заданий (15.1, 15.2) и дайте письменный развёрнутый
аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Экзаменационная работа. Вариант 002
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
- (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята.
- (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом... (8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10) Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12) Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13) Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев – сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19) Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20) Какой Радищев?
(21) Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24) Да и сами они только этого и желали.
(25) Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26) Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27) Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28) Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29) Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30) Дети, маленькие мужики – школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
(По Л.Улицкой)
Улицкая Людмила Евгеньевна – современная российская писательница.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр
Или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа
В тексте работы.
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему общение с деревенскими ребятами развеяло у учителя студенческие иллюзии?»
1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве.
2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.
3) Деревенские ребята в большинстве своём были неграмотными.
4) Кроме литературы, ему ещё приходилось преподавать географию и историю.
Ответ: ________________
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калинова Вологодской области преподавать русский язык и литературу..
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев – сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
Ответ: _________________
4 Из предложений 5– 8 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «приближение».
Ответ: __________________
5 Из предложений 28 – 30 выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?
Ответ: __________________
6 Замените просторечное слово «впрямь» в предложении 19
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: __________________
7 Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________
8 Выпишите грамматическую основу предложения 29.
Ответ: ___________________
Среди предложений 25 – 31 найдите предложение
с обособленным
приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были, (3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
Ответ: ______________
Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ____________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными сочинительной связью. - Детство у них давно закончилось,(1)они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,
(2) и даже те немногие,(3)кого матери отпускали в школу,(4)как будто испытывали неловкость,(5)что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 1 – 7 найдите сложное предложение
с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
Среди предложений 13 – 17 найдите
сложное предложение с
бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3 
Воспользуйтесь поиском по сайту: